«Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов воспитательно – образовательного процесса»
материал по физкультуре

 «Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов воспитательно – образовательного процесса»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов воспитательно – образовательного процесса»

                                                                                                                                                                                               

Взаимодействие учителя и ученика на уроках физической культуры.

Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте оно представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

В физическом воспитании определены роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.

Одной из важных характеристик педагога, является коммуникативные способности учителя. Проблема совершенствования учебного процесса по физической культуре всегда останется актуальной. Решение этой проблемы во многом определяется совершенствованием эффективности общения педагогов и учащихся.

Педагогическая психология всегда уделяла  внимание вопросам общения в учебном процессе. Но, обычно, в исследованиях изучались вопросы педагогического общения в ходе обучения дисциплинам, ведущим компонентом содержания которых являются предметные научные знания, а не способы деятельности, как на занятиях по физической культуре. Разумно предположить, что здесь есть своя специфика. Педагоги физическй культуры и педагоги общеобразовательных дисциплин используют в учебном процессе сходное соотношение разных видов средств

Педагогического словесного общения. Что касается несловесного общения, то педагоги физической культуры используют на учебных занятиях существенно меньше акустических, и вдвое больше тактильных средств, чем педагоги общеобразовательных дисциплин. Таким образом, приемы и формы речевого общения следует рассматривать как объективный показатель стиля руководства учителя физической культуры.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ФОРМА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУУЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ

Общение-широкое и ёмкое понятие. Это осознанное и неосознанное,

вербальная и невербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду.  Общение многолико: оно имеет много форм. Педагогическое общение –это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе

обучения и воспитания) имеющее определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.

Педагогическое общение направлено не только на само взаимодействие, и на обучающихся в целях их личностного развития, но и на то, что является основным для самой педагогической  системы –на  организацию  освоения  учебных  знаний  и формирование  на  этой  основе  умений. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических средств.

Педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся. Оно определяется тройной ориентированностью: личностной, социальной, предметной.

МЕТОДИКА САМООБУЧЕНИЯ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Неумение общаться и решать в процессе общения разнообразные вопросы свойственно не только детям, но и нам самим как учителям и воспитателям, и, до тех пор, пока мы сами этому не научимся, вряд ли можно рассчитывать на то, что мы сумеем обучить этому детей

Умение педагога общаться с детьми иногда трактуется как способность учителя правильно излагать и разъяснять учащимся материал на занятиях, разговаривать с детьми на интересующие их темы. Это, конечно, входит в структуру педагогических коммуникативных способностей, но сами способности к соответствующим умениям и навыкам не сводятся. Кроме перечисленного, наличие педагогических способностей к общению с детьми предполагает:

1. Способность правильно понимать ребёнка, видеть

вещи его глазами.

2. Способность видеть в нём равноправную личность.

3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны учеников и воспитанников.

4. Умение не обманывать, не хитрить, всегда и везде говорить

только правду.

5. Умение оказывать на учащихся необходимое педагогическое влияние.

6. Овладение чувством юмора.

7. Владение словом

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ  НАУРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими —это все коммуникативные умения. Такие умения условно можно разделить на три группы: собственно-коммуникативные, дидактические и ораторские.

Собственно-коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения. Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлеченность ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает прежде всего культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.

На практике в школе коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражалась в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды.

Коммуникативная деятельность педагога физкультуры проявлялась:

в формах обращения учителя к учащимся;

-в тоне обращения;

-в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);

-в мотивах общения.

На уроке физической культуры, используются как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения.

Педагоги физической культуры и педагоги общеобразовательных дисциплин используют в учебном процессе сходное соотношение разных видов средств словесного общения. Что касается несловесного общения, то педагоги физической культуры используют на учебных занятиях существенно меньше акустических, и вдвое больше тактильных средств, чем педагоги общеобразовательных дисциплин. В этом специфика педагогического общения на уроках физической культуры

 -установить личные связи между учителем и активом учеников;

-контакты с советом коллектива физической культуры и его комиссиями, судьями.

По моему мнению, культура педагогического общения учителя физической культуры должна иметь такие отличия:

––неукоснительно соблюдать профессиональную этику общения, в любой ситуации координировать свои действия;

–быть хорошо подготовленным к любому диалогу с любым человеком по всем вопросам, входящим в круг вашей профессиональной компетентности;

–гнев никогда не должен затмевать ум и душу: только предельное терпение, настойчивость и внимание смогут помочь с честью решить поставленные задачи;

–учитель должен сам уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении;

–надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не получается или получается плохо;

–быть чутким в общении

–быть отважным в общении –это значит не теряться и не смущаться в любой обстановке, какой бы сложной и непредвиденной она ни была;

–следует всегда трезво оценивать действительность, в том числе и собственные удачи, чтобы не впасть в манию величия, не зазнаться после нескольких успешных шагов педагогической деятельности, и неудачи, чтобы, не опуская рук, суметь преодолеть их. То есть, педагогическое общение не является самоцелью, оно средство воспитания, развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства.

Эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры повышается при его построении на основе учета педагогической культуры учителя. В условиях личностно-ориентированного образования необходимым фактором эффективного воспитательного процесса является самовоспитание учителя.

Очень важным элементом в педагогическом общении, является педагогический такт.

Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного учащегося, определить его состояние и с учётом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую

форму воздействия на учащегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение.

Тактичный учитель будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не

покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащегося, относиться с сочувствием к подростку, проявляющему неуклюжесть, или к девочке, боящейся выполнить упражнение.

Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля за своими мыслями, действиями.  Неумение контролировать свои поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к нежелательным последствиям.

ФАКТОРЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

На мой взгляд, главными факторами эффективного педагогического общения на уроках являются качества личности учителя физической культуры – нравственные, коммуникативные и интеллектуальные.

1.Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах. Учитель должен обладать целым комплексом нравственных качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т.д., так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но прежде всего на личном примере.

Наверное, оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример

-лучшая проповедь.

Учитель физической культуры обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель

-это человек, специальностью которого является правильное поведение.

Постоянный контроль за своим поведением необходим учителю в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию.

Только личным примером учитель физической культуры может заразить школьников своей профессией.

В связи с этим важным нравственным качеством учителя является педагогический оптимизм. Эмоционально положительное отношение к детям, открытая доброжелательность, стремление видеть хорошее поощряет учащихся на общение с учителем, делает их откровенными, инициативными, создаёт в классе товарищескую атмосферу.  

Одним из важных качеств учителя является правдивость. Если ученик почувствует, что учитель ведёт с ним воспитательную игру, что в его словах присутствует фальшь, то процесс общения приобретает формальный характер или прекращается совсем. Между учителем и учеником возникает барьер недоверия.

Одним из ведущих нравственных качеств учителя является гуманизм,

характеризующий отношение учителя к людям вообще и к ученикам в частности. Учитель должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий и поступков и в упрямство),

самокритичностью, трудолюбием, справедливостью.

2.  Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают учителю устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы учителя.

Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности учителя физической культуры. К ним относятся выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость.

3. Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения учителя, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества учителя, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся.

К этим качествам относятся ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие. Особую роль в деятельности учителя физической культуры играет оперативность мышления, характеризующая способность учителя быстро находить оптимальное решение возникающих педагогических задач, а также экстраполирование, то есть предвидение результатов педагогического воздействия на учащихся.

Это качество позволяет учителю физической культуры быстро ориентироваться в постоянно меняющихся на уроке ситуациях.

Особую роль играет такое качество, как распределённость внимания. Учитель физической культуры одновременно должен следить за многими объектами и моментами в своей деятельности: за содержанием и формой изложения им материала, качеством показываемого упражнения и доходчивостью даваемых пояснений, своей позой, походкой, мимикой и одновременно постоянно держать под наблюдением весь класс.

При этом он должен чутко реагировать на состояние и настроение учащихся (возбуждение, апатию, утомление), уловить понимают или нет учащиеся его объяснение, замечать все нарушения дисциплины, выявлять ошибки учащихся при выполнении ими упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Педагогическая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса

Презентация проектного задания "Концепция организации творческих мастерских"...

Педагогическая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса

Методическая разработка на тему "Педагогическая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса"...

«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»

«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»...

Модель взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса с семьями обучающихся в рамках экологического проекта

На формирование экологического сознания обучающихся оказывает большое влияние мировоззрение старшего поколения в семье, экологическая культура семьи. Эффективность экологического воспитания в семье на...

Постановка мюзикла как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса

Во время работы над мюзиклом, педагог создает условия для развития творческой активности детей, в которых ребёнок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует своё творческое начало...