Педагогическая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса
проект на тему

Платонова Людмила Викторовна

Презентация проектного задания "Концепция организации творческих мастерских"

Скачать:


Подписи к слайдам:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Проектное заданиеПлатонова Людмила ВикторовнаМБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №4» Учебные предметы: русский язык и литература Тип проекта: практико ориентированный Цель проекта: педагогическая, практическая Задачи проекта: изучить материалы о педагогических мастерских,использовать элементы педагогической мастерской на уроках, факультативах и курсах по выбору Вопросы проекта: В чем суть педагогических мастерских?Как строится мастерская?Какие правила необходимо соблюдать при построении мастерской? Гипотеза Мастерская – интегративная технология, позволяющая создавать творческую атмосферу, помогающая сформировать сознательную активную жизненную установку. Классификационная характеристика мастерских (по Селевко) По видам образовательных технологий принадлежит к альтернативным технологиям. Классификационная характеристика По подходу к ребенку: технология свободного воспитания.Используются методы: развивающие, поисковые, творческие.По направлению модернизации учебного процесса направлена на активизацию мыслительной деятельности; интенсификацию восприятия учебного материала. Типы петербургской педагогической мастерской В зависимости от состава участников.В зависимости от целей и способов деятельности.В зависимости от временной продолжительности. Типы мастерских по составу участников: для учащихся;для педагогов;со взрослыми и детьми. Типы мастерских по целям и способам деятельности. Педагогическая мастерская построения знаний. Педагогическая мастерская письма. Мастерская самопознания. Мастерская отношений и ценностных ориентаций. Целевые ориентации Дидактические: познавательная деятельность;Воспитывающие: сотрудничество, коммуникативность, общительность;Развивающие: воображение, фантазия;Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, обучение общению Принципы проведения мастерских (И.А. Мухина) равенство всех участников, включая педагога;ненасильственное вовлечение в процесс деятельности;отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная);отсутствие соперничества, соревнования;чередование индивидуальной и групповой работы;важность не столько результата творчества, сколько самого процесса;разнообразие используемого материала;ответственность каждого за свой выбор. Основные этапы мастерской Индуктор.Деконструкция. Реконструкция. Социализация. Афиширование.Разрыв.Рефлексия. Индуктор Индукция – «наведение» - создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Основные требования к индуктору: должен актуализировать личный опыт участника мастерской; должен быть связан с содержанием мастерской; должен предоставлять участнику возможность выбора. Индуктором может быть слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок и др. Деконструкция Работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами) и превращение его в хаос. Реконструкция Создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. Социализация Соотнесение своей деятельности с деятельностью других: работа в парах, в малых группах, представление всем участникам мастерской. Задача этого этапа состоит в том, чтобы не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. Афиширование Вывешивание произведений (текстов, рисунков, схем и т. д.) и ознакомление с ними всех участников мастерской. Разрыв Кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствие своего старого знания новому, побуждающее к поиску ответов на возникшие вопросы, к работе с литературой. Разрушение старого знания и строительство нового в ходе мастерской приводит к разрыву. Разрыв - это одно из возможных эмоциональных и (или) интеллектуальных состояний участника мастерской: осознание собственной состоятельности или несостоятельности в данном материале; неожиданное собственное открытие в предложенном материале; открытие в себе неожиданных качеств характера, способностей, чувств; осознание значимости своего «Я» в этом мире; переоценка чего-либо; осознание необходимости поиска информации. Рефлексия Размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Анализ движения своей собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. В психологии различают рефлексию как осознание собственных мыслей, чувств и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек. На этапе рефлексии участники мастерской учатся осознавать свои чувства и высказывать их, а также соотносить их с чувствами других людей. Это тренировка способности самопознания и самокоррекции. Особенности методики Педагогическая мастерская - это не стандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует личностному росту учителя и ученика, дарит радость сотворчества, «создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия» (И. А. Мухина) Особенности методики Мастерская - это интегративная технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора пyти познания, свободного взаимодействия, общения и обмена информацией. Что дает мастерская ученику и учителю? Рост личности ученика;Снятие стереотипа;Нивелирование страха;Интерес рабочего состояния;Ненасильственность деятельности;Реализация мысли как деятельность;Рождение творчества;Ориентация на процесс и его результат;Личностная актуализация;Самовыражение;Полифония взглядов и смыслов;Коммуникативная культура;Рост самого учителя;Умение каждого слышать и слушать. Разработка мастерской Работа над сценарием;Содержание инструктажа;Подготовка материального обеспечения Ввод в мастерскую Постановка цели, проблемы;Условия, инструктаж;Регламент, правила;Распределение ролей;Формирование групп;Консультации Групповая работа над заданием Работа с источниками;Тренинг;Мозговой штурм Межгрупповая дискуссия Выступление групп;Анализ, рефлексия;Оценка и самооценка работыВыводы и обобщения Список литературы: Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. – М.: Дрофа, 2006. – (Библиотека учителя).Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб. : КАРО, 2008.Пугач В.Е. Русская поэзия на уроках литературы. 9-11 классы. Метод. пособие. СПб.: «Паритет», 2003. – (Педагогическая мастерская).Пустошкина А.А., Филатова Е.А. Современные открытые уроки литературы. 8 – 9-е классы – Ростов н / Д: «Феникс», 2003. – (Учение с увлечением).Современные педагогические технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, МХК, музыка: метод. пособие. (Из опыта работы методистов ЛОИРО и учителей Ленинградской области) / под ред. Л.К. Ивановой. – СПб. : ЛОИРО, 2009. Уважаемые коллеги! Желаю вам успехов в работе!