Статья "ИГРА - ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
статья по физкультуре

Коррекция и развитие общения детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_odarennye_8_vid.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА – ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения человек пытается понять себя и окружающих людей, оценить их чувства и поступки, а это, в свою очередь, приводит к возможности лучше реализовать себя, добиться определенных успехов, занять свое место в обществе. Получается, что общение является важнейшим фактором формирования личности, один из главных видом деятельности человека, устремленный на познание  и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми. Как полагал Выготский Л.С., развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.

А для детей с нарушениями интеллекта обучение навыкам общения представляет большую значимость, чем для детей с сохранным интеллектом. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи, адекватно прореагировать на слова собеседника поможет им войти в большой мир, адаптироваться и жить в нем.

Интерес к проблеме помощи детям с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта значительно возрос. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество. Важно понимание того, что впоследствии детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) придется жить не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.

Интеграция детей с интеллектуальной недостаточностью в общество зависит от отношения самого общества к ним. Для развития таких детей очень важна помощь и поддержка их ближайшего окружения - родителей и родственников. Педагоги и воспитатели тоже являются окружением для детей с интеллектуальной недостаточностью и влияют на развитие их личности. Таким образом, к образовательному учреждению предъявляются новые требования и ставятся новые задачи к выявлению потребности развития и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребенка.

Поэтому становится актуальной разработка содержания, форм и методов для интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью в среду их сверстников и в общество в целом.

Многочисленные конкурсы, выставки, фестивали, театрализованные представления и многое другое - это возможность для каждого ребенка  проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных взрослых. Научные исследования и практический опыт показывают, что ранние достижения детей не могут являться надежными. Необходим целостный подход к построению образовательного процесса для детей с ОВЗ, который основан на интеграции базового и дополнительного образования детей в рамках образовательного учреждения.

Целью занятий в таком образовательном процессе становится коррекция и развитие общения детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта, развитие умения использовать речевые навыки как средство коммуникации.

А основной формой работы становится занятие. Занятие по развитию общения следует проводить в игровой, театрализованной форме, для того, чтобы учащиеся смогли расширить представления об окружающем мире и простимулировать свою речевую активность. Подобные формы могут применяться на уроках ритмики, адаптивной физической культуры и других занятиях.

Игра и театр являются основными и самыми демократичными и доступными формами деятельности. Через которые осуществляется процесс обучения умственно отсталого ребенка в школе. Такие формы деятельности позволяют решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
  • развитием памяти, речи (диалога и монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

А главное, в процессе такой деятельности раскрывается духовный и творческий потенциал ребенка и появляется возможность адаптации в социальной среде.

Помимо этого учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

  • снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;
  • раскрепощенность;
  • развитие реальных мотивов: игра и обучение не должны быть принудительными; внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя получится, я уверена..»).

Основной формой коррекционно-развивающей работы в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью являются специальные занятия по физической культуре: коррекционная гимнастика, подвижные игры, спортивные досуги.

При занятиях физической культурой с сюжетно-ролевыми или театрализованными играми немаловажную роль играет музыкальное сопровождение, способствующее развитию музыкально-ритмических движений.

В занятиях с элементами игры и театрального действа ключевую роль играют не только дети, но и преподаватель. Учитель становится активным участником этого процесса. Он и заранее объясняет правила и направляет ход  игры, а через нее воспитывает и обучает учеников.

В процессе занятия с ребятами с ОВЗ необходимо постоянное общение. Общаясь, педагог помогает развивать ученикам наблюдательность, подражательность, внимание, речь и память.

Игровые и театрализованные занятия помогают в дальнейшем быстро адаптироваться в различных сферах деятельности, способствует формированию у детей положительного социального опыта, умению общаться с людьми, разными по возрасту и уровню развития.

Эта практика позволяет снимать психологические зажимы, раскрепощать и освобождать речевые комплексы и зажимы, дает свободу существования в обществе, так же дает навык работы в команде.

Происходит сближение со всем коллективов, а не с отдельными обучающимися.

Так же можно отметит, что в таком процессе совместного творчества уходит агрессивность как к сверстникам, так и к окружающему не совершенному миру.

Так же важно, что дети становятся терпимее друг к другу, проявляют уважение к чужому мнению.

Дети с разными проявлениями гиперактивности и невротическими состояниями , имеют возможность  эмоциональной разрядки в этом артистическом процессе, выплеск эмоций снимает напряжение и агрессивность.

Таким образом, у детей достигается положительная динамика общего эмоционального настроя - от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания между детьми и детьми и родителями.

Подводя итог хочется отметить, что в ходе занятий, у ребенка с ОВЗ формируется самосознание, ощущение ценности собственной личности, ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

При подготовке данной статьи были использованы следующие источники:

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: КАРО, 2012. – 272 с.
  2. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.  Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная пресса, 2011. – 128 с.
  3. Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта: Пособие для учителей и родителей. – СПб.: Просвещение, 2012 г. – 302 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра

В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной р...

Творческие задания как средство формирования коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение практического опыта использование ттворческих заданий для развития коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью...

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Одним из актуальных направлений психолого-педагогических исследований в настоящее время является изучение внимания у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Начало систематическог...

«Особенности общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и взрослыми»

Структурно-логическая схема поможет наглядно увидеть особенности общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и взрослыми на всех возрастных этапах....

Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью...

Внеклассное чтение как средство развития познавательного интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью

Внеклассное чтение как средство развития познавательного интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью (коррекционная школа, 5 класс)...