Мастер класс
проект по физкультуре

Сверкунова Айгуль Сагитовна

«Подвижные игры как средство оздоровления и физического развития учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sverkunova_a.s.docx39.73 КБ
Файл 2_5382259995221953201_1.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  

на тему: «Подвижные игры как средство оздоровления и физического развития учащихся»

Выполнил: Сверкунова  Айгуль Сагитовна

учитель физической культуры

2020

«Интеллект ребенка неразрывно                                                                                                                               связан с его подвижностью»                                                                                                                       «Физический интеллект является                                                                                                                       первым и самым основным                                                                                                                                     видом человеческого интеллекта»                                                                                                                     Г. Доман, Д. Доман, Б. Хаги                                                                                                                              

Новые стандарты ориентирует педагогов физической культуры  строить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и опираться на основной вид деятельности – игру.

На протяжении всего школьного периода, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет двигательная деятельность, которая понимается не только как процесс овладения основными движениями, но и как основная форма активности ребенка, реализуемая им самостоятельно   или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.

        С каждым классом объем учебной деятельности увеличивается. Все больше времени отводится на общеобразовательные предметы.  В связи с этим важнейшее значение приобретают практические занятия физической культурой и спортом на уроках,  во внеурочное время. Поэтому напряженный умственный труд требует хорошей физической подготовленности учащихся.

        Связи умственного развития с занятиями физическими упражнениями многообразны. Само физическое воспитание  и хорошая физическая подготовленность являются важными предпосылками полноценной умственной деятельности.

        Исследования показывают, что занятия физической культурой и спортом укрепляют не только мышцы, но и нервы, стимулируют мысль, благодаря улучшению кровоснабжения мозга обеспечивают более надежную его работу.

        Правильное физическое воспитание является необходимым условием для нормального  развития организма ученика. Двигательная активность стимулирует  работу анализаторов, и способствуют их взаимодействию (т.е. развитию головного мозга).

Высокий уровень физической подготовленности является одним из важных факторов, обеспечивающих устойчивость умственной работоспособности в течении всей учебы в школе.

Формирующийся аппарат ребенка становится ведущим, поэтому с полной уверенностью можно сказать, что мышцы  и мозг функционально едины. Мозг управляет мышцами, но и физические упражнения влияют на динамику нервных процессов в коре головного мозга.

        Именно для того, чтобы творчески мыслить, необходимо постоянно развивать такие качества, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, помня об их неисчерпаемых резервах

Я развиваю физические качества детей  через подвижные игры.

Успешному развитию физических качеств предшествует специальная подготовка, ее совершенствование, достижение и поддержание оптимальной физической формы школьника и  его оздоровления.

В процессе оздоровления и развития физических качеств идет подготовка организма школьников к предстоящей нагрузке, содействие общему физическому развитию детей, формирование правильной осанки, профилактике плоскостопия и развитие различных групп мышц.  

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в использовании  подвижных игр и упражнений со спортивным инвентарем (мяч, обруч, скакалка и др.) для развития физических качеств у детей. Именно игровое оборудование способствует разрешению   противоречия между желанием детей и педагога.

Подвижные игры (перестрелка, рыбак, путаница, эстафеты, пятнашки и др.) вызывают глубокий эмоциональный отклик, развивают коммуникативные навыки школьников. Особая ценность игр для школьников заключается в возможности одновременного воздействия на двигательную и мотивационную сферы.  

А. Л. Вавилов считает, что подвижные игры позволяют развивать и совершенствовать как двигательные (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), так и личностные (инициативность, самостоятельность, находчивость и др.) качества. Использование различного спортивного инвентаря позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений.

Цель: использование подвижных игр для всестороннего и гармоничного

развития учащихся.

Задачи:

•        содействовать развитию физических качеств: скорости, ловкости, выносливости, силы, координации движений;

•        способствовать воспитанию устойчивого интереса к занятиям и обеспечивать эмоциональное благополучие при выполнении упражнений;

•        способствовать воспитанию умения действовать в коллективе согласованно.

В основу опыта легли исследования ученых-педагогов.

И. А. Бернштейн отмечал, что самое существенное в обучении — выработка навыка не через «…заучивание постоянной формулы двигательных импульсов». Должен формироваться не постоянный способ решения задач, а процесс решения двигательной задачи меняющимися способами.

Как показывают исследования ученых, «положительный феномен Сеченова» наблюдается при использовании разных видов деятельности, что вызывает интерес детей и не утомляет их.

Именно игры и упражнения на занятиях обеспечивают смену видов деятельности. В условиях игры заученные ранее действия становятся разнообразными. Участвуя в игре, ребенок приобретает способность совершенно точно выполнять требуемое упражнение даже при наличии отвлекающих (внутренних или внешних) раздражителей. Динамический стереотип, лежащий в основе навыка, становится более прочным и сложным. Более того, в игровой ситуации вырабатывается гибкость навыка, создаются предпосылки для появления его в новых динамических условиях.

Таким образом, игры и упражнения с предметами (мяч, обруч, скакалка и др.) – один из эффективных способов улучшить и разнообразить обучение, способствовать формированию положительных качеств личности школьника через командные игры.

В своей работе я опираюсь на общепедагогические принципы, являющиеся неотъемлемой частью учебного процесса:

  • Принцип открытого обучения. Не ограничиваюсь строго регламентированными рамками и допускаю модификации, как по моей воле, так и по воле ребенка.
  • Принцип оздоровительной направленности.         Во время занятий бережно отношусь к здоровью детей, не допускаю их переутомления, перенапряжения и делаю паузы.
  • Принцип дополнения естественного пространства. Моя задача, как педагога, вовремя заметить пробудившийся интерес к новым упражнениям, или возникшую потребность ребенка в решении новых (собственных) задач и организовать дидактический процесс, предлагая, но, не навязывая ребенку новые виды заданий, упражнений с мячом.
  • Принцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических особенностей детей. Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категории детей и их индивидуальных различий. Я отказалась от простого следования общему алгоритму обучения и перешла к импровизации от конкретной ситуации.
  • Принцип воспитывающего обучения. Строю учебный процесс таким образом, что одновременно с самим обучением воспитываются морально-волевые и нравственные качества личности ребенка.

В работе использую следующие методические приемы:

  • Игра, как основной вид деятельности. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. В хорошо организованных играх совершенствуются функции организма, упражняются и развиваются жизненно важные качества и способности, накапливается опыт применения своих возможностей.
  • Словесный – подбадривание, похвала, указание на улучшение результата.
  •  Соревновательный - выполнения упражнений в форме соревнований.
  • Наглядный - способствует осуществлению дидактического принципа наглядности в обучении, добавляет методике преподавания разнообразия, повышает действенность и продуктивность урока, развивает у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память и внимание

        Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма.

        Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Благодаря играм обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным.

        Подвижные игры просты, содержательны, имеют яркость замысла, отсутствие регламента, в них нет возрастных ограничений, не обязательна физическая подготовка, а главное любая игра всегда занимательна.

Считаю, что применение подвижных игр в урочное и во внеурочное время  позволяет:

  • повысить заинтересованность детей к урокам физической культуры;
  •  воспитать потребность к систематическим занятиям спортом;
  •  повысить эффективность обучения на уроках;
  •  сохранить и укрепить здоровье в единстве; физического - психологического - социального.

Задачи, решаемые при проведении подвижных игр:

Образовательная - совершенствование двигательных действий и физических качеств через подвижные игры (быстроты, выносливости, ловкости, ориентировка в пространстве, координации, силы).

  • Оздоровительная – укрепление морфофункциональных систем организма, формирование психологических свойств организма (логическое мышление, воображение, память и т.д.) и положительных эмоций.
  • Воспитательная – формирование дружной и согласованной работы,

формирование нравственных качеств: организованности, самостоятельности,

воспитывать чувство коллективизма.

        Если на уроке решается задача развития силы, то в его программу очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т.д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также упражнения с доступными отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег, прыжки с посильным для учащихся грузом. Сюда же следует отнести метания различных предметов на дальность.

        Для развития быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы и включающие физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, бегом на короткие дистанции и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

        Для развития ловкости применяют игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров по команде, определенной физической сноровки.

        Для развития выносливости надо использовать игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторениями упражнений или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры.

Подвижные игры влияют:

  • на сердечнососудистую деятельность;
  • на дыхательную систему;
  • укрепляют нервную систему, двигательный аппарат;
  • улучшают обмен веществ;
  • возбуждают аппетит;
  • способствуют крепкому сну.

         Мною разработаны комплексы упражнений и   подвижных игр

Упражнения, подвижные  игры

Начальное звено

(1-4 класс)

Среднее звено

(5-9 класс)

 

Развитие физических  качеств (ловкости, быстроты, выносливости)

- подвижные игры со спортивными предметами  (мячом, обручем , обручем, скакалкой и др. ), индивидуальные, коллективные, сюжетные:

- игры с метанием («Утки-охотники», «Морской бой», «Перестрелка»)

- эстафеты

- дыхательные упражнения

- игры с метанием («Пионербол», попади в цель и др.)

- элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол)

- дыхательные упражнения

Упражнения на укрепление специальных мышц (спины, плечевого пояса, ног)

 

 

- упражнения в положении лежа на ковриках

- упражнения на фитболах

-упражнения для профилактики сколеоза и плоскостопия

- упражнения в положении лежа с движением рук и ног

- упражнения на ограниченной площади опоры (скамейка, доска)

- упражнения на фитболах

-упражнения для профилактики сколеоза и плоскостопия

        ПЕРЕДАЛ – САДИСЬ

Цель: развитие быстроты, ловкости. Используется в качестве подводящего упражнения для обучения ловле и передачам мяча в баскетболе.

Описание упражнения

По сигналу учителя капитан передает мяч первому игроку. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и принимает положение упор присев. Капитан ловит мяч, передает его второму игроку, и т.д. Выигрывает команда, выполнившая задание раньше соперников.

        НЕ ДАЙ ОБРУЧУ УПАСТЬ

Цель: развитие ловкости, расчетливости, быстроты. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с обручем.

Описание упражнения

класс делится на  команды, которые разомкнутыми на расстоянии вытянутой руки шеренгами выстраиваются одна за другой за общей линией старта. В 6, 8 и 10 м от линии старта проводятся три линии. Игрокам первой шеренги раздают по обручу.

Проведение: По сигналу игроки первой шеренги должны покатить свой обруч вперед, а когда он пересечет 6 отметку – выбежать и поймать его до падения на пол.  Участник, не успевший поймать свой обруч или выбежавший досрочно, выбывает из игры (1 тур). Во 2 туре – 8 м и т.д. Выигрывает команда, сохранившая большее количество игроков после заключительного тура.

        «ЭСТАФЕТА»

Подготовка. Для эстафеты устанавливают конусы, четыре команды становятся в колонны по одному за общей чертой.

Содержание игры. По сигналу головные игроки всех команд выбегают вперед, преодолевают препятствия и возвращаются обратно, минуя эти препятствия. Прибежавший, дотронувшись до руки очередного игрока, встает в конец колонны. Игра заканчивается, когда все члены команды выполнят задание, — головной игрок поднимает руку вверх.

Выигрывает команда, игроки которой быстрее заканчивают эстафету.

Правила игры: 1. Бег начинается по сигналу руководителя. 2. Преодоление всех препятствий обязательно. 3. За каждое нарушение насчитываются штрафные очки.

        «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

Подготовка. Канат (или толстая канатная веревка) длиной 6— 10 м кладется посередине площадки вдоль нее. Середина каната отмечается цветной ленточкой (тряпочкой). Она должна перед игрой находиться на поперечной линии, начерченной на полу. Параллельно этой (средней) черте с обеих сторон, в 2—3 м от нее, проводятся еще две черты. Играющие делятся на две команды, равные по количеству игроков и по силам.

Содержание игры. По первому сигналу «Подойти к канату!» игроки, разделившись в команде на пары, встают справа и слева от каната. По второму сигналу «Взять канат!» учащиеся наклоняются и поднимают канат. По свистку учителя команды стараются перетянуть канат в свою сторону. Когда одной из команд удастся отойти с канатом назад так, чтобы ленточка пересекла контрольную линию в 3 м от середины, дается свисток и борьба прекращается. Канат снова кладут на место и повторяют игру.

Побеждает команда, которая смогла большее количество раз перетянуть канат на свою сторону.

Правила игры: 1. Игра начинается только после сигнала руководителя. 2. Перехватывать канат руками нельзя. 3. Отрывать руки от каната во время игры нельзя.

        ПУТАНИЦА

Описание упражнения

        Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку человека, стоящего напротив. После этого им дается задание

распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти

относительно друг друга. Оптимальное

число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость.

Смысл упражнения

        Помимо моделирования в группе проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет пронаблюдать распределение ролей в команде (кто выдвигал идеи, кто их воплощал, кто организовывал взаимодействие других участников, кто самоустранился от работы).

Обсуждение

        Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен, и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться?

Если нет, то, благодаря каким действиям это, в конце концов, удалось?

        «СВЕТОФОР»

Подготовка. Заранее готовят кружки (диаметром 10 см) красного, зеленого и желтого цвета, которые прикрепляют к палочкам.

Содержание игры. Ученики стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал — приседают, на желтый — встают, на зеленый — маршируют на месте.

Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков.

Правила игры:

 1. Игра начинается по сигналу руководителя.

2. За каждое нарушение начисляются штрафные очки.

        Важно, чтобы подвижные игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему учащихся. Я достигаю это путём оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такой организацией игры, которая вызвала бы у них положительные эмоции. Только положительные  эмоции благотворно влияют на важнейшие системы и функции организм, а также на самочувствие и поведение учащихся.

        И в заключении хочется подчеркнуть, что оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в подвижных играх нужно решать во взаимодействии и единстве. Только в этом случае каждая игра будет действенным средством разностороннего развития и нравственного воспитания учащихся.

Список использованной литературы

  1. Сайт Физкультура  Подвижные игры

http://www.fizkult-ura.ru/sci/mobile_game/1

  1. Сайт учителей физкультуры «Физкультура на 5»

 http://fizkultura-na5.ru/

  1. Сайт   Открытый урок

http://открытыйурок.рф/

4.  Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: ФиС, 2002.

5. Дворкина Н.И. Половозрастные особенности динамики физической подготовленности и психических процессов детей 3-6 лет / Н.И. Дворкина // Теоретико-методологические основы физического образования / Под общ. ред. доц. В.А.Вострикова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.

6. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М.: ФиС, 2001.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подвижные игры как средство оздоровления и физического развития учащихся Сверкунова Айгуль Сагитовна Учитель физической культуры МБОУ Школа № 88 г. Уфа 2020 г.

Слайд 2

Общепедаго гические принципы Принцип оздоровительной направленности. Принцип воспитывающего обучения. Принцип дополнения естественного пространства Принцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических особенностей детей. Принцип открытого обучения.

Слайд 3

НЕЛЬЗЯ ОБЯЗАТЬ РЕБЕНКА ПОНЯТЬ ЧТО-ЛИБО, НАУЧИТЬ ЧЕМУ-ЛИБО - ЕГО НУЖНО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ.

Слайд 4

Игровой Соревновательный Словесный Наглядный Методические приемы

Слайд 5

Задачи Оздоровительная Образовательная Воспитательная

Слайд 6

Подвижные игры влияют на дыхательную систему улучшают обмен веществ возбуждают аппетит на сердечнососудистую деятельность укрепляют нервную систему, двигательный аппарат Способствуют крепкому сну

Слайд 7

МЯЧ ВЧЕРА МЯЧ ИЗ ТРОСТНИКА МЯЧ ИЗ КАМНЯ МЯЧ ИЗ ТРАВЫ МЯЧИ ИЗ БЕРЕСТЫ МЯЧ ИЗ ДЕРЕВА, КОЖИ И ПАПИРУСА МЯЧ ИЗ КАУЧУКА

Слайд 8

МЯЧ СЕГОДНЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...