Республиканская Конференция ГАПОУ АПК – ”К вопросу о сохранении здоровья студентов” - Статья, Публикация в сборнике,
статья по физкультуре

Шабуров Ильяс Рафаилович

Шабуров Ильяс Рафаилович,

Г. Нижнекамск ГАПОУ  «Нижнекамский многопрофильный колледж»

 руководитель физического воспитания

 

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шабуров Ильяс Рафаилович,

Г. Нижнекамск ГАПОУ  «Нижнекамский многопрофильный колледж»

 руководитель физического воспитания

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Важнейшей государственной проблемой была и остаётся проблема сохранения здоровья студенческой молодежи, физического развития и физической подготовленности. Состояние здоровья  молодёжи, - важнейший показатель благополучия общества и государства. Укрепление здоровья, снижение уровня заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни - одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Акценты в данном государственном документе расставлены также на меры по снижению масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукцией, на профилактику алкоголизма, табакокурения и наркомании.   Каждое образовательное учреждение призвано содействовать всестороннему и гармоничному развитию обучающихся и охране их здоровья, которое чётко оговорено в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации».

       Физическая культура и спорт рассматриваются в системе СПО не только как пути к здоровью нации, но и как важнейшие составляющие в подготовке современного квалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда.  Одной из задач физического воспитания является формирование осознанного творческого отношения к повышению уровня физической культуры, мировоззрения, убеждения в необходимости освоения различных ее видов, в развитии мотивации и в самоорганизации здорового образа и спортивного стиля жизни студенческой молодежи.

 Несмотря на серьёзную системную  работу в учреждениях СПО,  продолжают иметься случаи курения, употребления алкогольных напитков, токсических и психоактивных веществ, у части студентов отсутствует интерес к регулярным занятиям физической культурой. Встречаются студенты, не способные адаптивно преодолевать стрессы. А кто-то даже не обременяет себя соблюдением правил личной гигиены…

          В ГАПОУ «НМК»  проводится комплекс мероприятий,  направленных на устойчивую  мотивацию к ведению здорового образа жизни, призванных искоренить вредные привычки, обеспечить оздоровительную направленность  форм организации двигательной деятельности и здорового питания и т.д. В учебном заведении  создана  здоровьесберегающая образовательную среда, функционируют  все условия для минимизации и исключения факторов риска.
         Приобщение к здоровому образу жизни не может быть делом одного дня, поскольку это серьезный трудоемкий процесс воспитания воли и характера. Занятия физической культурой и спортом, здоровый образ жизни должны стать  надежной психологической защитой молодежи, продуктом духовных усилий самого молодого человека.  В первую очередь, я стараюсь заинтересовать студентов в систематических занятиях физической культурой, спортом, формировать у них здоровый образ жизни, вести борьбу с вредными привычками. И без дифференцированного подхода здесь не обойтись. К примеру, девушки хотят формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, умение владеть своим телом. А юнощи - развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость. Мне необходимо учесть интересы и тех, других. 

  Учебный день студентов насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Порядка 8 часов ежедневно  они сидят за партами.  Вынужденная рабочая поза, когда мышцы, удерживающие туловище в определенном состоянии, долгое время напряжены,  - все это может служить причиной утомления, которое накапливается и переходит в переутомление.  Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Здесь очень важна физкультурная пауза. Наилучший эффект физкультурных пауз достигается с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц. Обученные физорги всех учебных групп проводят а аудиториях 10-минутную физкультпаузу, состоящую из 5–7 упражнений: потягивание — 5–6 раз, наклоны назад и повороты туловищ —3–4 раза, наклоны вперед — 6–10 раз, пружинистые приседания — 6–8 раз, наклоны в стороны — 6–8 раз, маховые движения — 4–6 раз, на координацию движений — 6–8 раз.

           В перерывах между уроками, по возвращении домой обучающиеся готовят домашние задания, выполняют самостоятельные работы. И непременно …Результатом  является негативный вектор состояния здоровья молодых людей, изменение массы тела, нарушение осанки, снижения зрения, психические отклонения и др. Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять, перемежать с  другим.  В этом случае физическая культура выполняет важную роль в их здоровом образе жизни.

        На своих уроках для снятия утомления я   использую  упражнения для конечностей, особенно ног, ходьба и бег, дыхательные движения с акцентом на усиленный вдох с небольшой задержкой дыхания, наклоны и вращения туловища, рук, ног, подскоки. Все нагрузки дозируются как темпом, так и продолжительностью. Кроме проб с физической нагрузкой, использую и другие, безнагрузочные, пробы: ортостатические, клиностатические и др.  Я всегда ориентирую ребят на самостоятельные занятия  физическими упражнениями, рекомендую им ежедневную утреннюю зарядку,  пробежку на свежем воздухе. Подчёркиваю, что это повышает тонус мышц, улучшает кровообращение и, как следствие, положительно влияет на их умственную работоспособностью. 

       Здоровый образ жизни основывается на отсутствии вредных привычек. Кроме бесед, встреч с медицинскими работниками, в качестве самостоятельных работ ребята получают задания исследовательского характера, готовят мультимедийные презентации, выступают с сообщениями о вредных привычках. И они не только  о курении, употреблении наркотических веществ, алкоголе, но и чрезмерном времяпрепровождении  за компьютером, мобильниками.      К слову, интересным был доклад студентки 1 курса о вреде курения. Она привела статистические данные и «обвинила» курение  в преждевременной смертности, злокачественных новообразованиях, сердечно-сосудистых заболеваниях, а также болезнях органов дыхания. Студент 2 курса  представил тибетский «Рецепт здоровья»:

1. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, не доводи тело и дух до страдания, живи по законам природы, разума и меры.

2. Ешь много трав и мало мяса.

3. Очищай тело от внешней и внутренней грязи. Пусть пища твоя не засоряет

тебя.

4. Очищай душу от мрачных мыслей и душевной грязи, от зависти, зла, гордыни, высокомерия.

5. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой.

      Подводя итог, хочу отметить, что физическая культура в колледже является необходимым параметром в формировании общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют вместить в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

        Как учебная дисциплина, физическая культура является обязательной для всех программ подготовки специалистов, так как она представляет собой одно из средств, которое помогает сформироваться всесторонне развитой личности, оптимизировать физическое и психофизиологическое состояние студентов в процессе получения ими среднего профессионального образования.    

     Таким образом, регулярные занятия физической культурой и спортом являются тем универсальным средством, которое может помочь каждому противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе при умственном труде.

Список литературы

1. Маратова, А.М. Здоровый образ жизни – гармония и здоровье человека / А.М. Маратова // Наука и современность. - 2017. - № 22. - С. 16-20

2. Пащенко Л.Г., Красникова О.С. Влияние двигательного режима студентов вуза на показатели физического здоровья // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 6. – С. 24–26.

3. Садовников Е.С. Методологические основы формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 4. – С. 43–46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов

Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

Публикация в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции "Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Проверка и оценка достижений младших школьников с нарушением интеллекта является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.  Ц...

"КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА"- Выступление с докладом на конференции. Публикация в сборнике. И.Р. Шабуров, преподаватель ГАПОУ «Нижнекамский многопрофильный колледж»

quot;КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА"- Выступление с докладом на конференции. Публикация в сборнике.   И.Р....