"КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА"- Выступление с докладом на конференции. Публикация в сборнике. И.Р. Шабуров, преподаватель ГАПОУ «Нижнекамский многопрофильный колледж»
статья по физкультуре

Шабуров Ильяс Рафаилович

"КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА"- Выступление с докладом на конференции. Публикация в сборнике.   И.Р. Шабуров, преподаватель ГАПОУ «Нижнекамский многопрофильный колледж» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konferentsiya.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

И.Р. Шабуров, преподаватель ГАПОУ «Нижнекамский многопрофильный колледж»

Республика Татарстан – это многоконфессиональная и многонациональная республика. В ней проживают представители 115 национальностей, поэтому формирование толерантных отношений к различным народам и народностям, религиозным конфессиям, социальным группам составляют тот перечень направлений воспитательной работы, из которых уже строятся задачи, стоящие у нас на повестке дня. Многообразие социальных групп, отличающихся друг от друга языком общения, вероисповеданиями, культурными ценностями, нормами поведения и морали, традициями и обычаями является основополагающим фактором развития личности в частности, республики и государства в целом. Всё это даёт возможность для воспитания индивидуума, который будет способен существовать в обществе, уважая и стараясь понять тех, кто думает и поступает иначе, обогащать свои знания о поликультурном мире. Однако в реальности параллельно с контактами с людьми других национальностей, иных политических взглядов, убеждений, наблюдаются и негативные моменты, связанные с нарастанием межнациональной напряжённости, увеличение числа преступлений на межэтнической и межрелигиозной основе, возрождение, возрождение сепаратизма и экстремистских учений. Итак, формирование толерантности является жизненно важной проблемой, сегодня от человека требуется толерантное отношение к представителям различных социальных групп. Сохранение единства российского общества невозможно вне толерантности во всех сферах социального взаимодействия. Актуальность формирования этнической толерантности в колледже заключается в том, что здесь студенты становятся членами многонационального коллектива. Возникает вопрос: каким должно быть общение студентов из разных этнических групп в учебном коллективе? Как избежать конфликтных ситуаций? Ведь в многонациональном коллективе невозможно жить изолированно, без соприкосновения и тесного соседства с культурой, обычаями и традициями других народов. Ввиду этого, мы стараемся с первых дней пребывания в колледже учить ценить это разнообразие и различия, мы стремимся учить подростков способности слышать и понимать другого, быть терпимее, уважать достоинство каждого человека и принимать 242 его таким, каков он есть на самом деле. Возраст студентов, приходящих к нам в учебное заведение, считается самым сложных периодов в их жизни. В 15 лет подростки стремятся к самостоятельности и утверждению себя в своём окружении, испытывают потребность в признании среди своих сверстников и даже взрослого окружения своих прав, склонны подвергать всё сомнениям, многие амбициозны, предъявляют завышенные требования к окружающим. Юношеский максимализм часто может служить основой для проявления интолерантности. Мы, педагоги, знаем возрастные особенности своих подопечных и учитываем их в своей воспитательной деятельности, направленной на формирование толерантных отношений у юношей и девушек из разных этнических, религиозных и социальных групп. Идеи толерантности ярко отражены в педагогических исследованиях В.А. Сухомлинского, который выделял «мудрую власть педагога над ребёнком» как процесс создания диалога, поскольку во владении словом проявляется суть отношений между людьми. Применение такого диалогового подхода позволяет взаимодействовать субъектам воспитания в рамках воспитывающей среды колледжа на основе диалога, в процессе которого все участники воспитательного процесса наблюдают, понимают намерения друг друга и приобретают умения разрешать возникающие разногласия. Применение социально-психологического подхода позволяет сформировать определённые социально-установочные, коммуникативные нормы поведения, ценностные представления у студентов. Совместно с психологом колледжа проведены беседы «Толерантность к другим: учимся сочувствию», «Движение к взаимопониманию», «Добрые отношения с друзьями». Важную роль играет в воспитательной среде имеет правовое воспитание. Именно с него начинается работа по формированию толерантной личности в целом. Отсутствие должного правового воспитания может стать серьёзной проблемой и предпосылкой к возникновению экстремизма. Совместно с представителями правоохранительных органов нами организован блок классных часов, на которых шёл разговор о позитивном национальном самосознании, об уважении себя и других, о протесте любых форм дискриминации. Их тематика – « О неформальных подростковых объединениях экстремистского направления», «Мои права – мои обязанности», «Ты не прав, если не знаешь своих прав» и т.д. Мы стараемся создать творческую атмосферу в группе, организовывать совместную деятельность обучающихся, организовывая мероприятия, направленные на повышение социальной компетенции, способности к сочувствию, состраданию, снижению у них предубеждений в межличностном общении, направленные на профилактику экстремизма, воспитанию межэтнической толерантности. Среди таких мероприятий можно отметить тематические этнокультурные экскурсии в музеи города, к памятникам, в библиотеку им. Г. Тукая. Мы настойчиво вовлекаем студентов в участие в общеколледжских мероприятиях, обеспечивая широкий их охват. 243 Формирование толерантности происходит в течение всей жизни человека. Толерантность – проблема, которая не решается прагматически, ей не обучишься впрямую, можно создать лишь условия. Воспитывающая среда колледжа играет огромную роль, именно она – настоящий институт социализации в формировании толерантности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности

Описан механизм формирования  методической  компетентности у  педагогов школы  в организации проектно-исследовательской деятельности. Проект пробует решить противоре...

Из опыта организации воспитательной работы в БУ «Лангепасский профессиональный колледж» за 2012/2013 учебный год

Создание условий для развития гармоничной личности, способной самостоятельно обеспечить реализацию на практике умений и навыков, полученных в результате теоретического и практического обучения – являе...

Семинар-практикум по теме «Формирование профессиональной компетентности педагогов по организации освоения учащимися УУД»

Цель: актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условияхЗадачи:-  Осмыслить понятия компетентность и компетенция;-  Определить профессиональн...

Программа воспитательной работы по формированию толерантности в 5-9классах «Мы все такие разные»

Представлена программа по формированию   гражданственской идентичности, уважительному отношению к  различным социальным группам...