Методическая разработка "Программа "Здоровье"
учебно-методический материал по физкультуре (11 класс)

Вадим Георгиевич Андрианов

Самое ценное у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически, практически, жизненно необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.

Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, - это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера ( к освоению будущей профессии, к учебе в школе, к занятиям любимым делом).

Отличительной особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения  как в сфере физической, так и  психической и социальной жизни.

  Программа «Здоровье» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Программа охватывает многие вопросы  специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorove.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

197136. Санкт-Петербург, Чкаловский пр.д. 35.

Программа «Здоровье»

Андрианов Вадим Георгиевич

Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Основание для разработки программы

  • Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте Российской Федерации» от 29 апреля 1999 года № 80-ф3.
  • Решение Государственного Совета Российской Федерации от 30 января 2002 года «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян».
  • Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7.
  • Программа Губернатора  Санкт- Петербурга «Мой первый школьный стадион». 2006 год.

Пояснительная записка

Самое ценное у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически, практически, жизненно необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.

Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, - это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера ( к освоению будущей профессии, к учебе в школе, к занятиям любимым делом).

Отличительной особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения  как в сфере физической, так и  психической и социальной жизни.

  Программа «Здоровье» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Программа охватывает многие вопросы  специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга

Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.

Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.

   В каждом доме, где растет ребенок, должен быть минимум спортивного инвентаря: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели и т. п. Родителям необходимо хорошо знать исходное физическое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов комплексной программы физического воспитания учащихся 1 –11 классов образовательного учреждения.

В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья.  

Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по физической культуре, выполнение которых - неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители, хорошо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля за выполнением домашнего задания могут способствовать его оздоровлению, физическому развитию, освоению двигательных навыков.

  Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Таким образом, школьная программа «Здоровье», носящая комплексный характер, может и  должна консолидировать усилия педагогов, администрации, школьных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.

Цели и  задачи программы «Здоровье»

В работе с учащимися:

1) Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:

  • обучать жизненно важным умениям и навыкам;
  • развивать двигательные качества;
  • обеспечивать обретение знаний в области физической культуры и спорта;
  • формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.

2) Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, проработав специальные программы для разных категорий учащихся, детально проработать программы для:

  • детей с ослабленным здоровьем, с отставанием в физическом развитии;
  • освобожденных от уроков физической культуры на учебный год;
  • учащихся специальной медицинской группы;
  • учащихся, демонстрирующих значительные успехи в спорте.

В работе с педагогическим коллективом:

1) Морально и материально стимулировать учителей, которые успешно ведут физкультурно-оздоровительную работу с учащимися и сами ведут здоровый образ жизни (отсутствие вредных привычек у учителей; отсутствие больничных листов в течение учебного года). Организуя и оценивая работу преподавателей физической культуры, особое внимание уделить:

  • эффективности уроков физической культуры и занятий с детьми подготовительной, специальной медицинской группы;
  • приросту физической подготовленности учащихся (по тестам, нормативам) за разные отрезки времени - четверть, полугодие, год;
  • охват учащихся внеклассной и внешкольной массово-оздоровительной  работой;
  • педагогической активности учителя (участию в педсоветах школы, изучению и пропаганде опыта работы и т.д.);
  • организации туристической работы с учащимися, совместно с детскими организациями, клубами, секциями района.

Особенно следует подчеркнуть важность туристско-краеведческой работы, которая помогает оздоравливать детей и подростков силами природы, хорошо развивает личностные качества, такие, как смелость, решительность, организованность и ответственность. В походах учащиеся приобретают навыки поведения и ориентирования в окружающей среде, изучают животный и растительный мир.

2) Организовать в течение учебного года серию профессиональных занятий  (семинар, конференция, круглый стол и т.д.) по теме «Физическая культура учителя как часть его общепедагогической культуры». Привлечь к организации этих занятий специалистов в области педагогики, психологии, валеологии, врачей.

3) Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива:

  • совместные соревнования учителей и учеников гимназии (матчи, турниры, эстафеты) с освещением результатов на школьных информационных стендах, на сайте школы, на страницах школьного журнала для старшеклассников;
  • занятия спортивных секций по видам спорта для учителей гимназии;
  • участие учителей гимназии в Спартакиаде работников образования района по видам спорта.

4) Систематически проводить консультаций для учителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Включить такие консультации в каникулярные совещания методических объединений.

В работе с родителями :

1) Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей через:

  • личный пример родителей и учителей в пропаганде здорового образа жизни;
  • домашние задания по физкультуре для учеников с низким уровнем физического развития;
  • совместные занятия детей и родителей, участие в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях, организуемых в школе;
  • выступления учителей физкультуры на родительских собраниях с тематическими сообщениями: «Если хочешь быть здоров…», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» и т. п.;
  • консультирование (по специальному еженедельному расписанию) родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима;
  • установление тесного контакта в работе сотрудников медицинского кабинета школы, учителей физкультуры с родителями учеников;
  • приглашение родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и соревнования;
  • ознакомление родителей с требованиями комплексной программы физического воспитания учащихся посредством консультаций, информационных писем и буклетов, выступлений на родительских конференциях, родительских собраниях и днях открытых дверей;
  • разработку индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
  • активное использование возможностей школьных информационных ресурсов: сайта, стендов, журнала для старшеклассников; написание информационных материалов и статей, посвященных укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни.

В процессе реализации Программы «Здоровье» используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:

  • урок физической культуры;
  • мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в группах продленного дня);
  • занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
  • спортивные праздники;
  • соревнования по видам спорта;
  • туристические походы, экскурсии;
  • «Дни здоровья»;
  • спортивные викторины;
  • устные журналы спортивной направленности;
  • теоретические занятия, беседы, семинары;
  • теоретический зачет в 9, 11 классах, экзамен по предмету «Физическая культура» в 11 классе;
  • смотр-конкурс физической готовности учащихся района к жизнедеятельности;
  • занятия по курсу «Основы безопасности и жизнедеятельности»;
  • тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
  • наглядная агитация (Галерея успехов, стенды, плакаты, таблица рекордов гимназии).

Медицинское обеспечение программы «Здоровье»

С первого класса на каждого учащегося гимназии заводится личная медицинская карта, куда при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели. Медицинская карта позволяет проследить, как развивается, взрослеет ученик, какие и когда проявились отклонения в здоровье.

Медицинское обеспечение включает:

  • распределение учащихся по группам здоровья;
  • помощь врача и медицинской сестры гимназии в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
  • составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;
  • беседы врача и медицинской сестры гимназии с учащимися о личной гигиене, вредных привычках;
  • профилактические прививки учащихся и учителей;
  • на основании практических тестов заполнение паспорта здоровья отдельных учащихся, целого класса;
  • на основании практических тестов, заполнение паспорта физического развития учащихся;
  • посещение учащимися и педагогами стоматологического кабинета клиники «Меди» с целью участия в информационных семинарах и профосмотра;
  • диспансеризация педагогического коллектива гимназии.

Психолого-педагогическое и социальное обеспечение включает:

  • тесное сотрудничество учителей гимназии и ППМС-центра (психолого-педагогического медико-социального центра) гимназии с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепление психо-физического здоровья школьников;
  • предупреждение конфликтных ситуаций «учитель-ученик», «ученик-ученик», реализацию программ, направленных на установление доброжелательных отношений в детском и шире – во всем школьном коллективе;
  • решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий физической культурой; помощь в преодолении психологического барьера при занятиях физкультурой (имеются в виду трудности, связанные с закомплексованностью учеников в связи с лишним весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в физическом развитии;
  • организация психологических консультаций для учащихся старших классов по вопросам специфики психо-физического развития на определенном возрастном этапе;
  • психологические консультации для родителей;
  • реабилитационно-восстановительные программы для учителей;
  • контроль за медицинским обслуживанием учащихся;
  • контроль за качеством питания учащихся и учителей в школьной столовой.

Материально-техническое обеспечение программы

  1. Спортивный инвентарь и спортивное оборудование учебного комплекса Гимназия № 56.
  2. Компьютерная база данных.
  3. Мультимедийное оборудование.

Источники финансирования

  • Адресные программы по развитию физической культуры и спорта.
  • Бюджетные и внебюджетные средства.

Андрианов Вадим Георгиевич, руководитель методического объединения учителей физической культуры Гимназии №56, СПб

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»

ГИМНАЗИИ №56

Мероприятие

Сроки

Ответственный

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

1

Определение уровня здоровья, оценки физического развития школьников.

 (в начале года, контроль – в течение всего учебного года)

Сотрудники медкабинета

2

Распределение учащихся по группам здоровья.

 (в начале года, контроль – в течение всего учебного года)

Сотрудники медкабинета

3

Создание базы данных о физическом развитии и подготовленности учащихся.

 (корректировка в течение каждого учебного года)

Учителя физкультуры

Специалист базы данных ОУ

4

Создание паспорта здоровья учащегося.

 (заводится при поступлении в школу, корректируется в течение учебного года)

Учителя физкультуры, сотрудники медкабинета,

При участии классных руководителей и специалистов ППМС-центра

5

Совершенствование УМК физкультуры (разделы «Работа с учащимися», «Здоровье»)

 (в течение учебного года)

Учителя физкультуры под руководством методической службы ОУ

6

Разработка методик и внедрение программ раннего выявления и профилактики табакокурения, алкоголизма, наркозависимости.

 (в течение учебного года на классных часах и уроках физической культуры – по расписанию)

Учителя физкультуры, сотрудники ППМС-центра при участии классных руководителей

7

Разработка и внедрение образовательных программ секционных занятий по видам спорта.

 (утверждение программ – август; корректировка – в конце учебного года на основе анализа результатов внедрения программ)

Учителя физкультуры под руководством руководителя и методиста Центра (отделения) дополнительного образования

8

Разработка сценариев спортивных праздников; планов лекций и семинаров по проблемам «Здоровье» и «Здоровый образ жизни».

 (в каникулярное время)

Учителя физической культуры, сотрудники воспитательной службы, педагоги Центра (отделения) дополнительного образования

9

Проведение спортивных праздников; семинаров и лекций по проблемам «Здоровье», «Здоровый образ жизни».

 (на классных часах в течение учебного года – по согласованию с классными руководителями;

По плану мероприятий воспитательной службы Гимназии № 56)

Учителя физкультуры, классные руководители, сотрудники воспитательной службы

9

Создание и распространение (демонстрация) агитационных материалов, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

 (разработка – в начале учебного года, корректировка – в конце учебного года;

представление – на классных часах и родительских собраниях)

Учителя физической культуры, учителя информатики, школьный редакционно-издательский отдел, школьная видео-студия

10

Рекламные акции – привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и клубах.

 (в сентябре – на классных часах второй недели сентября; на родительских собраниях)

Учителя физкультуры при участии классных руководителей

11

Внедрение мониторингра физической подготовки учащихся; анализ результатов, корректировка деятельности.

 (в начале учебного года; на заседаниях методических объединений)

Учителя физкультуры при участии службы педагогического аудита Гимназии №56

РАБОТА С ПЕДКОЛЛЕКТИВОМ

1

Проведение диспансеризации педколлектива.

Администрация, помощник директора по социальным вопросам

2

Разработка и внедрение программы оздоровительных услуг для педколлектива.

 (разработка – май, реализация – еженедельно по специальному расписанию с учетом запросов, потребностей и физического состояния педагогов)

Администрация,

Учителя физической культуры

3

Лекции (сообщения) по вопросам здоровья школьников; особенностей психофизического развития детей разных возрастных групп; профилактики вредных привычек и пропаганды здорового образа жизни.

 (в рамках профессиональной учебы педколлектива: ноябрь, июнь; на заседаниях методических объединений классных руководителей – 1 раз в четверть)

Администрация, учителя физкультуры, сотрудники медкабинета и ППМС-центра

4

Организация и проведение круглых столов и семинарских занятий по вопросам здоровья школьников; особенностей психофизического развития детей разных возрастных групп; профилактики вредных привычек и пропаганды здорового образа жизни.

 (в рамках профессиональной учебы педколлектива: ноябрь, июнь; на заседаниях методических объединений классных руководителей – 1 раз в четверть)

Администрация, учителя физкультуры, сотрудники медкабинета и ППМС-центра

5

Внедрение целенаправленной пропаганды здорового образа жизни с использованием механизмов наглядной агитации и материального стимулирования учителей.

 (в течение всего учебного года)

Администрация

6

Разработка и апробация системы оценок (по комплексу показателей) для учителей, активно занимающихся физическим развитием школьников, пропагандой здорового образа жизни и профилактикой вредных привычек.

 (в течение года)

Администрация,

сотрудники ППМС-центра, учителя физкультуры

7

Создание и поддержание условий комфортной работы, охраны труда работников Гимназии №56

 (в течение года)

Администрация, помощники по АХЧ

8

Информационное обеспечение по вопросам здоровьесбережения и охраны труда с использованием механизмов наглядной агитации, раздаточных материалов, ежемесячного консультирования учителей.

 (в течение учебного года)

Администрация, учителя физкультуры, сотрудники медкабинета и ППМС-центра, с привлечением медицинских работников (возможно – из числа родителей учащихся и представителей социального партнера, фирмы «МЕДИ»)

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1

Подготовка материалов и выступления перед родителями на темы: «Распорядок дня ребенка», «Особенности психофизического развития детей разных возрастных групп», «Пропаганда здорового образа жизни в семье», «Профилактика простудных заболеваний». «Профилактика стрессов» и т.д. (в зависимости от особенностей класса, запросов, поступивших от родителей и классных руководителей)

 (в течение года: сентябрь, январь – на общешкольных родительских конференциях; 1 раз в четверть – на родительских собраниях)

Учителя физкультуры, сотрудники ППМС-центра, классные руководители

2

Информирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни с использованием листовок, буклетов, школьных информационных стендов.

 (в течение учебного года)

Учителя физкультуры, сотрудники ППМС-центра

3

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни.

 (в течение года: на днях открытых дверей, по расписанию консультирования сотрудников - еженедельно)

Учителя физкультуры, сотрудники ППМС-центра, классные руководители

4

Круглые столы с участием родителей по вопросам:

- здоровое питание и распорядок дня современного школьника

- пропаганда здорового образа жизни в школе и дома (сотрудничество педагогов и родителей)

 (2 и 4 четверть- 2 круглых стола)

Администрация,

Учителя физкультуры,

Сотрудники ППМС-центра и медкабинета, с привлечением городских специалистов (врачей, психологов), занимающихся проблемами детского здоровья

5

Проведение совместных мероприятий (праздников, соревнований и т.п.) для детей с родителями.

 (в течение года – по плану спортивно-массовой и воспитательной работы школы)

Администрация, учителя физкультуры

КОММЕНТАРИИ К ПЛАНУ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»:

  1. Как и многие другие проекты и программы, реализуемые в Гимназии №56, данная программа может быть реализована только при условии содружества разных служб и подразделений образовательного учреждения. Консолидация сил администрации, педагогов, психологов, классных руководителей приводит к тому, что ответственность за конечный результат не перекладывается с одного специалиста на другого, а разделяется. Соответственно, разделяется и успех, к которому приходим в процессе реализации какого-либо начинания.
  2. Несмотря на то, что Гимназия №56 – крупный образовательный комплекс, включающий 5 зданий-подразделений, наше образовательная учреждение достаточно легко управляемо, во многом благодаря четкости планов работы, составляемых как в отдельных подразделениях, так и в школе в целом. При планировании в начале учебного года скрупулезно выверяются мероприятия, в подготовке и проведении которых участвуют разные службы и подразделения. К числу таких мероприятий относятся и те, что включены в программу «Здоровье», поэтому и при планировании и при последующем анализе руководители служб и подразделений начинают работу именно с согласования позиций по таким мероприятиям.
  3. Для упорядочения работы с классными коллективами, для удобства классов и классных руководителей последние 2 года в школе составляется особое расписание: один раз в неделю классы одной параллели заканчивают уроки одновременно. Следующий «сводный час» школьного расписания предусмотрен для проведения внеклассной работы в параллели, а также для проведения классных часов. Для реализации программы «Здоровье» (особенно в части агитационно-разъяснительной и профилактической работы) активно используются «сводные часы», когда все учащиеся параллели собираются в актовом зале на лекцию, просмотр фильма, и классные часы, на которые приходят с сообщениями учителя физической культуры, сотрудники ППМС-центра, приглашенные специалисты, занимающиеся проблемами здоровья детей.
  4. Одним из обязательных компонентов повышения квалификации педагогов в Гимназии №56 являются так называемые профессиональные учебы педколлектива – «ноябрьская учеба» и «июньская учеба». В программу этих учеб также включаются вопросы, связанные со здоровьесбережением и пропагандой здорового образа жизни.
  5. И, наконец, в план работы Гимназии №56 с родителями ежегодно включаются 2 общешкольные родительские конференции (сентябрь и январь) и 2 обязательных дня открытых дверей. В программу этих мероприятий также включаются разные формы (сообщения, консультации, рекламные фильмы, распространение листовок и буклетов) пропаганды здоровья и здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...