«Оздоровление дыхательной системы с помощью физических упражнений»
статья по физкультуре

Голодова Ульяна Борисовна

Наиболее распространенными заболеваниями верхних дыхательных путей признаны воздушно-капельные инфекции: острый ринофарингит, острый ларингит, ангина, хронический тонзиллит. Не бывает безобидных заболевании, каждое может дать осложнение с тяжелыми последствиями для организма. Даже, казалось бы, безобидный насморк может иметь неприятные последствия. Постоянная заложенность носа вынуждает детей дышать через рот, что приводит к снижению легочной вентиляции и нарушению легочного газообмена. Страдающие хроническим насморком с раннего детства отстают в физическом развитии, у них часто неправильно формируется лицевой череп. При хроническом насморке нарушается обоняние, что отрицательно сказывается на пищеварении. У детей раннего возраста острый ларингит может осложняться бронхитом, пневмонией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Оздоровление дыхательной системы с помощью физических упражнений»

                                                     

                                                       

Наиболее распространенными заболеваниями верхних дыхательных путей признаны воздушно-капельные инфекции: острый ринофарингит, острый ларингит, ангина, хронический тонзиллит. Не бывает безобидных заболевании, каждое может дать осложнение с тяжелыми последствиями для организма. Даже, казалось бы, безобидный насморк может иметь неприятные последствия. Постоянная заложенность носа вынуждает детей дышать через рот, что приводит к снижению легочной вентиляции и нарушению легочного газообмена. Страдающие хроническим насморком с раннего детства отстают в физическом развитии, у них часто неправильно формируется  лицевой череп. При хроническом насморке нарушается обоняние, что отрицательно сказывается на пищеварении. У детей раннего возраста острый ларингит может осложняться бронхитом, пневмонией.

Любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, поэтому основные усилия врачей, родителей и педагогов должны быть направлены на профилактические меры оздоровления детей и подростков. Основой любой профилактики является закаливание.

Эффект от закаливания усиливается использованием системы общеукрепляющих и общеразвивающих упражнении, направленных на повышение уровня общей физической подготовки. Это прежде всего двигательные действий на развитие силы, быстроты, выносливости, а также ведущих координационных качеств: ловкости, подвижности, гибкости, прыгучести и т.д.

При заболевании можно широко использовать физические упражнения для усиления защитных функции организма и повышение его резервных возможностей. Однако существует ряд противопоказании: высока температура, значительна слабость, тошнота, головокружение, усиленное потоотделение. Основные требования к методике использования укрепляющих оздоровительных упражнении: учет индивидуального протекания болезни, возрастных, половых, типологических, наследственных и других особенностей.                                                                                                                        

Темп упражнении должен быть медленным и спокойным, с акцентом на ритмическое дыхание. Исключаются резкие движения, сбивающие ритм дыхания и требующие значительных усилии. Занятия должны быть непродолжительными по времени, улучшающими эмоциональное состояние детей, сон, аппетит.

Основными требованиями к организации и проведению утренней гимнастики являются: тщательные проветривание комнаты, предпочтительное выполнение упражнении в положении лежа, с постепенным переходом в положение сидя. Внимание акцентируется на выдохе. Нагрузка не должна вызвать значительного усиления сердцебиения. Необходимо, чтобы у ребенка появилось желание выполнять движение, дающее ощущение выздоровления, прилива сил. Можно создать приятный музыкальный  фон из любимых мелодий.

Следующей  эффективной формой занятия является динамическая пауза. Ее главное назначение - смена положения тела, усиление кровообращения и обменных процессов, повышение эмоционального фона, изменение хода мыслей, переключение внимания на другую серу деятельности.

Примерный комплекс упражнении динамической паузы

1. В положении сидя, наклоны головы вперед, назад, влево вправо. Повторить 5-6 раз. Это движение можно усилить сменой положения рук: на голову, за голову, к плечам.

2. В положении сидя, движения плечами вверх, вниз, вперед, назад. Повторить 5-6 раз.

3. И.п. то же. Поочередно 4 круговых движения правым плечом назад, затем левым плечом, то же вперед, затем двумя плечами одновременно. Расслабиться, встряхнуть кистями.

4. Сидя на полу, медленно опуститься в положение лежа на спине.

Упражнения выполняются свободно, непринужденно. Можно представить себя на летнем лугу: на плече - стрекоза или мотылек. Движения должны быть настолько плавными, чтобы их не спугнуть. С каждым новым движением вы впитываете в себя свежий чистый воздух, аромат цветов, зелени, чувствуете, как живительные волны от мысленного общения с природой распространяются по всему телу.

При заболевании верхних дыхательных путей нельзя исключать двигательную активность, так как при длительной неподвижности в организме могут начаться негативные процессы, вызванные застойными явлениями. Двигательная активность ограничивается в разумных пределах.

Методическая помощь педагога заключается в том, чтобы научить детей и подростков правильно ориентироваться в выборе наиболее полезных физических упражнении, позволяющих сократить период заболевания и активизировать внутренние резервы организма. В целях контроля за выполнением своих рекомендации педагогу необходимо установить контакт с родителями.

Болезнь является первым сигналом к пересмотру образа жизни человека и в первую очередь объема физической нагрузки. Для этого не нужно ждать полного выздоровления. Чем раньше человек включает физические упражнения в режим своего дня, тем быстрее он выздоравливает. При подборе упражнении предпочтение отдается двигательным действиям, оказывающим влияние на организм в целом. Полезно включать упражнения в положении лежа на животе, стоя на коленях, с опорой о стену, сто и т.д. Главный принцип - использовать доступные и разнообразные упражнения, исключающие задержку дыхания, воздействующие на все физиологические системы. Каждый комплекс требует соответствующего настроя, нежелательны занятия по принуждению. Утренняя гимнастика должна восприниматься как наиболее эффективное средство из всего комплекса оздоровительного воздействия.

Упражнения выполняются в медленном темпе, дыхание глубокое. Обращать внимание на правильность осанки. Каждое движение выполняется  6-8 раз. Нельзя увлекаться большой дозировкой. Обязательным условием для занятии должно быть хорошее настроение.

Осложнения заболевании верхних дыхательных путей могут привести к бронхиту, пневмонии, бронхиальной астме.

Бронхит. Профилактика бронхита включает комплекс мер, направленных на повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, усиление иммунитета. Одно из важных мест в общей системе профилактических мер принадлежит закаливанию, с широким использованием естественных сил природы: солнечных лучей, водных и воздушных процедур.

Ни одна система закаливания не может быть эффективной без регулярного использования двигательных действии, направленных на развитие и совершенствование физических и координационных качеств. Оптимальным является выполнение физических упражнении на свежем воздухе с последующими водными процедурами.

Пневмония. Одно из тяжелейших заболевании легких. Чаще всего она появляется как следствие того или иного острого заболевания верхних дыхательных путей, но может также возникнуть вследствие сильного переохлаждения. Чаще подвержены этой болезни люди с пониженной сопротивляемостью организма. Пневмония может поражать людей с ограниченной двигательной активностью, мало бывающих на воздухе, с застойными явлениями в легких.

Следует хорошо понимать, что достаточна двигательная активность, регулярные закаливающие процедуры, комплекс физических упражнении, направленных на улучшение физического состояния и повышение функциональных возможностей, в сочетании со здоровым образом жизни, - это основные факторы, не дающие никаких шансов болезни.

Одной из задач укрепления здоровья является осознание необходимости постоянной работы по профилактике заболевании, ведение здорового образа жизни, использования закаливающих процедур. Очень важно понимание роли и значения упражнении как эффективного средства развития и совершенствования организма.

Бронхиальная астма. Нарду с медикаментозным лечением, больному необходим свежий воздух, прогулки. Большие требования предъявляются к овладению правильной методикой дыхания. Особенностью этой методики является акцент на выдох, который должен быть длиннее вдоха и выполняется с подтягиванием живота. Для удлинения выдох можно сопровождать различными звуками: при выдыхании воздуха через рот узкой струей произносить "у-у-у", "ж-ж-ж", "и-и-и". Более полного выдоха можно добиться, сжима грудную клетку руками.

При тяжелых приступах полезны упражнения, способствующие усилению дыхательного акта. Движения могут выполняться из положения лежа, сидя, стоя, с обязательными паузами для расслабления и небольшим количеством повторении каждого (не более 4 раз). Очень полезно сочетать физические упражнения с обтиранием тела водой комнатной температуры и последующим растиранием сухим полотенцем до приятного ощущения тепла.

Страдающим бронхиальной астмой нужно чаще бывать на свежем воздухе, за городом, в лесу. В лесу, в парке мы вдыхаем биологически активные вещества, выделяемые растениями, - фитонциды. Они обладают тонизирующим и дезинфицирующим действием, очищают бронхи и легкие от болезнетворных микроорганизмов.

Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики для оздоровления дыхательной системы

1. Не поднимаясь с постели, руки поднять через стороны вверх, потянуться за руками вверх - вдох, руки опустить через стороны вниз - выдох (выдох длиннее вдоха).

2. Лежа на спине, прогнуться в грудной части позвоночника, руки на пояс – вдох, опуститься, расслабиться, руки вниз -глубокий выдох.

3. Лежа на спине, поворот на правый бок, левую руку вверх, посмотреть на кисть - вдох, опускаясь на спину, руку вниз -выдох. То же - в другую сторону, с другой руки.

4. И.п. то же. Руки через стороны вверх - вдох, согнуть колени, обхватить руками голени - выдох, выпрямить ноги, расслабиться.

5. Лежа на спине, опираясь на локти, приподнимая плечи, прогнуться в грудной части позвоночника - вдох, лечь на спину, выпрямить руки вдоль тела, расслабиться - выдох.

6. И.п. то же. Руки поднять через стороны вверх, поворот вправо в положение лежа на животе, прогнуться в грудной части позвоночника - вдох, лечь на спину - выдох. То же - в другую сторону.

7. Сесть. Руки через стороны вверх - вдох, медленный наклон вперед, руки за голову - выдох.

8. Из положения сидя, поворот вправо, правую руку в сторону, посмотреть на кисть - вдох, принять и.п., расслабиться -выдох. То же - в другую сторону.

9. И.п. то же. Круговые движения головой в правую, затем в левую сторону. Дыхание спокойное, равномерное.

10. Из положения сидя, круговые движения плечами назад и вперед. Дыхание не задерживать. Закончить комплекс потряхиванием кистей рук.

Следующей эффективной формой занятий является динамическая пауза. Ее главное назначение - смена положения тела, Пиление кровообращения и обменных процессов, повышение эмоционального фона, изменение хода мыслей, переключение внимания на другую сферу деятельности.

Повышение защитных функции организма можно добиться, используя комплекс средств и методов, среди которых одно из важных мест принадлежит оздоровительным силам природы, физическим упражнениям, правильному образу жизни.

Естественные силы природы следует широко использовать не только в теплое врем года.

Физические упражнения должны стать постоянным спутником в течение всей жизни, так же, как ежедневный набор гигиенических процедур. Надо так организовать свою жизнь, чтобы даже не мыслить себя без ежедневной утренней гимнастики, физкультурного или спортивного часа, физкультпаузы, подбирая упражнения в соответствии со своими возможностями, склонностями, конкретным состоянием в данный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"

Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...

Исследовательский проект "Коррекция плоскостопия детей младшего школьного возраста с помощью физических упражнений".

В работе изложена проблема выявления   плоскостопия, описаны особенности проявления данной проблемы у детей младшего школьного возраста. В исследовании проведен анализ экспериментальных...

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....

Основные методы коррекции фигуры с помощью физических упражнений

™В современном мире все в буквальном смысле помешались на красивом спортивном теле. Оно и понятно, ведь хорошая фигура - это и популярность у противоположного пола, и успех в карьере, и просто хорошее...

«Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»

Методическая разработка урока «Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»  из курса «Биология.Человек» 8 классс применением технологии р...

Методические рекомендации по формированию умений учащихся оказывать первую помощь в теме «Дыхательная система» на основе применения интерактивного обучающего тренажера «Максим III»

Формирование умений проводить сердечно-легочную реанимацию - необходимое умение для каждого человека в настоящее время. На уроках биологии данные умения возможно формировать при использовании обучающи...