Содержание физической подготовки лыжников гонщиков 10-12 лет
методическая разработка по физкультуре

Коробова Татьяна Геннадиевна

Содержание физической подготвки лыжников гонщиков 10-12 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korobova_t.g._metod.razrabotka.docx134.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Содержание физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет

(на базе МБОУ  «Школа №57» Кировского района г. Казани)

Коробова Татьяна Геннадиевна

Казань 2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ……………………………..

  1. Роль тренера-преподавателя в подготовке юных лыжников- гонщиков ……………………………………………………………………
  2. Структура двигательных способностей спортсменов………………
  3. Физиологические особенности лыжников-гонщиков ……………...
  4. Методы и средства общей физической подготовки лыжников- гонщиков ……………………………………………………………………

Заключение по 1 главе……………………………………………………...

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………

2.1. Методы исследования …………………………………………………

2.2. Организация исследования ……………………………………………

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ …

  1. Показатели общей физической подготовленности лыжников- гонщиков 10 - 12 лет в начале исследования ………………………………
  2. Содержание общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет………………………………………………………………………….
  3. Обоснование эффективности содержания общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10 - 12 лет ……………………………..

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

3

5

5

10

12

21

28

29

29

30

32

32

34

38

42

43

47


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Общая физическая подготовка в тренировочном процессе лыжников-гонщиков на этапе начальной подготовки является важной частью подготовки для дальнейшего развития юных лыжников. Учитывая, множество научных исследований и технического прогресса к юным лыжникам-гонщикам предъявляются необходимые требования подготовленности, прописанные в федеральном стандарте.

Проблема нормирования, планирования, контроля и учёта тренировочных и соревновательных нагрузок является одной из центральных в системе тренировок на этапах многолетней подготовки спортсменов. Эффективность повышения спортивного мастерства лыжника-гонщика во многом определяется степенью управления тренировочными нагрузками.

В процессе системы многолетней подготовки в лыжников-гонщиков на этапе начальной подготовки применяются разнообразные методы обучения, воспитания и тренировки. Учитывая, множество научных исследований и технического прогресса к юным лыжникам-гонщикам предъявляются необходимые требования подготовленности, которые прописанные в федеральном стандарте. Соблюдая все эти требования, тренер создаёт необходимые предпосылки для дальнейшего развития юных лыжников- гонщиков (Китманов В. А., 2003г).

Анализируя научно-методическое литературу, можно говорить о том, что в теории и практике спорта имеется определенный опыт в этом вопросе, но как показывает анализ, методика общей физической подготовки ещё не до конца решена в этой области. Наибольшим вопросом остаётся подготовка и распределение на различных этапах подготовки спортсменов, так как от этого вопроса в дальнейшем будет зависеть уровень работоспособности.

Объект исследования общая физическая подготовка лыжников- гонщиков на этапе начальной подготовки.

Предмет исследования содержание общей физической  подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет.

Цель разработать и экспериментально проверить содержание общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет.

Гипотеза: Предполагалось, что общая физическая подготовка лыжников-гонщиков 10-12 лет будет эффективнее, если:

  1. В подготовительном периоде применить 4 мезоцикла в последовательности:
  • втягивающий;
  • базовый (1);
  • базовый (2);
  • восстановительный.
  1. Содержание общей физической подготовки наполнить содержанием, соответствующим цели каждого применяемого мезоцикла.

Задачи:

  1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросам общей физической подготовки лыжников-гонщиков на этапе начальной подготовки.
  2. Разработать содержание общей физической подготовки лыжников- гонщиков 10-12 лет.
  3. Обосновать эффективность содержания общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

  1. Роль тренера-преподавателя в подготовке юных лыжников-гонщиков

Тренер, руководствуясь знанием возрастных особенностей организма, принципов спортивной тренировки, с учетом индивидуальных темпов тренировок и соревновательных нагрузок, уровня подготовленности спортсмена по ОФП и СФП, предлагает конкретные и реально для реализации программы тренировок и соревновательных нагрузок на следующем этапе, период, годовой цикл. Интенсивность тренировочного процесса каждой тренировочной программы на всех этапах, используемые для тренировки средства с точки зрения объема и интенсивности, формы тренировок, методы тренировок должны способствовать укреплению биологических способностей спортсмена в многолетней тренировке. При недостаточных воздействиях эти способности (физические, технические, волевые) могут не проявиться в полной мере. При чрезмерных нагрузках может произойти преждевременное «исчерпание» врождённых задатков одарённости и к началу возрастного диапазона достижения высоких спортивных результатов в лыжных гонках (21-23 года) организм подойдёт истощённым [12].

Соотношение работы (нагрузки) и времени для восстановления (отдыха) является чисто индивидуальным для каждого спортсмена и должно быть таким, чтобы избежать перенапряжения и обеспечить поэтапное (в годичных тренировочных циклах) и ежегодное (при длительной тренировке) увеличение здоровье всех систем организма. Задача тренера состоит в том, чтобы предвидеть опасность глубокой усталости спортсмена, а при выборе тренировочной программы на неделю, месяц, этап, период, годовой цикл полагаться на физические и волевые способности спортсмена для предстоящие физические и психологические последствия тренировочного процесса.

На каждом этапе годовой программы тренировок, как на летних тренировках (без снега), так и на зимних тренировках (на снегу), на основе данных неотложного педагогического и медицинского мониторинга с целью предотвращения глубокой усталости тела необходимо заменить часть больших нагрузок с малыми и средними заменить одну две недели режима развития неделями поддерживающих разогревающих (восстановительных) режимов в соответствии с общей интенсивностью тренировочной нагрузки. Необходимо быстро скорректировать тренировочный процесс в соответствии с состоянием здоровья и подготовленности спортсмена к предстоящей тренировочной работе, то есть тренироваться по наиболее рациональной на данный момент программе тренировок с точки зрения объема и интенсивности тренировок. средства на неделю, месяц, этап годового цикла обучения.

Одна из самых опасных ловушек, в которые мы можем попасть, заключается в том, что независимо от того, в какой программе участвует спортсмен, всегда необходимо тщательно следить за тем, как он переносит нагрузку, чтобы восстановиться, чтобы вовремя отступить от программы, так как мы очень легко можем наткнуться на проблему внезапно возникшего сверх стресса и «загнать» ребят [26].

Когда есть признаки переутомления, необходимо включить в тренировку один два еженедельных микроцикла поддержки восстановления (разогрева) режимов тренировочной нагрузки для общего напряжения, чтобы пройти этот дополнительный физический осмотр и с разрешения врача снова присоединиться к программе упражнений. После болезни и перерывов начните тренировку с низкой нагрузкой и только с разрешения врача. При хорошем самочувствии и переносе мелких и средних нагрузок на 2-3 недели вы можете перейти к тренировкам по своей программе тренировок.

Вы не можете проводить тренировки соревнования в случае отклонения в состоянии здоровья риска для здоровья, отправляясь на тренировку больным. Любая тренировка не должна наносить вреда здоровью. Лучше отдохнуть неделю, чем месяц лечиться. Период отдыха от тренировок после снижения до высокой температуры составляет 12-14 дней, это закон для тренера, спортсмена, врача. Всегда необходимо помнить: нет физических больших физических нагрузок, есть нагрузка, соответствующая не соответствующая здоровью и возможностям спортсмена. Тщательное планирование и соблюдение в тренировочном процессе предотвращения перенапряжения является гарантией стабильных результатов.

В процессе тренировки еженедельного микроцикла, этапа и всего годового цикла спортсмен обязан внимательно следить за своим здоровьем, самочувствием, принимать меры для предотвращения заболеваний, травм, усталости и периодически показываться врачу. Ни в коем случае спортсмен не должен стремиться к выполнению запланированной работы, если ему плохо. Сопротивление тренировке может быть усталостью, но не болезнью [27].

Тренировочные и соревновательные нагрузки на определенных этапах годичных циклов многолетней тренировки проходят при значительных физических и психологических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях накануне соревнований, во время соревнований и после соревнований; необходимость усердно учиться в школе университете. Все эти трудности многолетней подготовки спортсмен должен преодолеть на пути к достижению уровня спортивных результатов мастера спорта, мастера спорта международного класса. Не каждый занимающийся способен достичь вершин в спорте, отсев неизбежен. Даже при рациональном планировании тренировок определенный контингент спортсменов способен добиться успеха только в подростковом возрасте. Выносить наделенный отличным здоровьем, спортивными способностями, настойчивый, целеустремленный, трудолюбивый, дисциплинированный в спорте и повседневной жизни.

Готовность спортсмена к следующему этапу совершенствования, где будет более интенсивные тренировки с точки зрения объема и интенсивности тренировочных средств, определяется на основе учета и анализа ранее выполненной программы тренировок всего годового цикла. С его системой контроля тренировок объема и скорости движения основных и вспомогательных средств, системой контроля соревнований, системой контрольных медицинских осмотров. Необходимо учитывать двигательный потенциал спортсмена, дальнейшее развитие физических качеств, развитие функциональных возможностей организма, умение осваивать новые двигательные навыки и способности, выполнять более интенсивные, чем до тренировки. Соревновательные нагрузки с точки зрения объема и интенсивности, умственное сопротивление неизбежным трудностям в тренировках и соревнованиях, обучении.

Чтобы достичь высоких спортивных результатов, вам нужно иметь терпение и выносливость и в течение 10, а может и более лет, чтобы последовательно преодолевать (выполнять) ежегодные программы тренировок для тренировок и соревновательные нагрузки тренировочных средств, которые год от года увеличиваются. Самоотверженный и разумно построенный труд спортсмена – единственный путь к вершинам совершенства [12].

Выполненная программа годового цикла тренировки является подготовкой и допуском к более напряжённой тренировочной программе последующего годового цикла. Каждая правильно подобранная индивидуальная годовая тренировочная программа, полностью выполненная с точки зрения объема и интенсивности, вместе с положительными данными контрольных медицинских осмотров свидетельствует о том, что спортсмен преодолел следующий этап совершенствования спорта на пути к повышению квалификации.

Возрастные стандарты для тренировок и соревновательных нагрузок с точки зрения объема и интенсивности спортивных тренировок для лыжников-гонщиков в годичном цикле подготовки от новичка до мастера спорта. Индивидуальные программы тренировок по объему и интенсивности тренировочных средств для любого этапа, периода, годового цикла, в зависимости от подготовленности спортсмена.

Регулярная индивидуальная ежегодная программа тренировок, выбранная в зависимости от общей специализированной физической подготовленности и специальной физической подготовленности спортсмена в соответствии с принципами доступности, преемственности, последовательности тренировок и соревновательной нагрузки тренировочных инструментов по интенсивности, направленности, специфике, будет разумной, если объем и интенсивность средств обучения этой программы определяются на основе комплексного критического анализа [26].

Для плодотворной работы со спортсменами любого возраста тренер нуждается в серьезных знаниях методологических основ подготовки для всех возрастных групп от младшего школьного возраста до взрослых. Тренер должен знать процесс улучшения не только физических качеств, но и других разделов спортивной подготовки для каждой возрастной группы. При выборе следующей, более интенсивной индивидуальной программы тренировок с точки зрения объема и интенсивности средств обучения следует учитывать не только уровень комплексной физической подготовки (ОФП и СФП), но и уровни технической, тактической и волевая тренировка спортсмена.

Тренеры обязаны выполнять определенную теоретическую работу со спортсменом, чтобы он знал структуру годового тренировочного цикла и задачи каждого этапа, периода знал, сколько лет тренировок требуется от новичка до мастера спорта, знал преимущества всех различных средств и методов спортивной тренировки; стремился достичь в 20-22 года уровня мастера спорта. Тщательное знание спортсменом своего индивидуального плана ежегодных тренировок на всех этапах с определенными показателями объема и интенсивности тренировочных средств является важным фактором его подготовки. Перспектива должна быть ясной и запоминающейся как в ежегодных циклах обучения, так и в процессе долгосрочного обучения. Только генетически одаренные люди могут достичь высоких спортивных результатов. Но помимо генетического таланта, они должны обладать исключительной трудоспособностью. Тренеры на всех уровнях – от сборной страны до спортивной школы – должны, обязаны учиться думать, находить свои пути к высотам мастерства [27].

  1. Структура двигательных способностей спортсменов

В структуре подготовленности спортсменов выделяют относительно самостоятельные стороны, имеющие существенные признаки: физическую, техническую, психологическую, тактическую и техническую [4].

Это разделение рационализирует представление о компонентах спортивного мастерства, в определенной степени систематизирует средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного мастерства. В то же время в тренировках и особенно в соревновательной деятельности ни одна из сторон не кажется изолированной, но объединяется в комплекс для достижения высочайших спортивных результатов. Степень включения различных элементов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие определяются закономерностями формирования функциональных систем, направленных на конечный и конкретный результат для каждого вида спорта и компонента тренировочной и соревновательной деятельности. [3].

Общая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма, согласованность их проявления в процессе мышечной деятельности. Средствами общей физической подготовки являются бег, плавание, катание на лыжах, т.е. двигательные действия циклического характера  [8].

Особое физическое состояние спортсменов гораздо интереснее. Основным средством специальной физической подготовки для  лыжников является использование специально подготовительных и соревновательных упражнений [6].

Вспомогательная подготовка служит функциональной основой для успешной работы по развитию особых физических качеств и способностей. Это означает функциональные возможности спортсмена, которые проявляются в двигательных действиях, связанных с выбранным видом спорта, способности организма выдерживать высокие удельные нагрузки и интенсивные процессы восстановления.

В структуре физической подготовленности лыжников-гонщиков Л.П. Матвеев и В.Н. Платонов выделяют следующие двигательные способности и формы их проявления: силовые способности – максимальная сила мышц туловища; взрывная сила мышц рук и ног; скоростные способности – способность к быстрому реагированию на сигнал (сложная реакция), способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью, способность к быстрому началу движения; координационные способности – способности к равновесию, способности к приспособлению и перестроению двигательных действий, способности к реагированию; выносливость – специальная силовая, скоростная и выносливость к работе в зоне максимальной и субмаксимальной мощности; гибкость – способность к достижению максимальной амплитуды в плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставах [23].

По мнению Л.П. Матвеева под физическими качествами принято понимать врождённые (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Оптимальное развитие двигательных способностей, присущих человеку, является одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания. Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание» [23].

Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитания» предусматривает активное и направленное влияние на рост показателей физического качества.

Эксперты говорят, что моторные навыки тесно взаимосвязаны и что их распределение очень произвольно. Например, при выполнении силовых упражнений также появляются скоростные навыки, а многократное повторение этих упражнений характеризует качество выносливости.

Б.Х. Ланда заметил, что в современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека [19].

  1. Физиологические особенности лыжников-гонщиков

Возраст 11-12 лет считается подростковым. В это время у них происходит изменения эндокринных функций организма и формирование половых признаков, все это приводит к изменению нервной высшей деятельности. Происходит нарушение уравновешенности нервных процессов, слабеет деятельность коры, а вместе с ней и второй сигнальной системы [2].

Электрофизиологический анализ биотоков мозга говорит о повышении подкорковых влияний, тем самым происходит нарушение со стороны вегетативной системы. У детей начинает проявляться повышенная эмоциональность, видна усталость после физической и умственной деятельности [1].

Все эти изменения могут проявиться в виде психической неуравновешенности подростка (подросток начинает раздражаться по любым мелочам) и может произойти конфликт с любым человеком. Правильное составления тренировок, режим, хороший сон, правильное питание, понимание со стороны тренера и родителей – самое важное, чтобы переходный период прошел без осложнений и функциональных расстройств.

При правильном введении всех анатомо-физиологических особенностей подростков, можно правильно составить тренировочные занятия. Имеются определенные фазы роста спортивных результатов, это зависит от возраста ребенка и как он посещает тренировки (стаж, регулярность и целенаправленность). На любом этапе развития подростка проявляются определённые функциональные возможности. Поэтому отмечают, что возрастное развитие проявляет себя как процесс приобретения определенных количественных изменений в организме. Важную роль в изменение организма играет и деятельность желёз внутренней секреции.

В этом возрасте у подростков происходит ряд существенных изменений в организме. Например, с 11-12 лет у подростков чуть замедляется  рост, но происходит прибавка в весе [19].

К 12 годам повышается роль центральной нервной системы, ее функциональное состояние намного улучшается. В это время лыжникам 11- 12 лет можно намного улучшить их двигательные умения и качества, а также их координацию и технику. Так как в это время они лучше всего могут это освоить.

К данному времени завершают свое развитие многие стороны двигательной деятельности подростка. Они начинают чувствовать свои мышечные ощущения, улучшается способность к расслаблению.

Большую значимость достижении высоких спортивных результатов играет состояние двигательного анализатора. Данный анализатор обеспечивает возможность образования двигательных условных рефлексов иные чувствительные раздражения (зрительные, слуховые и т.д.). Ядро двигательного анализатора располагается в двигательной области коры мозга. Двигательный анализатор анализирует и синтезирует раздражения, проходящие от сухожилий и мышц и передает через рабочий аппарат на мышечную систему результат деятельности всех других анализаторов (всей коры мозга). Ядро двигательного анализатора созревает неравномерно, и окончательное его развитие завершается к 12 годам [4].

Хорошая пластичность и быстрая возбудимость нервной системы дает детям 11-12 лет быстро и качественно поставить технику передвижения на лыжах.

Функциональное состояние аппарата кровообращения играет важную роль в развитии организма у детей 11-12 лет. Сердце и сосуды подростка не развиваются равномерно, обычно у детей 11-12 лет сердце развивается быстрее и обгоняет рост просвета сосудов. Общее количество крови по отношению к весу тела у подростков больше, чем у взрослых. Хотя абсолютная величина ударного и минутного объёма крови меньше. Увеличение минутного объёма крови зависит от учащения сердцебиений при незначительном увеличении ударного объема.

Количество кислорода, которое служит для окисления процессов, и обеспечивающих определенную работу, называется кислородным запасом. Потребление кислорода у взрослого человека, который находится в состоянии покоя примерно 0,2-0,3 л в мин. При беге на 10 км достигает  4-5 л/мин.

Кислородный запрос, дыхательная и сердечно-сосудистая системы уже не в состоянии обеспечивать потребности тканей в кислороде, т.е. когда кислородный запрос выше кислородного потолка, мышцы начинают работать в условиях недостатка кислорода. Например, за 10 мин. работы при кислородном запросе, равном 8 л/мин., требуется 80 л. кислорода. Если кислородный потолок будет 6 л/мин., то за это время при кислородном запросе в 80 л. тканям будет доставлено только 60 л. кислорода, исходя из этого, чего появляется кислородный долг, равный 20 литрам [33].

Объем кислородного долга во многом зависит от темпа работы и от времени работы.

Если дистанция гонки большая, темп работы спортсменов немного уменьшается. Но темп работы в гонке зависит и от других причин: уровень подготовленности спортсмена, рельеф трассы, перепад ветра, от погоды во время гонки (слишком холодная, теплая), от работы лыж на дистанции, от подготовленности самой дистанции. Все эти причины мешают лыжнику и замедляют его скорость. Вследствие чего у спортсмена увеличивается энергетические затраты организма [9].

Лыжные гонки относятся к динамической и циклической работе.

В лыжном спорте необходимо развивать общую и скоростную выносливость.

Конечно, нужно для лыжника и развитие определенной силы. Высокая работоспособность верхних и нижних конечностей связана с развитием их силовых качеств.

Передвижение спортсмена по трассе бывают очень сложны по координации и технике. Лыжник должен уметь владеть не только техническими навыками, обеспечивающими ему более экономное передвижение по дистанции, но и физической силе, способствующей быстрее преодолевать подъемы и другие трудные участки трассы.

В лыжных гонках требуется очень большой кислородный запрос. Так как, при беге на лыжах используются все мышечные группы, что способствует увеличению кислорода. Участие в работе больших мышечных групп обеспечивает более полное использование кислорода из артериальной крови, что вызывает нарастание артериовенозной разности. Её повышение усиливает поступление кислорода из альвеолярного воздуха в кровь. Также поглощению кислорода способствует и не маленькая разница температуры крови в мышцах и легких. Низкая температура в легких объясняется постоянным вдыханиям холодного воздуха.

В основном кислородный долг появляется при ускорениях на дистанциях преодолении подъемов. В среднем кислородный долг достигает 10-12 л. О длительном повышении кислородной потребности тканей говорит увеличение основного обмена у лыжников в течение двух – трех дней после тренировок и соревнований. Иногда величина основного обмена на следующий день после тренировочных нагрузок и соревнований превышает стандарты на 40–50% [10].

Кровообращение. Подготовленные лыжники всегда отличаются резко выраженной брадикардией. ЧСС у хорошо тренированных лыжников может достигать 30 уд/мин, а в среднем ЧСС в покое составляет 35-45 уд/мин у мужчин и 45-50 уд/мин у женщин. Также для лыжников характерен синусовый ритм.

В соревновательной деятельности ЧСС у хорошо подготовленных лыжников достигает 170-190 уд/мин, а на некоторых участках достигает и 200 уд/мин, но если у спортсмена пульса превышает уже 210-220 уд/мин – это может означать, что спортсмен не совсем здоров не совсем подготовлен на данный момент.

У многих лыжников размеры сердца увеличены. Гипертрофия левого желудочка характерна в 35% случаев, гипертрофия обоих желудочков в 55%.

После того, как спортсмен заканчивает дистанцию размер сердца у него уменьшается по сравнению исходным размером, но потом оно восстанавливается в течении 3-4 часа.

Артериальное давление у лыжников в основном, как и у обычных, не тренированных людей, в пределах нормы.

Кровь. Концентрация молочной кислоты в крови во время гонки может увеличиваться до 150 и более мг.

Глюкоза во время гонки наоборот снижается. Если спортсмен не подготовлен, то во время гонки у него может снизиться глюкоза до 0,048– 038%. Во время прохождении дистанции лыжникам советуют принимать глюкозу, так как она способствует поддержанию работоспособности.

Анализаторы. Большую роль        для лыжников, также имеет проприоцептивная чувствительность, орган зрения и вестибулярный аппарат. Чем выше роль анализатора при движении, тем в большей степени они совершенствуются при систематическом её выполнении. Важную роль при движении лыжника имеют также импульсы от рецепторов кожи и мышц шеи. Лыжные гонки дают большую нагрузку и на зрительный анализатор.

Ориентировка в пространстве связана с работой палочек сетчатки (периферическое зрение). Поэтому у лыжников наблюдается хорошее периферическое зрение, так как она все время находится в возбуждении.

Двигательный аппарат. При передвижении на лыжах задействованы все основные мышцы тела, в следствии чего у многих лыжников развита хорошо скелетная мускулатура.

Мышцы спортсмена хорошо приспособлены к аэробной и анаэробной работе. Аэробная работа в основном преобладает на равнинных трассах, а анаэробная работа происходит при ускорениях в подъем и на коротких дистанциях.

Расход энергии. В лыжных гонках расходуется большой объем энергии. При прохождении 1 км в среднем расходуется 60 к/кл. А за всю тренировку лыжник может потерять в среднем от 300-4000к/кл [7].

Так как лыжник расходует очень большое количество калорий на тренировках, ему следует следить прежде всего за своим рационом питания. Во время подготовительной подготовки лыжник должен употреблять в среднем 600-700 граммов углеводов. А перед соревнованиями, он должен его увеличить до 800-900 граммов.

Дыхание. Правильное соблюдение дыхания намного повышает работоспособность лыжника. Из-за этого уже на начальном этапе подготовки лыжника следует уделить этому особое внимание. При занятиях лыжными гонками дыхательные мышцы выполняют большой объем работы, в следствии чего это способствует их увеличению. Поэтому лыжники обладают большой амплитудой дыхания и увеличенной жизненной ёмкостью лёгких (мужчины в среднем около 5 литров, женщины около 4 литров).

Легочная вентиляция при беге на лыжах даже с маленькой скоростью повышается ЖЕЛ до 60–80 литров. При увеличении скорости бега она может достигать 100–120 и более мл/мин [16].

Высокие результаты в лыжном спорте во многом зависят от аэробной производительности спортсмена. По данным норвежских исследований, максимальное потребление кислорода (МПК) в среднем составляет у тренированных лыжников около 85 мл/кг у мужчин, около 60 мл/кг у женщин.

Выделительные функции. Лыжные гонки связаны с повышенным потоотделением, в следствии чего вызывает уменьшение диуреза. В моче появляется повышенное состояние аммиака и креатина, так как повышается обмен белков.

Температура тела. Так как лыжники тренируются в открытой местности и при низкой температуре, эта низкая температура вызывает усиленную теплоотдачу. Повышенная теплорегуляция связана с включением в работу больших мышечных масс. Если скорость передвижения низкая, теплоотдача во время бега на лыжах будет превышать теплопродукцию. Это приведет к повышению температуры тела и работоспособность будет уменьшаться.

Вес тела. При занятиях на лыжах, вес тела у лыжника уменьшается за счет повышенного потоотделения и испарения водяных паров с поверхности дыхательных путей. Вес может упасть за месяц от 0.5 до 5 кг. Это зависит от уровня тренировочных занятиях, темпа передвижения на тренировке и других.

Средний школьный возраст 11-12 лет. Главная особенность этого возраста – быстрый процесс полового созревания. Подростки начинают расти сильно в длину, проявляется высокая эмоциональность, может появиться диспропорция тела, но в этом ничего страшного нет, главное нужно правильно давать нагрузки. В этом периоде мальчики начинают уже обгонять девочек в физическом развитии, в выносливости, в скорости. Главное в этом возрасте дать правильную нагрузку, чтобы подростки не загоняли себя физически и эмоционально. Тренеру нужно точно знать показатели их роста, массы и обхват грудной клетки, так как они могут дать большую информацию об индивидуальном биологическом развитии человека. 11-12 летний возраст считается самым подходящим, для начала занятия лыжными гонками. Хотя это не говорит, что вся подготовка должна начинаться в этом возрасте. Занятие физической культурой надо начинать значительно раньше. Чтобы правильно тренировать, нужно знать у каждого подростка свои индивидуальные особенности организма, а потом уже составлять методику подготовки, так как без учета индивидуальных различий, невозможно составить правильный и рациональный план развития общей и специальной выносливости [14].

Лыжные гонки показывают, что уже в раннем возрасте можно показать высокие результаты, но многие лыжники, которые начинают показывать хорошие результаты с детства, не могут полностью раскрыться уже во взрослом уровне. Многие эти лыжники уже истощают свои организм в детстве, и у них не остается никаких резервов. Но точно утверждать, что это происходит из-за перетренированности нельзя. Некоторые тренера начинают давать очень большие нагрузки с детства, вся их подготовка проходит в одностороннем процессе. Эта подготовка, конечно, сперва дает результат, но со временем результаты начинают падать, и те лыжники, которые начали тренироваться позднее, начинают превосходить их.

Тренер должен построить план подготовки спортсмена так, чтобы подвести спортсмена к высшему результату в возрасте 21-29 лет [20].

При построении многолетней подготовки нужно учитывать периоды более быстрого естественного развития выносливости, силы и других физических качеств, что даст успешно проводить физическую подготовку в целом, в лыжных гонках и добиваться высоких результатов в будущем.

В первую очередь план подготовки должен включать в себя следующие принципы [14]:

  1. Более полная включения периодов естественного развития двигательных навыков.
  2. Значимость двигательных качеств для результата в лыжном спорте.
  3. Выносливость на этапе начальной подготовки входит преимущественно как средство ОФП.

Выносливость в основном начинает проявлятся с 14 летнего возраста. Поэтому тренера рассматривают выносливость у детей 11-12 лет в качестве ОФП [19].

Исходя из этого можно сказать, что в лыжных гонках, спортсмен должен иметь очень высокие показатели аэробных возможностей.

  1. высокая максимальная скорость потребления кислорода, т.е. большой аэробной «мощностью»;
  2. способность долго удерживать высокую скорость потребления кислорода (большой аэробной «мощностью») [4].

Если у лыжника высокое МПК, то он сможет очень долго выдерживать высокую скорость на дистанции, следовательно, и результат у него будет выше. Также если у лыжника высокое МПК, то он сможет выполнить большой объем работы, связанный с аэробным характером. Зависимость выносливости от МПК характеризуется (в некоторых пределах) тем больше, чем меньше относительная мощность аэробной нагрузки.

Уровень МПК зависит от максимальных способностей двух функциональных систем:

  1. кислородтранспортной системы, берущий кислород из окружающего воздуха и транспортирующей его к задействованным мышцам и другим работающим органам и тканям тела.
  2. системы утилизации кислорода, т.е. мышечной системы, экстрагирующей и утилизирующей доставляемый кровью кислород [1].

У лыжника, когда он достигает предельную аэробную работу глубина дыхания может составить 60- 65%, а ЖЕЛ больше 5л.

Когда лыжник начинает тренировать выносливость, у него увеличивается объем, циркулирующий крови (ОЦК). К тому же повышение ОЦК представляет собой специфический эффект тренировки. Повышение ОЦК играет важную роль для увеличения кислородтранспортных возможностей спортсменов, тренирующих выносливость. В основном, именно благодаря повышению ОЦК увеличивается центральный объем крови и венозный возврат к сердцу, что дает большой систолический объем крови. Повышение ОЦК дает возможность направлять большое количество крови в каждую сеть и благодаря этому повышает способность организма для теплоотдачи во время долгой работы.

У лыжников высокие аэробные показатели (МПК) в свою очередь определяются именно благодаря повышенной производительностью сердца, которое может обеспечивать большой сердечный выброс, который выполняется за счет повышенного систолического объема, т.е. количества крови выбрасываемого желудочками сердца при каждом сокращении.

Пульс у лыжников намного ниже если сравнивать его с обычным человеком.

Повышение систолического объема – считается самым главным функциональным результатом тренировки выносливости для сердечно- сосудистой системы и для всей кислородтранспортной системы в целом.

Пульс у лыжников все время снижается, при правильном построении тренировки и выполнения им определенных тренировочных нагрузок [15].

В 10-12 лет у подростков значительно повышается устойчивость к аэробным нагрузкам. В самом первой фазе становления двигательного навыка не нужно выполнять движения сразу с быстрыми усилиями и очень высокой интенсивностью, так как в этом случае иррадиация возбудительного процесса быстро появляется и широко распространяется, что неизбежно ведет к вовлечению в работу ненужных групп мышц, будет видна скованность в движении. В 11-12 лет стоит уделить вниманию, как они будут выполнять движения.

  1. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-

гонщиков

В годичной подготовке лыжников подготовительный период занимает большую часть времени. Для районов со снежной и ровной зимой подготовительный период – это все бесснежное время года и начало подготовки на снегу.

Сроки периода определяются главным образом закономерностями; формирования фундамента для специальной выносливости, а не климатическими или метеорологическими условиями [7].

Структура подготовительного периода, цикличность тренировочных занятий, выбор средств и методов тренировки, направленность воспитания физических качеств, выбор рельефа местности и т. д. должны быть направлены на создание фундамента – общей силовой выносливости, двигательной культуры, запаса гибкости и равновесия – основы для воспитания специальной выносливости на новом уровне [23, 24].

Для лыжников средней полосы России подготовительный период продолжается с середины апреля до 31 декабря. Подготовительный период разделяют на три этапа:

1 - этап общей физической подготовки – май-июль (весенне-летний).

Этот этап должен обеспечивать создание общей основы, на которой

строится общая и специальная физическая подготовка, и формируются предпосылки для становления спортивной формы.

В теории и методике лыжного спорта выделяют следующие задачи этапа общей физической подготовки:

  1. воспитание качеств общей физической подготовки (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости, равновесия);
  2. увеличение диапазона двигательных навыков в средствах общей физической подготовки.

2 - этап. Специальной физической подготовки – август – первая половина октября (осенний этап). характеризуется незначительным увеличением объема физических упражнений, направленных на развитие выносливости, увеличением специальной подготовки и большим увеличением интенсивности нагрузки.

Перед осенним этапом стоят следующие задачи: развитие силовой и специальной выносливости; повышение общей физической подготовленности; улучшение технической подготовленности; развитие волевых качеств.

2- этап. Специальной зимней подготовки – вторая половина октября – декабрь.

Задача зимнего этапа – создание базы для выполнения специальных упражнений (передвижения на лыжах) и сохранение общей физической подготовленности [4, 6].

Гармоническое развитие юных спортсменов может быть осуществлено только при правильном применении методов и средств тренировки на протяжении многих лет, с учетом возрастных особенностей организма [1].

Деление физической подготовки на общую и специальную условно, оно позволяет более целенаправленно использовать различные методы и средства в процессе подготовки юных лыжников.

Выбирая методы тренировки, необходимо учитывать:

  1. интенсивность выполнения физической работы;
  2. продолжительность ее выполнения;
  3. продолжительность отдыха между нагрузками;
  4. характер отдыха;
  5. число повторений;
  6. состояние работоспособности организма перед выполнением тренировочного занятия [13].

Спортсмену и тренеру нужно четко знать режим работы и место упражнения в тренировочном периоде. Для воспитания общей и специальной выносливости применяются следующие методы: равномерный, переменный, интервальный, повторный, темповый и соревновательный. Каждый из них оказывает свое специфическое воздействие на развитие систем и органов. Каждому методу соответствует определенная трудность работы (воздействие нагрузки, скорость передвижения), и в то же время они логически взаимосвязаны между собою [21].

  1. Равномерный метод характеризуется выполнением спортивной нагрузки при частоте сердечных сокращений 150±10 ударов в упражнениях специального и общего воздействия. Повышение пульса до 160 ударов возможно в конце подъёмов [14].

На спусках частота сердечных сокращений снижается до 130–120 ударов, и чем длиннее спуск, тем больше снижается частота пульса. При планировании объема нагрузки, возможно, такое распределение: 70 % всего объёма – при частоте пульса 150 ударов, 10 % при частоте 160 ударов, примерно 20 % – при частоте 120–130 ударов.

Равномерный метод в зависимости от вида упражнения, от веса и формы отягощения может способствовать развитию как общей, так и специальной выносливости [20].

  1. Переменный метод характеризуется выполнением циклической нагрузки при частоте пульса 160±10 ударов со слабо выраженными интервалами отдыха. Так, например, после 12-15 мин бега на 1–2 мин снижается скорость и выполняется работа при пульсе 150±10 ударов. При переменном методе количество работ с предельно допустимой частотой сердечных сокращений (170 ударов) не должно быть больше 10 % и с минимальной частотой (150 ударов в минуту) – не больше 20 % объёма нагрузки, в настоящее время при переменном методе рекомендуется нагрузки в широком пульсовом диапазоне – от 150 до 180 ударов. Исследования показали, что характер работы при частоте передвижения пульса 160 и 180 ударов совершенно различен. Потребление кислорода соответственно находится в пределах 81-82 % и 92-100 % от максимальных величин. Скорость передвижения на лыжах 81-92 % от максимальной на данном отрезке. Различны и величины кислородного долга (50-90 %) [17, 23].
  2. Интервальный метод характеризуется сочетанием работы (частота пульса 170±10 ударов) с четко выраженными интервалами отдыха. Также как и в предыдущих методах, продолжительность   работы   при   частоте пульса 180 ударов (главным образом в конце подъема) не должно превышать 10 % общего объема работы, а при частоте пульса 140-150 ударов – 20 %.

Продолжительность работы при частоте пульса 170±10 ударов на первых тренировках – не больше 90 с., а затем каждую неделю увеличивается на 30 с. Интервалы отдыха выражены более четко. Снижение частоты пульса до 120-130 ударов в минуту является сигналом к началу нового повторения [16].

  1. Темповый метод применяется для воспитания специальной выносливости и характеризуется выполнением нагрузки с соревновательной скоростью при частоте сердечных сокращений 180±10 ударов. Продолжительность работы от 1 до 15-20 мин [17, 18].

Интервалы отдыха по мере увеличения длины отрезка, преодолеваемого с соревновательной интенсивностью, также увеличиваются и составляют 30-50 % рабочего времени. Так, интервалы отдыха между двухминутными отрезками должны быть 40-70 с., а при 10-минутном отрезке 2-4 мин.

Также используются такие методы как: метод круговой тренировки; игровой метод; разносторонняя тренировка или общеразвивающая тренировка; метод сопряжённых воздействий.

Метод круговой тренировки требует беспрерывного выполнения упражнений на снарядах, со снарядами или без снарядов.

Примерный комплекс упражнений, который можно применять для развития скоростно-силовых качеств лыжников:

  • отжимания в упоре на скамейке (сзади) или на полу (спереди).
  • смена ног в выпаде прыжком.
  • подтягивания на перекладине
  • выпрыгивание вверх из приседа на месте или с продвижением вперёд.
  • прыжки (ноги вместе) через препятствия (вправо-влево, вперёд- назад), положенные на пол палки, через нарисованные линии и т. п.
  • отжимания на брусьях.
  • упражнения на мышцы брюшного пресса – «склёпочка», поднимание ног вверх в висе на перекладине, поднимание туловища из положения лёжа, упор лёжа – упор присев.
  • из положения лёжа на животе поднимание туловища с имитацией гребковых движений брассом.
  • запрыгивания на скамейку, имитируя попеременно двухшажный ход, боком – имитируя коньковый ход.
  • выпрыгивания вверх с подниманием бедра к груди.
  • упражнение «пистолетик».
  • упражнения с камнями, грифом.
  • передвижение в упоре на брусьях, переставляя руки.
  • упражнение «тачка».

Упражнения выполняются по станциям, за определённый отрезок времени, с большой частотой, с отдыхом на переход к очередной станции, можно в парах с партнёром, чередуются в последовательности на разные группы мышц.

Все лыжники разбиваются на небольшие группы (по 2-3 чел.) желательно, чтобы группы были примерно одинаковы по физической подготовленности, а оборудование зала или площадки, где проходит занятие, позволяло одновременно заниматься всей группе [17].

Тренер в зависимости от условий и наличия средств может составлять различные комплексы тренировочных занятий. Если занятие проходит в гимнастическом зале и есть набивные мячи или гантели, в комплексе могут быть использованы эти отягощения. Если занятия проходят на местности, то в качестве отягощения можно использовать камни различного веса, на деревьях можно выполнять подтягивания, сгибание и разгибание ног в висе, упражнения на гибкость [20, 25].

В зависимости от задач, занятия круговой тренировки можно планировать как с большой нагрузкой (в высоком темпе и большим числом повторений), так и с малой.

Разносторонняя, или общеразвивающая тренировка, направленная на воспитание отдельного качества посредством какого-либо упражнения. От круговой тренировки разносторонняя отличается тем, что направлена на развитие определенного отстающего качества: гибкости, равновесия, силы отдельной мышцы [13, 17].

В общеразвивающих тренировках используются ациклические упражнения. Пульс при выполнении этих упражнений – 130-160 ударов, при меньшей частоте пульса эффект от выполняемых упражнений очень мал [23].

Метод сопряженных воздействий. Различные варианты этого метода всегда применялись лыжниками. Это ходьба по глубокому снегу, на утяжелённых лыжах, с дополнительным грузом и т. д.

Метод сопряжённых воздействий позволяет одновременно совершенствовать два или несколько компонентов специальной подготовки спортсменов. В основе этого метода лежит органическая взаимозависимость физической, технической и функциональной деятельности спортсмена, и возможность в процессе тренировки установить между ними нужную количественную и качественную связь [20].

Совершенствование спортивного мастерства происходит с помощью физических упражнений – главного средства тренировки.

В спортивной практике физические упражнения принято разделять на специальные и общие [10].

К специальным упражнениям можно отнести: передвижение на лыжах различными способами, передвижение на специальных приспособлениях (роликовых коньках, роликовых лыжах и т. д.), имитационные упражнения для развития навыков того или иного способа, хода или элемента лыжных ходов.

К упражнениям общей физической подготовки относят более широкий круг средств: ходьба, бег по стадиону и по пересечённой местности, всевозможные подскоки, езда на велосипеде, различные виды гребли, плавание, гимнастические упражнения с отягощениями и без отягощений.

Безусловно, что подобное разделение упражнений позволит гораздо лучше подойти к подбору средств и решить задачи, поставленные перед тренировочным занятием. Для спортсменов старших разрядов в современной спортивной тренировке основное место отводится специализированной подготовке [5, 6].

Выполнение любого упражнения должно быть связано с основным двигательным навыком, с ритмом мышечных усилий, другими словами, общефизическая подготовка должна быть специализированной.

Правильное сочетание средств общефизической и специальной подготовки позволяет спортсмену укрепить здоровье, повышать физическое развитие и функциональные возможности, а всё это в конечном этапе направленно на повышение спортивных результатов.

Применение средств общей физической подготовки обязательно в каждом периоде подготовки, причем изменение и чередование этих средств должно отражать задачи тренировки и уровень подготовленности лыжника.

Заключение по 1 главе

Стремительный рост результатов в лыжных гонках постоянно меняет многие положения методики тренировки. Практика выдвигает новые варианты построения тренировочного процесса во всех периодах подготовки, требует их изучения.

Организацией, планированием, разработкой средств и методов учебно- тренировочной работы на различных этапах подготовки лыжников- гонщиков, в частности, в подготовительном периоде занимались такие специалисты в области лыжного спорта, как: Н.П. Аникин, И.Г. Огольцов, В.Н. Манжосов, Т.И. Раменская, О.Н.Антонова, Г.А. Кулакова, В.Н. Бучин, Е.И. Рудковский, Л.П. Матвеев, А.Д. Гадалов и многие другие.

На начальном этапе подготовки, предшествующем твёрдому выбору предмета углублённой спортивной специализации, вполне обоснованным нужно считать использование широкого комплекса тестовых упражнений, помогающих составить разностороннее представление о способностях начинающих спортсменов. Это важно, в первую очередь не для того, чтобы конкретно спрогнозировать уровень их достижений в дальней перспективе, а для того, чтобы разносторонне выявить индивидуальные двигательные возможности и тем самым уменьшить вероятность ошибки в выборе специализации.

В процессе тренировки с юными лыжниками необходимо учитывать сочетание нагрузок и отдыха при развитии физических качеств и повышение уровня функциональной подготовленности. В таком возрасте при применении любого метода необходимо учитывать интервал отдыха, которая будет зависеть от применяемых нагрузок. Продолжительность и характер отдыха во многом определяют направленность нагрузки и желаемый срочный тренировочный эффект каждого занятия.


ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Методы исследования

Анализ научно-методической литературы.

Анализ научно-методической литературы – данный метод был использован для уточнения понятийного аппарата, получения информации о прошлом и современном состоянии проблемы содержание общей физической подготовки лыжников-гонщиков и путей её разрешения. Были проанализированы источники по проблеме общей физической подготовки, источники по физиологии детей, возрастные особенностей развития детей 10-12 лет, а также источники по проблеме подготовке в лыжном спорте, в частности методов и средств в подготовке лыжников-гонщиков.

Педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Наблюдение осуществлялось в процессе учебно-тренировочных занятий лыжников-гонщиков 10-12 лет, с целью определения эффективности применяемой методики, установления качественных и количественных показателей тренировочного процесса, объема и интенсивности нагрузок.

Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент был основным методом исследования. Целью эксперимента было подготовить лыжников-гонщиков в на начальном этапе подготовки. Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента при обработке его показателей использовались методы математической статистики. Изучение группового роста по изучаемым показателям позволило выявить изменения в подготовке лыжников-гонщиков.

Тестирование.

Тестирование заключалось в проведении тестов для оценки подготовленности лыжников-гонщиков. Система педагогического контроля, благодаря ей можно оценить эффективность тренировочного процесса. Даны 4 контрольных упражнения, которые выполняли лыжники-гонщики в начале исследования и по окончанию исследования:

  1. Бег на 60 м с высокого старта (с);
  2. Прыжок в длину с места (см);
  3. Лёжа на спине, поднимание туловища (раз);
  4. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (раз).

Тестирование проводилось в процессе одной тренировки. Таким образом, с помощью данных тестов можно сделать выводы об уровне подготовленности лыжников-гонщиков на этапе начальной подготовки.

Метод математической статистики.

После проведения эксперимента достоверность различий между экспериментальной и контрольной группы была оценена с помощью критерия Стьюдента. Внутригрупповая однородность групп определялась с помощью коэффициента стандартного отклонения и стандартной ошибки. Межгрупповая однородность групп определялась с помощью параметрического критерия Стьюдента на начальной стадии эксперимента.

  1. Организация исследования

Исследование проводилось на базе МБОУ «Школа №57» Кировского района г. Казани, в период с июня по август 2021 года. В исследовании принимали участие 24 лыжников-гонщиков 10-12 лет. Стаж тренировок 2 года.

Исследование осуществлялось в четыре этапа:

На первом этапе основе изучения научно-методической литературы, специалистов в лыжных гонках, были определены общие направления научной работы, разработаны цель и поставлены задачи исследования, были подобраны соответствующие задачам методы исследования, формулирована рабочая гипотеза.

На втором этапе проводился констатирующие эксперимент, в ходе которого про анализировался исходный уровень физической подготовленности юных лыжников-гонщиков 10-12 лет.

Первое тестирование проводилось в июне, по результатам которого были выявлены и изучены первоначальные данные по уровню развития лыжников-гонщиков. Далее мы разработали нашу экспериментальную методику и включили в тренировочный процесс лыжников гонщиков (экспериментальной группы).

Контрольная группа занималась по типовой программе спортивной школы, и экспериментальная группа также по типовой программе, используя в тренировочном процессе разработанную нами  методику. Экспериментальная группа тренировалась 3-4 дня в неделю, по 2 часа в день.

Третий этап – контрольный этап исследования предполагал анализ динамики развития лыжников-гонщиков 10-12        лет после проведения педагогического эксперимента.

Четвертый этап.

Результаты тестирования были подвергнуты обработке. По окончанию мы провели второе тестирование - в августе 2021 года, в ходе которого были получены новые данные. Которые после обработки и анализа показали, как влияет экспериментальная методика на уровень подготовленности лыжников-гонщиков 10-12 лет.


ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

  1. Показатели общей физической подготовленности экспериментальной и контрольной группы в начале эксперимента

Согласно Приложению №5 к федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорт «лыжные гонки» на таблице 1 представлены нормативы на этапе начальной подготовки.

Таблица 1 – Нормативы общей физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки

п/п

Описание упражнения

Единица

измерения

Норматив

Мальчики        Девочки

1.

Бег 30 метров с высокого старта

с

-

6,2

2.

Бег 60 метров с высокого старта

с

10,8

-

3.

Прыжок в длину с места, отталкиваясь двумя ногами, с последующим приземлением на

две ноги

см

145

135

4.

И.П. – упор лежа, сгибание и

разгибание рук

Количество

раз

10

5

5.

И.П. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях на ширине плеч, руки согнуты и сцеплены в замок над головой.

Поднимание туловища до

касания бедер и опускание в И.П.

Количество раз

15

10


Были собраны и проанализированы результаты контрольных испытаний, что позволило определить индивидуальную динамику уровня физической подготовленности юных лыжников-гонщиков. Анализ литературных источников позволил определить существующие современные представления обо всех аспектах подготовки юных лыжников-гонщиков.

Для получения необходимой информации были изучены: федеральный стандарт, методические пособия республиканского уровня. Интересующие нас и обобщенные теоретические и методические материалы изложены в первой главе методической разработки. Мнение тренеров позволило уточнить актуальность выбранной темы, определить задачи исследования, изучения применяемых в практике тренировки подготовительного периода тренировок для выяснения степени реализации в ходе тренировочного процесса рекомендуемых спортивной наукой положений. Проведенный анализ позволил сформировать представление об использовании на практике методов и средств подготовки юных лыжников-гонщиков.

Педагогический контроль по перечисленным тестам наиболее целесообразно проводить в начале подготовительного периода для получения исходной информации, затем в конце подготовительного периода.

Таблица 2 – Результаты общей физической подготовленности экспериментальной и контрольной группы в начале эксперимента

Упражнения

ЭГ

КГ

T

tгр

P

Бег 60 метров с высокого

старта (с)

10,8±0,39

10,9±0,67

0,24

2,16

>0,05

Прыжок в длину с места (см)

171±6,5

170,3±4,4

0,33

>0,05

Лёжа на спине, поднимание

туловища (раз)

47,7±4,2

47,0±7,0

1,67

>0,05

Сгибание и разгибание рук в

упоре лёжа (раз)

20,5±3,6

21,4±2,7

0,27

>0,05


  1. Содержание общей физической подготовки лыжников-гонщиков в бесснежный период в группе начальной подготовки

Содержание общей физической подготовки было составлено так, чтобы единственные переменной величиной в тренировочных занятиях с лыжниками-гонщиками 10-12 лет экспериментальной и контрольной групп было разное сочетание методов воспитания общей выносливости. Это давало возможность выявить их влияние на эффективность развитие выносливости у юных лыжников за период проведения исследования.

Количество тренировочных занятий соотношения объема тренировочных средств в экспериментальной и контрольной групп было одинаковым.

Отличительной особенностью тренировочной программы для каждой из двух групп на этапе проведения исследований было использование разных сочетаний методов тренировки с целью развития выносливости.

Соревнования по ОФП (1-2 раза в месяц).

  1. Бег 2 км тренировочный темп
  2. Гимнастика общеразвивающая 5 минут
  3. Подтягивание
  4. Десятерной прыжок
  5. Отжимания
  6. Бег 500м или 1 км

Таблица 3 – Содержание общей физической подготовки лыжников-гонщиков экспериментальной группы в июле

День

Содержание тренировок с акцентом на втягивающий мезоцикл

Пн

Бег: 2-3 км тренировочный темп

Гимнастика обще развивающая: 5 минут

Упражнение с фитболом: 5-7 раз, отдых (3 мин)

  1. удержание положения сидя на фитболе.
  2. тоже самое, на коленях.
  3. тоже самое, с передачей теннисного мяча партнёру.
  4. удержание положения стоя на ногах.
  5. приседание на фитболе.

Многоскоки: 20х10 прыжков, через 20 м ходьбы, отдых 3 минуты.

Гимнастика силовая: 3х (подтягивание 5, отжимания 10, прыжки 20) через 100 м бега плюс 100 м ходьбы.

Футбол: 40 минут

Ср

Бег: 3 км тренировочный темп

Гимнастика обще развивающая: 5 минут

Имитационных упражнений на месте: 20-25 мин, отдых (2 мин)

  1. стоя на двух ногах, имитация руками попеременного двушажного хода;
  2. стоя на правой ноге, удерживая равновесие, выполнять имитацию попеременного двушажного хода. (и наоборот);
  3. стоя на двух ногах, имитация руками одновременного бесшажного хода. Выполнение упражнения в движении, в небольшой подъем

Многоскоки: 20х10 прыжков,через 20 м ходьбы,отдых 3 минуты.

Силовая на руки - 3х30 сек, через 50 приседаний.

Футбол: 40 минут

Пт

Бег: 2 км тренировочный темп

Гимнастика общеразвивающая: 5минут

Имитация лыжных ходов:

  • на месте 5 минут с резиной и без,
  • шаговая 5 минут

Упражнения на полусфере: 5-7 раз, отдых (3 мин)

  1. удержание баланса на одной ноге
  2. приседание на полусфере
  3. приседание на одной ноге
  4. прыжки на полусферу спиной вперед

Гимнастика силовая:

  • приседание пистолетик 10 раз
  • подтягивания 3х5 раз, через 30/30 коньковые приседания

Игра «метко в цель»: 25 мин

Играющие из двух команд выстраиваются в две шеренги друг против друга, на равном расстоянии от играющих ставят в ряд 10 конусов. По сигналу тренера одна команда метает малые мячи в цель, затем метает другая команда. Команда,

сбившая большее количество целей, побеждает.

Таблица 4 – Содержание общей физической подготовки лыжников-гонщиков экспериментальной группы в августе

День

Содержание тренировок с акцентом на базовый мезоцикл

Пн

Бег: 3 км тренировочный темп

Гимнастика общеразвивающая: 5 минут

Прыжковая имитация в подъём ( 6-8 градусов) - 50 м

  • без палок 3х50 м, через 50 м ходьбы,
  • с палками 3х50 м, через 50 м ходьбы.

Упражнения на координационной лестнице: 5-7 раз, отдых (3 мин)

  1. стоя лицом к лестнице, семенящий бег каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
  2. тоже, с высоким подниманием бедра.
  3. стоя спиной к лестнице, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
  4. бег с крестными шагами правым боком, по очередно наступая в ячейки лестницы правой и левой ногой (тоже левым боком).
  5. прыжки на 2 ногах, выполняя прыжок ноги вместе в 1 ячейку лестницы, затем прыжок ноги врозь, поставив ноги с наружи второй ячейки лестницы (потом снова прыжок ноги вместе внутрь 3 ячейки и т.д.).

Футбол: 30 минут

Ср

Бег: 3 км тренировочный темп

Гимнастика общеразвивающая: 5 минут

Круговая тренировка: серии –3, упражнения выполняются по 40 сек, отдых между упражнениями –20 сек, отдых между сериями –2 мин

  1. тележка;
  2. зашагивание на колеса;
  3. поднимание туловища из положения лежа (пресс);
  4. сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание);
  5. одновременный бесшажный ход (имитация с помощью амортизатора);
  6. приседание на двух ногах с помощью амортизатора;

Упражнение на гибкость: 20 мин

шпагат, из положения сидя наклоны вперёд, поперечный шпагат, упражнение

«бабочка».

Пн

Бег: 3 км тренировочный темп

Гимнастика общеразвивающая: 5 минут

Круговая тренировка: 2серии 30 с выполнение, 10 с переход, между сериями 5 минут отдыха

  1. лягушка: выпрыгивание вперед-вверх из положения полуприседа.
  2. бег на месте.
  3. прыжки вперёд на 2-х ногах.
  4. полуприсед в статике.
  5. прыжки на скакалке.
  6. бег «Змейкой»

Таблица 5 – Содержание общей физической подготовки лыжников-гонщиков экспериментальной группы в сентябре

День

Содержание тренировок с акцентом на заключительный мезоцикл

Пн

Бег: 3 км тренировочный темп

Гимнастика общеразвивающая: 5 минут

Упражнения на равновесие: 5-7 раз, отдых (3 мин)

  1. ходьба по гимнастической скамейке.
  2. ходьба на носках в полуприседе.
  3. ходьба на носках в приседе.
  4. ходьба на носках выпадами.
  5. ходьба на носках с поворотами на 180 -360.

Ср

Бег: 3 км тренировочный темп

Гимнастику общеразвивающая: 5 минут

Бег: на 150 м, 200 м, 300 м. Старт выполняется по очереди, друг за другом с промежутком 3-5 сек. Отдых между дистанциями 3-5 минут.

Пт

Бег: 3 км тренировочный темп Гимнастика общеразвивающая: 5 минут Фартлек: Разминка 10 мин. легким бегом.

Отрезки (5мин, 4мин, 3мин, 5мин, 4мин, 3мин) через 2 мин. восстановительного бега. Заминка 10 минут

Упражнения на гибкость: 25 мин

  1. приседание с гимнастической палкой над головой.
  2. тоже самое, у стены лицом вперёд.
  3. упражнения «ласточка» руки вперёд.
  4. лёжа на спине, отведение ног назад к голове.
  5. выпад в сторону, сесть на ягодицы, встать и выполнить выпал в другую сторону.

  1. Показатели общей физической подготовленности экспериментальной и контрольной группы в конце эксперимента

Тестирование проводилось в процессе одной тренировки. Таким образом, с помощью данных тестов можно сделать выводы об уровне подготовки лыжников гонщиков на этапе начальной подготовки. Были проведены контрольное тестирование нормативов (бег на 60 м; прыжок в длину с места; лёжа на спине, поднимание туловища, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа) у спортсменов, в конце подготовительного периода.

Таблица 6 – Результаты общей физической подготовленности экспериментальной и контрольной группы в конце эксперимента

Упражнения

ЭГ

КГ

T

tгр

P

Бег 60 метров с высокого старта (с)

9,2±0,40

10,4±0,71

2,33

2,16

>0,05

Прыжок в длину с места (см)

180,1±7,2

173,4±4,1

2,09

>0,05

Лёжа на спине, поднимание

туловища (раз)

53,4±4,1

49,4±6,0

2,68

>0,05

Сгибание и разгибание рук в

упоре лёжа (раз)

28,3±3,7

23,8±2,4

1,09

>0,05

Сравнение результатов в начале и в конце эксперимента в контрольной группе показало, что t > 0,05 по всем четырём испытаниям. Этот результат считается недостоверным, и разница между среднеарифметическими показателями в группе на разных контрольных этапах имеет случайный характер. Исходя из этого, можно утверждать, что незначительное уменьшение времени показанного при преодолении теста в контрольной группе в конце эксперимента по отношению к начальным результатам произошло при использовании обычной методики в тренировочном процессе. В экспериментальной группе наблюдаются более значительные изменения в результатах тестирования в конце исследования, что говорит об эффективности используемой методики общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет.

В контрольном упражнении «Бег 60 м с высокого старта (с)» у лыжников-гонщиков 10-12 лет среднестатистический результат по окончанию исследования в экспериментальной группе 9,2±0,40 сек., а в контрольной группе составил 10,4±0,41 сек.

Рисунок 1 – Сравнительный анализ результатов общей физической подготовленности ЭГ и КГ в начале и в конце эксперимента в тесте: бег 60 метров с высокого старта

В контрольном упражнении «Прыжок в длину с места» у лыжников-гонщиков 10-12 лет среднестатистический результат по окончанию исследования в экспериментальной группе 180,1±7,2 (см), а в контрольной группе составил 173,4±6,5 (см).

Рисунок 2 – Сравнительный анализ результатов общей физической подготовленности ЭГ и КГ в начале и в конце эксперимента в тесте: прыжок в длину с места

В контрольном упражнении «Лёжа на спине, поднимание туловища» у лыжников-гонщиков 10-12 лет среднестатистический результат по окончанию исследования в экспериментальной группе 53,4±4,1 (раз), а в контрольной группе составил 49,4±6,0 (раз).

Рисунок 3 – Сравнительный анализ результатов общей физической подготовленности ЭГ и КГ в начале и в конце эксперимента в тесте: лёжа на спине, поднимание туловища

В контрольном упражнении «Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа» у лыжников-гонщиков 10-12 лет среднестатистический результат по окончанию исследования в экспериментальной группе 28,3±3,7 (раз), а в контрольной группе составил 23,8±2,4 (раз)

 Рисунок 4 – Сравнительный анализ результатов общей физической подготовленности ЭГ и КГ в начале и в конце эксперимента в тесте: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

Таблица 7 – Сравнительный анализ результатов общей физической подготовленности экспериментальной и контрольной группы в начале и конце эксперимента

Тестирования

Группы

В начале

эксперимента

В конце

эксперимента

T

tгр

Р

Бег 60 метров с высокого старта (с)

ЭГ

10,8±0,39

9,2±0,40

8,6

2,20

<0,05

КГ

10,9±0,44

10,4±0,41

2,12

>0,05

Прыжок в длину с места (см)

ЭГ

171±6,5

180,1±7,2

12,7

<0,05

КГ

170,3±6,6

173,4±6,5

3,8

<0,05

Лёжа на спине, поднимание туловища (раз)

ЭГ

47,7±4,2

53,4±4,1

5,07

<0,05

КГ

47,0±7,0

49,4±6,0

3,2

<0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (раз)

ЭГ

20,5±3,6

28,3±3,7

7,2

<0,05

КГ

21,4±2,7

23,8±2,4

3,6

<0,05

Статистический вывод. Поскольку t во всех упражнениях больше, чем критическое tгр = 2,16 то t>tгр, поэтому различие между выборками статистически достоверно.

Педагогический вывод. Реализация методики общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет завершена. Эффективность разработанной методики подтвердилась не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и значительным превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над показателями испытуемых контрольной группы. Таким образом, в подготовке лыжников- гонщиков целесообразно использовать широкий спектр тренировочных средств, в основе которых лежат разнообразные упражнения.

Установлено, что по результатам контрольных нормативов различие между физической подготовленностью группы в начале исследования и в конце исследования является статистически достоверным. Итак, по показателям контрольных нормативов можно сделать вывод, что методика общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет эффективна.


ВЫВОДЫ

По поставленным задачам в процессе работы были сделаны следующие выводы:

  1. Анализируя 34 литературных источника, были выявлены оптимальные средства и методы для повышения общей физической подготовленности. Многими тренерами в основном используются такие средства как: упражнения, направленные на локальные части организма, в целом на организм. Специалисты также выделяют основные методы по развитию общей физической подготовленности лыжников-гонщиков на начальном этапе подготовки, такие как круговой, равномерный, а также игровой метод.
  2. Нами было разработано содержание общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет, в которое входили упражнения силовой, гимнастической, прыжковой направленности. Данное содержание общей физической подготовки осуществлялось на протяжении 4 мезоциклов:
  • втягивающий;
  • базовый (1);
  • базовый (2);
  • восстановительный.
  1. Нами выявлена эффективность разработанного содержания общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет, которая отразилась в следующем.

Экспериментальная и контрольная группы за время эксперимента показали достоверную разницу между показателями общей физической подготовленности, однако выявлено, что в экспериментальной группе достоверная разница больше, чем в контрольной группе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеев, А.А. Построение тренировочного процесса лыжников- спринтеров массовых разрядов в подготовительном периоде годичного цикла: дис. канд. пед. наук. / А.А. Авдеев. – СПб. – 2007. – 178 с. – Текст: непосредственный.
  2. Аникин, Н. П. Лыжные гонки: настольная книга / Н.П. Аникин. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 72 с. – Текст: непосредственный.
  3. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория и практика: учебное пособие / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. – М.: Академия, 2006. – 528 с. – Текст: непосредственный.
  4. Брянкин, С.В. Отбор и ориентация спортсменов: автореф. дис. канд. пед. наук / С.В. Брянкин. – Малаховка, 2002. – 22 с. – Текст: непосредственный.
  5. Букреев, А.А. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков: учеб. пос. / А.А. Букреев, В.М. Волков, В.П. Филин. – М.: Спортивный отбор. – 2003. – 176 с. – Текст: непосредственный.
  6. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта: метод. пос. / Л.В. Волков. – М.: Олимпийская литература, 2002. – 296 с. – Текст: непосредственный.
  7. Вишневский, В. А. Вклад различных видов выносливости в спортивный результат лыжников-гонщиков 13-14 лет / В. А. Вишневский, А. Истомин. – Текст: непосредственный // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. – С. 89-91.
  8. Головачев, А. И. Построение тренировочного процесса, направленного на развитие специальной выносливости лыжников-гонщиков высокой квалификации, специализирующихся в спринтерских видах гонок / А. И. Головачев, В. И. Колыхматов. – Текст: непосредственный // Вестн. спортив. науки. – 2014. – № 5. – С. 7-12.
  9. Грушин,А.А. Спортивная подготовка высококвалифицированных лыжниц-гонщиц на стадии максимальной реализации спортивных достижений: учеб. пособие для самостоят. работы студентов / А. А. Грушин, А. Г. Баталов. – М.: Физ. Культура, 2014. – 106 с. – Текст: непосредственный.
  10. Гурский, А. В. Технология совершенствования двигательных действий лыжника-гонщика / А. В. Гурский, В. В. Ермаков. – Текст: непосредственный // Вестник спортивной науки. – 2014. – № 5. – С. 13-16.
  11. Гонестова, К.Н. Особенности физиологических характеристик спортсменов / К.Н. Гонестова // Теория и практика физического воспитания – 2002. – №4. – С. 55. – Текст: непосредственный.
  12. Гусева, Н.А. Контроль специальной физической подготовленности как компонент управления тренировочным процессом лыжников-гонщиков / Н.А. Гусева, А.В. Шишкина, Н.М. Тарбеева. – Текст: непосредственный // Вестник спортивной науки. – 2010. – № 4. – С. 57-59.
  13. Деревянин, А. Комплекс упражнений для лыжников-гонщиков / А.Деревянин. – Текст: непосредственный // Физкультура и спорт. – 2002. – № 7. – С. 14-19.
  14. Кобзева, Л.Ф. Возрастные особенности адаптации детского организма на примере занятий лыжным спортом / Л.Ф. Кобзева, Р.Н. Дорохов // Сборник статей, под общ. ред. А.И. Павлова. – Смоленск: СГАФКСТ, 2005. – 382 с. – Текст: непосредственный.
  15. Кобзева, Л.Ф. Основы методики обучения в лыжном спорте. Учебное пособие / Л.Ф. Кобзева, Л.А. Гурская. – Смоленск: СГИФК, 2003. – 40 с. – Текст: непосредственный.
  16. Квашук, П.В. Лыжные гонки. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР: настольная книга тренера / П.В.Квашук, Л.Н.Бакланов, О.Е.Левочкина. – М.: Советский спорт, 2003. – 72 с. – Текст: непосредственный.
  17. Китманов, В.А. Методические подходы к моделированию влияния циклических видов спорта на состояние сердечно-сосудистой системы / В.А. Китманов. – Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. – 2004. – №3. – С. 25-26.
  18. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учеб пос. / Ю.Ф.Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с. – Текст: непосредственный.
  19. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б.Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2006. - 208 с. – Текст: непосредственный.
  20. Манжосов, В. Н. Лыжный спорт : Учеб. пособие для вузов / В. Н. Манжосов, И. Г. Огольцов, В. А. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2004. – 151 с. – Текст: непосредственный.
  21. Манжосов, В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков: книга / В.Н. Манжосов. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 96 с. – Текст: непосредственный.
  22. Мартынов, В.С. Совершенствование системы комплексного контроля за уровнем функциональной подготовленности лыжников- гонщиков / В.С. Мартынов, А.И. Головачев // Теория и практика физической культуры – 2001. – №11. – 55 с. – Текст: непосредственный.
  23. Матвеев, Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки / Л.П. Матвеев. – Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 3. – С. 28-37.
  24. Михайловский, С.П. Управление тренировочным процессом на основе моделирования ведущих показателей подготовки лыжников- гонщиков / С.П. Михайловский. – Текст: непосредственный // Научно- теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». – Санкт-Петербург. – 7 (53). – 2009. – С. 74 - 77.
  25. Огольцов, И.Г. Тренировка лыжника-гонщика: книга / И.Г. Огольцов. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 105 с. – Текст: непосредственный.
  26. Осинцев, В.В. Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл: Метод, пособие / В.В. Осинцев. – М.: Изд-во Владос – Пресс, 2001. – 272 с. – Текст: непосредственный.
  27. Петров, П.К. Методика обработки данных методами математической статистики: учеб. пос. / П.К. Петров. – М.: Просвещение, 2003. – 75 с. – Текст: непосредственный.
  28. Пьязин, А.И. Группы упражнений для развития скоростно- силовых качеств / А.И. Пьязин. – Текст: непосредственный // Физкультура и спорт. – 2005. – № 4. – С. 8-12.
  29. Раменская, Т.И. Специальная подготовка лыжника: учебная книга

/ Т.И. Раменская. – М.: СпортАкадемПресс. – 2001. – 228 с. – Текст: непосредственный.

  1. Раменская, Т.И. Юный лыжник. Учебно-популярная книга о многолетней тренировке лыжников-гонщиков / Т.И. Раменская. – М.: Спорт Академ Пресс, 2004. – 144 с. – Текст: непосредственный.
  2. Трофимов, О.Н. Развитие координационных способностей и равновесия у детей младшего школьного возраста / О.Н. Трофимов. – Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – Том 2. –

№3. – С. 2-5.

  1. Хекалов, Е.М. Неблагоприятные психологические состояния спортсменов / Е.М. Хекалов.– М.: Советский спорт. – 2003. – 64 с. – Текст: непосредственный.
  2. Чиков, А.Е. Поиск новых подходов в подготовке лыжников- гонщиков / А.Е. Чиков. – Текст: непосредственный // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – №7. – С.49-52.
  3. Шишкина, А.В. Планирование макроцикла подготовки лыжников-гонщиков / А.В. Шишкова. – Текст: непосредственный // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 50. – С. 31- 35.


Приложение 1

Результаты контрольных нормативов (тесты) спортсменов экспериментальной группы, в начале исследования

Сгибание и

разгибание рук в упоре лёжа (раз)

Бег 60 метров с

высокого старта (с)

Прыжок в

длину с места (см)

Лёжа на спине,

поднимание туловища (раз)

1-

19

10,6

161

38

2

21

11,1

172

42

3

20

10,8

174

50

4

19

10,5

179

47

5

18

11,3

163

49

6

22

10,7

180

46

7

16

10,5

166

51

8

24

10,1

177

46

9

14

10,6

168

50

10

22

11,5

173

52

11

25

11,0

175

49

12

26

10,7

164

52

Приложение 2

Результаты контрольных нормативов (тесты) спортсменов экспериментальной группы, в конце исследования

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (раз)

Бег 60 метров с высокого старта (с)

Прыжок в длину с места (см)

Лёжа на спине, поднимание туловища (раз)

1

24

9,4

168

44

2

35

9,2

177

54

3

25

8,5

185

55

4

30

9,6

189

58

5

23

8,8

170

52

6

33

9,6

190

57

7

26

9,5

178

54

8

28

8,9

189

48

9

26

9,6

178

55

10

28

9,6

180

59

11

30

8,7

182

51

12

31

9,4

175

54

Приложение 3

Результаты контрольных нормативов (тесты) спортсменов контрольной группы, в начале исследования

Сгибание и разгибание рук в упоре

лёжа (раз)

Бег 60 метров с высокого старта (с)

Прыжок в длину с места (см)

Лёжа на спине, поднимание туловища (раз)

1

18

10,8

160

40

2

23

10,9

167

44

3

21

11,1

170

52

4

22

10,6

174

39

5

21

11,7

160

51

6

20

10,5

179

37

7

21

10,7

165

53

8

24

10,3

180

37

9

20

10,4

170

52

10

21

11,4

171

54

11

22

11,3

177

51

12

24

10,5

170

54

Приложение 4

Результаты контрольных нормативов (тесты) спортсменов контрольной группы, в конце исследования

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (раз)

Бег 60 метров с высокого старта (с)

Прыжок в длину с места (см)

Лёжа на спине, поднимание туловища (раз)

1

24

10,3

161

43

2

28

10,0

169

44

3

21

9,9

180

54

4

24

10,6

177

39

5

22

10,9

167

53

6

21

10,4

180

42

7

27

11,0

167

55

8

25

9,9

183

49

9

21

10,8

173

54

10

22

9,9

172

58

11

24

10,5

179

50

12

26

11,0

173

52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные средства подготовки лыжников-гонщиков

   В процессе многолетней подготовки лыжника для развития физических качеств применяется необычайно широкий круг различных упражнений. Каждое из применяемых упражнений оказывает на ор...

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПЕРИОД РЕАККЛИМАТИЗАЦИИ ПОСЛЕ ПРЕБЫВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ

  Лыжный спорт в России относится к одному из наиболее популярных и доступных видов спорта. Но для успешной подготовки спортсменов требуются качественно организованные тренировки...

Повышение физической подготовки лыжников-гонщиков в подготовительном периоде годичного цикла на этапе совершенствования спортивного мастерства.

 Программа составлена на основе Федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки, утвержденные приказом Минспорта РФ от 14 марта 2013 г № 111. Программа содержит на...

Выносливость - основное физическое качество лыжника-гонщика

Выносливость - основное физическое качество лыжника-гонщика...

Урок по лыжной подготовке в спортивном зале "Совершенствование техники лыжных ходов, техническая подготовка лыжника-гонщика"

Не всегда запланированные уроки можно провести на открытом воздухе. Порой учителю из-за низкой температуры воздуха  не удаётся провкести урок. предлагаю вашему вниманию конспект урока (занятия) п...

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

статья посвящена к изучению проблемы и анализу современных методик спортивной подготовки лыжников-гонщиков и основные средства воспитания физических качеств....