Игровые технологии
методическая разработка по физкультуре

Мамчур Татьяна Александровна

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова.

Игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровые технологии20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Игровые технологии

учитель Мамчур Татьяна Александровна

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова.

Игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Забавно, что некоторые инноваторы, провозгласив игру панацеей, но игнорируя опыт отечественных ученых, едут обучаться игровым технологиям за границу, видя в ней непререкаемый авторитет.

Другие и вовсе не принимают игру, не считают ее особым или самостоятельным направлением в педагогике, либо соглашаются с такими ее формами, которые никакого отношения к игре не имеют.

 Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж игровых технологий, который может быть использован.

В современной науке нет целостной теории игры, но существует ряд ее концепций в разных отраслях науки.

В философии и культурологии, игра рассматривается, как способ бытия человека, средство постижения окружающего мира.

В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения.

В психологии, игра рассматривается как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.

Одним из первых обратил внимание на феномен игры Ф. Шиллер. Он рассматривал игру как один из действенных факторов формирования мировоззрения человека.

Шиллер считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать, только играя.

Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности (стремление извлекать из всего непосредственную материальную выгоду, пользу).

Игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.

 Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

 Игра – это легкость, азарт, безопасное пространство с правом на ошибку …

Основные черты, присущие большинству игр:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);
  • творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Структурные единицы игры

Главными структурными единицами игры можно считать:

  • роли, которые берут на себя играющие;
  • сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими;

- правила игры, которым играющие подчиняются

Принципы классификации игр:

1)по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

Физическая игра-подвижная игра;

 Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции.

Социальные игры-это игры, направленные на социальное взаимодействие.

Психологическая игра - это модель нашей реальности, которая протекает через метафорическую и символическую форму для того, чтобы в игровых условиях участники пришли к желаемому результату, увидели свои сильные и слабые стороны, попробовали новые стратегии, а далее полученный позитивный опыт в игре перенесли в свою жизнь.

Психологическая игра - это некий тренажер для улучшения жизни и совершенствования.

по характеру психологического процесса:

 - обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие.

«Тренинг – интенсивное обучение с практическим направлением;

-познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

Репродуктивный метод обучения – это метод учебной деятельности, осуществляемый по определенной инструкции (по определенному алгоритму), с воспроизведением знаний и практических умений, приобретенными учащимися ранее.

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

По характеру игровой методики:

  • предметные
  • сюжетные;
  • ролевые;
  • деловые;
  • имитационные;
  • по предметной области: - математические, физические, экологические; - музыкальные, театральные, литературные; - трудовые, технические; - физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные; - обществоведческие, управленческие, экономические.
  •  по игровой среде: - без предметов / с предметами; - настольные, комнатные, уличные, на местности; - компьютерные, телевизионные, ТСО; - технические, со средствами передвижения.
  • Особенности педагогической игры.
  • Игра, являясь развлечением, отдыхом,  способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
  • В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью и задачам обучения.
  • Основная цель игрового обучения: активизация и интенсификация учебного процесса.
  • В зависимости от цели игрового обучения  выделяют различные их формы.
  • Задачи игрового обучения:
  •     1) дидактические-обучающие (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
  •       2)развивающие(развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  •       3)воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  •      4)социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игра – мощнейшая сфера «самости» человека:           

  • 1.самовыражения;
  • 2.самоопределения;
  • 3.самопроверки;
  • 4.самореабилитации;
  • 5.самоосуществления.

Технология проведения игры.

1. Подготовка игры:
• тема;

• учебные цели:

• предложение основы для составления модели:

• определение состава участников игры, распределение ролей:

  •  проработка сценария, подбор спортивного инвентаря,

Размещение в спортивном зале, определение временных  границ   проведения   игры

2. Проведение игры: 

• разыгрывание подвижной игры или игровой ситуации; 

3. Подведение итогов игры: 

• общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности;

• рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию
игровой деятельности).

5.Использование различных форм игровых технологий на уроках биологии.

1. Настольные игры

а) кроссворды;

Б) чайнворды, ребусы;

в) чайнворды;

2. Викторины

3. Игры-состязания. Применяются как в учебной, так и во

внеурочной работе. Важным мотивом игры является мотив

коллективного и индивидуального соревнования в игре.

Например: КВН.

4. Ролевые игры. Предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой

действуют воображаемые герои. В основном в содержании ролевой игры ставятся

реальные проблемы. Она успешна в том случае, если учащиеся в ходе игры дискутируют,

отстаивают свои взгляды. Наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа

пресс-конференций, игры- путешествия, игры-драматизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...