ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
статья по физкультуре

Ляпченкова Римма Александровна

В статье рассматривается влияние использования народных игр с детьми 8-9 лет  в рамках урока в общеобразовательной школе. Изучена динамика уровня физической подготовленности  детей младшего школьного возраста на протяжении одного учебного года. Успешность применения народных игр обладает значительным потенциалом для решения образовательных задач. Изучение влияния народных игр на физическую подготовленность детей 8-9 лет показывает  у них положительную динамику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_podgotovka_detey_statya.doc439 КБ

Предварительный просмотр:

ДВИГАТЕЛЬНАЯ  ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ  В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ  МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ  ШКОЛЫ

Ляпченкова Р.А.учитель физической культуры МБОУ «Болтутинская СШ»

Аннотация

В статье рассматривается влияние использования народных игр с детьми 8-9 лет  в рамках урока в общеобразовательной школе. Изучена динамика уровня физической подготовленности  детей младшего школьного возраста на протяжении одного учебного года. Успешность применения народных игр обладает значительным потенциалом для решения образовательных задач. Изучение влияния народных игр на физическую подготовленность детей 8-9 лет показывает  у них положительную динамику.

Ключевые слова: народные игры, дети младшего школьного возраста, физическая подготовленность.  

ВВЕДЕНИЕ

 Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что физическая подготовка школьников, как и физическое развитие, подчиняется общим биологическим закономерностям возраста, пола и во многом зависит от природных данных и состояния здоровья. Показатели физической подготовленности младших школьников, особенно результаты выполнения нормативных показателей, в большей мере отражают эффективности процесса физического воспитания по сравнению с показателями физического развития.

Как утверждают многие специалисты (В.К. Бальсевич 2010,               М.В. Антропова, 2010) существующая в настоящее время система физического воспитания в общеобразовательных школах не способствует формированию потребности в различных занятиях физической культурой, она  не стала одним из факторов улучшения здоровья, физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения.

Как отмечают А.Ю. Горбунов (2010), В.И. Лях (2012), В.К. Бальсевич, (2010) в основу принципов реорганизации работы по физической культуре должны быть положены идеи развития личностного и деятельного подходов. Этот процесс должен применяться на основе современных педагогических, психологических и физиологических теорий обучения, а также воспитания и развития личности.

Об эффективности уроков физической культуры игровой направленности изложено в работах Ш.Х. Бедретдинова (2012). Игровая деятельность рассматривается как наиболее естественная природосообразная деятельность детей, с помощью которой ребенок познает мир путем активной реализации и присвоения структуры, норм, отношений, правил на всех уровнях человеческого познания: образовательном, культурном, личностном, социальном (Н.И. Пономарев, 2012).

В этой связи, предпринятое исследование, направленное на выявление эффективности использования народных игр, которое в единстве с другими мерами способствовало бы углублению физической культуры в  школе и формированию нового гармонически развитого  ребёнка.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование  проводилось на базе МБОУ «Болтутинская СШ  имени

И.К. Базылева» Глинковского района Смоленской области с сентября 2019  по май 2019 года. В эксперименте приняли участие 30 учащихся в возрасте 8-9 лет. Школьники занимались по государственной комплексной программе по физической культуре для учащихся 1-11 классов (В.И. Лях, 2012) (два часа в неделю) и дополнительно используемый третий час занятий с применением разнообразных народных игр в различных видах программного материала.  

Исследования проводились в три этапа.

Первый этап –  (сентябрь2019 года) -  начальное тестирование, анализ полученных результатов;

 Второй этап (сентябрь 2019 – май 2020 года) – проведение непосредственно исследования – педагогического эксперимента с использованием народных игр в рамках третьего часа в программном материале, в котором приняли участие школьники 8-9 лет, учащиеся Болтутинской школы, Глинковского района, Смоленской области.

Третий этап  (май 2020) – итоговое тестирование обработка результатов исследования, которые были подвергнуты математико-статическому анализу по общепринятой методике.

Уровень физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста изучался по результатам контрольных упражнений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Целью данного исследования стало установить эффективность методики организации и особенности содержания образовательного процесса по физической культуре в сельской малокомплектной школе.

Анализ научно-методической и специальной литературы позволил выделить следующие особенности организации и содержания образовательного процесса по физической культуре в сельской малокомплектной школе, включающий как положительные, так и отрицательные моменты  [3]:

  • при организации учебных  занятий по физической культуре  объединение двух, трех и более классов, в том числе разновозрастных                            и кардинально отличающихся друг от друга по уровню двигательной подготовленности;
  • в условиях обучения учащихся разного возраста и уровня физической подготовленности методику организации и проведения уроков физической культуры целесообразно строить, объединив одной темой программного содержания;
  •  учитывать условия сельского общества, воспитательный                                   и образовательный потенциал социального окружения;
  • учитывать отсутствие духа соревнования на уроках и в целом учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения                         и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;
  • ограниченный круг общения детей, препятствующий развитию умений общаться, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;
  •  психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика; напряжение от того, что ученик постоянно ждет, что его обязательно спросят;
  • однообразие обстановки, контактов, форм общения.
  • эффективность уроков физической культуры в большой степени зависит от умения учителя максимально использовать все возможности, которыми располагает сельская школа и от четкой организации и проведения занятий;
  •  возможность осуществления индивидуальный подхода при организации учебно-образовательного процесса;
  •  гармоничность экологического воспитания на всех его этапах;
  •  высокая эффективность метода личного примера;
  •  реализация сотрудничающего характера педагогического общения;
  •  при одновременном обучении детей различного возраста в сельской малокомплектной школе рационально использовать посменный и групповой методы организации учащихся на уроке физической культуры, которые позволяют в большей мере осуществлять дифференцированный подход                           к обучению отдельным видам упражнений в соответствующей дозировке.

Pисунoк 1 – Уpoвeнь двигaтeльнoй пoдгoтoвлeннoсти изучaeмoгo               кoнтингeнтa нa нaчaлo экспepимeнтa (%).

Pисунoк 2 – Уpoвeнь двигaтeльнoй пoдгoтoвлeннoсти изучaeмoгo кoнтингeнтa нa кoнeц экспepимeнтa (%)

По результатам педагогического эксперимента, проведенного                                   в Болтутинской сельской малокомплектной школе Глинковского района Смоленской области, выявлено, что учащиеся младшего школьного возраста имели начальный уровень физической подготовленности: низкий   − 17% , ниже среднего − 7% , средний уровень – 66% , выше среднего − 9%  и высокий – 1% .

           К концу  эксперимента  произошли  достоверные  сдвиги  в исследуемых показателях: низкий уровень физической подготовленности – 8% обучающихся, ниже  среднего – 2%, средний уровень – 53%, выше среднего – 27%,                           высокий – 10%.

Установлено, что младшие школьники Болтутинской сельской малокомплектной школы имеют показатели развития двигательных способностей: скоростных (бег 30 м) – средний уровень развития;  скоростно-силовых (прыжок в длину с места) показатели развития данных способностей соответствуют среднему уровню; силовые способности (подтягивание)                             у девочек развиты на среднем уровне, у мальчиков на низком. Скоростная выносливость у данного контингента развита на среднем уровне.

 Достоверные сдвиги в показателях физической подготовленности произошли в прыжке в длину с места у мальчиков. Годовой прирост составил  20,24 %.

Тaблицa 4 – Пoкaзaтeли физичeскoй пoдгoтoвлeннoсти дeвoчeк 9 лeт

 (мaй 2016)

Oснoвныe пoкaзaтeли

Бeг 30 м, с

Пpыжoк в длину с мeстa, см

Чeлнoч. бeг, с

Пoдтяг.,

Кoл-вo paз

Бeг 6-мин.,

м

Нaклoн впepёд, см

X2±δ

6,5±0,09

142,9±3,0

10,±0,09

9,9±0,7

827,2±32,4

10,9±0,5

V2 (%)

9,5%

7,5%

3,5%

26,6%

14,1%

18,6%

m2

0,09

3,0

0,09

0,7

32,4

0,5

σ2

0,6

10,8

0,3

2,6

116,7

2,0

Δ2%

0,04%

9,60%

2,90%

26,16%

9%

19,20%

t

2,027

2,951

2,238

1,735

1,466

2,229

P

P> 0,05

P <0,05

P <0,05

P> 0,05

P> 0,05

P <0,05

У девочек за время проведения эксперимента достоверный прирост (р<0,005) выявлен в развитии силовых способностей верхних конечностей (подтягивание на низкой перекладине) (26,16%) и развитии гибкости                       в позвоночном столбе и тазобедренных суставах  (19,20%).

В результатах остальных изучаемых контрольных упражнениях (тестах) достоверных изменений не выявлено [2].

В среднем общий уровень развития двигательных способностей к концу учебного года в изучаемых группах остался на прежнем уровне (среднем).

Выявлено, что прирост в прыжке в длину с места у мальчиков (20,24%),                  у девочек в подтягивании на низкой перекладине (26,16%) и наклоне вперед из исходного положения сидя (19,20%) в течение учебного года произошёл за счет рационального и эффективного использования естественных сил природы                       и физических упражнений, т.е. целенаправленно выстроенной системы физического воспитания  в сельской малокомплектной школе.

В сельской школе учитель физической культуры должен быть главным организатором, пропагандистом физической культуры, спорта и здорового образа жизни, консультантом по оздоровительной работе.

Физическое воспитание в сельской малокомплектной школе реализуется не только через урочные занятия, но и через дополнительные (факультативные),физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, внеклассные формы занятий (спортивные секции, самостоятельные занятия), спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому школьнику двигательную активность не менее 8-10 часов в неделю.

При обучении основным видам движений учитель физической культуры обращает большое внимание на правильность и точность выполнения упражнений (создание школы движений), пересматривает и разрабатывает новые нормативные требования к уровню физической подготовленности школьников, соответствующие  национальным, региональным условиям и  соматическим особенностям детей.

Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод:

процесс формирования интереса к занятиям физической культурой с

элементами подвижных игр – это достаточно сложный процесс, который

включает и первые понятия о физической культуре, и овладение доступными

упражнениями общеразвивающего характера, базирующиеся на знаниях

анатомии, физиологии, гигиены, психологии. Следовательно, функцией

физической культуры с элементами подвижных игр в школе является не

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: учебное пособие. – Ростов на Дону:  Феникс, 2006. – 256 с.
  2.  Лях В.И.  Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И.Лях, А.А.Зданевич. –М.: Просвещение, 2016. – 126 с.
  3.  Пензулаева Л.И.  Физическое воспитание в малокомплектной школе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2014.  – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологическая адаптация детей и молодежи в условиях модернизации российского образования».

Выбор эффективных средств помощи детям с  ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётко...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ в условиях летнего оздоровительного лагеря"

Так как большую часть летних каникул мы, учителя и воспитанники школы - интерната проводим в детском оздоровительном лагере, поэтому хотим видеть...

«Актуальные вопросы образования детей с ОВЗ в условиях учреждения для детей-сирот»

В материале  описывается опыт создания специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспит...

Профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования детей

В статье рассматривается проблема создания в учреждениях дополнительного образования детей системной работы по социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников. Представлены способы...

Статья "ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В современном мире наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития. Правильная организация интегрированного обучения детей с ЗПР в среде нормально...

«Социализация детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям»

Выступление на педагогическом совете центра с темой:  «Социализация детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям»...