«Актуальные вопросы образования детей с ОВЗ в условиях учреждения для детей-сирот»
статья на тему

Богданова Лариса Викторовна

В материале  описывается опыт создания специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить его непрерывность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обучение детей с ОВЗ51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Чумаковская школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья»

«Актуальные вопросы образования детей с ОВЗ в условиях учреждения для детей-сирот»

Направление 2. Инновационная практика управления общеобразовательной организацией.

Тема 9. Создание условий для повышения доступности образования особым категориям обучающихся (слабоуспевающие обучающиеся, дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды и др.).

Автор: Богданова Лариса Викторовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Чумаково

2017г.

Аннотация

В конкурсном материале  описывается опыт создания специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить его непрерывность.

Постановка проблемы

Приоритетным направлением работы школы-интерната, в соответствии с национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, является семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В школе-интернате разработана программа перспективного развития, одним из направлений которой является создание условий для медико-психолого-социально-педагогического сотрудничества с замещающими семьями и организация работы по устройству воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в замещающие семьи. Наблюдается положительная динамика устройства детей с ОВЗ в кровные или замещающие семьи. Если с 2009 по 2013 год в семьи граждан было передано 25 воспитанников школы-интерната, то с 2014 года по настоящий момент семью обрели более 90 детей-сирот. Но, возникла проблема достижения плановой наполняемости учреждения.

Этапы решения проблемы

1. Предоставление ранней специальной помощи средствами образования через организацию дошкольного обучения. Имеется лицензия на дошкольное образование. В школе-интернате функционируют группы компенсирующей направленности, реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования. Это две дошкольные группы для детей с  умственной отсталостью и детей с нарушениями речи. Первая группа круглосуточного пребывания,  наполняемость от 5 до 8 детей. На сегодняшний день обучаются и воспитываются дети с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми нарушениями речи, синдромом Дауна, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др. Вторая группа – дневного пребывания для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Группа функционирует в соответствии с Положением о реабилитации детей с ОВЗ, разработанным школой-интернатом. 

С воспитанниками младшей дошкольной группы индивидуальные занятия проводят: воспитатель, психолог, дефектолог, логопед, инструктор ЛФК. В сентябре 2015года при поддержке БФ «Солнечный город» в школе была открыта «Лекотека». Организация Лекотеки позволяет получить своевременную помощь в раннем выявлении проблем развития ребенка, определить индивидуальный путь коррекции нарушений; позволяет помочь педагогам научиться взаимодействовать с ребенком так, чтобы активизировать его развитие.

В школе функционирует сенсорная комната, где все специально так устроено, чтобы можно было в спокойной атмосфере стимулировать ребенка разными приятными и интересными вещами, которых в других местах нет.

2. Обучение и воспитание детей с различными формами умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Образовательный процесс осуществляется по двум вариантам адаптированной основной общеобразовательной программы: вариант 1 АООП (для детей с легкой умственной отсталостью), вариант 2 (для детей с умеренной умственной отсталостью и ТМНР). В школе созданы необходимые условия реализации ФГОС для детей с нарушением интеллекта. Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной степени, а также обучающийся с тяжелыми и множественными нарушениями развития получает образование в соответствии со специальной индивидуальной  программой развития (СИПР), учитывающей его специфические образовательные потребности. В школу принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в семьях опекунов (попечителей).  Осуществляется на основании Положения муниципального казённого общеобразовательного учреждения Куйбышевского района «Чумаковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» о реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в семьях опекунов (попечителей). Реабилитационная деятельность проводится в целях профилактики возврата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в семьях опекунов (попечителей), в учреждения общественного воспитания. А так же, в целях компенсации дефекта у детей дошкольного возраста.        Продолжительность пребывания детей на реабилитации – от 1 до 4 месяцев. Основные направления: психологическая реабилитация, педагогическая реабилитация, коррекционно-реабилитационные мероприятия, медицинская реабилитация (консультации врачей, массаж, галотерапия, фитотерапия, ароматерапия, ЛФК, электрофорез, ампипульс и др.).

4. Реализация адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития с 2017-2018 учебного года. Педагоги школы-интерната прошли дополнительное обучение и курсовую переподготовку по проблеме реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО. Заключены договора со специалистами общеобразовательных учреждений, реализующих данные стандарты, в целях обмена кадровым потенциалом.

Результаты работы

Создание и обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья вне зависимости от социального статуса, степени выраженности дефекта, психофизиологических и других особенностей.

Направления развития

1. Диагностическое направление.

2. Работа школьного ПМПк, сотрудничество с ТПМПК.

3. Коррекционно-развивающее направление.

4. Реабилитационное направление.

5. Организация психологической помощи.

6. Организация медицинского сопровождения образовательного процесса.

Прогнозируемые результаты

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся МКОУ Чумаковской школы-интерната АООП является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...

Технология работы с детьми дезадаптивного поведения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье отмечены основные направления работы с детьми девиантного поведения, являющимися воспитанниками детского дома, среди которых необходимо отметить индивидуальную и профилактическую работу, орга...

Просветительская образовательная программа по профилактике асоциальных явлений в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Твоя жизнь в твоих руках»

Данная программа предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нар...

Проект " Коррекционно - развивающая работа с сиблингами в услових государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , "Преображение"

Проект демонстрирует систему работы по формированию и укреплению родственных связей воспитанников -сиблингов , с учетом психофизических и возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

Готовимся к школе в условиях учреждения для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.

Открытое занятие по психологической подготовке детей к обучению в школе. "Путешествие с цветиком - семицветиком"....