Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании, используемый с обучающимися начальных классов
статья по физкультуре

Ляпченкова Римма Александровна

В работе представлен личностно-ориентированный подход в физическом воспитании, где глубокое внимание уделено развитию личности обучающегося начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании, используемый с обучающимися начальных классов

Ляпченкова Р.А., учитель физической культуры МБОУ «Болтутинская СШ».

Аннотация

В работе представлен личностно-ориентированный подход в физическом воспитании, где глубокое внимание уделено развитию личности обучающегося начальной школы.

При использовании учителем личностно-ориентированного подхода в процессе физического воспитания основополагающим принципом является наглядное управление двигательной деятельностью обучающегося. Главными показателями используемого принципа являются: снятие внешнего принуждения, создание доброжелательной обстановки для совместной и самостоятельной работы,  элементами творческой активности учащегося.

Ключевые слова: личностно ориентированный подход, социально значимые качества личности, двигательная подготовленность, знания в области физической культуры.

Актуальность.

Проблема разработки системы воспитания в области базовой школьной физической культуры в последнее время все больше привлекает внимание специалистов. Это объясняется объективно сложившейся негативной тенденции  в подготовке учащихся младших классов общеобразовательной школы по учебному предмету "физическая культура".

В этой связи приобретает решающее значение знание личностных характеристик младших школьников, которые определяют эффективность учебно-педагогического процесса в области физической культуры [4].

Целью исследования являлось: выявление новых подходов к воспитанию младших школьников по физической культуре на основе  личностно ориентированного подхода.

Задачи исследования:

1. изучить теоретическую обоснованность значения и перспективность применения личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании начальной школы;

2. разработать пути учета субъектного опыта учащегося, а также критерии определения личностно-ориентированной технологии в физическом воспитании.

Введение.  Главным условием в достижении требований ФГОС является личностно-ориентированный подход в обучении, под которым понимается методологическая направленность в педагогической деятельности, позволяющая посредством взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие индивидуальности ребёнка[1].

Личностно-ориентированный подход — способ организации обучения (Н. А. Алексеев); методология организации условий обучения, которая предполагает «включение» личностных функций, востребованность субъективного опыта (Е. Н. Степанова); подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого учащегося (Т. И. Бондаренко); обеспечивает всемерный учет возможностей и индивидуальных типологических способностей, особенности, потребности обучаемых (Н. А. Алексеев, А. В. Масленникова, Г. Н. Пономарев). Методологические основы личностной педагогики заложены классиками русской педагогики К.Д. Ушинским и А.С. Макаренко. Анализ педагогических и психологических литературных источников показывает, что наиболее весомый вклад в методологию индивидуального и личностного подхода внес Л.С. Выготский.

Методика и организация исследования:

Были использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, обобщение научных литературных источников, наблюдение, тестирование, анкетирование, математическая статистика . Исследования проводилось на базе МБОУ «Болтутинская СШ» в 2019-2020 годах. В проведении педагогического эксперимента обучающиеся 2-4 классов.

Результаты исследования и их обсуждение.

 Оценка владения знаниями по личностно ориентированного воспитания по физической культуре в комплексной программе физического воспитания [2], осуществлялась по пятибалльной системе учителем физической культуры на основе разработанных рекомендаций [5]. Учащиеся отвечали на вопросы по основным разделам физической культуры.

Оценка уровня двигательной подготовленности проведена на основе тестирования трех двигательных качеств - быстроты (бег на 30 м), силы (подтягивание на перекладине) и гибкости (наклон вперед из положения сидя).

Отбор технологий личностно ориентированного подхода по физической культуре осуществлялся на основе компонентов личностно ориентированного физкультурного воспитания учащихся начальной школы в рамках урока по физической культуре. [3].

 Задачи личностно ориентированного подхода по физической культуре: формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность); формирование умений (оздоровительная деятельность); формирование двигательной подготовленности (развивающая деятельность); формирование культурологических стремлений (воспитательная деятельность); формирование социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).

Разработано содержание личностно ориентированного подхода по физической культуре учащихся начальной школы. Основа содержания - двигательные умения и навыки, на базе которых строится система воспитания по физической культуре. Базой для такого подхода послужили основные цели и задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре, где приоритетом является двигательная деятельность[6].

Содержание состоит из пяти главных разделов:

1. Двигательные навыки и

2. Знания по физической культуре (образовательная деятельность).

3. Двигательная подготовка (развивающая деятельность).

4. Культурологические стремления (воспитательная деятельность).

5. Социально значимые качества личности (воспитательная деятельность).

У экспериментальной группы (табл.1) зарегистрированы уровни исследованных показателей, статистически достоверно (Р < 0,05 - 0,001) превышающие аналогичные показатели испытуемых контрольной группы. Исключение составили показатели, входящие в состав социально значимых качеств личности, где достоверных различий между двумя исследованными группами не выявлено, что, по-видимому, объясняется их большей инертностью по отношению к внешним воздействиям.

 

Таблица 1. Содержание личностно ориентированного подхода по физической культуре учащихся начальной школы (начальное тестирование)

Показатели

Группа

Группа

Различия

Достоверность различий

контрольная

экспериментальная

t

Р

Знания

3,05 ±0,1

3,50 ±0,1

0,44

3,17

 < 0,001

Культура движений

3,07 ±0,1

3,45 ±0,1

0,35

2,54

<0,01

Двигательная подготовленность

3,85 ± 0,2

4,42 ± 0,2

0,56

2,02

<0,05

Культурологические стремления

4,47 ±0,1

4,76 ±0,1

0,28

2,04

<0,05

Социально значимые качества личности

4,55 ±0,1

4,85 ± 0,2

0,29

1,33

недостоверно

 

Итоговое тестирование в группах девочек показало практически аналогичную картину, выявленную в группах мальчиков (табл. 2). Так же, как и у мальчиков, отмечено достоверное (Р < 0,05 : 0,01) превышение исследованных показателей, за исключением уровня сформированности социально значимых качеств личности.

 Таблица 2. Содержание личностно ориентированного подхода по физической культуре учащихся начальной школы (итоговое тестирование)

Показатели

Группа

Различия

Достоверность различий

контрольная

экспериментальная

t

Р

Знания

3,01 ±0,1

3,38 ±0,1

0,36

2,62

<0,01

Культура движений

3,15 ±0,2

3,74 ±0,1

0,60

2,73

<0,01

Двигательная подготовленность

3,64 ± 0,2

4,10 ±0,1

0,45

2,06

<0,05

Культурологические стремления

4,52 ±0,1

4,80 ±0,1

0,27

2,00

<0,05

Социально значимые качества личности

4,55 ±0,1

4,69 ±0,1

0,13

0,99

недостоверно

 

Существенное значение для теории и практики физической культуры имеет скорость изменения показателей личностно ориентированного подхода по физической культуре (градиент). Выявлено, что градиент изменения разных показателей различается. Наибольшие изменения приходятся на культуру движений. Затем (в порядке убывания) следуют: двигательная подготовленность, знания по физической культуре, культурологические стремления, социально значимые качества личности.

Анализ полученных результатов показал, что величина уровня подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп различается (табл. 3).

Таблица 3. Оценка изменений, произошедших за период проведения педагогического эксперимента

 

Тестирование

Группа

Различия

Достоверность различий

контрольная

экспериментальная

t

Р

Исходное

3,440 ±0,1

3,477 ±0,1

0,036

0,26

недостоверно

Итоговое

3,797 ±0,1

4,176 ±0,1

0,382

2,72

<0,01

Выводы. Выявлено, что разработанные пути учета субъектного опыта учащегося, а также критерии определения личностно-ориентированной технологии в физическом воспитании является перспективными и несут в себе ряд признаков инновационного подхода к процессу воспитания учащихся начальной школы. Установлено, что личностно ориентированный подход в рамках урока  по физической культуре показал ее эффективность как для формирования умений и навыков собственно физкультурной деятельности, так и для культурологической деятельности различного характера.

Литература

  1. Волчегорская, Е. Личностно ориентированное эстетическое воспитание младших школьников / Е. Волчегорская. - М.: Palmarium Academic Publishing,2012.-364c.
  2. Зайчиков, А. А. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста : дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / А. А. Зайчиков. – Улан-Удэ, 2010. – 141 с.
  3. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС. - М.: АРКТИ, 2015.- 261 c.
  4. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования / Под ред. Е. Н. Степанова. – М. : Сфера, 2014. – 128 с.
  5. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4-х классов / В.И. Лях. М.:  АСТ,  2012. 272 с.
  6. Матухин, Д.Л. Личностно-ориентированная технология обучения / Д. Л. Матухин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 180 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей.

На основе детальной проработки современных подходов к личностно-ориентированному обучению мною отобраны критерии личностного развития учащихся в образовательном процессе в соответствии  с це...

Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»

Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...

Здоровье школьников и личностно ориентированный подход в физическом воспитании.

Ухудшение здоровья детей за время обучения в школе, является проблемой  которая требует осмысления и изменения форм организации процесса школьного обучения, с учетом меняющихся социальных, эконом...

Дифференцированный подход на уроках физической культуры с обучающимися начальных классов при развитии их уровня скоростных способностей в беге на 30м.

В статье описываются методические приёмы развития скоростных способностей обучающихся начальных классов с применением дифференцированного подхода на уроках физической культуры. Тем самым повышается ур...

Личностно-ориентированная технология в процессе физического воспитания школьников.

Статья направлена на помощь педагогогам в  планировании учебного процесса, в разделеле гимнастика....

«Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании».

Сущность личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании состоит в следующем: - в индивидуальном подходе педагога к каждому ученику, помогающем ему в осознании себя личностью, своих возможн...