Проблемно-эвристический метод физической подготовки учащихся на примере футбола
статья по физкультуре (8 класс)

Проблемно-эвристический метод  физической  подготовки  учащихся на примере футбола/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon galkina_e.a._problemno-evristicheskiy_metod.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                         Проблемно-эвристический метод

физической  подготовки  учащихся на примере футбола

Прообразом проблемно-эвристического обучения (далее ПЭО) является метод Сократа, который вместе с собеседником путём особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний. Почему в термине «Проблемно-эвристическое обучение» мы применяем два понятия: «Проблемное обучение» и «Эвристическое обучение»? И в том и другом методе решение задачи строится на системе методов и средств, которые предполагают создание (под руководством тренера) проблемных ситуаций и самостоятельную деятельность футболистов. Отличие в том, что в проблемном обучении спортсмены «наводятся» на известное решение или направление поставленной задачи тренировки, а эвристический подход ориентирует на достижение неизвестного заранее результата.

Рассмотрим проблемное обучение и эвристическое обучение, как методики обучения  в педагогике.

Наиболее обобщенное определение проблемного обучения сформулировал М. И. Махмутов: «проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Итак, проблемное обучение – это тип обучения, при котором преподаватель обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности обучающихся с усвоением готовых выводов науки. Процесс применения методов проблемного обучения в настоящий момент не является полностью изученным. Проблемное обучение является эффективным средством общего и интеллектуального развития обучающихся и постепенно применяется в образовании различного уровня.

Сущность проблемного метода обучения состоит в том, что в его основе заложена определенная проблемная ситуация или задача, решение которой направлено на овладение учащимися навыков нахождения наиболее оптимального решения для выхода из таких ситуаций.

Важным моментом является то, что решение проблемной ситуации, способствует не только укреплению и углублению знаний учащихся, но и их самостоятельному выявлению имеющихся пробелов в собственных знаниях и умениях. Осознание недостаточности собственных знаний побуждает учащихся к поиску новых, а поиск, в свою очередь, - это одно из важнейших условий творческого мышления. Основные образовательные цели, которые помогает достичь проблемный метод обучения:

-Формирование у учащихся необходимого объема ЗУН (знания, умения, навык).

 -Развитие у учащихся творческого мышления, навыков самообучения и самоконтроля.

-Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Несмотря на все преимущества проблемного метода обучения, имеется ряд недостатков:

Данный метод не подходит для формирования навыков практической деятельности;

 Для успешного усвоения требуется значительно больше времени, чем при использовании иных методов обучения;

Использование метода допустимо только на основании материала, который допускает неоднозначные решения, суждения, идеи, мнения и т.д.;

Метод эффективен только тогда, когда у учащихся имеется определенная образовательная база.

Цель использования: развитие у учащегося в необходимые мыслительные и физические процессы, которые позволят решать проблемы и преодолевать препятствия как в учебно-тренировочном процессе, так и в соревновательной деятельности. При проведении учебно-тренировочного процесса целенаправленно формирую такие условия, при которых воспитанники должны применять умения и навыки для преодоления искусственно созданных препятствий на пути к достижению поставленной цели.

Результаты использования. Технология проблемного обучения дает возможность тренеру-преподавателю определить уровень сопротивляемости воспитанников к условиям, которые могут возникнуть при участии в соревнованиях. При планировании и проведении учебно-тренировочных занятий с учетом результатов применения технологии проблемного обучения тренер имеет возможность проводить психологическую работу с воспитанниками, направленную на преодоление сложных ситуаций.

 В настоящее время одним из самых популярных инновационных методов является эвристический метод обучения. Впервые эвристический метод был предложен Сократом в Древней Греции. Сократ задавал своим ученикам вопросы, тем самым побуждая их к рассуждению и беседе.

Теперь подробнее о его способе вести дискуссию и доискиваться до истины. Я хочу ее привести на примере части диалога «Критон», в которой Сократ подвел своего ученика к мысли, что не надо обращать внимание на мнение большинства неспециалистов. Надо принимать в расчет только мнение того, кто является специалистом и авторитетом для тебя в этом вопросе.

«О, милый, Критон! Давай вернёмся к вопросу о мнениях и посмотрим, хорошо ли мы говаривали, неоднократно, что на одни мнения следует обращать внимание, а на другие нет. Люди утверждали, что изменения, какие бывают, одни следует, а другие не следует высоко ценить. Скажи, Критон, ради богов! Разве это не хорошо было говорено? Правильно ли по твоему, Критон, говорят люди, что одни мнения следует уважать, а другие нет? Да, Сократ верно! Значит, Критон хорошие мнения нужно уважать, а другие нет? Да, Сократ.  Хорошие мнения – это мнения разумных людей, а дурные не разумных?  Ну а как же иначе? Да! Скажи, Критон, а как мы решали такой вопрос: тот, кто занимается гимнастикой, обращает внимание на мнения: похвалу или порицание всякого? Или только на мнение одного: врача или учителя гимнастики? Конечно, его одного! Значит ему нужно бояться порицания или радоваться похвалам того одного, а не всех? Ну, очевидно! Стало быть, он должен блюсти своё тело – упражняясь и есть, и пить, как кажется, одному тому, кто к этому делу представлен и понимает в нём, а не так как это кажется всем остальным? Это верно, Сократ! Хорошо, Критон! А если он этого одного не послушается и не будет ценить его мнение, а будет ценить слова большинства или тех, кто ничего не понимает, не потерпит ли он какого-нибудь зла? Конечно, потерпит! А какое же это зло, Критон? Чего оно касается? Из того что принадлежит ослушнику? Очевидно, тела! Ведь он же его и разрушает. Ты хорошо говоришь, Критон! Уж не так ли в остальном, чтобы не перечислять всех случаев».

Несмотря на то, что эвристический метод обучения появился достаточно давно, в современной педагогике он используется относительно недавно. Именно поэтому нет утвержденной трактовки его понятия.

Эвристический метод обучения – это метод, направленный на самостоятельное нахождение учащимися ответов на поставленные педагогом вопросы.

Эвристическое обучение – это обучение, основная цель которого заключается в конструировании учащимися собственного смысла, цели и содержания, организации и осознания необходимости обучения. Таким образом, обучение, основанное на эвристическом методе, для учащихся – это непрерывное открытие нового. Задачи эвристического метода обучения:

-Формирование и создание у учащихся собственного личного опыта, направленного на получение знаний будущего.

-Конструирование у каждого учащегося собственного смысла и наполнения процесса обучения.

 Эвристический метод обучения сочетает в себе познавательную творческую деятельность. Это связано с тем, что педагог не дает учащимся готовые знания, а предоставляет им объект, знания о котором они должны найти самостоятельно информацию и овладеть ей. В качестве объекта могут выступать природные явления, исторические события, художественные произведения и т.п. На основании объекта учащиеся создают продукт деятельности в виде гипотезы, текста, изделия, схемы и т.д. В рамках эвристического метода, результат творческой деятельности ребенка не предсказуем, так как он полностью зависит от его базовых знаний и личности. После представления педагогу получившегося результата, учащиеся сопоставляют его с уже известными достижениями в данной области и осмысливают.

Конечной целью эвристического метода обучения является, не получение конкретных знаний и умений, а осуществление творческой самореализации ребенка. Оценке по итогам выполнения эвристического задания подвергаются не усвоенные учащимися знания по конкретному предмету, а его творческие достижения в данной сфере.

Эвристическое обучение предполагает освоений знания «через открытие». Сущность состоит в том создании личного опыта ученика. Он находится в позиции добытчика знаний. Знание возникает у него как следствие преодоления трудностей и решения жизненных проблем. Показателем результативности подобного вида обучения является способность видеть и понимать проблему, предлагать нестандартные способы решения, умение раскрывать неизвестный предмет с разных точек зрения, понимать других участников учебной деятельности.

И в проблемном  и  в эвристческом решение задачи строится на системе методов и средств, которые предполагают создание (под руководством тренера) проблемных ситуаций и самостоятельную деятельность футболистов. Отличие в том, что в проблемном обучении спортсмены «наводятся» на известное решение или направление поставленной задачи тренировки, а эвристический подход ориентирует на достижение неизвестного заранее результата.

«Обучение в традиционном виде, - пишет М.И.Махмутов - один из основоположников проблемного обучения, - это передача опыта старших поколений молодому поколению». Целью  проблемно-эвристическом обучения (ПЭО) является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции ориентированной на конструировании навыков в сопоставлении с известными спортивными достижениями и мировыми тенденциями в тренировочном процессе. В процессе ПЭО футболисты знакомятся с классическими подходами специалистов, но не ограничиваются лишь усвоением внешнего материала.

К примеру, футболистам, которые только начали заниматься футболом на первой тренировке, с целью объяснить, что такое футбол показывают видео, где демонстрируется отрывок футбольного матча. Тренер задает вопрос: «Дети вы знаете, что такое футбол?», дети, конечно, отвечают: «Да, знаем». Тогда тренер просит детей доказать ему, что на видео, которое они сейчас посмотрят, будут показывать именно футбольный матч. Футболисты получили задание, выполняют его, а затем идет обсуждение. Почему данное занятие можно обозначить как пример применения ПЭО?

Суть ПЭО заключается в следующем. Перед футболистами ставится познавательная задача (например, доказать, что пять минут игры, которой они увидят можно назвать футболом) и футболится (при непосредственном участии тренера или самостоятельно) исследуют пути и способы ее решения.

ПЭО футболистов не предполагает предварительных умений действия по определённому шаблону. Наоборот, репродуктивная (в нашем случае - традиционная) система подготовки футболиста, если она предварительно осваивается и закрепляется, отрицательно влияет на возможность дальнейшего творчества, создавая у воспитанников шаблонные представления о требуемом результате тренировки. Репродуктивные методы обучения могут способствовать развитию только в том случае, когда с его помощью футболисты осваивают способы, но не содержание тренировочного процесса.

Важно также отметить, что существуют четыре уровня постановки задачи в ПЭО:

1. Тренер сам ставит задачу (проблему) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении футболистов.

2. Тренер ставит задачу, футболисты самостоятельно или под его руководством находят решение. Тренер направляет футболиста на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.

3. Футболист ставит задачу, тренер помогает ее решить. У спортсмена воспитывается способность самостоятельно формулировать задачу (проблему).

4. Футболист сам ставит задачу (проблему) и сам ее решает. Тренер даже не указывает на задачу (проблему): спортсмен должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. (Что благотворно влияет на индивидуальную работу спортсмена и самоанализ)

Такой метод обучения используется в Американском футболе и хоккее, Канадском хоккее, Испанском футболе, Немецком футболе на всех уровнях подготовки, как спортсменов, так и тренеров.

Стоит отметить, что ПЭО не может являться, единственны методом обучения в арсенале тренера. Однако как показывает опыт использования ЭО в выше перечисленных странах, с этого метода должно начинаться изучение любого блока тактического или технического характера.

Первые теоретические познания в технике и тактике футболисты должны получать именно с помощью ПЭО, а затем для проработки знаний можно переходить к традиционным методам обучения. То есть всякий раз, когда нужно что-то изучить с футболистами тренеру лучше начинать с ПЭО, а для оттачивания изученного можно вернуться к традиционным методам.

По мнению М. И. Махмутова, проблемное обучение  не может заменить всего обучения, но без принципа проблемности обучение не сможет быть развивающим. Очень часто учителя, преподаватели и тренеры отказываются применять ПЭО в силу того, что подготовка к учебному процессу при ПЭО становиться слишком сложной, приходится обдумывать каждую деталь учебного процесса, выверять каждое слово и действие. Но на самом деле если применять ПЭО ко всей тренировке, то есть ко всем упражнениям тренировки, то это будет создавать перекос в сторону тактико-технического обучения, при этом скоростно-силовая часть тренировочного процесса будет страдать. Задача тренера создать такие условия для спортсмена, в которых и его физиология и его психика будут развиваться гармонично.

Принципы ЭО должны абсолютно точно соблюдаться тренером в тех случаях, когда он ставит перед собой цель научить чему - то новому либо повторить пройденный материал. При таком подходе, напротив, тренер получит мощный инструмент в качестве ПЭО, который поможет ему с одной стороны быстро, а с другой стороны эффективно обучить спортсменов новому материалу.

ПЭО приводит также к развитию не только спортсменов, но и тренеров, которым приходится организовывать тренировочный процесс часто в ситуациях «незнания» истины.

Много сказано и написано о том, как важны коммуникации в построении спортивных коллективов, как важно уметь тренеру правильно общаться со спортсменом и т.д. Но при этом зачастую не соблюдаются простые правила общения на тренировки. Важно понимать, что тренировка, в которой используется ПЭО, до 50% будут состоять из общения тренера со спортсменом. Такое непривычное для многих тренеров соотношение (50% говорим, 50% работаем) обусловлено, прежде всего, тем, что в процессе применения ПЭО спортсмены сами ставят себе задачу и сами ее выполняют. Еще Эйнштейн утверждал, что в своей научной деятельности на постановку проблемного вопроса из часа работы им тратится 55 минут, а оставшихся пяти бывает достаточно для нахождения ответа. Как сама постановка задачи, так и ее самостоятельное выполнение будет приводить к возникновению ошибок. Ведь спортсмен все пробует сам, и найти правильное решение задачи с первого раза практические не возможно.

В психологии есть понятие «рамки» объясняется оно очень просто, наше сознание запоминает лучше всего начало и конец какого либо процесса. Исходя из этой особенности нашей психики, важно не пренебрегать общением со спортсменами в начале тренировки и по ее окончании. Ошибки, неточность в действиях не должны оставаться без внимания тренера. В каких - то случаях выполнение упражнения должно сразу прерываться и обсуждаться неправильное действие, в каких-то случаях обсуждение допустимо только после выполнение всего задания или даже по окончанию тренировки. Обращаю внимание, сколько бы не было спортсмену лет, при использовании ПЭО общение с элементами рефлексии является самой важной составляющей.

На сегодняшний день проблемное - эвристическое обучение является перспективным в сочетании с традиционными методами обучения при тренировки футболистов.

Эффективность ПЭО заключается в следующем:

1. Существенно усиливается роль индивидуальной работы и инициативность футболистов;

2. Формируется положительная внутренняя мотивация в результате решения проблемных задач;

3. Формируются навыки творческого подхода к решению задач, использованию полученных знаний и умений в новых, нетиповых ситуациях;

4. Повышается уровень усвоения тренируемого объёма материала;

5. Групповая организация тренировочного процесса ПЭО приводит к укреплению межличностных отношений, развивает командный взаимодействия;

6. Повышается самооценка футболистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-эвристический урок.

Сценарий проблемно-эвристического  урока.  По теме "Генетика пола" проводимый в 9 классе....

Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.

Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой...

Проблемно-эвристический урок по теме "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие".

Урок химии в 11 классе. Урок нового материала.Цель урока: Актуализация знаний обучающихся по теме «Обратимость химических реакций. Химическое равновесие».Урок прекреплён наглядной презентацией в среде...

Проблемно-эвристический урок английского языка в 6 классе по теме "Хобби и увлечения".

Предлагаемый проблемно-эвристический урок английского языка, который проводился в 6 классе по теме «У нас одинаковые увлечения?», включает в себя все три аспекта проблемного обучения.  Он адресов...

Проблемно-эвристический урок английского языка в 6 классе по теме «Один день в Лондоне».

Данный проблемно-эвристический урок английского языка, который проводился в 6 классе по теме «Один день в Лондоне», при изучении темы "Достопримечательности Лондона." Учащиеся в процессе изучения темы...

Сценарий проблемно-эвристического урока

исследование физических свойств различных типов потали с целью последующего ее  применения при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства на уроках по технологии....