Методические рекомендации по обучению технике броска одной рукой от плеча с места на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре

Чебуков Игорь Алексеевич

Изучение уровня обучаемости технике выполнения бросков на уроках физической культуры, заложенных в комплексную программу для 5-х классов и корректировка пробного процесса на основе выявления и последующего исправления ошибок, повысит эффективность процесса обучения броскам в баскетболе и позволит внести коррекцию в конспекты уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_rabota.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

МБОУ «Гимназия №75»  Московского района города Казани

                                     

                                       Авторская работа

Методические рекомендации по обучению технике

    броска одной рукой от плеча с места на уроках  

                         физической культуры

        

                                                                  

                                                                        Работу выполнил:

                                                        Чебуков Игорь Алексеевич

                                                                        преподаватель физической    

                                                                        культуры МБОУ «Гимназии №75»

                                                                        Московского района города Казани                                           научный консультант:

                                                                        Хабибуллина Альфия Якубовна,                

                                                                        кандидат педагогических наук,  

                                                                        ТГГПУ                                                

                                           

 

                                                  Казань 2017

Содержание

Стр.

Введение ………………………………………………………………….……….3

Глава 1.Баскетбол в школе. .………………………………..….………………4

1.1 Характеристика баскетбола, как средство физического воспитания школьников………………………….……………….............................................5

1.2 Характеристика, классификация и значение бросков в современном баскетболе………………………..………………………………………………..5

1.3 Требования к современным броскам и методика начального обучения…………………………………..……………………………………….6

Глава  2. Цель, задачи, методы организации исследования и обследуем

2.1 Цель, задачи и методы исследования…………………………………….10

2.2 Организация исследования………………………………………………….10

2.3 Педагогический эксперимент……………………………………………….11

Глава  3. Результаты исследования и их обсуждение..………………...…..12

3.1 Эффективность экспериментальной методики обучения и динамики, показателей результативности броска одной рукой от плеча…………...........12

3.2 Типичные ошибки, выявленные в процессе

обучения………………………………………………………………………….14

Выводы…………………………………………………………………...………16

Практические рекомендации………………………………...………………….18

Приложение……………………………………………………............................19

Список    литературы…………………………………………………………….21

                                               

                                                 

                                                Введение

Актуальность. В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются,  прежде всего,  спортивные игры.

( Матвеев Л.П, 1991)

      Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на  активизацию действий, как в нападении, так и в защите.

     Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи (Портнов Ю.М., 1997)

       В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников (Матвеев Л.П., 1995) баскетбол является одним из средств физического воспитания. Техника игры в баскетбол многообразна.  Важнейшим техническим приемом являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре. Броском мяча школьники начинают обучаться в 5-х классах.  Однако, мы не нашли литературы, отражающей уровень обучаемости  школьников броскам, которые изучаются по школьной программе. Знание уровня обучаемости и динамики становления техники броска позволит учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне. Поэтому мы считем, что наша работа актуальна.

    Гипотеза. В работе мы исходили из предположения о том, что изучение уровня обучаемости технике выполнения бросков на уроках физической культуры, заложенных в комплексную программу для 5-х классов и корректировка пробного процесса на основе выявления и последующего  исправления ошибок,   повысит эффективность процесса обучения броскам в баскетболе и позволит внести коррекцию в конспекты уроков.

 Объект исследования.

Объектом исследования работы явился учебный процесс учащихся на уроках физической культуры по баскетболу в 5-х классах МБОУ «Гимназии №75» Московского района г. Казани.

Предмет исследования.

В работе изучалась эффективность средств обучения и уровень обученности учащихся 5-х классов на уроках физической культуры.

Научная новизна. Учитывая отсутствие данных об уровне обученности школьников броску одной рукой от плеча, мы решили провести тестирование учащихся 5-х классов для выявления степени и уровня владения бросками до и после обучения, с 5-го по 7-й класс.

Практическая значимость. Данные экспериментального исследования  позволят сформировать педагогическое мышление учителей и экспериментатора о целесообразности использования применяемых средств начального обучения технике броска одной рукой от плеча.

Глава I. Баскетбол в школе.

1.1 Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания.

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки,  повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания (Белов С.,1990).

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (Портнов Ю.М., 1997).

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно  переплетаются с массовой  оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее  талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных школах (Джон Р., Вуден, 1987).

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим,  тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется  много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В  них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте (Зельдович Т., Кераминас С., 1964).

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой  задачи требует от  учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний.  И,  прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования.  А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников (Туркулов Б.Н., 1993)

  Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры (Кофман Л.Б., 1998).

1.2 Характеристика, классификация и значение бросков в современном баскетболе.  

Современная тенденция игры определяет направленность технической подготовки. Высоких результатов можно достичь только при высоком уровне технической подготовленности игроков.  Для этого баскетболист должен: 1) владеть известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях; 2) уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях игры. Разнообразность действий, сочетая различные приемы в условиях единоборства с противником;

3) владеть комплексом приемов, которыми в игре приходиться пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим эффектом; 4) постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность и скорость их выполнения  (Портнов Ю.М., 1988).

В баскетболе успех команды обеспечивает точный завершающий бросок. До недавнего времени, да и в настоящие дни основное средство нападения - это бросок одной  рукой сверху в прыжке.  В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70% всех бросков с игры выполняются именно этим способом, с различных дистанций.

Основные характеристики броска. Говоря о бросках в баскетболе, следует  иметь в виду три основных их характеристики - вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске. Баскетбольные снайперы отличаются в стилях, в разновидности  бросков. Но они не отличаются в основах техники - биомеханических принципах движений - рук, ног, туловища при направлении мяча точно в корзину. Основы техники, такие как работа ног, держание мяча и направление локтя бросающей руки не одинаковы у разных снайперов (Яхонтов Е.Р., 1987).

Броски в корзину - важнейший элемент в баскетболе. Чтобы выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные приемы игры служат созданию условий для овладения корзинкой. Чтобы приносить пользу команде,  каждый игрок должен уметь метко поражать корзину (Линдберг Ф., 1971).

Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков: 1) двумя руками снизу;  2) одной рукой снизу;  3) двумя руками с места; 4) одной рукой с места; 5) бросок в прыжке; 6) крюком.  Хотя некоторая модификация и необходима для выполнения различных дистанций и в различных условиях, перечисленные выше броски обеспечивают основу для выполнения любого другого (Коузи Б., Пауэр Ф., 1975).

Классификация бросков корзину (Портнов Ю.М., 1997) выглядит следующим образом:

1) броски двумя руками;  броски одной рукой;

2) броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;

3) броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;

4) по характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке:

5) по расстоянию: дальние, средние, ближние

6) по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно к щиту.

1.3. Требования к современным броскам и методика начального обучения.

Конечной целью передвижения игрока по площадке с мячом и без мяча являются броски в корзину. Понимание этого положения тренером и игроками повышает мотивационный уровень при выполнении упражнений, направленных на совершенствование этих вспомогательных игровых навыков. Игрок не может стать снайпером, не совершенствуя постоянно свои способности в рывках, остановках и поворотах, быстром изменении направления при ведении, ловле и передачах мяча.

Это утверждение становится особенно важным  в связи с постоянным повышением активности защитных действий баскетболистов (Яхонтов Е.Р., 1987).

В связи с повышением активности защитных действий баскетболистов, повышаются и требования к выполнению бросков.

В книге  "Баскетбол: концепции и анализ" (Коузи Б., Пауэр Ф., 1075) выделяются два основных принципа выполнения бросков. Для удобства разделили на две группы:

а) психические

б) физические

1. Психические принципы: собранность, умение расслабляться, уверенность.

2. Физические принципы. Выполнение броска по цели включает следующие факторы:

а) удержание равновесия тела, что позволяет выполнять координационные усилия ногами, туловищем и руками;  

б)  создание  усилия;

в)  расчет атаки таким образом, что каждое движение в своем развитии происходит в нужный момент и правильной последовательности;

г) использование кончиков пальцев для достижения желаемой траектории;

д) эффективное сопровождение;

Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием,  а также оптимальной траекторией полет и вращения мяча (Портнов Ю.М., 1987).

Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты его и активности противодействия высокорослого защитника. При бросках со средних и дальних дистанциях лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча, при которой высокая точка над уровнем кольца примерно 1,4 – 2 метра. Коузи Б., Пауэр Ф.,(1975) считают, что наиболее приемлемым углом выпуска мяча при броске равным  58 градусов к горизонтали. При этом угле выпуска игроки добиваются самой большой результативности.

Мяч обычно бросают с обратным вращением, которое позволяет удержать его на заданной траектории и добиться более мягкого отскока в случае неудачного  броска. Кроме того, обратное вращение замедляет скорость полета мяча,   при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу (Шерстюк А.А., 1991).

С точки зрения динамики, все броски лучше выполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины  (Хмелик Ф., 1985). Независимо от того, целится игрок  в переднюю или заднюю часть обруча или в щит, он концентрирует внимание на избранной точки  мишени, во время и после броска.

При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как взгляд игрока все ещё направлен на цель. Естественное сопровождение шага гарантирует прохождение его по заранее намеченной траектории. Мяч контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы благодаря чувствительным нервным окончаниям помогают игроку контролировать мяч и “ощущать его контроль” (Лидберг Ф., 1971).

Основные требования при броске следующие:

1) выполняй бросок быстро,

2) в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу,

3) если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руку на корзину,

4) выпускай мяч через указательный палец,

5) сопровождай бросок рукой и кистью,

6) постоянно удерживай взгляд на цели,

7) полностью сосредотачивайся на бросок,

8) следи за мягкостью и непринужденностью броска,

9) для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно (Яхонтов Е.Р.,Генкин В.А.,1978)

Техника выполнения броска одной рукой от плеча с места. Используется бросок со средних и дальних позиций. Бросок выполняется с наименьшими колебаниями туловища по вертикали. Вперед на полшага выставляется одноименная с бросающей рукой нога. Мяч выносится из основной позиции в положении перед лицом. Рука, выполняющая бросок контролирует мяч сзади. Пальцы широко расставлены и поправлены вверх, тыльная сторона кисти обращена к лицу, левая рука поддерживает мяч снизу и убирается от мяча перед его выпуском из правой руки. Взгляд направлен на цель. (Линберг Ф.,1971, Поянцева Н.В.,1990).

При выпускании мяча игрок последовательно разгибает звенья тела: колено, бедро, плечо, локоть, кисть разогнута до момента полного выпрямления всех звеньев, после чего она выполняет захлестывающее движение и слегка разворачивается наружу, мяч должен уйти с кончиков пальцев. После выпуска мяча игрок последовательно разгибает кисть, опускает локоть и плечо вниз. (Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А., 1984).

Поскольку технические закономерности работы звеньев бросающей руки одинаковы для всех видов броска одной рукой, молодые игроки должны начинать с самых легких. Бросок с места на один счет, с локтем, поднятым на одну четверть, самый легкий для выполнения. Невысокое положение локтя при этом броске и выполнение броскового движения вместе с легким подскоком облегчают координацию движений (Федосеев В.В.,1995).

Общие ошибки при бросках в корзину.

1. Неумение сосредоточить внимание на цели.

2. Слишком сильное вращение мяча.

3. Плохое равновесие тела.

4. Поспешность при выполнении броска.

5. Разведение локтей при выполнении броска.

6. Отсутствие сопровождения мяча.

7. Броски со слишком низкой или слишком высокой траекторией.

8. Держание мяча на ладони во время броска (Матрунин В.П.,1990).

Проанализировав 15 литературных источников, мы пришли к выводу, игрок должен:

-Знать, когда и как бросать мяч по корзине, когда следует произвести бросок, а когда лучше передать мяч партнеру, находящемуся в более удобной позиции для броска.

-Уметь расслабляться  при броске, совершенствовать это умение.

-Быть уверенным в своих силах, Воспитать в себе чувство способности реализовать каждый бросок.

-Сосредотачивать внимание на цели. При бросках с близкой дистанции рекомендуется целиться в щит.

-Быть в равновесии и сохранить основную стойку.

 -Сопровождать каждый бросок и немедленно занимать исходное положение      для добивания мяча или быстрого возвращения в защиту.

-Контролировать вращения мяча. Придавать мячу минимум вращения, и только тогда, когда это необходимо. Чтобы придать мячу небольшое обратное вращение, нужно выполнить мягкое и плавное движение кистью.

-Быстро выполнять бросок и определять направления броска.

Проанализировав, общеобразовательную программу для учащихся средней общеобразовательной школы (I-XI классы) мы пришли к выводу, что начальное среднее образование включает в себя два раздела: теоретико-методические основы физической культуры и базовые средства двигательной деятельности. Неполное среднее физкультурное образование включает в себя два самостоятельных программных раздела: теоретико-методические основы физической культуры  и базовые основы избранного вида спортивной специализации. Второй раздел программы представлен двумя блоками, первый представлен базовыми средствами двигательной деятельности (гимнастика, легкая атлетика и спортивные игры); второй структурный блок представлен избранными видами спортивной специализации, программой рекомендуются наряду с другими видами спорта, баскетбол. В зависимости от климатических условий, материально-технической оснащенности школы, уровня профессиональной подготовки учителя, совет школы избирает тот или иной наиболее соответствующий укладу школы вид специализации.

Анализируя распределение учебного материала для 5-го класса и количества часов (105) мы заключили, что на базовые средства двигательной деятельности отводится 34 часа, на базовые основы избранного вида спорта 34 часа из которых основы знаний 2 часа, общефизическая подготовка 20 часов, специальная физическая подготовка 6 часов, тактическая подготовка 2 часа и техническая подготовка 14 часов.

Полное среднее образование физкультурное включает в себя 2 раздела: базовые основы самостоятельной двигательной деятельности, овладение которыми осуществляется на обязательных учебно-методических занятиях, и базовые основы избранного вида спортивной специализации, которые осваиваются школьниками на факультативных учебно-методических занятиях (секциях).

ГЛАВА II ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСЛЕДУЕМЫЕ.

2.1. Цель, задачи и методы исследования.

Цель работы: изучение вопросов уровня обучаемости учащихся 5х классов технике выполнения броска одной рукой от плеча с места.

Задачи исследования:

 1.Выявить динамику показателей попадания при броске одной рукой от плеча с места.

2.Выявить техничные ошибки в технике броска у учащихся 5х классов при изучении баскетбола.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1.Анализ - научно методической литературы.

2.Педагогические наблюдения.

3.Тестирование.

4.Педагогический эксперимент.

В процессе исследования изучалась литература по теме исследования. Анализ научно-методической литературы осуществлялся для постановки задач, подбора методов исследования, обсуждение полученных результатов.

Педагогические наблюдения  за действиями  игроков проводились в процессе учебных занятий для визуального определения ошибок при бросках.

Тестирование проводилось при бросках в кольцо одной рукой от плеча с расстояния 1,5 метра с правой и левой стороны от щита, под углом 45о.

Броски производятся сериями, по десять бросков с каждой стороны.

Учитывалось количество попаданий, и рассчитывался процент поражения цели. Цифровой материал записывался в протоколы. Форма технического протокола прилагается (Приложение 1)

2.2 Организация исследования.

Исследования проводились в течение 2013-2014 года на базе МБОУ «Гимназии №75» Московского района г. Казани.

В исследовании принимали участие учащиеся 5x классов.

В период с сентября по декабрь 2013 года все испытуемые занимались по общему плану.

В декабре проведено первое тестирование, по результатам которого были составлены контрольная и экспериментальная группы.

5а – контрольная группа.

5б – экспериментальная группа.

Состав каждого класса 28 человек.

После обработки результатов первого обследования, была внедрена методика управления процессом усвоения знаний и программы исправления ошибок при выполнении бросков от плеча с места, использовались методы: рассказа, показа и детальной отработки полной ориентировочной основы действий, на уроках физической культуры с экспериментальной группой.

В контрольной группе обучение проводилось по общепринятой методике обучения (рассказа, показа, обучения).

Внимание учителя сосредоточено главным образом на прохождении материала.

После педагогического эксперимента, который длился до февраля 2014года, для оценки эффективности педагогических  воздействий было проведено повторное обследование.

2.3 Педагогический эксперимент.

В экспериментальной группе проводилась следующая методика обучения.

1. Объяснение техники броска и показ наглядных пособий.

2.  В парах, без меча. И.П. – стойка нападающего с выставлено вперед правой ноги. 1 – выполнить полуприседание, выпрямиться подняться на носки. Повторить 5-8 раз.

3.  Тоже, с имитацией работы рук. Повторить 5-8 раз.

4.  И.П.- рука прямая вытянутая вверх – вперед (работает бросковая рука) с мячом, скатить мяч назад. Повторить 5-8 раз.

6. И.П. – мяч у плеча в согнутой в локтевом суставе руке. 1 – согнуть ноги, 2 – выйти вверх на носки с выпрямлением руки вперед, оставаясь на носках, пока мяч не опустится вниз.

7. То же самое, выполнить выпуск мяча с высокой траекторией, чтобы он приземлился  у ноги партнера. Высшая точка полёта мяча должна находиться между партнерами. Повторить 10-12 раз.

8. Тоже с броском в кольцо, вторая рука за спиной, Расстояние 1 м, с правой и левой стороны угол 45о.

Повторить по 10 раз с каждой стороны.

9. В парах. Один  бросает, а второй подает мячи. Броски с отражение от щита. Выполнить 2 раза по 16 бросков каждому.

10.  При условии 5 попаданий дистанцию увеличить на 1 метр. Выполнить по 10 бросков.

Также велась постоянная работа над ошибками, для их устранения, применялись подводящие упражнения.

Последовательность обучения в контрольной группе.

1. Объяснение и показ техники выполнения.

2. Имитация приёма.

З.  Выполнения броска в парах по навесной траектории.

4. Броски в корзину с близкого расстояния с начало справа и слева, а затем по центру.

5. Броски мяча в корзину с постоянным увеличением расстояния.

Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ.

 3.1 Эффективность экспериментальной методики обучения и динамики показателей результативности броска 1ой рукой от плеча.

 В результате педагогического эксперимента нами были выявлен исходный уровень количества попаданий у школьников5-х классов (Таблица 1)

Таблица 1

 Исходный уровень показателей результативности      

                           бросков 5 класса

 

Бросок с правой стороны(%)

Бросок с левой стороны(%)

Показатели

 

Экспер.гр

Контр.гр

Экспер.гр

Контр.гр

С10 ПОПАДАНИЙ

2,6

2,6

2,7

2,7

Как видно из таблицы 1 среднее количество попаданий из десяти бросков у учащихся контрольной и экспериментальной группы статистически не отличаются, в экспериментальной группе среднее количество бросков с правой стороны составило 2,6, а в контрольной 2,6 при индивидуальном разбросе показателей в обеих группах от 1 до 5 попадания; с левой стороны в экспериментальной группе среднее количество попаданий составило 2,7; в контрольной группе 2,7;  при индивидуальном  разбросе  показателей в обеих группах  от 0 до 5 попаданий. Результаты исходного тестирования показали, что показатели не зависят от обучаемости и носят случайный характер. По первоначальному тестированию показатели бросков одной рукой от плеча с правой и левой стороны у контрольной группы немного превышали показатели экспериментальной группы.

За время эксперимента в обеих группах улучшились показатели, характеризующие эффективность владения броском от плеча. Однако это улучшение в разных  группах участников эксперимента носило разный характер.

Таблица 2.

Изменения показателей броска одной рукой у испытуемых

Контрольной группы за 5 месяцев.

Статистические

Бросок с правой стороны

Бросок с левой стороны

Показатели

До

Эксп-та

После эксп-та

До

эксп-та

После эксп-та

ЧЕРЕЗ

 3 МЕС.

2,6

5

2,7

4

ЧЕРЕЗ

 5 МЕС.

2,6

6

2,7

5,7

Через 3 месяца после изучения броска динамика показателей в контрольной группе изменилась (Табл.2)

Как видно из Табл. 2 в результате обучения выявлен закономерный небольшой прирост показателей как справа, так и слева. Индивидуальный разброс при исходном тестировании  в контрольной группе при броске с правой стороны составил 2 до 5 бросков, а через 5 месяцев от 3 до 6 бросков.

Результаты тестирования, полученные при броске с правой стороны, составили  5 попаданий, результаты статистически достоверны. При повторном тестировании в 5а классе прирост показателей отмечается с правой стороны. Вероятно, это   связано с тем, что на занятиях больше уделяли времени и внимания броскам правой рукой. При выполнении бросков слева, учащиеся уделяли меньше внимания технике броска. Кроме того, они стремились выполнить бросок быстро, а это приводило к нарушению точности движений и рассогласованию действий при работе ног и рук. Как видно из Табл.3 в экспериментальной группе был выявлен большой прирост показателей, как с правой, так и с левой стороны. Учащиеся занимались по предложенной мной программе, что достоверно улучшило показатели.

Таблица 3.

Изменения показателей броска одной рукой у испытуемых экспериментальной группы за 5 месяцев.

Статист. Показатели

Бросок с правой

Стороны.

Бросок с левой

Стороны.

До

 эксп-та

После

Эксп-та

До

 эксп-та

После

эксп-та

ЧЕРЕЗ

3 МЕС.

2,6

6

2,7

5,7

ЧЕРЕЗ

 5 МЕС.

2,6

6,4

2,7

6

Анализируя полученные данные средние показатели, составили: с правой 6 попаданий, с левой стороны 5,7,  через 5 месяцев от 3,2 до 6,4 с правой стороны, и от 3 до 6 с левой. При проведении занятий в экспериментальной группе велась строгая этапность усложнения и двигательного опыта. Своевременно велась работа над ошибками.

Как показано анализ фактических данных, разные методики обучения оказало существенное изменение на показатели точности броска одной рукой от плеча, как с левой стороны, так и с правой стороны.

Анализ полученных результатов в экспериментальной группе и сравнение их с данными, полученными в контрольной группе при использовании общепринятой методики обучения, дают основание утверждать, что предложенная нами методика повысит эффективность обучения.

3.2 Типичные ошибки, выявленные в процессе обучения.

В результате педагогического наблюдения нами были выявлены ошибки при броске одной рукой от плеча с места, при проведении первого тестирования и второго (Таблица 3)

Таблица 3

Ошибки у учащихся при выполнении

одной рукой от плеча с места.(%)

Ошибки

Экспер.гр.

Контр.гр.

1

2

1

2

11

Неправильное держание мяча (кисти)

43

0

29

14

22

В подготовительной фазе вторая рука располагается на мяче не правильно

57

29

57

43

33

Ноги во время броска не работают

43

0

43

0

14

Излишний наклон вперед,  что приводит к потери равновесия

29

29

29

29

15

Бросок выполняется толчком пальцев

57

43

70

57

16

Не бросковая рука, при броске опускает резко вниз или раб.бросок завершается 2-мя руками

43

0

43

29

17

Отсутствие сопровождающего движения бросковой руки.

70

43

57

57

18

Непоследовательное включение звеньев тела в основной фазе

57

23

57

43

19

Бросок выполняется чисто в кольцо, без использования щита

70

29

85

57

110

Асинхронная работа рук и ног

70

29

70

57

Условные обозначения: цифровой 1 обозначено исходное тестирование, цифровой 2 конечное тестирование.

Как следует из представленной (Табл.3), испытуемые имеют большое количество ошибок, которое колеблется от 29 до 85 %. При первом тестировании, выявленные ошибки были причинами незнания техники выполнения броска  и правилами.

Во время проведения эксперимента велась целенаправленная работа над устранением ошибок в экспериментальной группе, применялся групповой и индивидуальный подход, при начальном обучении броску одной рукой от плеча с места. Многие учащиеся выполняли ошибку при броске, производя толчком пальцев выпуск мяча, эта ошибка исправлялась с помощью подводящего упражнения:

Мяч удерживается перед грудью, бросковая рука накидывается сверху на мяч, с широко расставленными пальцами, ладонь на мяче не лежит, вторая рука мяч поддерживает сбоку. Медленное сгибание с за хлёстом кисти, мяч постепенно отрывается от кистей пальцев, покидает руку.

Определенные ошибки, на мой взгляд, являются причинами возникновения других ошибок. Так, излишний наклон вперед, который приводит к потере равновесия, лишает учащегося возможности последовательно включать звенья тела в основной фазе и сопровождать мяч после броска (Матвеев Л.П.,1991г.).

Выявленная ошибка во время броска 43% в экспериментальной группе является одной из основных при выполнении броска – это когда не бросковая рука, резко опускается вниз в основной фазе, из-за чего мяч теряет свою траекторию.

К запястью кистей привязывалась лента (шнур) для фиксации руки вверху при броске, чтобы она не опускалась вниз, а сопровождала бросковую руку.

Также, при броске многие испытуемые завершали бросок 2– мя руками, для того чтобы работала одна рука во вторую

 (не бросковую) руку давался щит размером 0-25 см с рукой, игрок поддерживал им мяч и завершал движения одной рукой.

В результате предложенных упражнений, эти две ошибки были полностью устранены в экспериментальном 6б классе. В контрольной группе эти ошибки сохранились 29%.

На возникновение многих ошибок повлияло ряд факторов, которые полностью не позволили устранить все ошибки. Асинхронная работа рук и ног 70 % возникла в результате координационной недостаточности и навыков, но в результате подводящих упражнений, предложенных в эксперименте, процент ошибки снизился в экспериментальной группе до 29%, а в контрольной 57%.

В контрольной группе не велось детальное устранение ошибок, из-за чего они полностью не были ликвидированы, также на них могли повлиять дефекты обучения: ошибочное обучение технике выполнения, методические ошибки обучения, перенос неадекватного навыка, также неуверенность и страх (Платонов В.П., 1986).

В экспериментальной группе предложенная методика обучения и средства, предложенные для их устранения, показали себя с положительной стороны, всесторонне влияя на стороны обучения. Процентное соотношение ошибок снизилось с 43-70% до 29-43%, в контрольной группе - 14-57% при конечном тестировании. В процессе обучения движениям и совершенствования техники их выполнения постоянно возникают ошибки. Их своевременное выявление и устранение причин возникновения в значительной мере обуславливают эффективность процесса технического   совершенствования. (Платнов В.П., 1986)

                                                Выводы.

На этапе начального изучения броска одной рукой от плеча, мы выявили динамику изменения показателей тестирования в экспериментальной и контрольной группе. Исходный показатель при броске с правой и левой стороны (из 10 бросков) составили в среднем 3 попадания. После проведенного эксперимента результативность повысилась в экспериментальной группе до 6 попаданий с правой стороны, с левой стороны 5,7. В результате эксперимента было выявлено ряд ошибок, влияющих на технику броска. Половина ошибок являлась результатом не знания техники, правил выполнения броска; и дефектами обучения. Неправильное держание мяча (43%), отсутствие сопровождающего движения бросковой руки (7%).

Существенными ошибками при выполнении броска являлось: резкое опускание не бросковой руки вниз при броске, рука не сопровождает мяч (43%), после предложенных подводящих упражнений ошибка была устранена в экспериментальной группе полностью.

Также существенная ошибка, возникающая при броске, которая снижает процент попадания, это когда бросок выполняется чисто в кольцо, без использования щита (70%). Экспериментальная методика положительно повлияла на технику обучения броску с использованием возникающих ошибок.

3. К концу эксперимента качество владения техникой броска одной рукой от плеча с места в экспериментальной группе оказалось выше, чем в контрольной группе. Испытуемые экспериментальной группы превзошли испытуемых контрольной группы по всем показателям.

                               Практические рекомендации

При проведении уроков физической культуры по баскетболу рекомендуем применять разработанную методику обучения, также регулярно проводить обследования с целью выявления ошибок в технике выполнения технических приемов. Особо необходимо обратить внимание на выполнение бросков, так как броски являются одним из главных технических приемов баскетбола, и имеет сложную структуру. Для повышения эффективности процесса обучения, эффективными оказались средства, используемые в педагогическом эксперименте с участниками экспериментальной группы. Я считаю, что в школьную программу по баскетболу не следует вводить много разновидностей бросков. Это позволит сформировать к 11 классу стабильный двигательный навык с хорошими техническими показателями его выполнения. Как показала практика, дети с удовольствием посещают уроки баскетбола, когда результативность бросков выросла.

Результат тестирования в 5 классах

Ф.И.О.

Прыжки в длину с места

Челночный бег (3 по 10)

Результат

Оценка

Результат

Оценка

1

Аверина

1.48м

5

8.2сек

5

2

Артамонова

1.55

5

8.1

5

3

Афлятунова

1.60

5

7.9

5

4

Бахарева

1.25

4

8.4

5

5

Бойкова

1.30

4

8.7

4

6

Варакина

1.65

5

8.3

5

7

Верхоглядова

1.58

5

8.5

5

8

Владимирова

1.63

5

8.6

5

9

Галяутдинов

1.79

5

8.2

5

10

Горбунова

1.24

3

8.9

4

11

Дерябина

1.64

5

8.4

5

12

Довбыш

1.80

5

8.2

5

13

Егоров

1.66

4

8.5

4

14

Запускалов

1.81

5

7.9

5

15

Зарубин

1.40

4

8.7

3

16

Кундина

1.75

5

8.0

5

17

Кондратьев

1.84

5

7.9

5

18

Кириллов

1.85

5

7.8

5

19

Лаврентьев

1.45

4

8.5

4

20

Мухаметханов

1.80

5

8.4

4

21

Тарасова

1.64

5

8.4

4

22

Тузовская

1.75

5

8.5

4

23

Хамидуллова

1.88

5

7.8

5

24

Цуканова

1.67

5

8.2

5

25

Чекурова

1.25

4

8.7

4

26

Шакирзянов

1.58

4

8.5

4

27

Юхневич

1.84

5

7.7

5

X

Результаты тестирования в 5 классах.

Прыжок в длину с места

Челночный бег (3 по 10)

Ф.И.О.

Результат

Оценка

Результат

Оценка

1

Башмаков

1.80

5

8.2

5

2

Буянская

1.70

5

8.4

5

3

Валеев А.

1.88

5

7.7

5

4

Валеев Р.

1.89

5

7.8

5

5

Вишневская

1.78

5

8.1

5

6

Гомыжев

1.40

4

8.6

3

7

Галлиулин

1.45

4

8.5

4

8

Забаровская

1.48

5

8.4

5

9

Зайнуллин

1. 81

5

8.2

5

10

Иванов

1.90

5

8.1

5

11

Иванова

1. 22

3

8.9

3

12

Коньков

1.54

4

8.6

3

13

Куропаткин

1.85

5

8.1

5

14

Миндубаева

1.55

5

8.3

5

15

Малова

1.65

5

8.3

5

16

Муртазина

1.42

4

8.5

5

17

Мухаметгалеева

1.23

3

9.1

3

18

Сафарова

1.51

5

8.6

5

19

Селиванова

1.54

5

8.5

5

20

Сингатуллина

1.65

5

8.7

4

21

Сабитова

1.48

5

8.8

4

22

Степанова

1.25

4

8.7

4

23

Павлов

1.42

4

8.5

4

24

Успенская

1.58

5

8.5

5

25

Фомахина

1.81

5

8.3

5

26

Хакимов

1.51

4

8.5

4

27

Юрлина

1.88

5

7.9

5

28

Яруллина

1.65

5

8.3

5

X

 

                                   

                                       

Список литературы

  1. Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе Автореф.дис…..канд.пед.наук.-Омск,1988-21с.
  2. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют. //Физкультура в школе – 1990. - №7 – с.15-17.
  3. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе. -1990. -№6,7- с.17-18.
  4. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол/. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Киев, 1984. -24с.
  5. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе.: Атореф.дис….. доктора пед. наук-М.1996.-43с.
  6. Кузнецов В.В. Современный баскетбол. - М.: 2005. -58с.
  7. Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, - М.: Физкультура и спорт, 1999. -133с.
  8. Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А. Практикум по спортивной метрологии/ Учебное пособие – Краснодар: КГАФК, 1997. -179с.
  9. Матрунин В.П. Баскетбол на уроках в V-VI классах. // Физкультура в школе – 1990. -№1- с.18-21.
  10. Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А. Начальное обучение баскетболу. - Волгоград, 1994. -35с.
  11. Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д. На уроках баскетбол// Физическая культура в школе. – 1991. -№2- с. 27-30.
  12. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10-12 лет: Атореферат. дис…. Конд. пед. наук. - Киев 1990-23с.
  13. Туркунов Б.И. Обучение баскетболу (V-VI классах)// Физкультура в школе. – 1993. -№4. -С.13-20.
  14. Севидов Ю.А., Халявка И.А. Методика обучения броска одной рукой от плеча. -1999. - Краснодар.
  15. Шерстюк А.А. и др. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: Учебное пособие, - Омск, 1991. -60с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока. Баскетбол "Техника броска одной рукой от плеча"

Конспект урока разработан для обучающихся  5-х классов....

Презентация "Техника броска одной рукой от плеча"

Бросок мяча в кольцо является самым важным техническим приёмом...

методические рекомендации по обучению техники конькового лыжного хода.

Этот материал поможет учителям физической культуры и тренерам-преподавателям "ДЮСШ" при подготовке обучающихся технике  конькового лыжного хода ....

«Особенности подготовки к сдаче норм ГТО на уроках физкультуры через изучение раздела «Баскетбол» и проведение урока по теме «Обучение технике передач двумя руками от груди на месте и в движении»

В настоящее время неуклонно сокращается количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, а доля отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам увеличи...

Тема урока: Осваивать и совершенствовать технику ловли и передач мяча. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника.

Цель: Способствовать совершенствованию уровня владения баскетбольным мячом и повышению способностей ведения мяча при  сопровождения и с пассивным сопротивлением....

Конспект урока физической культуры в 8 классе. Баскетбол. Обучение технике броска одной рукой от плеча.

Тема: Обучение технике броска одной рукой от плеча.Образовательные задачи:  1. Создать представление и обеспечить основами знаний о технике выполнения броска одной рукой от плеча....

Методические рекомендации "Методика обучения технике футбола детей в возрасте 6 - 9 лет"

Футбол — командная игра, но на начальном этапе многолетней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение техническим приемам и развитие координационн...