Статья
статья по физкультуре

Румянцева Наталья Александровна

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через сюжетно – ролевую игру».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensornoe_vosp.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через сюжетно – ролевую игру».

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно по этому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессе познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств ( форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве). Можно сказать, что сенсорное воспитание направлено на развитие перцептивных действий, т.е. действий восприятия, в процессе которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений.

Автоматизация современного производства потребовала от человека большой скорости и точности в распознании целого ряда сигналов, их оценке, и регулирования на этой основе своей деятельности механизмов.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  

Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие – то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследований движения рук и глаз.

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребёнка.

Ранний и дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

Конкретное определение содержания и методов сенсорного воспитания в педагогике зависит от того, как проблема развития восприятий и ощущений понимается в психологии. Решающее значение при этом имеют две взаимосвязанные проблемы: что в восприятии является «выученным», приобретённым в результате опыта и как происходит это «выучивание».

В дошкольной педагогике известны различные системы сенсорного воспитания, разработанные педагогами: Ф. Фребелем, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеевой, А. П. Усова, Н. П. Саккулиной, Н. А.Ветлугиной, А. М. Лелушиной и др.

На современном этапе проблемы сенсорного воспитания  широко обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорные способности не являются врождёнными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием и служат показателем его общественного развития.

Однако, современные исследователи утверждают, что без разумного педагогического руководства восприятие детей долго остаётся поверхностным, не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков в школе. Поэтому так важно находить более эффективные пути решения данной проблемы. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игра – ведущая деятельность ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие и активно влияющая на всестороннее воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....