Программа дополнительного образования
методическая разработка по физкультуре (7 класс)

Программа дополнительного образования по настольному теннису

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Физической культуре и спорту на современном этапе развития общества придается большое значение. Занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию всех функций организма, укреплению нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, повышают сопротивляемость организма человека неблагоприятным влияниям внешней среды, содействуют повышению общего культурного уровня, помогают стать достойными гражданами, готовыми к общественно-полезному труду и защите Родины.

При разработке программы за основу была принята программа по настольному теннису для спортивных школ Г.В. Барчукова «Этапы спортивного совершенствования» 2004 года. В программе представлены цели и задачи работы кружка, содержание материала по основным темам учебного курса: технической; тактической, физической, теоретической, распределение времени на компоненты.

Программа “Настольный теннис” имеет физкультурно-спортивную направленность, т.к. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.

Новизна программы заключается в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает настольный теннис очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.

Актуальность программы.

Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей. Выбор спортивной игры - настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.

Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом.

Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.

Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств - выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.

Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.

В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить проблему призвана данная программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.

Срок реализации. Занятия проходят на базе МБОУ «Школа №179» (спортивный зал) 1 час в неделю. Всего 36 часа. Принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом.

Цель: создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.

Задачи.

Образовательные

  •  дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта - спортивные игры (настольный теннис);
  •  научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
  •  обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.

Развивающие

  •  развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
  •  развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
  •  формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

Воспитательные

  •  способствовать развитию социальной активности обучающихся:        воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
  •  воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
  •  пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма.

Направления и формы работы.

Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровая, в парах.

Форма проведения занятий:        индивидуальное,        практическое,        комбинированное,

соревновательное.

Методы обучения: словесный, наглядный, практические упражнения.

Методика отслеживания результатов.

Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно - качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.

Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагог кружка использует варианты тестов и контрольных упражнений.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства. Используются методы анкетирования, опроса, тестирования, анализа полученных данных.

После того, как ребята овладеют основами техники и тактики игры, проводятся соревнования школьные.

Ожидаемые результаты:

Будут знать:

  •  о развитии настольного тенниса в городе, об участии российских спортсменов в соревнованиях
  •  о гигиене тренировочных занятий и спортивной формы. Режим дня, питание, естественные факторы закаливания
  •  о повышение способности организма к нагрузкам, повышение координационных способностей занимающихся, их двигательных возможностей

Будут уметь:

  •  Применять способы игры: основные стойки, подачи, техника перемещений, основные тактические варианты игры, игра на столе разными ударами по элементам и сочетании, игра на счет, свободная игра, тактика парной игры и др.

Разовьют следующие качества:

  •  целенаправленность, настойчивость, трудолюбие.
  •  самоконтроль своего поведения в ходе игры.
  •  Систематически заниматься настольным теннисом.

Методическое обеспечение программы.

Кадры

Учитель физкультуры (педагог дополнительного образования)

Материально

технические

спортивный инвентарь и оборудование:

  • теннисные ракетки и мячи на каждого обучающегося
  • перекладины для подтягивания в висе
  • скакалки для прыжков на каждого обучающегося
  • секундомер
  • гимнастические скамейки
  • теннисные столы
  • сетки для настольного тенниса
  • гимнастические маты

  • гимнастическая стенка
  • табло для подсчёта очков
  • волейбольный, футбольный, баскетбольный мячи

Наглядные средства обучения

I. Теоретические материалы - разработки:

  • Инструкции по охране труда на занятиях настольным теннисом.
  • Положение о проведении школьного турнира по настольному теннису.
  • Тесты физической подготовленности по ОФП

II. Дидактические материалы:

  • Электронное приложение к «Энциклопедии спорта»
  • «Правила игры в настольный теннис».
  •  «Правила судейства в настольном теннисе».

III. Методические рекомендации:

  • Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
  • Рекомендации по организации подвижных игр
  • Рекомендации по организации турниров по настольному теннису

Помещение

спортивный школьный зал

Методическое обеспечение образовательной программы

Тема программы

Форма организации и проведения занятия

Методы и приёмы организации учебновоспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Графа

учёта

1

Общие основы настольного тенниса ПП и ТБ Правила игры и методика судейства

Групповая,

подгрупповая,

фронтальная

Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала.

Конспекты занятий для педагога.

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства.

Вводный, положение о соревнованиях по настольному теннису.

2

Общефизическая

подготовка

Индивидуальная,

групповая,

подгрупповая,

поточная,

фронтальная

Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки

Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего

Тестирование, карточки судьи, протоколы

3

Специальная

подготовка

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах

Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест.

4

Техническая

подготовка

теннисиста

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах

Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Терминология, жестикуляция.

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование

В парах

практические занятия,

Дидактические карточки,

Учебная игра,

5

Игровая

упражнения в парах,

плакаты, мячи на каждог

промежуточный

подготовка

тренировки, Учебная игра.

обучающего, видеозаписи

отбор,

соревнование

Календарно-тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретических

Практических

1

Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь.

1

1

2

Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности.

1

0.5

0.5

3

Общая и специальная физическая подготовка. Основы техники и тактики игры.

33

4

29

4

Соревнования, учебные игры

1

-

1

Всего

36

5.5

30.5

Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Общее количество учебных часов

В том числе

Дата

Теоретических

Практически

Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь.

1

1

1.

Появление игры в стране, ее распространение, техника, тактика, особенности инвентаря.

+

2.

Проведение первых международных соревнований и участие в них российских спортсменов. Особенности современной игры.

+

Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности.

1

0.5

0.5

3.

Режим дня. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом.

+

4.

Понятие о травмах. Причины травм и их профилактика на занятиях настольным теннисом.

+

Общая и специальная физическая

33

4

19

подготовка. Основы техники и тактики игры.

5.

Понятие техники игры. Основные технические приемы игры.

+

+

6.

Способы захвата ракетки. Основная стойка и позиция. Повороты на месте и в движении, перестроения.

+

+

7.

Виды ударов (промежуточные, атакующие, защитные). Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

+

+

8.

Подача в настольном теннисе, с верхним, нижним, смешанным вращением, “двойники”.

+

9.

Тактика одиночных встреч. Упражнения для мышц туловища.

+

+

10.

Выбор позиции. Выбор темпа игры. Упражнения для мышц ног.

+

+

11.

Техника и тактика парных встреч. Игры с мячом.

+

+

12.

Подачи: толчком слева и справа без вращения мяча. Упражнения со скакалкой.

+

13.

Подачи ударом слева и справа с вращением мяча вверх. Игры с метанием мяча.

+

14.

Подачи ударом слева и справа «подрезкой» мяча вниз. Имитационные передвижения.

+

15.

Тактика игроков в смешанных парных играх. Удары: толчок тыльной стороной ракетки по прямой без вращения мяча.

+

 

16.

Прием подачи «подставками». Броски и ловля теннисного мяча (упражнения)

+

+

17.

Специальная гимнастика для пальцев. Разновидности ударов.

+

+

18.

Упражнения с ракеткой, с утяжеленной ракеткой. Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок.

+

19.

Подбивание мяча различными сторонами на месте и во время ходьбы.

+

20.

Теннисный мяч: броски и ловля одной и двумя руками из положения стоя, сидя, лежа, ловля мяча, отскочившего от стенки.

+

21.

Удары слева и справа у тренировочной стенки. Перебрасывание мяча на ходу и на бегу, метание в цель и на дальность.

+

22.

Удары слева и справа у тренировочной стенки. Имитационные удары ракеткой по одновесному мячу слева и справа.

+

23.

Упражнения с ракеткой у зеркала - имитация ударов слева и справа в быстром темпе.

+

24.

Удары: «накат» слева против «подставки» без вращения мяча.

+

25.

Удары: против несильной «подрезки» с вращением мяча вниз.

+

26.

Различные виды жонглирования мячами. Игра с мячом у стены.

+

27.

Сочетание ударов: удары «накат» слева и справа поочередно против «подставки» без вращения мяча.

+

28.

Удары «накат» слева и справа против контратак с вращением мяча вверх.

+

29.

Игры на счет (тренировочные) - нападение против, защиты «подставками».

+

30.

Игры на счет (тренировочные) «подрезками» и против контр нападения, парные между мальчиками и девочками и смешанные пары.

+

31.

Игры на счет (тренировочные) - в «крутиловку» один против двух, один против пяти.

+

32.

Практическое изучение основ тактики нападения и защиты в одиночных играх.

+ +

+

33.

Эстафетный бег с ведением мяча ударами ракеткой вверх. Специальные упражнения для пальцев.

+

34.

Игра с партнером двумя мячами на столе. Игра двумя ракетками поочередно

+

Соревнования, учебные игры

1

-

1

35.

Школьный турнир по настольному теннису.

+

По

графику

36.

Районный турнир по настольному теннису.

-

37.

Итоговая (зачетная) игра.

+

Содержание программы

Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь - 1ч

Появление игры в стране, ее распространение, техника, тактика, особенности инвентаря. Проведение первых международных соревнований и участие в них российских спортсменов. Особенности современной игры

Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности - 1ч

Режим дня. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна. Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиена полости рта. Уход за ногами. Гигиеническое значение водных процедур. Использование естественных факторов природы для закаливания организма. Гигиена мест занятий. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом. Значение врачебного контроля и самоконтроля. Объективные данные

самоконтроля: вес, спирометрия, потоотделение, пульс, кровяное давление. Субъективные данные самоконтроля:самочувствие,        сон,        аппетит, работоспособность, настроение.

Понятие о травмах. Причины травм и их профилактика на занятиях настольным теннисом.

Общая и специальная физическая подготовка. Основы техники и тактики игры - 33ч

Общая и специальная физическая подготовка. Особенности выполнения физических упражнений, их последовательность, периоды отдыха, интенсивность, значение многократного повторения каждого упражнения.

Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение, повороты, маховые и круговые движения), сгибание рук в упоре лежа.

Упражнения для мышц туловища. Наклоны вперед и назад, в стороны с различными положениями и движениями рук.

Упражнения для мышц ног. Движение прямой и согнутой ноги, приседания на двух и на одной _ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, прыжки на двух и одной ноге на месте и в движении.

Упражнения с предметами. Скакалка: прыжки с. вращением скакалки вперед и назад, на двух и одной ноге, с ноги на ногу, прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в приседе, бег, перепрыгивая через скакалку. Игры с мячом, с бегом, с прыжками, с метанием, игры на внимание и быстроту реакции, игры на местности.

Специальные упражнения. Имитационные передвижения, прыжки, шаги и выпады по сигналу.

Упражнения с ракеткой, с утяжеленной ракеткой. Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок. Подбивание мяча различными сторонами на месте и во время ходьбы. Удары слева и справа у тренировочной стенки. Имитационные удары ракеткой по одновесному мячу слева и справа. Упражнения с ракеткой у зеркала - имитация ударов слева и справа в быстром темпе. Различные виды жонглирования теннисным мячом одной и двумя руками. Игра с партнером двумя мячами на столе. Игра двумя ракетками поочередно. Игра в «крутиловку». Игра одного против двоих и троих. Эстафетный бег с ведением мяча ударами ракеткой вверх. Специальные упражнения для пальцев. Эстафеты с элементами настольного тенниса.

Основы техники и тактики игры

Понятие техники игры. Значение технической подготовки для достижения высоких спортивных результатов. Основные технические приемы игры. Способы хвата ракетки. Основная стойка и позиция.

Виды ударов (промежуточные, атакующие, защитные). Разновидности ударов: по назначению, направлению вращений мяча, силе удара, траектории полета мяча, времени выполнения удара. Подача в настольном теннисе, с верхним, нижним, смешанным вращением, “двойники”.

Взаимосвязь техники и тактики игры. Тактика одиночных встреч. Планирование тактических действий. Применение различных тактических приемов против теннисистов разных стилей игры и характеров. Выбор позиции. Выбор темпа игры. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры противника.

Техника и тактика парных встреч. Особенности техники игроков при парных встречах, умение применять разнообразные технические приемы, передвижение у стола при парных встречах. Значение начальной расстановки игроков. Особенности тактических приемов в парных играх. Согласованность действий партнеров при проведении всех применяемых приемов. Тактика игроков в смешанных парных играх. Важность подбора партнеров для парных игр.

Практические занятия. Специальная гимнастика для пальцев: сжимание и разжимание пальцев, охватывающих, ручку ракетки для приобретения привычки расслаблять руку, контролировать правильность хвата. Основная исходная стойка и выпады для ударов справа и слева. Групповое изучение слева и справа в шеренге без ракетки и с ракеткой. Различные виды жонглирования мячами. Игра с мячом у стены.

Ознакомление с основными видами вращения мяча.

Подачи: толчком слева без вращения мяча; ударом справа без вращения мяча, ударом слева с вращением мяча вверх, справа с вращением мяча вверх, ударом слева “подрезкой>, мяча вниз, справа “подрезкой” мяча вниз.

Удары: толчок тыльной стороной ракетки по прямой без вращения мяча, прием подачи “подставками”, слева без вращения мяча, “накат” слева против “подставки” без вращения мяча, то же против несильной “подрезки” с вращением мяча вниз, “накат” справа против “подставки” без вращения мяча, то же против несильной “подрезки”. с вращением мяча вниз, “накат” слева против несильного “наката” С вращением мяча вверх, то же справа. Сочетание ударов: удары “накат” слева и справа поочередно против “подставки” без вращения мяча, затем против I “подрезки” С вращением мяча вниз, удары “накат” слева и справа против контратак с вращением мяча вверх. Игры на счет (тренировочные) - нападение против защиты “подставками”, “подрезками” и против контр нападения, парные между мальчиками и девочками и смешанные пары, в “крутиловку” один против двух, один против пяти, контрольное соревнование. Практическое изучение основ тактики нападения и защиты в одиночных играх.

Соревнования, учебные игры - 1

Список литературы Литература для учителя.

  1.  «Программы для внешкольных учреждений», М, «Просвещение», 2000 г.
  2.  «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», М, Просвещение, 2004
  3.  Амелин А.Н. Современный настольный теннис. - М.: Физическая культура и спорт, 1982. - 111с.
  4.  Амелин А.Н., Паншинин В.А. Настольный теннис. - М.: Физическая культура и спорт, 1985.- 132с.
  5.  Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. - М.: Физическая культура и спорт, 1979. - 160с.
  6.  Барчукова Г.В. Анализ тактики подач в настольном теннисе // Теория и практика физической культуры. - 1986. - №2. - С.21-23.
  7.  Барчукова Г.В., Шпрах С.Д. Игра, доступная всем. - М.: Знание, 1991. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия “Физкультура и спорт”; №5).
  8.  Барчукова Г.В. Настольный теннис. - М.: Физическая культура и спорт,1990.
  9.  Барчукова Г.В. Специальные средства и методы совершенствования техникотактической подготовки спортсменов высшего класса, специализирующихся в настольном теннисе // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Научно-методическое обеспечение системы подготовки высококвалифицированных спортсменов и резервов - 19-22 июня 1990 г. - ч. 2, М.: 1990. - С. 9-10.
  10.  Богушас В.Н. Обучение и тренировка в н/теннисе. Учебное пособие для студентов спортивного факультета, ЛГИФК. - Вильнюс, 1981. - 42с.
  11.  Воронин Е.В. Влияние скоростных и психомоторных показателей на выбор тактики игры в настольный теннис. - М.: ТиПФК, 1983, № 10.
  12.  Голомазов С.В., Усмангалиев М.Ж. Влияние темпа, времени прослеживания и скорости полета мяча на технику и точность ударов в настольном теннисе // Теория и практика физической культуры. - 1989., №5. - С.23-26.
  13.  Иванов В.С. Настольный теннис. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 192с.
  14.  Иванов В.С. Теннис на столе (от новичка до чемпиона мира). - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 159с.
  15.  Ормаи Л. Современный настольный теннис. - М.: Физическая культура и спорт, 1985. - 175с. Пономарчук В.А., Барчукова Г.В., Винник В. Предшествующая двигательная активность и процесс спортивного совершенствования (на примере настольного тенниса) // Теория и практика физической культуры.-1991. - №1. - С.44-49.
  16.  Теория и методика настольного теннса: Программа для базовых факультетов ИФК/УМО по физкультурному образованию. - М., 1992. - 55с.
  17.  Шокин А.И. Развитие мини-тенниса в стране: Методические рекомендации для студентов специализации ГЦОЛИФКа. - М., 1987. - 47с.
  18.  Цю Чжунхуэй. Настольный теннис. - М., 1988. - 243с.


Предварительный просмотр:

Классный час для 6 класса в форме игры «Счастливый случай»

Тема «Человек и его манеры»

Ведущий.

С самого детства родители учат нас, что можно, чего нельзя делать, что хорошо, что плохо.

Но не всё ли равно как человек ест, ходит, садится, здоровается, обращается к людям, разговаривает  с ними, самое главное как он поступает?

Некоторые из вас на замечания отвечают «Мое поведение – мое личное дело!»

Что ж, это правильно. Но только в одном случае – единственном случае, когда человек, как Робинзон, живет на необитаемом острове.

Мы с вами не Робинзоны. Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим. От культуры общения зависит многое: настроение, работа, учеба, личная жизнь.

Правила никто специально не сочинял, не придумывал. Они возникли в глубокой древности, как очень удобные и разумные формы общения.

Например: 1. Рукопожатие (слайд)  (Протягивая друг другу руку, люди показывали, что у них нет оружия, что они пришли с миром. Именно поэтому традиционно есть смысл подавать только правую руку даже если ты левша). 

2. По лестнице мужчина идет впереди женщины(слайд), т.к. он нес факел и освещал ей и себе дорогу.

3. Мужчина пропускал женщину вперед в жилище(слайд). (Если вдруг в жилище зашел зверь, то он нападет вначале на первого идущего – женщину. )

4. При встрече и приветствии мужчины снимают головной убор. (слайд) (Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. В последствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей.).

Шло время. Проверенные опытом многих поколений правила постепенно превращались в обычаи.

Так, испокон веков у всех народов обидеть старика, непочтительно обойтись с ним значило покрыть себя позором.

Всегда и всюду не уважали болтунов, тех, кто слушать не умеет, а сам говорит много.

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа».

Вежа – человек, который знает, как себя вести в той или иной обстановке. Отсюда «вежество» превратилось в «вежливость». «Вежество» - качество ценное и обязательное. Поэтому учили «вежеству» в школе наряду с грамотой и молитвами.

Дорогие ребята, сегодня мы проводим викторину  “Счастливый случай”. Давайте поприветствуем команды  «Юма» и «Джентльмены .(слайд)

I гейм. «Заморочки из бочки» 

Команды по очереди выбирали вопросы, вытягивая бочонки  с цифрами из большой бочки. Для рассуждения на каждом вопросе командам дается 15 секунд, ответ можно обсуждать коллективно. За правильный ответ команды получают звездочку.

Вопросы.

1. Надо ли быть вежливым с грубым человеком?

2. Как отличить вежливость от подхалимства?

3. Один мальчик жаловался, что с «этими здоровканьями – одни неприятности. Я уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу «здрасте!» кричу. И мне же еще выговор делают: «До чего ты, Кеша, не культурный – просто ужас!»

4. Вот поехали однажды Женя, Костя и Алла в краеведческий музей. Садились в автобус. Пока Женя с Аллой от одной двери бегали к другой, Костя уже в салоне оказался. Женя взял три билета, а потом отозвал приятеля и тихо так, тактично говорит ему; «Ну, ты, Костик, даешь! Девочек то вперед пропускать надо». И когда до музея доехали, они с Женей подождали, пока Алла выйдет из автобуса, а потом уж сами выбрались. Где мальчики допустили ошибку?

5. Что ребята должны уступать места в транспорте, знают все. Но вот ситуация: на сиденье мальчик и девочка. Он – у окна, она – со стороны прохода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен предложить ей место? Одни говорят: мальчик, потому что он мальчик. Другие говорят, нет, девочка, потому что женщине с ребенком неудобно проходить к окну. А как вы считаете?

6. На улице уже по вечернему прохладно. Ты возвращаешься с тренировки; на тебе теплый свитер, который заставила одеть мама. Так хочется открыть окно в автобусе, тем более что народу немного; сзади сидит лишь седенькая бабушка и краснощекий малыш со своим папой.

Можно ли это сделать?

7. Ребята сговорились всем классом уйти с урока. Ты считаешь, что это не правильно. А как поступишь?

а. Пойду в учительскую и предупрежу учителя;

б. Ничего не скажу и останусь в классе;

в. Постараюсь отговорить ребят, а если не получится пойду с ними;

г. Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, останусь в классе;

д. Ничего не говоря, пойду со всеми.

8. ? класс готовиться к смотру песни и строя. Выбирают командира. Коля предложил себя и тут же говорит: Я не буду участвовать. Я не хочу.

Прав он или нет?

9. Как доесть суп?

10. Размешать сахар в чае? (слайд)

II гейм «Ты — мне, я — тебе»

В этом гейме команды по очереди задают друг другу придуманные ими вопросы. Каждый правильный ответ приносил одну звездочку. (слайд)

III гейм «Конкурс капитанов»

Ведущий. К третьему тысячелетию до нашей эры придумали предмет. Он был не такой, как сейчас. Медный или бронзовый полированный диск. У тех кто побогаче, или в храмах – серебряный, золотой.

Что это за предмет? (зеркало) (слайд)

Гораздо позже появились зеркала стеклянные. Славилась их изготовлением Венеция – город в Италии. Из поколение в поколение зеркальных дел мастера под великой тайной передавали секрет изготовления стекла. Это было прибыльное дело. Ведь зеркало отвечала человеку на один очень интересный вопрос: «Красив ли я».

Человек создает себя и свою внешность сам! Нет людей некрасивых, утверждает французская пословица, есть люди ленивые!

Если мы посмотрим в зеркало и сами себе понравились, то и настроение у нас отличное.

Поговорим с вами о прическах.

Не зря утверждает французская пословица: «Если у вас плохое настроение – вымойте голову»

Ученик. В праздники мужчины Австралии (коренные жители) прилагают усилия, чтобы привести в порядок свою прическу. Черные волосы смазывают смесью жира и охры так сильно, что волосы образуют тяжелую массу, похожую на тесто. Затем делают локоны и вставляют перья, пучки мха, клешни рака и посыпают их белым пухом какаду. К кончику бороды привязывают хвост собаки динго или белую раковину.

Во Франции 18 века изысканные модницы старались удивить свет не только высотой прически, но и украшением волос. (слайд) Мадам Креки приказала причесать себя садовницей с салфеточкой в волосах, на которой красовались зеленый кочан капусты, один кабачок, морковь и несколько редисок. Нося все это на голове, нелегко сохранить равновесие, поэтому дамы прибегали к помощи тросточек. Еще трудней с такой прической, оказалось, садиться в карету. Обычно голову высовывали из окна кареты или же крышу кареты снимали совсем. Художественная прическа стоила очень дорого, ее надо было сохранять несколько дней. Поэтому ночью для сна пользовались специальными подзатылочными подушками, сама прическа не касалась их. На прическу ночью надевали сетку из проволоки, чтобы там не заводились мыши. (слайд)

В России во времена Петра I , модницы делали прически – «фрегаты», «корабли».

А теперь ответьте на мои вопросы.

1. Можно ли просить у кого-нибудь расческу, чтобы причесаться?(Чужой расческой нельзя пользоваться, так же как и чужой зубной щеткой)

2. Можно ли девочкам ходить с длинными распущенными волосами? (Если волосы густые, здоровые, вымыты – можно. Но на работе и в школе такая прическа неудобна). (слайд)

IV гейм «Дальше… Дальше…»

В этом раунде командам предстоит дать как можно больше правильных ответов за 2 минуты. Отвечать командам по очереди, начиная с имеющей меньшее количество очков (звездочек). Каждый правильный ответ приносил одну звездочку.

Ведущий.

1. Как обращаться к незнакомому взрослому человеку?

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановившись. Надо ли поздороваться и тебе?

3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

4. Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?

5. Вам на день рождения подарили подарок, надо ли его сразу развернуть и посмотреть что подарили или нет?

6. Можно ли знакомых или близких звать по кличке?

7. Вы звоните товарищу домой, трубку берет его мама. Вы говорите «Позовите, пожалуйста, Сашу». Правильно ли вы поступили?

8. Кто первый должен войти в кабинет, мальчик или девочка?

9. Вам подарили веешь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравиться. Что вы скажите тому, кто ее подарил?

10. Три подружки уселись во дворе: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать кате по секрету то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же?

11. Нужно ли говорить «будь здоров», человеку который чихнул?

12. Прохожий обронил какой-то предмет. Следует ли его поднять и отдать? Зачем такое правило?

13. Кто первый здоровается?

14. Если вы пришли на день рождение, кого должны поздравить (именинницу, маму)?

15. Вы идете мимо компании парней и слышите в свой адрес обидную реплику. Как вы реагируете?

16. Можно ли на уроке жевать жевательную резинку, кушать конфеты, щелкать семечки Почему?

17. Можно ли разговаривать на уроке? Почему?

18. Можно ли опаздывать каждый раз на урок? Почему?

19. Обязательно ли нужно говорить спасибо маме или поварам в столовой за обед?

20 Посмотрите на ваши руки. Обязательно ли ногти должны быть аккуратно подстрижены и чистыми? Почему?

Жури подводит итоги. (слайд)

Заключение.

Ведущий.

Надо хорошо помнить, что нормы поведения не требуют от вас : «делать только так, а не иначе». Например: мальчик и девочка идут по узкой дорожке, а навстречу – корова. Впереди должен идти мальчик.

Правила этикета  различны. Они как бы указывают самые удобные и экономные способы действия.

Если пользоваться общими правилами:

«Не мешать окружающим людям»,

«Помогать людям»,

«Быть приятным окружающим»,

«Не докучать им своим навязчивым вниманием»

то не надо заучивать наизусть правила поведения, можно самому догадаться, как следует поступать в каждой конкретной случае.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...