Здоровье сберегающие технологии
учебно-методический материал по физкультуре

Мусаев Тимур Курманалиевич

Методика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sberegayushchie_tehnologii.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мусаев Тимур Курманалиевич., учитель физической культуры

ГБОУ Лицей №211 Центрального  района

Санкт-Петербурга

Здоровье сберегающие технологии

     Здоровье -это бодрость в течении дня, это работа организма над неблагоприятной средой окружения.

     Малоподвижный образ жизни, который в себе заключает использование различных гаджетов влияет на здоровье ребёнка не только на физическом уровне, но и на психологическом. В дошкольных учреждениях каждая деятельность ребёнка сопровождается игрой, что позволяет увеличить объём физической активности. Учитывается возраст воспитанника на продолжительность двигательной деятельности.

     Занятия по физической культуре в себя заключают 3 части:

- вводную часть, где детям предлагается мотивация дальнейших действий, различные виды ходьбы, бега, перестроения, общеразвивающие упражнения, выполняемые из различных исходных положений ( стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку, на четвереньках);

- основную часть – это развитие физических качеств ( ловкость, выносливость, силу, координацию двигательных действий), которые могут выполняться на занятиях со старшего возраста по подгруппам, что даёт большую моторную плотность занятия и возможность инструктору использовать несколько основных движений. В младшем и среднем возрасте упражнения выполняются по заданной теме мотивации занятия. Например, « Путешествие в гости к Мишке -  Топтыжке». Сюжет растянут на всё занятие, основные движения направлены на выполнения преодолений препятствий: проходим мост ( ходьба по гимнастической скамейке), проходим под заваленными деревьями ( ходьба под дугами полусогнувшись), перепрыгиваем через лужи ( прыжки через кубики). В заключении основной части занятия проводится активная двигательная деятельность, которая в себя заключает подвижную игру. Эти игры проводятся с использованием сюжета ( «кот и мыши», « курочка – хохлатка, «охотник и зайцы», « Медведь» и т.д.)  и без сюжета ( различные виды ловишек, игры с элементами соревнований, с предметами ( кубики, мячики, обручи), игры с элементами спорта, русские народные и игры народов мира.

- заключительную часть – это снижение интенсивности движений через игры малой подвижности, также дыхательные упражнения, упражнения на профилактику плоскостопия ( ходьба по ребристым дорожкам, коврикам разной жёсткости ( песок, палочки, пуговицы). Для расслабления мышц проводятся релаксирующая гимнастика под муз. Сопровождение, где дети лежат на ковриках на спине с прикрытыми глазами. Здесь тоже присутствует словесное  сопровождение взрослого ( « путешествие к звёздам», « прогулка по лесу», « морское путешествие» и т.д. ), что помогает ребёнку расслабиться и мысленно побывать в каком – либо путешествии.

     Физическая культура в ДОУ, также как и другая образовательная область нуждается в использовании дидактической наглядности, для ознакомления и усвоения материала. Зачем нужен дидактический материал в образовательном учреждении в непосредственной образовательной деятельности? Как освоит ребёнок данное упражнение или движение при использовании дидактических пособий? Чтобы найти из вышеуказанных вопросов нужное решение, мы с начала узнаем, что такое дидактика и дидактические материалы?

     Дидактика – это раздел педагогики, который в себя заключает основы обучения, направленные на  теоретическую часть, через которую усваиваются полученные знания.

     Целью данной науки по мнению  Иоганна Генриха Песталоцци ( 1746-1827) является:

« Развитие в ребёнке способности восприятия и наблюдательности»

А в свою очередь Ян Амос  Коменский ( 1522-1670) основной задачей дидактики назвал:

« Раскрыть естественный порядок вещей в ходе обучения, который бы способствовал достижению успеха»

Эта концепция предлагает учить детей с помощью наблюдения за окружающей средой и вещами.

     Дидактические материалы – это наглядные материалы, которые используются для обучения, освоения занятий, а также предусматриваются и в самостоятельной работе. С помощью этих материалов у детей появляется интерес к физическим упражнениям.

     Главный принцип обучения по мнению Иоганна Генриха Песталоцци -это наглядность.

« Любой предмет, доступный восприятию имеет 3 признака: название, число, форма.»

     Дидактические материалы по физическому развитию детей состоит:

- набор карточек упражнений, выполняемых в последовательности;

- обучающие плакаты ( комплексы ОРУ, физиология ребёнка: части тела, внутренние органы, дыхательная система;

- набор карточек с видами спорта;

- картотека игр для развития психических качеств ( внимание, память, мышление, речь и т.д.);

- музыкальное сопровождение ( диски с музыкой для релаксации, для выполнения общеразвивающих упражнений);

- схемы для выполнения упражнений для старших дошкольников по типу « круговая тренировка»;

     Дидактический материал должен быть безопасным для использования детьми:

- чёткость изображения;

- размер изображения ( вид на картинку на расстоянии 6 метров);

- карточки должны быть безопасными, сделаны из прочного материала без применения скоб и скрепок;

- развивать логические аспекты.

При использовании мультимедийных устройств на занятии, воспитатель должен учитывать:

- расстояние размещения детей от экрана. Оно должно быть не менее 6-7 метров;

- размер картинки не должен быть маленьким, так как ребенку приходится присматриваться, что дает напряжение для глаз;

При включении аудиофайлов звук не должен быть резким и слишком громким

     В. И. Ядешко классифицировал методы обучения детей дошкольного возраста на:

1. Наглядные методы. К ним относятся: дидактические пособия, показ картинок, использование ТСО;

2. Словесные методы. В младшем и среднем возрасте этот метод используется при наглядном показе, а в старшем дошкольном возрасте словесный метод в себя заключает рассказ, чтение, беседа.

3. Практические методы. При выполнении упражнений физ. работник должен знать методику, и владеть умениями и навыками.

4. Игровые методы. Подвижные игры, дидактические игры, упражнения интеллектуального характера.

     В образовательной области « Здоровье» в ФГОС направлено на решение следующих задач на укрепления здоровья детей:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

-воспитание культурно -гигиенических навыков;

-формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

( Извлечение из ФГОС ДОУ).

     Дидактические материалы используются на занятиях во всех возрастных группах и имеют свои подходы и индивидуальные особенности

2-я младшая группа

Возраст 3-4 года. Упражнения выполняются детьми вместе со взрослым. Используются различные карточки животных, движения которых имитирует ребенок. В подвижных сюжетных играх используются маски.

Комплексы ору, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики используются на карточках и с использованием мультимедийных устройств

Средняя группа

Возраст 4-5 лет. Дети выполняют со взрослым ору, в основных движениях уже используются картинки спортивного оборудования, через которые идет подвод на выполнения упражнений.

( скамейка – ходьба, ползание),

кубики- прыжки, перешагивания, дуги- подлезание, проползание, мяч-ловля, броски.

Также в подвижных играх используются маски.

Старшая группа

Возраст 5-6 лет. В этом возрасте используются плакаты-заместители, где изображено каждое упражнение с исходным положением. При беседах о здоровье используются плакаты: части тела, внутренние органы, дыхательная система. В этом возрасте можно использовать выполнение упражнений по типу «круговой тренировки». Дети обучаются зрительно по карточкам выполнять упражнения.

Также используется мультимедийное оборудование, но с играми на логику, внимания, памяти.

Подготовительная группа

Возраст 6-7 лет. В этом возрасте дети самостоятельно владеют умениями выполнять упражнения опираясь на дидактические пособия,  по карточкам определяют вид спорта и правила спортивных  игр.

Количество станций выполнения упражнений в «круговой тренировке увеличивается».

Дети играют в подвижные игры, опираясь на схемы, через них определяют названия игры.

     Подведя итог по данной теме можно сказать, что роль дидактических материалов в любой деятельности дошкольника благотворно влияет на его развитие, как умственное так и физическое. Это позволяет развить в ребенке и внимание, память, мышление, речь.

     На занятиях по физическому развитию учит детей самостоятельно выполнять упражнения через наглядные материалы ориентироваться в пространстве. Если всё слажено выполнять, то кругозор ребенка расширится и поможет ему в дальнейшем пути его развития.

Список используемой литературы:

Васильков Г. А., Васильков В. Г.  От игры к спорту. М.; 1985

Воротилкина И. М.  Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении М.; Издательство НЦ ЭНАС, 2006

Гуревич И. А. Физические упражнения для моделирования круговой тренировки. Минск.; 1984

Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников» М.; 1997

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровье сберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии»

Текст выступления на РМО по теме: «Здоровьесберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии»...

здоровье сберегающие технологии на уроках технологии

Презентация к докладу "Здоровье сберегающие технологии на уроках технологии "...

Конспект внеклассного занятия по здоровье-сберегающим технологиям проведённого в 9 «б» классе – «Планета здоровья». Здоровое питание(закрепление)

Тема занятия: Здоровое питание.(ЗАКРЕПЛЕНИЕ) Цель: • Формировать отношение к правильному питанию, как основной части здорового образа жизни. Задачи: • углублять знания детей о рациональном питании...

Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...

Влияние здоровье сберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Влияние здоровье сберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья обучающихся....

Внедрение современных педагогических технологий на уроках географии. Здоровье сберегающие технологии.

  Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Это политика, в которой наше будущее. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Ч...

Принципы здоровье сберегающих технологий на уроках технологии и других дисциплинах.

В статье описывается как проживать различные эмоциональные состояния, такие как гнев, страх, радость и горе, экологичным способом, а также несколько идей игровых практик на занятиях....