Программа кружка
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Программа внеурочной деятельности "Волейбол" для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bulah_voleybol_5_klass.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных на-

правлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление. Предлагаемое вниманию учителей и методистов пособие предназначено для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5 класс по разделу «Волейбол» школьной программы.

Волейбол — один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.). Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма,

скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч. В пособии представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей, которые можно реально использовать в учебно-тренировочных занятиях в школьной спортивной секции по волейболу и в самостоятельных занятиях.

Предлагаемые упражнения не имеют количественного выражения. Их дозировку педагог должен определить самостоятельно, исходя из физической и технической подготовленности учащихся, их возрастных и половых особенностей, а также наличия и состояния спортивных сооружений, учебного оборудования и инвентаря.

При написании методического пособия авторы руководствовались: требованиями нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе

новым федеральным государственным образовательным стандартом общего образования; действующими образовательными программами по физической культуре для общеобразовательных учреждений.

В пособии использованы данные научных исследований и спортивной практики в области игровых видов спорта, опыт педагогов физической культуры и спорта.

Даная рабочая программа разработана на основе методического пособия «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол.» Москва: «Просвещение» 2011 г.            

Актуальность программы обусловлена тем, что появилась потребность у детей 10-12 лет в личном физическом совершенствовании своего мастерства через соревновательную деятельность в данном виде спорта.    

Педагогической целесообразностью руководителя спортивной секции является всестороннее развитие учащихся в процессе овладения физической культурой. Она решается руководителем секции на основе изучения каждого занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного воздействия на формирование личности в учебном коллективе. Это осуществляется при обязательном врачебно-педагогическом контроле в процессе обучения. Руководителем кружка систематически отслеживается реакция учащихся на предлагаемую нагрузку, проводится наблюдение за самочувствием детей и выявление признаков утомления и перенапряжения. В процессе обучения школьникам прививаются умения и навыки: гигиена спортивной одежды и обуви, гигиена питания, режима дня, техника безопасности и самоконтроль.

 Цель:        совершенствовать содержание двигательной деятельности  на основе использования элементов спортивных, командных и подвижных игр.

Задачи обучения:

  1. Формирование двигательных навыков у детей, умения работать в команде.
  2. Развитие точности и координации движений, пространственной ориентировки, зрительной и слуховой ориентации.
  3. Развитие физических качеств ребёнка.
  4. Воспитание положительных нравственно-волевых черт детей, умение принимать быстрые, разумные решения, соблюдение                  правил игры и поведения.

Программа дополнительного образования кружок «Волейбол» рассчитана на детей 10-12 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы кружок «Волейбол»: 2021 -2022  учебный год.

Формы и методы, используемые для организации учебного процесса:

- методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия;

- способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный;

- формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Краткая характеристика

волейбола

Волейбол (англ. volleyball — отбивать мяч на лету) игра с мячом двух команд по 6 человек на площадке 18_9 м, разделённой пополам сеткой.

Цель игры — ударом рук по мячу переправить его на сторону соперника так, чтобы тот не мог возвратить мяч обратно, не нарушая правил. Команда должна переправить мяч сопернику, использовав не более трёх ударов. При этом игрок не может ударить по мячу два раза подряд.

Задачи игроков — в соответствии с правилами направить мяч над сеткой и приземлить его на стороне соперника (в пределах границ площадки) или заставить соперника совершить ошибку.

Место для игры. Площадка для игры в волейбол представляет собой прямоугольник размером 18_9 м.

Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Средняя линия разделяет её на две равные половины (9_9 м). Каждая половина имеет одинаковую разметку. Ширина всех линий разметки 5 см. Она входит в размеры площадки. На каждой половине площадки в 3 м от средней линии нанесена линия нападения (её ширина входит в размеры передней зоны) и продолжена за боковыми линиями дополнительными прерывистыми линиями — пятью короткими 15-сантиметровыми линиями шириной 5 см, нанесёнными через 20 см.

Мяч. Имеет наружную оболочку из мягкой кожи (рис. 1). Окружность мяча 65—67 см, вес 260—280 г. Его цвет должен быть однотонным и светлым или комбинированным. Наиболее оптимальна комбинированная бело-жёлто-синяя расцветка мяча.

Основные правила игры

Перед началом игры. Судья проводит между капитанами команд жеребьёвку по определению первой подачи и сторон площадки в первой партии. С этой целью он предлагает им угадать, например, в какой руке находится маленький предмет или на какую сторону упадёт монета (орёл или решка). Команде капитана, ответившего правильно, предоставляется право выбрать сторону площадки или первыми подавать мяч. Проигравший принимает оставшуюся альтернативу.

Начальная расстановка игроков на площадке. В игре участвует шесть игроков от каждой команды. Игроки на площадке располагаются следующим образом: три игрока передней линии занимают позиции 4 (передний левый игрок),3 (передний центральный игрок), 2 (передний правый игрок), другие три игрока (игроки задней линии) занимают позиции 5 (задний левый игрок), 6 (задний центральный игрок), 1 (задний правый игрок). В момент подачи каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от сетки, чем соответствующий игрок передней линии.

Начало игры. Игра начинается по свистку судьи с подачи, которую выполняет задний правый волейболист, находящийся в зоне подачи. Игрок подаёт мяч, ударяя кистью, чтобы он перелетел через сетку на сторону соперника. Подача может производиться снизу или сверху открытой ладонью. На подачу мяча отводится 8 с после сигнала судьи. Подача может быть сделана из любой точки за задней (лицевой) линией поля. Розыгрыш мяча продолжается до тех пор, пока он не коснётся площадки, не уйдёт за пределы площадки или пока команда не совершит ошибки. Команда, выигравшая розыгрыш, получает очко. При получении права на подачу игроки перемещаются из зоны в зону (на одну позицию) по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т. д.

Продолжительность игры. Игра может состоять из 3 или 5 партий, каждая из которых продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберёт 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. При равном счёте 24:24 игра продолжается, пока одна из команд не получит преимущество в 2 очка (26:24, 27:25, …). Время партий не ограничено. За каждый выигранный мяч команда получает 1 очко. По окончании каждой партии команды меняются сторонами площадки и правом первой подачи. Перерывы между партиями продолжаются 3 мин.

При ничейном счёте в партиях (1:1 для игры, состоящей из 3 партий, или 2:2 для игры, состоящей из 5 партий) играется решающая третья (пятая) партия до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка. После набора одной из команд 8 очков команды меняются сторонами площадки, сохраняя прежнюю расстановку игроков. Если играется решающая партия, то должна быть проведена новая жеребьёвка.

Либеро. Это игрок оборонительного плана, который может находиться в любой точке задней зоны. Это очень ловкий игрок с хорошей реакцией. Он имеет форму, по цвету отличающуюся от формы других игроков команды. Основная его функция в игре — защитные действия: приём подачи, приём мяча от нападающего удара, на страховке. Ему не разрешается выполнять атакующий из любой точки площадки, если на момент удара мяч полностью находится выше верхнего края сетки. Либеро не имеет права на подачу, блокирование и осуществление попытки блокирования. Ошибки, влекущие проигрыш очка:

мяч переправляется на сторону соперника более чем тремя касаниями; волейболист дважды подряд касается мяча (двойное касание); игрок касается сетки при игровом действии с мячом; волейболист проникает на площадку соперника; игрок задней линии выполняет атакующий удар (т. е. удар, в результате которого мяч переправляется на сторону соперника) из передней линии, если при этом мяч находится

выше уровня сетки; производится касание мяча, приводящее к его «задержке» (т. е. бросок мяча) игрок блокирует подачу мяча соперника, касается мяча в пространстве соперника, касается мяча до или во время атакующего удара соперника; мяч уходит «за»; мяч касается площадки команды.

Направления работы:

1.   Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения игры в Волейбол;

      правила командной игры.

2.   Практическое: обучение детей техническим навыкам владения мячом.

Ожидаемые результаты освоения программы

  К концу года дети должны знать:

    - какие бывают линии;

    - поле и его линии.

  К концу года дети должны уметь

     -действовать по сигналу учителя, быстро реагировать на сигнал;

     -играть с мячом, работать в команде;

     -согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в командной игре.

     -подавать, принимать и отбивать мяч:

    - подавать мяч:

           -    в зону нападения;

           -    в зону защиты;                                      

    -  принимать мяч:

           -    на месте нижней.

           -    на месте верхней;

           -    в движении нижней;

           -    в движении верхней.

Критерии результативности работы кружка

Двигательные задания

Показатели

Оценка функциональных и двигательных возможностей

Челночный бег

3р по 10м

12,5 – 9,5 с

Определяет способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки

Подбрасывание и ловля мяча

15-20 раз

Тест наиболее ярко характеризует качество ловкости детей и их координационных особенностей

Отбивание мяча от пола

10-25р

Тестирует ловкость, скорость реакции, устойчивость позы

Прыжок в длину с разбега

120-200см

Тест позволяет оценить скоростно-силовые качества и ловкость

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы кружок «Волейбол»

Дата

Тема учебного занятия

ВВсего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

03.09

Бросок мяч.

?1

Беседа: «Откуда пришёл Волейбол?».

Обучение: Бросок мяча вверх, ловля его двумя руками.

Беседа.

10.09

Бросок мяча.

11

Беседа № 2 «Какие бывают мячи?»

Закрепление: Бросок мяча вверх, ловля двумя руками.

Беседа.

17.09

Стойка и положение игрока

11

Обучение: Стойка игрока (исходные положения)

24.09

Перемещение игрока.

11

Обучение: Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд.

01.10

Перемещение игрока.

11

Обучение: Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд.

08.10

Перемещение игрока.

11

Обучение: Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)

15.10

Передачи мяча.

11

Обучение: Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении)

Закрепление: Удар мяча о стенку, ловля его с отскока от стены.

22.10

Передачи мяча.

11

Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении)

Закрепление: Удар мяча о стенку, ловля его с отскока от стены.

29.10

Передачи мяча.

Обучение: Передача мяча сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку)

05.11

Передачи мяча.

Передача мяча сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку)

12.11

Передачи мяча.

11

Закрепление: Передача мяча сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку)

19.11

«Поле и его линии».                                            

11

Беседа № 3 «Поле и его линии».                                            

Обучение: Перебрасывание мяча произвольным способом через сетку.

Беседа.

26.11

Передачи мяча.

11

Обучение: Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи.

03.12

Передачи мяча.

?1

Обучение: Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи.

10.12

Подачи мяча.

11

Обучение: Нижняя прямая подача.

17.12

Подачи мяча.

11

Обучение: Верхняя прямая подача.

Соревнование «Самый меткий»

24.12

Удары по мячу.

11

Обучение: Прямой нападающий удар(по ходу).

14.01

 Удары по мячу.

11

Обучение: Нападающий удар с переводом вправо (влево).

21.01

Приемы мяча.

11

Обучение: Приём мяча снизу двумя руками.

28.01

Приемы мяча.

11

Обучение: Приём мяча сверху двумя руками.

04.02

Приемы мяча.

11

Обучение: Приём мяча, отражённого сеткой.

11.02

Блокирование мяча.

11

Обучение: Одиночное блокирование.

18.02

Блокирование мяча.    

11

Обучение: Групповое блокирование (вдвоём, втроём).

Закрепление: Одиночное блокирование.

25.02

Блокирование мяча.    

11

Обучение: Страховка при блокировании.

Закрепление: Одиночное блокирование.

04.03

  Тактика игры.

11

Обучение: Индивидуальные тактические действия в нападении и защите.

11.03

Тактика игры.

11

Повторить стойку игрока.  Групповые тактические действия в нападении и защите

18.03

Тактика игры.

11

Командные тактические действия в нападении и защите.

25.03

Учебная игра.

11

Двусторонняя учебная игра.

01.04

 Учебная игра.

11

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование

технических приёмов и тактических действий.

Эстафеты.

08.04

Учебная игра.

11

Игры, развивающие физические способности.

15.04

Движения игроков.

11

Сочетание способов перемещений (бег, остановки, по-

вороты, прыжки вверх)

22.04

Эстафеты.

11

Ловля и передача мяча в квадрате. Эстафеты с мячами. Тактические действия в защите и нападении. Развитие координационных способностей.

Эстафеты. Игра в волейбол.

29.04

 

Удары по мячу.

11

Обучение: Прямой нападающий удар (по ходу).

Закрепление: Командные тактические действия в нападении и защите.

06.05

Подачи мяча.

11

Нижняя прямая подача.

13.05

Передачи мяча.

11

Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в

опорном положении).

20.05

Удары по мячу.

11

Нападающий удар с переводом вправо (влево).

27.05

Учебная игра

11

Двусторонняя учебная игра. Оценка результатов.

Содержание дополнительной образовательной программы кружок «Волейбол»

Кружок «Волейбол» воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают, элементы спортивных командных игр волейбол. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление подачи, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, пространственную ориентировку.

             Упражнения с мячами различного веса и объёма развивают не только крупные, и мелкие мышцы обеих рук. Такие упражнения увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для ребёнка.

Кружок «Волейбол» направлен на приобщение детей 10-12 лет к физической культуре посредством обучения игре волейбол. В неё включены игры, игровые упражнения, которые способствуют развитию ловкости, координации движений, согласованности действий, развитию быстроты, прыгучести, силы. В волейболе создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств ребенка. Командные игры приучают детей преодолевать эгоистические побуждения. Ради интересов команды ребенку часто приходиться отказываться от мяча, передавая его партнеру, который имеет более благоприятные условия для игры. Необходимость принимать быстрые, но разумные решения, способствуют развитию самостоятельности, уверенности в своих силах.

Играя в волейбол, дети упражняются не только в подаче мяча, передаче мяча, но и   совершенствуют такие важные виды основных движений, как бег и прыжки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты: 

Принцип оздоровительной направленности.

Играя в волейбол, дети упражняются не только в подачах мяча, передачах мяча, но и совершенствуют такие важные виды основных движений, как бег и прыжки. Это позволяет всесторонне воздействовать на мышечную, дыхательную и сердечно - сосудистую системы, повышая функциональные возможности организма.

Принцип гармоничного развития личности.

Реализуется через развитие психофизических способностей, двигательных умений и навыков детей, воспитание физических качеств через овладение разнообразными движениями овладение разнообразными движениями.

Принцип доступности.

Важно выделить те действия с мячом и без него, которые составляют основу техники любой подвижной и спортивной игры с мячом, доступные детям старшего возраста, которые дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач.

Список использованной литературы:

           1.Внеурочная деятельность учащихся: «Волейбол»; Москва: «Просвещение» 2012г.

Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....

Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"

Программа кружка расчитана на 34 часа,  позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...

Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, по МХК. А также программы кружков ИЗО и Компьютерной графики.

Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, (Дидактические иллюстрации в альбоме).  Долго тогда спорил с Неменским. Он предлагал блоки по четвертям, мне видились блоки по годам обучения. Свою идею ...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Программа кружка «Хоровое пение» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС НОО)

Данный материал содержит примерную программу по дополнительному образованию обучающихся в начальной школе (в рамках реализации программы ФГОС НОО) по художественно - эстетическому направлению....

2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.

Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...