Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности по физической культуре согласно требованиям ФГОС
методическая разработка по физкультуре

Волокитина Раиса Васильевна

Анализ современных подходов к инновационным подходам в организации внеурочной деятельности по физической культуре школьников и определение пути ее совершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inovatsionnye_podhody.docx42.48 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности по физической культуре согласно требованиям ФГОС

Содержание

Введение

3

1.

Действующие нормативные документы ФГОС, планируемые результаты внеурочной деятельности

5

2.

Инновационные подходы к внеурочной деятельности по физической культуре у младших школьников

7

3.

Организация внеурочной деятельности по физической культуре у старших школьников

11

Выводы

14

Список литературы

15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Снижение уровня двигательной активности школьников, вызванное рядом объективных и субъективных причин, неизбежно приводит к снижению физического здоровья и физической подготовленности детей всех возрастных групп, которое наблюдается в течение последнего десятилетия. Кроме того, к сожалению, специалисты единодушно указывают на тенденцию к дальнейшему ухудшению физического состояния подрастающего поколения [1; 7; 8].

Такое положение вещей, прежде всего, вызвано несовершенством процесса физического воспитания в общеобразовательных средних учебных заведениях. Во время уроков физической культуры не решается задача формирования мотивации школьников к занятиям физическими упражнениями. Кроме того, у современных учеников возникает нехватка времени из-за чрезмерного объема учебной нагрузки, однако одной из главных причин гиподинамии детей, является неправильно организованный досуг, как детей младшего школьного возраста, так и подростков. Через множество гаджетов и компьютерных игр школьники все больше времени проводят дома. Как утверждает Н. М. Саинчук, просмотр телепередач, игр или работа за компьютером вытесняют естественные локомоции учащихся, а физическая культура как инструмент формирования здоровья и крепкого телосложения ими практически не воспринимается [7].

В настоящее время школьное образование уходит от унифицированной системы обучения и отмечает появление школ нового типа (специализированных школ, гимназий, коллегиумов, лицеев и тому подобное), вариативных модернизаций структуры учебно-воспитательных образовательных учреждений (школы-комплексы), а также разных форм собственности учреждений образования (государственная, частная). Теперь каждая средняя общеобразовательная школа характеризуется определенными организационными, содержательными, технологическими и материально-техническими нововведениями в своей деятельности. Отношение к физическому воспитанию в различных учебных заведениях имеет свои особенности, которые зависят, в первую очередь, от материально-технической базы учреждения, во вторую, от организации учебно-воспитательного процесса, при котором формируются благоприятные для здоровья детей условия в течение урока, перерыва, во внеклассной работе.

Таким образом, рассмотрим проблемы поиска форм увеличения двигательной активности за счет внедрения инновационных средств физической культуры в процесс физического воспитания детей младшего и старшего школьного возраста и различные подходы к модернизации процесса физического воспитания детей школьного возраста.

Цель исследования: проанализировать современные подходы к инновационным подходам в организации внеурочной деятельности по физической культуре школьников и определить пути ее совершенствования.

Задачи исследования: проанализировать современные подходы к проведению занятий по физической культуре; поиск форм увеличения двигательной активности за счет производства инновационных средств физической культуры в процесс физического воспитания детей школьного возраста.

Структура работы: Работа состоит из введения, основной части, выводов, списка литературных источников и представлена на 16 листах.

1. Действующие нормативные документы ФГОС и планируемые результаты внеурочной деятельности

  В условиях введения и реализации ФГОС ООО содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:

1)  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

3) Письмо Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

4) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 и № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа - 21.02.2015)

6) СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

7) СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей»

8) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»

9) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 года № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных и предметных результатов.

Внеурочная деятельность направлена на:

  1. создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к познанию и творчеству;
  2. приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
  3. профилактику асоциального поведения;
  4. создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;
  5. обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося;
  6. развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.

Цели и результат внеурочной деятельности соответствуют целям и результату образования.

2. Организация внеурочной деятельности по физической культуре у младших школьников

В работе с учащимися применяют разнообразные средства, но главными (традиционными) из них являются упражнения основной гимнастики, акробатические упражнения, ходьба и бег в различных вариантах с преодолением препятствий, челночный бег, упражнения с мячами, танцевальные движения, подвижные игры, плавание, передвижения на лыжах [1, 7].

Специалисты осознают, что урок в школе в силу своих организационных и дидактических особенностей не обеспечивает учащимся нужный тренировочный эффект и, в лучшем случае, может помочь в обучении отдельным видам движений. Также существующая в школе система внеклассного физического воспитания настолько слаба в организационно-методическом и материально-техническом отношении, что не в состоянии самостоятельно решить эту задачу. Поэтому перед деятелями в области физического воспитания актуальной является проблема поиска форм увеличение физической активности детей [2, 6]. Современные условия проведения школьного урока физической культуры требуют использовать такие физические упражнения, выполнение которых предполагало бы: регулируемую во времени продолжительность, большую моторную плотность, как значительную, так и незначительную интенсивность, в зависимости от задач урока; ограниченное место проведения; большое количество участников. Однако вопросы, касающиеся широкого внедрения в процесс физического воспитания инновационных средств физической культуры, остаются вне поля зрения исследователей.

Целью исследования является анализ современных подходов к физической культуре школьников и определение путей ее совершенствования.

В исследованиях многих авторов [4, 6, 7] отражаются данные о влияние народных игр на организм школьников. Определяется положительное влияние народных подвижных игр на воспитание психических качеств, на формирование заинтересованности к систематическим занятиям физической культурой. Они являются действенным фактором внеклассной работы, фактором повышения умственной работоспособности детей.

Исследуется значение подвижных игр, которые своим положительным эмоциональным воздействием способствуют подготовке школьников к лучшему выполнения государственных тестов по физической подготовленности [9].

Исследователи [1, 2, 7] указывают на то, что в связи с усиленной двигательной деятельностью и влиянием положительных эмоций повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем. Ценностью подвижных игр является: развитие движений у детей, побуждают к активности; деятельности, размышлению и достижению успеха, укрепление нервной системы.  Они развивают такие психические и нравственные качества как коллективизм, дисциплинированность, смелость, находчивость, решительность, честность, уважение.

В подвижной игре совершенствуются качество и быстрота двигательных действий, гибкость двигательных навыков, эффективность их применения, Этому способствует наличие определенных факторов в подвижной игре, а именно: самостоятельное решение двигательных задач с учетом игровой ситуации; отсутствие времени для подготовки к выполнению основного движения; быстрое переключение с одного движения на другой; эмоциональная насыщенность.

Проведение научных исследований в общеобразовательных школах позволяет ученым и учителям-авангардистам разрабатывать новые подходы к формированию теоретических знаний детей младшего школьного возраста. Так, Натальей Москаленко (2002 г.) разработаны и используются тетради по физкультуре и система интегрированных уроков. Под редакцией Марии Булатовой (2006 г.) получилось живописное учебное пособие „Твой первый олимпийский путеводитель”, где представлена информация об истории Олимпийских игр и присутствует интересный практикум для школьников.

Актуальным становится определение таких методов двигательной деятельности, которые помогут каждому ребенку почувствовать личный успех и стимулировать к дальнейшему приложению определенных усилий по активизации своих способностей. Учеными [6, 7, 9] предлагаются такие средства внеурочной работы по повышению двигательной активности:

- двигательно-познавательные игры для содействия умственному развитию;

- физические упражнения для развития быстроты, силы, выносливости и гибкости;

- дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики нарушений осанки, зрения;

- разнообразные подвижные игры для тренировки эмоциональной сферы;

- туристские путешествия, соревнования и праздники „Красота и здоровье” для формирования социально значимых качеств личности.

Таким образом, спортивный стиль жизни раскрывает и актуализирует внутренние резервы здоровья; предполагает отношение к ребенку как к сознательному субъекту деятельности, способного создать личную систему ценностей; реализоваться через деятельность.

В последнее время исследуется определение эффективности физической подготовки с использованием средств велосипедного спорта и их влияние на здоровье, и умственную работоспособность школьников (И. Петренко, 2004). Проведенные исследования свидетельствуют о том, что правильно организованные занятия по физической подготовке во внеурочное время, где наряду с использование средств общей физической подготовки, использовались средства велосипедного спорта, осуществляют оздоровительное воздействие на организм, повышают умственную работоспособность.

 Еще одним инновационным средством двигательной активности, что вызывает интерес у специалистов, есть роуп-скиппинг – представляющий традиционные прыжки на скакалке, сложные комбинации прыжков, танцевальных элементов с одной или двумя скакалками, акробатических элементов, которые выполняются индивидуально или в группах.

Исследование возможностей использования специальных дыхательных упражнений во время спортивных занятий показывает, что дети применяют дыхательные упражнения во время тренировок гораздо быстрее взрослых, но и быстрее теряют полученные навыки, если занятия становятся нерегулярными (В.С. Язловецкий, 1991). Эффективно применение дыхательных упражнений по системе Бутейко К.П., Стрельниковой А.Н., Микулина А.А., Иванова Е.П.

Необходимо рекомендовать и оздоровительный бег с закрытым ртом. Суть этой методики заключается в том, что дети осуществляют дыхание в оптимальном для себя темпе (160-180 уд/мин) в течение 20-40 мин. Контроль за пульсом и дыханием школьники осуществляют самостоятельно под контролем инструктора. Ценным в этой методике является то, что она защищает от физических перегрузок, укрепляет сердечно-сосудистую систему, обучает правильному (диафрагмальному) дыханию, а также положительно влияет на психоэмоциональное состояние школьников.

В последнее время актуальным является такое инновационное движение – как Вальдорфская педагогика. Вальдорфские школы Рудольф Штайнер (1919, Германия) – это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни.

Занимаются с детьми младшего школьного возраста, у которых формируются наиболее глубокие пласты и уровни личности, что называется психологическим здоровьем. На первый план выносят не формальные требования к знаниям – это будет позже, в старшем школьном возрасте, а человечные отношения с учителем, общее самочувствие ребенка в школе, атмосфера в школе, а также особая организация преподавания.

Особая организация преподавания физической культуры младших школьникам в Вальдорфских школах заключается в сочетании традиционных и современных инновационных средствах двигательной активности, и использовании их на занятиях с учетом потребности и заинтересованности школьников. Поэтому дети занимаются в этих школах танцами, аэробикой, плаванием, туризмом, теннисом, ушу, хатха-йогой и различными играми.

3. Организация внеурочной деятельности по физической культуре у старших школьников

В результате анализа литературных данных, определено, что у большинства школьников различные формы занятий физическими упражнениями ограничиваются 35 минутами в сутки, уровень их двигательной активности составляет лишь 30 % гигиенической нормы [2]. К тому же заметим, что в старших классах все большая доля учеников не испытывает потребности в занятиях физическими упражнениями [8], что приводит к нерегулярному посещению занятий по физическому воспитанию и снижению мотивации к спортивным и физкультурно-оздоровительным занятиям во вне учебное время [2].

По оценкам специалистов, значительный потенциал становления личности, улучшения умственной и физической работоспособности, физической подготовленности, двигательной активности заложены во внеклассной работе по физическому воспитанию [4].

В настоящее время имеется ряд работ, посвященных инновационным подходам к организации работы старшеклассников по физическому воспитанию во вне учебное время [4, 6, 8].

Следовательно, назрела необходимость систематизировать накопленный опыт по вопросам проектирования внеклассной работы школьников по физическому воспитанию, что, по нашему мнению, откроет пути к совершенствованию практики физического воспитания учащейся молодежи, направленные на повышение физической подготовленности и укрепления здоровья подростков.

Как показало изучение литературы, посвященной проблеме совершенствования физического воспитания старшеклассников, среди вопросов разработки теоретико-методических основ формирования двигательных умений и навыков учащихся, поиска подходов относительно повышения их физической подготовленности важными является формирование ценностных ориентаций в сфере физической культуры и спорта [2, 3, 7], важное место занимают исследования, в которых ученые пытаются решить задачу организации досуга этой прослойки детей [4, 8].

Наряду с урочными формами занятий выделяют внеурочные, которые включают в себя физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня, занятия в физкультурных кружках и спортивных секциях, группах общей физической подготовки и лечебной физической культуры, спортивных школах, клубах по интересам, спортивных классах, а также самостоятельные занятия физическими упражнениями [9].

Повышение эффективности влияния физического воспитания на развитие организма школьников, оптимизация их двигательной активности лежит в плоскости рациональной организации физического воспитания с использованием внеклассных форм обучения [1]. Для повышения физического состояния и здоровья подростков целесообразно внедрять инновационные программы в процесс физического воспитания школьников во внеклассных формах занятий, которые предусматривают два занятия в неделю в секции по баскетболу, включая периоды зимних и летних каникул. Среди педагогических условий, обеспечивающих сдвиги в физической подготовленности школьников, внимание акцентируется на использовании комплекса методических приемов, наиболее эффективных для конкретного физического качества, которое развивают. Кроме того, отмечено, что, планируя учебную работу, нужно учитывать особенности контингента учащихся, возрастные закономерности формирования детского организма и материально-технические условия учебного заведения.

По результатам мониторинга двигательных предпочтений подростков установлено несоответствие-соответствие учебного процесса по физическому воспитанию в школе интересам подростков, среди данной возрастной группы самыми популярными видами двигательной активности являются спортивные игры, единоборства и занятия в тренажерном зале [2].

Чрезвычайно важной составляющей системы внешкольного физического воспитания являются занятия в ДЮСШ, при этом некоторые авторы предлагают инновационную методику целенаправленного формирования физических качеств средствами гандбола [5]. Эффективный педагогический процесс физического воспитания подростков должен основываться на принципах сочетания педагогического руководства и самостоятельности старшеклассников, уважения к личности, демократичности и т. д.

К трудностям, которые возникают при организации внеклассной работы по физическому воспитанию, относят нерегламентированность этого вида деятельности и отмечают необходимость реализации принципов инициативности, творчества, а также добровольного участия воспитанников во внеклассной работе [3].

В результате изучения материалов, раскрывающих проблемы активизации физкультурно-оздоровительной и рекреационной деятельности школьников во внеучебное время, была разработана технология проектирования внеклассной работы старшеклассников по физическому воспитанию. При организации досуга старшеклассников, следует учитывать наличие свободного времени, их мотивов и интересов к двигательной активности, особенности материально-технической базы учреждения и возможности кадрового обеспечения [4].

Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа, является эффективным средством воспитания самостоятельности учащихся [6]. В рамках этой деятельности при инновационном подходе предлагается организовывать походы выходного дня, проводить подвижные игры, эстафеты и соревнования, которые включают комплексы подвижных игр, экскурсии, игры в клубах по интересам. Такой подход дает возможность сформировать привычку самостоятельно заниматься игровой деятельностью и организовать здоровый и содержательный досуг [6].

Еще одним инновационным направлением внеурочной деятельности для повышения двигательной активности школьников на основе комплексного применения современных направлений и средств оздоровительного фитнеса предлагается разработанная фитнес-технология, особенностью которой является возможность ее применения во внешкольных формах занятий, эффективность чего определяется принципом элективности в выборе средств физического воспитания подростков и возможностью их варьирования [2].

Таким образом, организация и проведение мероприятий по повышению двигательной активности во внеурочное время должна включать систематическое привлечение детей младшего школьного возраста и подростков к занятиям физкультурой и спортом через освещение вопросов о роли занятий физкультурной направленности и пропаганды здорового образа жизни.

При планировании внеклассной работы большое внимание следует уделять учетам мотивов и интересов школьников к видам двигательной активности.

Важные аспекты эффективного физического воспитания детей младшего и школьного возраста и старшеклассников во внеурочное время: необходимое материально-техническое и кадровое обеспечение, организация соревнований и сотрудничество с родителями благодаря их привлечению к соревновательной деятельности подростков в качестве болельщиков.

Кроме общих принципов физического воспитания можно выделить принципы приоритета потребностей, мотивов и интересов, всестороннего развития личности, добровольности, демократичности и сотрудничества.

ВЫВОДЫ

 Перед преподавателями в области физического воспитания все еще актуальной является проблема поиска инновационных форм увеличения физической активности детей школьного возраста во внеурочное время. Одной из таких форм является организация самостоятельных занятий физическими упражнениями [3, 7, 10]. При составлении системы самостоятельных занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности детей школьного возраста следует придерживаться таких правил:

- упражнения должны выполняться в рекомендованной последовательности;

- в один комплекс следует включать не более десяти упражнений;

- постепенно повышать дозировку и сложность упражнений;

- мобилизовать внимание и обеспечивать оптимальное эмоциональное состояние учащихся путем изменений сюжетов и упражнений каждые три недели;

- повышать интерес учащихся к выполнению упражнений.

Большое значение приобретает обогащение двигательного опыта детей и совершенствование их психомоторных способностей, что облегчает процесс освоения сложных упражнений в будущем. Однако вопросы, которые касаются определения влияния общепринятых и инновационных средств двигательной активности, форм и методов физического воспитания на психофизические способности школьников, остаются вне поля зрения исследователей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ведмеденко Бы.Ф. Теория и методика воспитания интереса у учащихся к занятиям физической культурой. – Дис...докт.мед.наук. – К., 2005. – 701 с.
  2. Дегтяренко Из. Формирование настойчивости младших школьников средствами подвижных игр (духовно-нравственная ценность украинского народа) во внеклассной работе // Спортивный вестник Придніпров”я. – Днепропетровск: ДДІФКС, 2004. - № 6. – С. 14-17
  3. Кибальник А. Я. Применение фитнес-технологии для повышения двигательной активности и физической подготовленности подростков : автореф. дис. ... канд. наук физ. исх. : 24.00.02 / А. Я. Кибальник. – Львов, 2008. – 20 с.  
  4. Клиндух Т. И. Теоретико-методические основы формирования двигательных умений и навыков учеников / Т. И. Клиндух // Вестник Запорожского национального университета. – 2012. – №1(7). – С. 39-48.
  5. Ковалева Н. В. Технология проектирования внеклассной работы старшеклассников с физического воспитания : автореф. дис. ... канд. наук физ. исх. : 24.00.02 / Н. В. Ковалева. – К., 2013. – 20 с.  
  6. Когут И.А. Двигательный режим и физическое состояние детей 6-7 лет, обучающихся в школах различного типа // Автореф...дис...к.н.ф.в.с.. – М.: НУФВСУ, 2006. – 186 с.
  7. Попович А. П. Методика воспитания физических качеств старшеклассников в учебно-тренировочных группах по гандболу детско-юношеских спортивных школ / А. П. Попович // Научные записки. Серия : педагогика. – 2013. – № 2. – С. 92-99.
  8. Сембрат С.В. Игровое направление физической подготовки детей младшего школьного возраста / Автореф. дис...к.н.ф.в.с. – Львов: ЛДІФК, 2003. – 18 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности по истории в свете требований ФГОС

Введение ФГОС заставляет нас вести речь не об отдельных изменениях в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, а о создании образовательной целостной среды школы, которая в своей сов...

Использование потенциала предмета «Физическая культура» для организации внеурочной деятельности школьников в условиях перехода на ФГОС

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) одной из основных задач рассматривается формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Решение этой задачи помимо ...

Нормативные и методические основы и пути решения организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО

В работе  рассматриваются вопросы:·        Нормативные правовые основания организации внеурочной деятельности·        Понятие...

Презентация "Внеурочная деятельность по физической культуре, как обязательный компонент реализации требований ФГОС"

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования основная образовательная программа начального и основного общего образования реализует...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

Организация внеурочной деятельности по физической культуре в условиях ФГОС

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества о...