Инновации в образовании
статья по физкультуре

Золотова Марина Юрьевна

«Физическая культура» в образовательном учреждении является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитание  рассматривается  и реализуется комплексно  и находится  в тесной  связи  с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Разнородность состава  учащихся  среднего звена по психическим, двигательным  и физическим данным выдвигает  ряд конкретных  задач  физического воспитания:

:  коррекция  и компенсация нарушений физического развития;

:  развитие двигательных возможностей  в процессе  обучения;

:  формирование, развитие и совершенствование двигательных  умений  и навыков;

:  развитие у учащихся основных физических  качеств, привитие устойчивого  отношения к занятиям  по физкультуре;

: укрепление здоровья, содействие  нормальному физическому развитию.

Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка.

 В связи с этим в основе обучения физическим  упражнениям должны просматриваться  следующие принципы:

: индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

: коррекционная направленность обучения;

: оптимистическая перспектива;

: комплексность обучения на основе  прогрессивных психолого- педагогических и психолого-физиологических  теорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  

  «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Сафоново

Заявка

 на участие в фестивале «Инновации в образовании»

Школа: МБОУ «СОШ№ 8» г.Сафоново Смоленской области

ФИО: Фокина Марина Юрьевна

Должность: учитель физической культуры

Образование: Высшее

Педагогический стаж: 5 лет

Тема инновационного опыта: урок физической  культуры для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость вариант 1) 6 класса в условиях средней общеобразовательной школы.

Форма инновационного опыта: инновации во внеурочной деятельности или дополнительном образовании.

Условия предоставления  опыта и техническое оборудование: спортивный кабинет, презентация программе Power Point, спортивный инвентарь, компьютер с видео материалом, тренажеры.         


 Урок  физической культуры по теме:

«Инновации внеурочной дельности или дополнительном образовании»

для учащихся с ОВЗ  (умственная отсталость, вариант №1) 6 класса в условиях средней общеобразовательной школы.

                                     Фокина Марина Юрьевна,

учитель физической культуры МБОУ"СОШ №8г. Сафонова, Смоленской области.

                                                               

Аннотация.

 «Физическая культура» в образовательном учреждении является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитание  рассматривается  и реализуется комплексно  и находится  в тесной  связи  с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Разнородность состава  учащихся  среднего звена по психическим, двигательным  и физическим данным выдвигает  ряд конкретных  задач  физического воспитания:

:  коррекция  и компенсация нарушений физического развития;

:  развитие двигательных возможностей  в процессе  обучения;

:  формирование, развитие и совершенствование двигательных  умений  и навыков;

:  развитие у учащихся основных физических  качеств, привитие устойчивого  отношения к занятиям  по физкультуре;

: укрепление здоровья, содействие  нормальному физическому развитию.

Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка.

 В связи с этим в основе обучения физическим  упражнениям должны просматриваться  следующие принципы:

: индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

: коррекционная направленность обучения;

: оптимистическая перспектива;

: комплексность обучения на основе  прогрессивных психолого- педагогических и психолого-физиологических  теорий.

Дети ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями. Образовательное пространство  формируется культурными  традициями обучения  детей разных возрастов  в условиях семьи и образовательного учреждения. Отклонения в развитии ребенка приводят его выпадению из социального и культурно обусловленного образовательного пространства.

В нашей школе обучаются дети умственной отсталостью вариант 1.Техническое оснащение школы дает возможность без особых затруднений всем обучающимся включиться в образовательный процесс и во внеурочные мероприятия. Дети с ОВЗ посещают школьные секции, кружки и внеклассные мероприятия. Обучающиеся с особым образовательными потребностями наряду с другими школьниками участвуют в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых внеклассных  мероприятий, спортивные мероприятия, посещения музеев, театров, и кинотеатров.)

Индивидуальные занятия проводятся для более эффективного развития  всех сторон личности обучающегося.

Совместное обучение позволяет детям с ОВЗ полноценно участвовать в социальной жизни, лучше формируются академические навыки. Сверстники учатся толерантному отношению к людям, имеющим ОВЗ, развивают отзывчивость и навыки  взаимопомощи.

Специфика образования детей с ОВЗ

        Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Формы и методы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ:

- гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)

- организация деятельности и сотрудничества в малых группах

- обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)

- организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным

- обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях

- организация гибкого временного режима обучения

- использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ

- наличие тьютеров в соответствии с ИОП.

К учебному занятию предъявляются следующие требования:

1.Целенаправленность занятий. Каждое занятие должно иметь конкретную учебную реально выполнимую на данном занятии, а также общие цели (воспитательные и коррекционные).

2.Оптимальность объема учебного материала. Для каждого занятия необходимо планировать такой объем учебного материала, который может быть усвоен с преодолением определенных трудностей.

3.Соблюдение дидактических этапов занятия. Каждое занятие должно иметь четко выраженную  структуру или дидактические этапы (повторение пройденного  материала, изучение  нового, закрепление, подведение итогов)

4.Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала. Необходимо подбирать  такие методы обучения, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знаний и овладении умениями и навыками.

5.Рациональное использование учебного времени. Каждая минута занятия должна быть насыщена учебной работой. Темп практической части занятия  должен постепенно возрастать.

6.Индивидуальный подход в обучении. Это требование означает создание оптимальных условий для обучения каждого ученика.

Практические работы- это основной тип занятий по физической культуре в школе у учащихся с ОВЗ. Результаты работы на занятиях имеют общественно-полезное значение. В проведении практических работ важно правильно инструктировать учащихся на занятиях, развивать самоконтроль, соблюдать фронтальность в прохождении учебного материала, осуществлять дифференцированный подход, обеспечить нужный темп работы учащихся.

Организация учащихся на практических занятиях индивидуальные ,т.е каждый ребенок выполняет работу от начала до конца. По окончанию работы проводится анализ ее результатов, сравнение с образцом, определяется качество выполнения упражнений, элементов.

В своей работе на уроках физической культуры с учащимися с ОВЗ (умственная отсталость вариант 1) я использую следующие методы обучения:

1. Создание мотивации;

2. Согласованность активной работы и отдыха;

3. Непрерывность процесса;

4. Необходимость поощрения;

5. Социальная направленность занятий;

6. Активизации нарушенных функций;

7. Сотрудничество с родителями;

8. Воспитательная работа.

Ожидаемый результат:

  • повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития.
  • Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.

В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;

- проверка выполнения отдельных упражнений;

- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.

Средства, используемые при реализации программы:

-физические упражнения;

-корректирующие упражнения;

-коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;

-материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;

- наглядные средства обучения.

Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный.

На занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего  зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

                 


   Технологическая карта урока по физической культуре

по теме: «Инновации во внеурочной деятельности или дополнительном образовании»,  для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость вариант 1)6класса в условиях средней общеобразовательной школы.

Спортивный кабинет (не более 3х детей с умственной отсталостью вариант1)

Предмет :физическая культура

Тема учебного занятия Инновации во внеурочной деятельности или дополнительном образовании»

Продолжительность урока 45 минут

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Цель:

-Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

 Задачи программы:

- Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки

 - Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков

-Содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности

-Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Задачи программы

Образовательные задачи:

1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.

2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

3.  Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.

4.  Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.

Развивающие задачи:

-Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).

-Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.

-Развитие пространственно-временной дифференцировки.

-Обогащение словарного запаса.

Оздоровительные и коррекционные задачи:

-Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.

-Активизация защитных сил организма ребёнка.

-Повышение физиологической активности органов и систем организма.

-Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы,   плоскостопия).

-Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).

-Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

-Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.

Воспитательные задачи:

-Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.

-Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.

-Воспитание   устойчивого   интереса к занятиям физическими упражнениями.

-Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.

Формы и методы работы

К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся:

1. Создание мотивации;

2. Согласованность активной работы и отдыха;

3. Непрерывность процесса;

4. Необходимость поощрения;

5. Социальная направленность занятий;

6. Активизации нарушенных функций;

7. Сотрудничество с родителями;

8. Воспитательная работа.

Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.

В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

-  наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;

- проверка выполнения отдельных упражнений;

- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.

Средства, используемые при реализации программы:

-физические упражнения;

-корригирующие упражнения;

-коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;

-материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;

 -наглядные средства обучения.

№ п/п

 

Этапы урока / Время

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Общеобразовательная программа

ОВЗ

1

Вводно-подготовительная часть.

2 мин.

Разминка, напоминание про технику безопасности, проверка к занятиям (соответствующая форма одежды), отметка отсутствующих.

Показ новых упражнений или повтор ранее изученных. Внимательное изучение упражнений или новых элементов.

 Внимательно слушают, повторяют сами.  

Уметь проявлять дисциплинированность и внимание.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- контролировать свои действия согласно инструкции;

- уметь определять собственную деятельность по достижению цели.

2

Мотивация к учебной деятельности

 

2 мин

 Демонстрация спортивного инвентаря, опрос о состоянии здоровья, задавая вопросы:

Показ упражнений по системе показ, повтор.

 

 

Слушают вопросы, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме, слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Контролируют правильность ответов обучающихся.

Внимательно слушает, осуществляемого во фронтальном режиме, слушают собеседника. Строит понятное для собеседника высказывания. Контролирует правильность ответов обучающихся.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

- планировать занятия физическими упражнения в режиме дня;

- научиться организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека;

- формировать положительную мотивацию.

Личностные УУД:

- уметь организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- уметь активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- уметь самоопределиться к задачам урока и принять цель занятия.

3.

Постановка цели и задачи урока.

2 мин.

Сообщение темы урока, или  показ видео упражнений, его цели и задачи. Мотивирует учащихся на изучение данной темы, формирует внутреннюю готовность и психологическую организацию внимания.

Слушают тему. Ставят себе цель: знать, уметь, применять.

Слушает тему. Ставит себе цель: знать, уметь, применять.

Познавательные УУД:

- формировать положительную мотивацию; - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Регулятивные УУД:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи.

4.

Разминка.

10 мин.

Записываем теоретические задания , имеющих медицинские противопоказания к практической части задания. Организует выполнение строевых упражнений (команд).

Принятие цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Выполняют команды. Контролируют правильность выполнения. Самоконтроль за физиологическим состоянием.

Принятие цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Выполняет команды. Контролируют правильность выполнения. Самоконтроль за физиологическим состоянием

Регулятивные УУД:

- уметь анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- выполнять строевые команды;

- контролировать свои действия согласно инструкции.

Специальные беговые упражнения:

 подниманием бедра,

- бег с захлёстыванием голени назад;

- приставные шаги (правым и левым боком);

- упражнения на гимнастической стенке;

- упражнения с предметам;

Познавательные УУД:

- представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий;

- распознавать и называть двигательное действие

Общеразвивающие упражнения с мячами:

- круговые движения и наклоны головы;

- круговые движения рук (пальцев, кистей, предплечий, плечевых суставов);

- рывки руками;

- повороты, круговые движения и наклоны туловища;

- круговые движения, махи, рывки сгибание и разгибание ног (голеностопы, колени).

 

Размещаются  лицом друг к другу, слушают и выполняют команды

Становится, лицом друг к другу, слушает и выполняет команды

Регулятивные УУД:

- выполнять упражнения по укреплению осанки;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Личностные УУД:

- формировать бережное отношение к своему здоровью

Познавательные УУД:

- представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

Общеразвивающие упражнения с мячом в парах.

передача мяча:

- левой;

- правой;

- двумя руками сверху;

- двумя руками сверху с отскоком об пол.

5.

Изучение нового материала. Актуализация знаний.

24 мин.

Демонстрация

учителем элементов: «Изучение основных приёмов и передач мяча . Напоминает правильную технику, демонстрирую верхнюю передачу мяча над собой. Контролирует правильность выполнения, указывает на ошибки.

Смотрят. Индивидуальная работа с мячом. Отрабатывают верхнюю передачу мяча.

Смотрит. Индивидуальная работа с мячом. Отрабатывает верхнюю передачу мяча.

Регулятивные УУД:

- уметь контролировать свои действия, ориентируясь на показ движений учителем.

Личностные УУД:

- уметь проявлять дисциплинированность,

самостоятельно организовывать свою деятельность.

Построение. Расчёт на 1-2. Отработка техники безопасности с спортивным инвентарем.

Работа в парах. Отрабатывают верхнюю и нижнюю передачу мяча.

 

Регулятивные УУД:

- уметь организовать деятельность в паре

Общее построение. Разбор упражнений какие понравились какие нет.

Игра с мячами и предметами.

Игра в парах

Коммуникативные УУД:

- уметь выдвигать предложения, согласовывать, принимать коллективное решение;

- активно включаться в коммуникацию со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

Личностные УУД:

- уметь самоопределиться с заданием и принять решение по его выполнению.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать, контролировать, оценивать деятельность

6.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

5 мин.

 Построение обучающихся.

Проводим упражнения на восстановление и расслабление организма.

Строятся в одну шеренгу.

Выполнение упражнений на восстановление дыхания.

Строится в одну шеренгу.

Выполнение упражнений на восстановление дыхания.

Познавательные УУД:

- представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий.

Рефлексия.

Вспомните тему нашего урока. Что удалось на уроке, что не удалось?

Оцените свою работу на уроке. Сбор выполненных теоретических заданий.

Подведение итогов урока, оценивание работы класса в целом (над чем ещё необходимо работать).

Обучающиеся анализируют свою работу.

Анализирует свою работу.

Коммуникативные УУД:

- обобщать знания об изученном материале; - слушать собеседника и строить понятные для него высказывания.

Регулятивные УУД:

- оценивать и анализировать свою работу;

- уметь применять полученные знания в организации и проведения досуга.

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Д/задание: составить комплекс упражнений ОРУ без элементов.

Слушают и запоминают д/задание, задают вопросы. Организованной покидают спортивный кабинет

Слушает и запоминает д/задание, Организованно покидает спортивный зал.

Познавательные УУД:

- самообразование;

- формирование готовности к самообразованию.

Регулятивные УУД:

- фиксировать индивидуальные затруднения.

Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный.

На занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего  зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки.

Формы организации спортивной деятельности:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ресурсы для проведения занятия- коврики для фитнеса, тренажеры, мячи фитбол, обычные мячи, прыгалки, гимнастическая стенка и т.д

Ресурсы для проведения урока: спортивные принадлежности, спортивные или удобные вещи, презентация к уроку, музыка.

Основные понятия :что такое спорт?!

Презентация к уроку для учащихся с ОВЗ (умственная  отсталость вариант1)6 класса условиях средней общеобразовательной школы.

Инновации во внеурочной деятельности или дополнительном образовании.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовании. Инновационный процесс в сельской школе.

Инновация в образовании: инновация в обучении, инновация в воспитании, инновация в управлении, инновация в переподготовке кадров....

Статья на тему: "Понятие инноваций в образовании"

В статье раскрыто понятие инноваций в образовании. Указаны специфичность и важнейшие составляющие образовательных инноваций. Рассмотрено отличие инноваций от псевдоновизны....

Инновации в образовании

 Будущее не импровизируется, его можно построитьлишь из материалов, унаследованных нами из прошлого.Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том,что мы отливаем новые идеи в старых форма...

Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...

Взаимодействие с социальными партнерами. Сертификат участника окружной конференции" Инновации в образовании: теория и практика"( ФГОС общего образования)

Сертификат участника окружной конференции" Инновации в образовании: теория и практика"( ФГОС общего образования).Комментарии учителей округа к статье....

Инновации в образовании. Поиски и решения. Типы инноваций

В данной презентации рассматривается вопрос о том, что такое инновации в образовании и какие типы инноваций бывают....

• Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании» В.В.Пиджакова,

Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги Ро...