Школа- территория здоровья
учебно-методический материал по физкультуре (5 класс)

Вакалова Анастасия Османовна
Школа - территория здоровья. Учебно методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_territoriya_zdorovya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа – территория здоровья»

    Состояние здоровья детей России вызывает тревогу. По данным специалистов, около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье.

    Поступление в школу – важнейший момент в жизни каждого ребенка. Педагоги нашей школы стараются помочь каждому ребенку в преодолении трудностей, вставших перед ним.

    Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития, важных для школьного обучения, органов. В связи с этим правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья.

    К учебно-воспитательному процессу в начальных классах предъявляем особые требования:

·        строгое регламентирование учебной нагрузки;

·        учет динамики умственной работоспособности учащихся в течение дня, недели;

Учебные занятия в нашей школе начинаются в 8.30.

В целях облегчения процесса адаптации первоклассников в первых классах применяем «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в первой четверти – 3 урока продолжительностью 30 минут, а со второй четверти – 4 урока по 30 минут. Продолжительность уроков во 2 – 4 классах – 40 минут. Для обучающихся в первых классах в течение 3 четверти организовываются дополнительные недельные каникулы. Продолжительность перемен между уроками – 10 минут, большие перемены после второго и после третьего уроков – 20 минут.

    В оздоровительных целях создаются условия для удовлетворения естественной потребности школьников в движении. Эта потребность реализуется посредством ежедневной двигательной активности учащихся: проведение гимнастики до учебных занятий (5-6 минут), физкультминутки на уроках в 1 классе на 10 и 20 минутах, во 2 – 4 классах на 20 минуте; подвижные игры на всех переменах, уроки физкультуры в 1 классе – 2 часа, в остальных по 3 часа в неделю; внеклассные формы спортивных занятий, общешкольные соревнования, Дни здоровья, самостоятельные занятия физкультурой.

     Правильно составленное расписание учебного дня школьника предупреждает появление переутомления.

     Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимизм работоспособности у детей младшего школьного возраста имеет два основных пика. Первый подъем приходится на интервал 9 – 11ч. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма. Поэтому в расписание уроков основные предметы проводятся на 2 и 3 уроках.

    Во второй половине дня начинается новый подъем, с 16 до 18 работоспособность остается достаточно высокой. Поэтому советуем детям в это время выполнять домашнее задание.

    Не одинакова умственная способность учащихся и в течение учебной недели. Ее уровень в начале недели (понедельник) довольно низок, нарастает к середине недели и в конце недели (пятница) вновь падает. Поэтому распределяем учебные нагрузки в течение недели так, что наибольший ее объем приходится на вторник и среду.

    Для учащихся в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения проводим физкультурные паузы и упражнения для глаз.

    Гимнастика до начала уроков обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику.

     Физкультурные минутки и физкультурные паузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.

         Физкультурные минутки и паузы во время уроков проводим как необходимый кратковременный отдых. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц костей. Они являются обязательными для всех классов начальной школы.

     Физкультминутки проводим в течение 2-3 минут в момент проявления у учащихся признаков утомления. Выполнение упражнений стараемся сделать эмоциональным, достигаем путем произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движений. Часто ученики выполняют несложные гимнастические и танцевальные движения под музыку.

Подвижные перемены, ежедневный активный отдых на удлиненных переменах обеспечивают детям необходимую активность, позволяют отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке, обеспечивает сохранение работоспособности на последующих уроках.

Динамические перемены не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер.

Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортивном зале, зале ЛФК или детских рекреациях, специально оснащенных тропами «Здоровья».  

 Подвижная перемена предназначена для оптимизации двигательного режима ученика, снятия или снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности, и повышения работоспособности для дальнейшей продуктивной учебы. Игры на подвижной перемене должны проводиться с малой и умеренной интенсивностью, которую обязательно следует уменьшать к концу занятий.

 При любой возможности надо играть на свежем воздухе и только в случае плохой погоды игры следует переносить в помещение школы (спортзал, коридор или класс). Руководят играми на перемене учителя, воспитатели или подготовленные помощники из числа учеников. Учитель физкультуры инструктирует их, знакомит с методикой преподавания игр.

 На подвижной перемене с успехом можно использовать такие игры:

Учимся играть

Подвижные перемены, даже если им придать игровой, релаксационный и оздоровительный характер (снимающий утомление), все равно требуют от ребенка сообразительности, внимания, учат выдержке, вырабатывают умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.
Для эффективной организации динамической перемены необходим определенный эмоциональный подъем, ведь только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма – двигательная, зрительная, слуховая.
      При подборе игр и упражнений нужно дифференцированно подходить к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической подготовленностью. И еще – в норму должны войти систематичность, регулярность активных игр.
      Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.
      Ребят надо учить играть: показывать на практике наиболее целесообразные и экономные игровые приемы, выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять ее значение для укрепления здоровья. Ознакомление детей с новой игрой желательно провести четко, лаконично, образно, эмоционально
.

Алгоритм объяснения игры может быть следующим:

  • название игры;
  • роли играющих и их расположение;
  • содержание игры;
  • цель игры;
  • правила игры.

     Особое значение приобретает наличие четких правил. Они упорядочивают взаимодействие играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков.
    В подвижных играх дети проявляют самостоятельность, не только выполняя определенные движения, но и контролируя свои действия, так как перед игрой происходил разбор игровых правил, распределялись роли. После окончания игры обязательно подведение итогов, в которое включается коллективный разбор выполнения заданных условий, а каждый ученик может проверить не только правильность своих действий, но и объективность своей оценки личного участия в игре.
       При использовании подвижных игр как вида контроля можно выделить следующие
 уровни выполнения игровых заданий: 

1-й уровень – учащийся не может сам выполнить игровое задание, поэтому выбирает коллективный вид взаимодействия в игре. Задача ребенка – отделить правильный выбор игрового действия от неправильного;
2-й – ученик в состоянии, верно, выполнить задание, предусмотренное игровыми правилами, как коллективно, так и самостоятельно;
3-й – ученик в состоянии организовать подвижную игру по заданию учителя;
4-й – ученик может совершать самостоятельный выбор игровых действий, но у него есть несколько вариантов выполнения правил игры;
5-й – ученик в состоянии сам организовать подвижную игру;
6-й – учащийся в состоянии придумать подвижную игру по заданию учителя;
7-й – учащийся в состоянии провести подвижную игру по заданию учителя.

     Любая умственная деятельность в перерывах между уроками (подготовка к следующему занятию; чтение художественной литературы; сражения в шашки, шахматы; электронные игры) нежелательна. Лучшие занятия на переменах – танцы, ритмические движения под музыку, игры.

 Зная все это, можно создавать программы организации школьных перемен.

ПРОГРАММА

«Путешествие по станциям»

Цель: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

Задачи: 

– подготовить зоны для активного отдыха;
– научить организованно, проводить свободное время;
– способствовать сотрудничеству педагогов и детей.

Составленная программа должна помочь детям принимать правильные решения, когда речь идет о сохранении здоровья. Она поможет и учителю:

– проводить воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек;
– научить воспитанников ответственному поведению по отношению к своему здоровью;
– исключить угрозы для здоровья.

1 станция.

«Самый ловкий».

На данной станции  учащиеся выполняют упражнения в равновесии. Необходимо пройти по гимнастическому бревну, удерживая равновесие. Выполнить соскок с бревна c приземлением в заданном месте. Учащихся страхуют ученики старших классов.

2 станция.

«Самый сильный»

На данной станции учащиеся выполняют упражнения на развитие мышц пресса и силы рук.

3 станция.

«Скалолазы»

На этой станции ребята выполняют лазание по гимнастической стенке. Поднявшись наверх по лестнице, они передвигаются на соседнюю лестницу и по ней спускаются вниз, не опускаясь на землю, переходят на следующий лестничный пролет, поднимаются наверх и т.д. Учащихся страхуют ученики старших классов.

4 станция.

«Веселые прыгуны».

На данной станции учащиеся по своему желанию выполняют прыжки со скакалкой, вращения гимнастического обруча, прыжки через обруч.

5станция.

«Лабиринт».

На этой станции ребята проходят сквозь стационарное препятствие «Лабиринт».

6станция.

«Самый меткий».

На этой станции учащиеся выполняют броски мяча в баскетбольное кольцо. Броски выполняются на результативность попадания в кольцо.

На каждой станции учащиеся находятся 2-3минуты. После сигнала ребята переходят на следующую станцию, меняются местами.

Затем проводится игра на внимание, которую очень любят проводить сами дети.

На основе анализа результатов наблюдений можно сделать следующие выводы:

в результате включения во время перемен новых игр и привлечения к ним детей, в школе образовалась совершенно иная атмосфера: дети стали более организованными, стало меньше происходить конфликтных ситуаций между детьми, меньше стало пассивных детей; организация перемен влияет на работу детей на уроке. Работоспособность улучшается, о чем свидетельствует рост качественной успеваемости. Следует включать больше игр после третьего урока, но заканчивать их за 3  минуты до начала урока, чтобы дети смогли немного успокоиться и подготовиться к следующему уроку. Проделанная работа по организации школьных перемен подтвердила необходимость создания условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

        Организация перемены показывает, что ученики учатся проводить своё свободное время весело, продуктивно, легко входят в четвертый урок.

Обычно на четвертых уроках приходилось прикладывать максимум усилий, чтобы активизировать учащихся на работу. Теперь заметен подъем активности детей, а вместе с тем и усваиваемость материала.

        Стало меньше наблюдаться распаренных лиц и детей, смахивающих капельки пота после перемены, возбудимость которых мешала работе во время урока.

        Мною было замечено, что детям нравятся правильно организованные перемены, ребята их ждут. Это положительно влияет на работоспособность учащихся в течение урока.

Подвижные игры на переменах

Игры для I – IV классов

 

1. Перебежки

       Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место – небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.

       По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центе, все участники меняют свои места, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.

 

2. Передача меча

       Играющие делятся на 2 или несколько команд, располагающихся на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и становятся в колонну по одному. Головные игроки находятся на одинаковом расстоянии от намеченной черты, проведенной на земле; каждый из них держит в руках мяч. По команде преподавателя мяч передается из рук в руки над головами играющих, пока он не дойдет до последнего игрока. Тот быстро бежит вперед, становится во главе своей колонны, и вновь начинается передача меча. Когда первый игрок окажется последним и получит мяч, он бежит к намеченной черте и кладет мяч на землю за ней. Тот, кто сделает это раньше других, обеспечивает победу своей команде.

       Примечание. Мяч можно также передавать между ног игроков или попеременно: через головы нечетных игроков и между ног четных. Можно также прокатывать мяч между ног игроков с одного конца колонны в другую.

 

3. Смена номеров

       Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

 

4. «Волк» и «ягненок»

      Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний – ягненка, остальные – овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.

 

5. Эстафета со скакалкой

        Играющие делятся на 2 команды и становятся в колонну по одному. Первый и второй игроки отделяются от колонны и берут за концы скакалку. По сигналу преподавателя они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий игроки продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок вновь не окажется во главе колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Игры для V – VII классов

 

1. Погоня по кругу

       Играющие становятся по кругу вплотную друг к другу. Водящий располагается за кругом и держит в руках жгут. По команде преподавателя он бежит по кругу и, не останавливаясь, кладет жгут позади одного из играющих. Как только игрок это обнаружит, он хватает жгут и бросается в погоню за водящим, стараясь ударить его жгутом раньше, чем тот займет освободившееся место. Если это удастся, они меняются местами, и погоня продолжается – до тех пор, пока свободное место не будет занято. Если водящему удастся сделать полный круг и вновь взять положенный жгут, то прозевавший игрок становится водящим.

 

2. Рыбная ловля

       Для проведения игры размечается прямоугольная площадка размерами 15(20) х 30(40) м. За меньшими сторонами прямоугольника располагаются «дома». Двое назначенных игроков («рыбаки») становятся в середине площадки. По команде одного из них «В воду!» остальные игроки («рыбы») обязаны выбежать из «дома» и «переплыть» на противоположную сторону, избегая по пути «рыбаков» и увертываясь от них. Осаленные «рыбы» образуют цепь, по обе стороны которой становятся «рыбаки». Игра продолжается. Стоящие в цепи помогают «рыбакам» ловить «рыбу», но салить могут только «рыбаки». «Рыбам» разрешается разрывать цепь; при этом «улов» в счет не идет. Затем «рыбаки» подсчитывают свой «улов» и выбирают двух новых «рыбаков». В результате игры определяются самые удачливые «рыбаки».

 

3. На одной ноге по кругу

        Играющие делятся на 2 команды, становятся по кругу на расстоянии 2-3 шагов друг от друга и рассчитываются по порядку номеров. По команде руководителя первые номера прыжками на одной ноге «обегают» последовательно каждого игрока спереди и сзади, становятся впереди вторых номеров и т.д. Выигрывает команда, которая первой закончит игру.

 

 

4. Встречная эстафета

        В игре участвуют две команды. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку номеров. Команды в свою очередь делятся на 2 группы, которые выстраиваются друг против друга в колонны по одному на расстоянии 30-40 м: на одной стороне – четные номера, на другой – нечетные. По сигналу преподавателя первые номера бегут к колонне, стоящей напротив, и передают эстафету первому номеру, а сами становятся в конец колонны. Получив эстафету, вторые номера бегут и передают ее третьим номерам и т.д. Бег можно начинать только после получения эстафеты. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школа- территория Здоровья"

Программа "Школа - Териитория Здоровья"...

ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ - ЭТО ТЕРРИТОРИЯ КОМПЛЕКСНОЙ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ И ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАБОТЫ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ О ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ, А ТАКЖЕ ГРАМОТНОЙ ЗАБОТ...

родительское собрание на тему "Школа-территория здоровья"

Проблема здоровья, особенно здоровья школьников, является одной из самых серьезных. Многие обвиняют во всех бедах школу -  объемный домашние задания, большое количество уроков, непомерная нагрузк...

"Школа территория- здорового жизненного стиля"

Физическая культура - как общественное явление занимает важное место в жизни человека на протяжении всей истории его существования.Вместе с изменением общественных отношений менялись сущность и характ...

Школа - территория здоровья

Анализ деятельности муниципального казенного общеобразовательного  учреждения «Средняя общеобразовательная  школа  №10»  Левокумского района Ставропольского края по оздоровле...

Проект Школа территория здоровья

В  значительной степени ухудшение состояния здоровья детского населения  связано с социально-экономическими факторами, с неблагоприятным воздействием факторов учебной среды: низкая освещенно...

Экологический проект "Школа - территория здоровья"

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше,...