Внеурочная деятельность баскетбол
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Тисленко Яна Владимировна
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_basketbol.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивной секции «Баскетбол»  для учащихся 5-9 классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 1897 от «17» декабря 2010г.

          2.Закона Российской Федерации «Об образовании» (29.12.1 № 273-ФЗ),

3.Пособия по внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол» авторы: В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий М.: Просвещение. 2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время баскетбол как вид спорта получил  широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Тем не менее проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идёт в первую о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Уложенные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.

Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывает занятия баскетболом

на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время  игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, проявлению наследственных возможностей нервной системы.  В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, творческая деятельность мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.

Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для творческого созревания и раскрытия личностного потенциала каждого ребенка посредством игры в баскетбол.

Программа по баскетболу для занятий в рамках дополнительного образования рассчитана на занимающихся 11-15 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Все занимающиеся в секции распределяются по возрастным категориям и физической подготовки.

Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий 1 раз в неделю 2 часа.

        

Дополнительная образовательная программа предусматривает распределение учебно-тренировочного материала для работы по баскетболу на 68 часов и направлена на более качественный уровень освоения навыков и умений игры в баскетбол.

Основной показатель секционной работы дополнительного образования по баскетболу - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоретической подготовленности.

Основной принцип работы в группах — универсальность. Исходя из этого ставятся следующие частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений, ловли и передач мяча, ведению мяча, броскам мяча; привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом.

В соответствии с перечисленными задачами происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разборке документов годового и текущего планирования. В этой группе основное внимание уделяется физической и технической подготовки.

На протяжении года удельный вес физической и технической подготовки меняется. Если в начале учебного года основное внимание уделяется физической подготовке, которая занимает до 60-70% времени, то в конце учебного года рекомендуется увеличение количества часов, отводимых на техническую подготовку. Следует заметить, что во второй половине года физическая подготовка осуществляется также и в упражнениях технической направленности.

Основной принцип тренировочной работы в группах обучение дальнейшая всесторонняя подготовка учащихся, а также знакомство с элементами игровой специализации.

Цель дополнительной образовательной программы спортивной секции содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение учащимися техническими приемами, тактическими действиями, повышение спортивного мастерства, достижение высоких результатов в спортивных соревнованиях, проводимых на уровне города, области.

Задачи:        

- укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;

- содействие правильному физическому развитию;

-повышение уровня общей физической подготовленности;

-развитие специальных физических способностей, необходимых совершенствования игрового навыка;

-дальнейшее обучение основам техники и тактики игры;

-приобретение навыка в организации и проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований.

Программа  построена на принципах организации обучения:

-целостности процесса обучения предполагающего интеграция основного и дополнительного образования;

-доступности и индивидуализации;

-систематичности и последовательности и постепенности;

-сотрудничества и ответственности;

-сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

-последовательности и систематичности;

-непрерывности и наглядности.

         

Программа предусматривает формы учебной деятельности учащихся:

-Фронтальная (предусматривает подачу материала группе)

-Индивидуальная (предполагает самостоятельную работу)

-Групповая ( в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности)

Формы организации работы с детьми:

-Групповые учебно-тренировочные занятия.

-Групповые и индивидуальные теоретические занятия.

-Восстановительные мероприятия.

-Участие в матчевых встречах.

-Участие в соревнованиях.
-Зачеты, тестирования.

В процессе обучения используются методы организации учебно-воспитательного процесса:

-объяснительно-иллюстративный ( при объяснении нового материала);

-репродуктивный (воспроизведение полученной информации);

-исследовательский (каждый обучаемый, самостоятельно изучает с помощью технических средств учебный материал)

-соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме)

-игровой (использование упражнений в игровой форме).

В целях лучшей реализации учебной программы необходимо соединить учебно-тренировочные занятия в группах с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, разработанному руководителем совместно с занимающимися.

Два раза в год ( октябрь, май) в секции проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. По данным контрольных испытаний дается оценка успеваемости каждому занимающемуся.

На занятиях учащиеся должны приобрести навыки судейства игры и навыки инструктора-общественника. С этой целью необходимо на каждом занятии назначать помощников и  давать им задания проводить упражнения по обучению и совершенствованию техники и тактики игры. Задачи этой учебной практики научить строевым командам, методике проведения упражнений и отдельных частей занятий. Судейство учебно-тренировочных игр должны проводить сами учащиеся. Необходимо научить занимающихся организовывать общую разминку и соревнования в группе.

Педагог должен регулярно следить за успеваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классным руководителем. Он должен приучать своих подопечных к сознательной дисциплине к общественно полезному труду, воспитывать такие качества, как чувство товарищества, общительность, смелость, волю к победе.

Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите. Специальная физическая подготовка направлена на развитие качеств необходимых при игре в баскетбол.

Содержания разделов теоретической, технической, тактической, физической подготовки представлено без распределения по классам. Учитель должен самостоятельно, исходя из степени готовности занимающихся, распределить учебный материал. Более того, программа рекомендует базовый уровень содержания учебного материал. Это содержание может быть расширено по усмотрению учителя.

  Содержательное обеспечение разделов разделов программы

                              Теоретическая подготовка

  1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
  2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
  3. Физическая подготовка баскетболиста.
  4. Техническая подготовка баскетболиста.
  5. Тактическая подготовка баскетболиста.
  6. Психологическая подготовка баскетболиста.
  7. Соревновательная деятельность баскетболиста.
  8. Организация и проведение соревнования по баскетболу.
  9. Правила судейства соревнований по баскетболу.
  10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
  11. Соблюдение основ техники безопасности на занятиях.

Физическая подготовка

  1. Общая физическая подготовка.

1.1Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного тела, с партнером, с предметами (набивными мячами, футбольными, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, гимнастическая стенка, скамейка, канат).

1.2. Подвижные игры.

1.3. Эстафета.

1.4. Полосы препятствий.

1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты)

1.6. Бег 500, 1000, 1500, 2000 метров.

  1. Специальная физическая подготовка.

2.1.Упражнения для развития быстрота движений баскетболиста.

2.2.Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.

2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.

2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Техническая подготовка

1.Упражнения без мяча.

1.1 Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземление на одну ногу.

1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:

  • с разной скоростью;
  • в одном и в разных направлениях.

         1.3. Передвижение правым – левым боком.

         1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.

          1.5. Остановка прыжком после окончания ускорения.

          1.6. Остановка в один шаг после ускорения.

          1.7. Остановка в два шага после ускорения.

          1.8. Повороты на месте.

          1.9. Повороты в движении.

          1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.

          1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.

          2. Ловля и передача мяча.

2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.

2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.

2.3.Двумя руками от груди в движении.   

2.4. Передача одной рукой от плеча.

2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.

2.6. То же после ведения мяча.

2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.

2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.

2.9. Передача одной рукой снизу от пола. 

2.10.То же в движении.

2.11.Ловля мяча после полуотскока.

2.12.Ловля высоко летящего мяча.

2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.

2.14.Ловля катящегося мяча в движении.

3.Ведение мяча.

3.1. На  месте.

3.2. В движении.

3.3. В движении бегом.

3.4. То же с изменением направления и скорости.

3.5. То же с изменением высота отскока.

3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.

3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.

3.8. Передача мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

                4.Броски мяча.

4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.

4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.

4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.

4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.

4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.

4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.

4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.

4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.

4.9. В прыжке одной рукой с места.

4.10. Штрафной.

4.11. Двумя руками снизу в движении.

4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.

4.13. В прыжке со средней дистанции.

4.14. В прыжке с дальней дистанции.

4.15. Вырывание мяча.

4.16. Выбивание мяча.

                            Тактическая подготовка

  1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
  2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
  3. Перехват мяча.
  4. Борьба за мяч после отскока от щита.
  5. Быстрый прорыв.
  6. Командные действия в защите.
  7. Командные действия нападении.
  8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

                 Контрольные игры и соревнования

  1. Игры  внутри группы.
  2. Игры с сильным и слабым противником.
  3. Товарищеские игры с командой другой школы.
  4. Участие в соревнованиях.
  5. Разбор проведённых игр.

                 

                       Тематическое планирование по баскетболу.

          №

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Основы знаний о физической культуре и спорте.

        3

    3

1.1.

Краткий обзор развития баскетбола.

        1

    1

1.2.

Строение человека и влияние на организм физических нагрузок.

        1

    1

1.3.

Гигиена, контроль нагрузок, оказание первой медицинских помощи.

        1

    1

2.

Общая физическая подготовка.

        13

   

      13

2.2.

Бег 500, 1000, метров.

         4

       4

2.3.

Подтягивание. Сгибание и разгибание рук в упоре.

         4

       4

3.

Основы техники игры в баскетбол.

        28

     3

       25

3.1.

Ведение мяча, остановки, развороты.

         6

     

       6

3.2.

Передача мяча на месте и в движении.

         6

     1

       6

3.3.

Броски в кольцо с места, в движении, после остановки.

         9

     1

       8

3.4.

Ловля мяча, переводы, финты.

         7

     1

       6

4.

Тактика игры в баскетбол.

         10

     2

       8

4.1.

Умение удержать соперника и открыться для своего игрока.

         4

     1

       3

4.2.

Тактические действия при игре в защите и нападении.

         4

     1

       3

4.3.

Тактические действия для игры с сильным соперником.

2      

       2

5.

Специальная физическая подготовка

         6

       6

5.1.

Упражнения для развития силы ног и рук.

         3

       3

5.2.

Упражнения для развития скоростных качеств.

         3

       3

6.

Правила игры и судейства.

         2

     2

6.1.

Правила игры, судейские жесты, фолы и наказания.

         2

     2

7.

Контрольные игры и соревнования

         7

     1

      6

7.1.

Товарищеские игры.

         3

      3

7.2.

Участие в соревнованиях.

         3

      3

7.3.

Разбор проведённых игр.

         1

     1

                            Всего

         68

     11

      57

                             Техническое обеспечение спортивной секции

  1. Щиты – 2
  2. Кольца – 2
  3. Секундомер – 1
  4. Стойки для обводки – 10
  5. Гимнастические скамейки – 4
  6. Гимнастический мостик – 2
  7. Гимнастические маты – 12
  8. Скакалки – 10
  9. Мячи набивные различной массы – 4
  10.  Гантели – 6
  11.  Гири различной массы – 2
  12.  Мячи баскетбольные – 10
  13.  Насос ручной со штуцером – 1
  14.  Рулетка – 1

Ожидаемый результат:

- Развитие природных данных обучающихся, быстрый рост мастерства.

- Качественное освоение теоретических основ и овладение практическими навыками игры в баскетбол.

- Формирование здорового образа жизни, привитие любви к спортивным играм.

- Формирование социальной адаптации учащихся и развитие у них коммуникативных способностей (умение играть в команде).

- Приобретение необходимых волевых, психологических качеств для стабильности и успешности выступления в общешкольных и городских соревнованиях.

- Снижение уровня заболеваемости детей.        

- Решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время, что отвлечёт молодёжь от правонарушений.

   

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность учащихся «Баскетбол» В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий; М.: Просвещение, 2013г.
  2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. В.И. Лях, А.А. Зданевич; М.: Просвещение, 2014г.
  3. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСША, СДЮШОР. – М.: Советский спорт. 2007г.
  4. Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методические пособие. /СПб. ГУФК им.П.Ф.Лесгафта, 2008г.
  5. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р.Яхонтов. 3-е изд., стереотипное: СПБ ГУФК им.П.Ф.Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. - СПБ., Изд-во Олимп – СПб, 2007г.
  6. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. – М.: Агенство «ФАИ», 1999г. -      224 с.: ил. – (серия «Спорт»).
  7. Гатмен, Билл. Все о тренировке юного баскетболиста /Билл, Гатмен, Том Финнеган: пер. с англ., М.: АСТ: Астрель, 2006г.
  8. Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. 4 – издание.
  9. Методическое пособие Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения.                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Баскетбол"

Программа по баскетболу для  учащихся 5 – 6 классов  составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей 10-12 лет и н...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Баскетбол 3-4 классы ФГОС

Программа по внеурочной деятельности, баскетбол.Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол"

Данная программа разработанна на основе курса обучения игре в баскетбол  для общеобразовательных школ. Материал программы даётся в пяти разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Баскетбол»

ДОП по баскетболу для начальной школы физкультурно-оздоровительной напраленности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Баскетбол"

Рабочая программа расчитана на проведение внеурочных занятий по баскетболу для обучающихся начального и основного общего образования....

рабочая программа внеурочной деятельности Баскетбол 1-4 классы ФГОС

Программа курса внеурочной деятельности "Баскетбол"  предназначена для учащихся начальных классов. Составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразов...