Игровой метод и его характерные признаки
статья по физкультуре

Захаров Антон Сергеевич

Использование игрового метода на уроках по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_metod_i_ego_harakternye_priznaki.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Игровой метод и его характерные признаки

Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физическом воспитании. Игра является не только средством физического воспитания, т.е. характерной системой физических упражнений, но и эффективным методом обучения и воспитания .

Игра как метод реализуется не только через общепринятые игры. Понятие игрового метода гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры.

Наиболее характерными признаками игрового метода являются следующими:

1. Ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях. Метод позволяет воспроизводить сравнительно сложные взаимоотношения между людьми. В связи с этим при игровом методе тщательно регламентируются взаимоотношения между играющими.

2. Чрезвычайная условия ведения борьбы, выполнения действий. В связи с этим играющие должны владеть различными способами решения возникающих задач.

3. Комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств. Для достижения успеха в игре участнику приходится использовать целый комплекс действий (бег, прыжки, метания и др.), причем в самых различных сочетаниях. Все это обеспечивает комплексное воздействие на организм играющих.

4. Во многих случаях взаимодействия между играющими осуществляется с помощью каких-либо предметов, например, мячей, флажков и т.д.

Следует помнить, что для игрового метода характерно наличие всех или большинства перечисленных признаков. Он используется как средство проверки эффективности обучения и повышения уровня общей физической подготовленности. При правильном использовании игровой метод приобретает большое значение для воспитания чувства коллективизма, активности, инициативности, настойчивости, смелости, выдержки и сознательной дисциплинированности .

Эти особенности обуславливают важные методические особенности игрового метода, который:

- позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера;

- способствует совершенствованию освоенных двигательных действий и выработке умений ими пользоваться. Однако игровой метод не может быть использован для разучивания новых двигательных действий;

- обеспечивает комплексное развитие двигательных способностей;

- создает особенно эффективные условия для развития физических качеств;

- позволяет выявить личностные особенности занимающихся и эффективно воздействовать на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности.

Игровой метод чаще используют не столько для начального обучения или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательных действий в усложненных условиях.

Игровой метод обладает широкой доступностью и в физическом воспитании учащихся младшего школьного возраста занимает одно из ведущих мест.

 Особенности использования подвижных игр на уроках физического воспитания с детьми младшего школьного возраста

Игра - естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка - неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях. Но среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, где все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определённой цели .

Подвижная игра - одно из важнейших средств физического, всестороннего воспитания учащихся. Характерная её особенность - это комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка. В игре одновременно осуществляется: физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

На уроках в начальных классах подвижные игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью удовлетворить большую потребность в движениях, свойственную детям младшего школьного возраста.

Такие движения, как бег, лазанье, ритмичная ходьба, прыжки дети лучше усваивают, когда они представлены конкретными понятными образами.

Очень важно определить место игры среди других средств физического воспитания и на уроке установить между ними методически правильную преемственность. Это будет способствовать лучшему решению поставленных задач, повышению плотности урока и позволит правильно дозировать упражнения .

После упражнений сложных координации, требующих напряженного внимания, следует давать более простые задания, не требующие концентрированного внимания. Мышцы, которые только что интенсивно работали, в следующем упражнении (игре) почти не участвуют или выполняют работу иного характера.

Так, не рекомендуется после игры с бегом, прыжками или сопротивлениями проводить упражнения, требующие точности движения, сохранения равновесия, сложной координации.

Если вся основная часть урока посвящена играм, то в ней игры высокой интенсивности должны чередоваться с менее интенсивными подвижными играми, причем игры подбираются различные и по характеру движений.

Подвижные игры можно включать во все части урока .Их содержание зависит от задач и состава занимающихся. В подготовительную часть урока рекомендуется включать малоподвижные и несложные игры, способствующие организации внимания занимающихся. Например, такие как: "Класс смирно!", "Падающая палка", "К своим флажкам" и т.д. а также игры средней интенсивности с упражнениями общеразвивающего характера - "Затейник", "Делай так" и др.

В основной части урока используются подвижные игры с бегом на скорость, с элементами ловкости, на выносливость, с преодолением препятствий, с разными прыжками, сопротивлением, борьбой, метаниями в подвижную и неподвижную цель ("Конники спортивные", "Два мороза", "Белые медведи", "Зайцы в огороде", "Метко в цель"),

В заключительной части урока проводятся игры малой и средней интенсивности, способствующие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока, игры для организации внимания с несложными правилами ("Кто сказал мяу?", "Запрещенное движение" и др.). Следует добиваться, чтобы все участники игры получали примерно одинаковую нагрузку. В связи с этим надо стремиться создавать равные условия для активного участия в игре занимающихся.

При проведении внеклассной работы со школьниками также надо широко применять различные подвижные игры. Они не только способствуют развитию качеств и навыков, жизненно необходимых, но и делают занятия более интересными, позволяют быстрее осваивать определенные движения(2).

Различным упражнениям нужно также придавать игровую направленность. Например, бег в "коридоре" или по кругам; бег через набивные мячи. Можно проводить увлекательные эстафеты, где от точно выполнения упражнения зависит не только личный, но и командный результат.

Таким образом, игровой метод являются одним из наиболее эффективных способом физического воспитания учащихся младшего школьного возраста.

Подвижные игры, которые выступают в роли средства, оказывают положительное влияние не только на физическую и функциональную подготовленность учащихся, но и вносят в урок разнообразие, повышают эмоциональный фон занятия, а также и интерес учащихся к занятиям физической культурой в целом.

Использование подвижных игр для развития физических качеств у учащихся младшего школьного возраста

В настоящее время существует ряд исследований, доказывающих преимущественность и более высокую эффективность подвижных игр в развитии физических качеств у учащихся 7-8 лет по сравнению с другими используемыми физическими упражнениями для данной цели. Это, прежде всего, связано с тем, что в них создаются наиболее благоприятные условия дляих развития. Например, для того, чтобы увернуться от "ловишки", надо проявить ловкость, а спасаясь от нее, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом, и притом много раз, одни и теже движения, не замечая усталости, что требует определенного уровня развития выносливости .

С точки зрения физиологии игры относятся к нестандартно-переменным упражнениям.

В связи с этим, в нестандартно-переменных упражнениях выделяют рабочие периоды, т.е. периоды особенно интенсивной двигательной активности и промежуточные периоды малой интенсивности .

В процессе занятий с детьми наиболее доступные формы контроля за функциональным состоянием организма является -ЧСС.

В настоящее время, в области физического воспитания, для оценки степени воздействия физических нагрузок на организм учащихся по показателям ЧСС применяется классификация, отражающая 5 зон интенсивности нагрузки.

Нагрузки, выполняемые при ЧСС, до 130 уд/мин относятся к зоне низкой интенсивности. В подвижных играх обычно это смешанное передвижение - бег в сочетании с ходьбой и др. («Совушка", "Поезд" и др.). Если такие нагрузки не продолжительны, то они не оказывают значительного воздействия на организм, если же они длятся более 6 минут, то развивается и совершенствуется общая выносливость организма.

Физические нагрузки, вызывающие увеличение ЧСС до 130-150 уд/мин, относятся к зоне средней или умеренной интенсивности.

Применение игр умеренной интенсивности способствует развитию общей выносливости у младших школьников, а скоростной выносливости в том случае, когда ребята находятся в непрерывном движении от 2 до 5 мин, еслиже более 5 минут, то развивается общая выносливость(в таких играх, как "Охотники и утки", "Зайцы, сторож и Жучка" и др.).

К зоне большой интенсивности относятся физические нагрузки, вызывающие увеличение ЧСС до 155 - 175 уд/мин.

Нагрузки, относящиеся к данной зоне, позволяют совершенствовать максимальные возможности кардиореспираторной системы, повышать аэробную производительность. В занятиях с детьми 7-8 лет их следует применять ограниченно.

К зоне высокой интенсивности относятся игры, где ЧСС достигает 175 уд/мин и выше.

Нагрузки высокой интенсивности способствуют развитию быстроты и скоростно-силовым качествам. Такую нагрузку несут следующие подвижные игры как: "Салки", "Скакуны", "Встречная эстафета" и др. Продолжительность скоростной нагрузки во время этих игр, в среднем, не превышает 5-10 с, что соответствует пробеганию 30 - 60 метров.

К нагрузкам максимальной интенсивности относится бег 100 - 200 м. ЧСС в зависимости скорости и продолжительности упражнений составляет 185 - 200 уд/мин. В связи с этим такие нагрузки в начальных классах не применяются.

Итак, анализ литературных источников позволяет считать, что для развития двигательных качеств у учащихся младших классов на уроках физической культуры наиболее эффективно использовать подвижные игры. Кроме того, такое использование подвижных игр, обеспечивает высокий оздоровительный эффект, повышает сопротивляемость детского организма к неблагоприятным факторам среды.

Таким образом можно сделать следующее заключение, что наиболее приемлемым и эффективным для решения задач физической подготовленности учащихся начальных классов являет игровой метод. Игровой метод имеет серьезный недостаток - сложность в дозировке нагрузки, но он доступен и интересен учащимся. Кроме того, при использовании подвижных игр, уроки проводятся интересно и становятся разнообразными по содержанию. Но, на данный момент, остаются открытыми многие вопросы:

- как часто можно использовать игровой метод на занятиях;

- насколько эффективно их использовать при первоначальном обучении движений;

- критерий нагрузки;

- дозировка и контроль данных занятий и другие, что свидетельствует о необходимости дальнейших исследований в данной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений" 6 класс

Презентация и технологическая карта урока на тему "Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений" 6 класс с применением электронных модулей...

Класс однодольные. Характерные признаки растений семейства Злаковых и Лилейных

Класс однодольные. Характерные признаки растений семейства Злаковых и Лилейных...

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...

4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять  особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...

4 класс Текст - рассуждение. Характерные признаки текста - рассуждения. Схема построения рассуждения.

Формировать умения конструировать сложно-подчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи; познакомить с особенностями текста типа "рассуждение", схемой построения текста -...

Презентация по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Время года - зима. Характерные признаки зимы" для учащихся 7 класса

Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Время года – зима. Признаки зимы» Название ЭОР: Презентация на тему: «Время года – зима. Приз...

«КТО ЖИВЕТ НА ПОДОКОННИКЕ? ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

Конспект инегрированного занятия в старшей группе Ц е л ь : расширение, обобщение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения»; обучение установлению связи взаимод...