Конспект тематического занятия для учащихся 7 класса, «День туризма»
план-конспект занятия по физкультуре (7 класс)

Голубцова Ольга Сергеевна

Тематическое занятие «День туризма» предназначено для учащихся 7 класса, в возрасте 12-13 лет и направлено для закрепления изученных знаний по разделу: основы туристского дела и медицинская подготовка.   Рабочая программа «Юный турист» туристско-краеведческой направленности составлена с учетом психологических и возрастных особенностей детей среднего и старшего школьного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия "День туризма"440.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовская область

Кирсановский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»

c. Большая Уваровщина, дом 1а


Конспект тематического занятия

для учащихся 7 класса, 12-13 лет 

«День туризма»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Юный турист»

 

Автор:

Голубцова Ольга Сергеевна

учитель физической культуры

2021 год

Пояснительная записка

Тематическое занятие «День туризма» предназначено для учащихся 7 класса, в возрасте 12-13 лет и направлено для закрепления изученных знаний по разделу: основы туристского дела и медицинская подготовка.   Рабочая программа «Юный турист» туристско-краеведческой направленности составлена с учетом психологических и возрастных особенностей детей среднего и старшего школьного возраста. Направлена на создание условий для развития личности ребенка, индивидуальности, социальную адаптацию, формирование ценностных представлений о любви к своей малой родине, привитие практических навыков поведения при различных чрезвычайных ситуациях, освоение туристского дела.

Представленные материалы в конспекте занятия, позволяют в значительной степени активизировать познавательную активность учащихся, развить интерес к туризму, в дальнейшем применяя освоенные знания на практике для укрепления здоровья.

Данное тематическое занятие может быть использовано другими учителями во внеклассной работе, в подготовке учеников к походу.

Учебно-методический комплекс

- Бардин К.В. Азбука туризма. - М., 1981.

- А. В. Виноградов «Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях» Москва, 2006г.

- В. И. Константинов «Туристские слёты и соревнования учащихся» Москва, 2009г.

Место проведения: кабинет № 4, Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

Цельпопуляризация туризма, как средства активного отдыха и приобщения к здоровому образу жизни. 

Задачи:

-воспитание любви к Родине, к своему краю, бережному отношению к природе;

-развитие творческих задатков, потребности общения с природой;

-содействие правильному физическому развитию, укреплению здоровья;

-обучение основам туристской техники, умению ориентироваться, выживать в условиях походной жизни.

Планируемые результаты:

-  получить навыки подготовки к походу;

- знать правила безопасного поведения на природе;

- уметь собирать рюкзак;

- уметь разводить костер, оборудовать бивак;

- уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Здоровьесберегающие технологии: нформационно-обучающие, учебно-воспитательные, лечебно-оздоровительные.

          Материально-техническое обеспечение: проектор, презентация.

Ход занятия

Введение

Учитель: Здравствуйте ребята! Какой праздник отмечают 27 сентября?

Ученик: 27 сентября, отмечается Всемирный День туризма.

Слайд 2

Учитель: Совершенно верно, именно в этот день во многих странах мира проводятся различные мероприятия на тему «Туризм».  

Туристы – это сильные, выносливые, неунывающие люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы познать необъятные просторы родного края, они много путешествуют.

Основная часть

Учитель: Сегодня мы с вами тоже отправимся в виртуальный поход и проверим свои знания о туризме. Для начала нам нужно разделиться на две команды и придумать название команд. (Дети дают название своей команде.)

Ну что, начнем? Я буду вам задавать вопросы, вы по очереди отвечаете, за каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.

Задание 1. Правила безопасного поведения на природе 

Мы начинающие туристы и поэтому должны изучить правила безопасного поведения на природе.

Как нужно вести детям себя на природе?

Слайд 3

Ученики:

На природе детям необходимо:

- быть осторожными, беречь природу, соблюдать законы общения с окружающей природой;

-  одевать для походов на природу удобную одежду и обувь;

- надевать закрытую одежду и головной убор, чтобы уберечься от укусов насекомых, особенно клещей;

- уметь оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшему при механических повреждениях сучками, хворостом, колючими растениями, острыми камнями, осколками стекла и т.д.

На природе детям не следует:

-  отставать от группы;

- оставлять после себя мусор и различные отходы после отдыха на природе, следует всегда уносить их с собой;

- ломать ветки деревьев и засорять малые речки и родники;

- снимать обувь и ходить босиком.

Учитель: Что детям не разрешается делать на природе?

Ученики:

На природе детям не разрешается:

- собирать незнакомые растения и грибы;

- брать в руки незнакомые предметы, так как они могут быть взрывоопасны;

- разжигать костер без присутствия взрослых и не в специально отведенных для этого места, оставлять без присмотра не погашенный костер;

- посещать лесную зону в период наибольшей активности клещей (май-июнь).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы все правильно ответили.

Задание 2. Правила сбора рюкзака

Учитель: Назовите вещи, которые туристу необходимо положить в рюкзак. 

Ученики: Свитер, консервы, кружка, фонарь, полотенце, компас, фотоаппарат, аптечка, тушёнка и др.

Слайд 4

Каждому туристу необходимо знать «секреты рюкзака», именно это мы и попробуем выяснить.

(Учитель задает вопрос, дети поднимают руки и отвечают.)

• Верен ли следующий вывод: чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? (Да)

Какие вещи лучше класть на дно рюкзака? (Мягкие: одеяла, полотенца.)

• Где в рюкзаке должны находиться самые тяжёлые вещи? (Под лямками вверху).

•  Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперёд).

Почему в рюкзаке для хлеба определяется место вверху? (Чтоб не крошился).

•  Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов. (В середине рюкзака).

Итак, рюкзаки готовы. Можно идти в поход.

Задание 3. Определение места костра и способы его разведения

Учитель: Ребята, какие виды костров вы знаете? (Ответ учеников)

(Приложение 1)

Слайд 5

Учитель: с чего начинается разведение костра? (Ответ учеников)

(Приложение 2)

Слайд 6

Правильно, с поиска подходящего для этого места. Место должно быть максимально ровное, желательно защищенное от сильного ветра. Необходимо снять слой дёрна, в основном делается это из соображений пожарной безопасности. Также следует помнить, что разжигать костёр вблизи растущих деревьев нельзя — он должен находиться не менее чем в 5 метрах от ближайшего дерева. Ну и обкопать костёр по кругу тоже не мешает, это дополнительно защитит от распространения огня.

Далее — нужно обеспечить себя дровами. Лучше сразу заготовить необходимое количество дров, чтобы потом больше не утруждать себя этим занятием.

Что нужно для розжига костра? (Ответ учеников)

Для розжига костра нам потребуются так называемые стартовые дрова

- мелкие щепочки, сухие ветки, береста, тонко наколотые дрова. Весь этот материал для растопки можно сложить шалашиком, а затем поджечь.

Чтобы облегчить себе задачу, можно использовать различные средства для розжига — сухое или жидкое горючее, которое можно купить в магазине. После того, как костёр начал разгораться, можно подкладывать более крупные дрова.

Слайд 7

Задание 4. «Гурманы!» (Приложение 3)

Учитель: Костер готов, теперь можно переходить к приготовлению пищи. Ребята, я вам раздаю листки, на которых вы должны написать, как можно больше продуктов, которые принято брать с собой в поход, а также написать примерные блюда на обед из этих продуктов. На всё задание дается 3 минуты. (Крупы (гречневая, рисовая, овсяные хлопья), макароны, консервы (тушенка, рыбные, паштеты), колбаса (сырокопченая), сало (засоленное), картошка (только на суп), лук, чеснок, соль, специи, чай, кофе, сладости, орехи, семечки, сухофрукты, цукаты, козинаки и т.п.

Слайд 8

Задание 5. Виды повреждений и правила оказания первой помощи. (Приложение 4)

Учитель: Ребята в этом задании вам нужно назвать виды повреждений, которые можно получить в походе, а я вас познакомлю с правилами первой помощи при этих повреждениях.

Ученики: Простудные заболевания, переломы и вывихи, растяжение связок, сотрясение мозга, порезы и ранения, кровотечение, тепловой и солнечный удар, обморок, укусы насекомых, ожог, обморожение, потертости.

Заключительная часть

Слайд 9

Рефлексия (Приложение 5)

Учитель: Ребята, мы сейчас подведем итоги, а вам предлагаем этим временем послушать песню «У похода есть начало» и конечно же можно подпевать.

Подведение итогов

Учитель: Итоги подведены, вы все отлично справились с заданиями и теперь я точно знаю, что к походу вы готовы. Но одна из команд была чуть активнее и ответила на большее количество вопросов. Победа присуждается команде под названием _____. Поздравляем! (Награждение)

Учитель: В завершении, хочу вам напомнить, что настоящий турист — это друг и защитник природы, который заботу о ней считает своей святой обязанностью. Он не будет загрязнять реки мусором и объедками, не забудет старательно погасить костёр и не превратит своё пребывание в гостях у природы в стихийное бедствие для её жителей — зверей, птиц и растений. Берегите и охраняйте природу! Тогда встречи с ней станут для вас настоящим праздником!

Завершая наш поход, давайте вспомним заповеди туриста

Нельзя понять смысл туризма, сидя дома.

Дорогу осилит идущий.

Если ты услал – помоги товарищу, и тебе станет легче.

Плохой поход бывает у плохих туристов.

Успех похода полностью зависит от его подготовки.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Какие продукты взять с собой

  1. Крупы (Макароны, гречка, рис, картофельное пюре сублимированное, пшенка, геркулесовые каши)
  2. Мясное/рыбное: консервы рыбные и тушёнка, сырокопченая колбаса
  3. Сухофрукты самые разнообразные
  4. Сыр твердых сортов
  5. Орехи
  6. Хлеб
  7. Лимоны
  8. Шоколад
  9. Чай, кофе, сахар, соль
  10. Сухие супы в пакетиках
  11. Сушеные овощи в вакуумных упаковках

Что готовим из этого

  1. "Гречка по-купечески"
  2. Суп с рисом.
  3. Суп-пюре из картофеля
  4. Борщ (овощи есть сушеные, а картошка - в виде порошка).
  5. Рыбный суп из рыбной консервы.
  6. Суп с вермишелью (лапшой)
  7. Суп с гречкой
  8. Гречка, рис, макароны, картошка - с тушенкой, с жареной колбасой.
  9. Картошка с рыбой.
  10. Макароны по-флотски посыпанные сыром.

Приложение 4

Виды повреждений и правила оказания первой помощи.

Простудные заболевания (бронхиты, ангина и др.) являются результатом переохлаждения (низкая окружающая температура воздуха, мокрая продуваемая одежда). При этом повышается температура на 1-3 градуса, ощущается головная боль, общая слабость. Трахеиты и бронхиты сопровождаются сухим, надсадным кашлем. Боль в горле, особенно при глотании, характерна для ангины. Для лечения необходима дневка или хотя бы уменьшение физической нагрузки. Важны общее согревание тела, горячее питье, полоскание горла. Желательно принимать молоко с чаем или содой (половина чайной ложки на стакан).

Из лекарств наиболее эффективен бисептол или его заменители. Из антибиотиков могут быть использованы ампицилин, оксациллин, амоксиклав, макропен.

При переломах и вывихах надо обеспечить неподвижность поврежденных конечностей, наложив шину из любого подручного материала и прибинтовав её выше и ниже поврежденного места. Признаки – припухлость и боль.

При ушибах в течение первых суток кладутся давящая повязка и холодный компресс, потом – тепло. Нельзя забывать, что ушиб мог вызвать и повреждение кости, поэтому необходимо показать врачу.

При переломах костей первая помощь должна быть направлена на создание неподвижности обломков, обезболевание.

Растяжение связок голеностопного сустава можно определить по припухлости ткани и болезненности при ходьбе. Однако в отличие от переломов и вывиха движения в суставе сохранены и можно даже наступать на больную ногу.

При   сотрясении мозга надо обеспечить пострадавшему полный покой, на голову класть холодный компресс. Транспортировать нельзя. Врача надо вызвать на место.

При порезах и ранениях кожу вокруг повреждённого места смазывают йодом (но так, чтобы он не попал на рану). Рану можно слега присыпать порошком белого стрептоцида. Наклыдывается стерильная повязка.

Сильное кровотечение из раны можно остановить, прижав рукой артерию выше ранения. Иногда приходится накладывать жгут, но при этом необходимо помнить, что держать его больше полутора-двух часов нельзя – может наступить омертвение конечности. Если необходимо держать жгут дольше, то каждый час его следует снимать и при возобновлении кровотечения накладывать опять. Жгут не накладывается вблизи суставов.

При венозном кровотечении жгутом пользоваться не следует, надо быстро наложить давящую повязку.

Тепловое поражение и солнечный удар очень опасны. Признаки: покраснение лица, тошнота, головная боль, затруднённое дыхание, в тяжёлых случаях – потеря сознания. Пострадавшего надо посадить в тени, освободить от стягивающей одежды, поясов, обвязок, положить холод на голову. Дать внутрь кофеин (1 таблетку – 0,2 г), при головной боли – амидопирин (1 таблетку – 0,3 г), аскофен (1 таблетку – 0,5 г) или анальгин (1 таблетку – о,3 г). Транспортировать пострадавшего вниз в положении сидя или лежа.

Обморок происходит от внезапного отлива крови от мозга. Признаки: бледность, пот на лице, потеря сознания. Больного кладут так, чтобы ноги были чуть выше головы. Воротник, пояс надо расстегнуть. На голову наложить грелку или теплый компресс. Дать нюхать нашатырный спирт. При длительной потери сознания следует прибегнуть к искусственному дыханию. Когда вернется сознание, дать крепкий кофе, валериановые капли и сосудорасширяющее (валидол).

Укусы насекомых. При укусах пчёл, ос, шершней надо выдавить яд из ранки и удалить жало, место укуса смазать нашатырным спиртом или йодом.

Впивщегося клеща нельзя срывать, так как его головка останется под кожей. Клеща и кожу вокруг него надо смазать любым маслом, бензином, йодом, спиртом или полить лаком для ногтей, чтобы забились все поры и клещ начал задыхаться. Когда он высунет голову, его следует удалить путем медленных качательных движений. После удаления место укуса смазать йодом или спиртом, а руки продезинфицировать. Если все же головка клеща осталась в теле человека, необходимо ее выковырнуть прокаленной на огне иглой или булавкой, а ранку продезинфицировать.

При ожоге смочите кожу не слишком крепким раствором марганцовокислого калия или танина. Образовавшиеся пузыри вскрывать нельзя. При сильных ожогах дайте 1-2 таблетки пирамидона с анальгином как обезболивающее, наложите стерильную повязку и направьте пострадавшего к врачу.

Обморожение могут вызвать воздействия низких температур, особенно в сочетании с ветром и повышенной влажностью воздуха. Первые признаки обморожения: пощипывание, покалывание кожи, резкое побледнение кожных покровов, значительное понижение или полная потеря болевой чувствительности. При обморожениях полезно делать энергичные круговые и маховые движения руками, быстрое сжимание и разжимание пальцев, при охлаждении ног – побегать, попрыгать, поприседать, поделать каждой ногой маховые движения. Когда кожа белеет и теряет чувствительность, надо осторожно растирать её рукой, сухой мягкой шерстяной тканью. После того, как кожа приобретает чувствительность, её смазывают жиром.

Потертости наблюдаются обычно у начинающих туристов. У водников – потёртости ладоней, бедер ягодиц; у лыжников, пешеходов и горников – стоп и бёдер. Не следует запускать их – это может привести к серьёзным травмам. При оказании первой помощи следует очистить кожу кусочком стерильной марли, пропитанной 3%-м раствором перекиси водорода, спиртом, а затем наложить стерильную повязку с синтомициновой мазью. Натёртые места можно смазывать вазелином или глицерином.

В профилактику потёртостей входит подгонка обуви, одежды, снаряжения. Надевая проверенную обувь, надо тщательно расправлять складки носков, стельки. Место, где начинает образовываться потёртость, надо заклеить лейкопластырем, а на покрасневший участок наложить марлю с мазью.

Приложение 5

Песня «У похода есть начало»

1. У похода есть начало,

А конца походу нет.

Мы прошли дорог немало,

Но огромен белый свет.

Припев:

Ты никогда, пожалуйста,

На белый свет не жалуйся.

Он переполнен тайнами

Необычайными.

2. Но не сделаешь ни шагу,

Сразу выбьешься из сил,

Если стойкость и отвагу

В трудный путь не захватил.

Припев:

Ты никогда, пожалуйста,

На белый свет не жалуйся.

Он переполнен тайнами

Необычайными.

3. Пронесём мы через годы

То, что начато с игры,

Наши дальние походы

И весёлые костры.

Припев:

Ты никогда, пожалуйста,

На белый свет не жалуйся.

Он переполнен тайнами

Необычайными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание для учащихся 7х классов("День Науки")

Тестовые задания для контроля качества знаний и смекалки....

Сценарий Новогоднего спектакля для учащихся 7 - 9 классов "День рождения Бабы-Яги"

Новогодняя сказка-пьесса для учащихся 7 - 9 классов о том, как захотелось Бабе-Яге отметить своё 300-летие, а заодно и жениха найти, и что из этого получилось. В сказке собраны различные персонажи из ...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6-х классов "День славянской письменности и культуры"

История создания славянской азбуки. Деятельность Кирилла и Мефодия....

Конспект урока в 8 классе "День Святого Валентина".

Конспект урока в 8 классе "День Святого Валентина"....

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ (ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ)

В данной статье рассматривается взаимодействие общего и дополнительного образования как фактор формирования УУД учащихся на уроках географии и занятий туризмом. Также представлена технологическая карт...

Конспект учебно-тренировочного занятия по спортивному туризму "Карты. Виды карт"

Конспект занятия "Карты. Виды карт" является вводным в разделе "Топография и ориентирование" дополнительной общеобразовательной программы по спортивному туризму...

Тематический план занятия "Введение в туризм"

Тема учебного занятия: «Введение в туризм».Тип учебного занятия – комбинированное занятие.Цель: познакомить учащихся с основными направлениями деятельности кружка «Пешеходный т...