Контрольно-оценочная деятельность учителя. Комплексный подход к содержанию оценки и соответствия с требованиями ФГОС ОО.
методическая разработка по физкультуре

Пантюлина Татьяна Викторовна

Контрольно-оценочная деятельность учителя. Комплексный подход к содержанию оценки и соответствия с требованиями ФГОС ОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pantyulina_tv.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-оценочная деятельность учителя. Комплексный подход к содержанию оценки и соответствия с требованиями ФГОС ОО.

1. В связи с переходом школ на Федеральные государственные стандарты нового поколения возникает необходимость выстраивания новой системы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся. В рамках компетентного подхода оценочную деятельность учителя можно рассматривать как новую профессиональную задачу.

«Оценочная деятельность учителя. Для вас это…?» В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возлагается на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого,  его собственная оценочная деятельность  не формируется.

Между тем,  предоставляя  ученику  возможность самоанализа и  тактично  направляя его,  учитель   помогает   формировать самооценку и объективно воспринимать внешнюю оценку.

   

Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия - важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этом случае школьная оценка поддерживает познавательный интерес.

  Какой урок будет самым эффективным? Когда на уроке ученики работают сами, выстраивают гипотезы, разрабатывают план действий, оценивают свою работу, корректируют свои знания. Важно, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Только тогда школьник  начинает любить учиться, поскольку чувствует себя личностью.

2. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности.

В оценивании следует  учитывать  возможность первоначальной самооценки результатов деятельности учащихся во избежание  некритичного к ней отношения, либо отвержения. Оценка не должна носить обобщающего характера, необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии, понятные не только учителю, но и ученикам.

 Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка - мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом.

    Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.

    Что же такое контрольно-оценочная деятельность (КОД)?

Контрольно – оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса.

Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями.  Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля.

    Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя о  степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Она может быть максимально разнообразной, вариативной. Оценка определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, содействует корректировке мотивационно-потребности сферы ученика.

Оценка формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда ученик уверен в ее объективности, воспринимает ее как полезную для себя, знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов, уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления:

  • контрольно-оценочная деятельность учителя;
  • самоконтроль и самооценка;
  • взаимоконтроль и взаимооценка.

Контроль учителя за процессом и результатом труда направлен как на деятельность учащихся, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие учащихся и учителя. Постепенно учитель передает  в руки ученика контрольно-оценочный «инструментарий». При таком подходе отношение ребенка к учебе изменяется. Он начинает понимать, что в любой деятельности ошибок не избежать.

    Осознание и исправление этих ошибок ведет учащегося к более глубокому осмыслению учебного материала.

Наряду с контролирующей функцией контроль выполняет обучающую, управляющую, воспитывающую и развивающую функции. Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик – учитель и внутренней: ученик – ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль дается с профилактической целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний. Воспитывающая функция контроля означает максимальный учет личности учащегося, создание ему условий для формирования личностных качеств, например, дисциплинированности и трудолюбия. Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества и мотива познавательной деятельности.

Оценочная деятельность является одной из самых сложных в работе учителя. Сущность процесса оценивания, состоит в том, чтобы «выявить и сравнить на том или ином этапе обучения результаты учебной деятельности с требованиями, заданными программой. При всей сложности оценочных процедур их использование оправдывает цель оценивания – получить информацию для того, чтобы лучшим образом наметить пути совершенствования учебной деятельности школьника, способствовать его активному включению в процесс обучения, эффективному осуществлению им учебной деятельности.

Оценочная деятельность способствует развитию ученика, если он:

- понял, что от него требуют;

- не сомневается в востребованности  знаний и необходимости требуемых умений;

 - убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная оценка зависит только от него самого и степени его усердия.

Таким образом, оценка – гибкий инструмент, который используется для мотивации и управления учебной деятельностью учащихся. При этом акцент делается на самоконтроле и самооценке учащегося.

На этапе «Домашнее задание», кроме комментария к выполнению, должны быть также  критерии оценивания домашнего задания.

Из всего выше сказанного вытекают три функции учителя нового типа:

1. Создание условий для включения в самостоятельную познавательную и контрольно-оценочную деятельность учащихся;

2. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, для создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;

3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.

   Овладение учащимися умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

Следует помнить, что если ученик понял, что от него требуют и не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений, если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия, то это действительно способствует его развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете «Структура и содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО"

План доклада: I. Структура и содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО: / Комментарии выступающего к памяткам «Сравнительная таблица требований к традиционному уроку и уроку современно...

Подходы к преподаванию информатики в соответствии с требованиями ФГОС

Образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в соврем...

Проектирование контрольно-оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО в педагогическом колледже.

Фонды оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются ...

Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС

Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС...

Презентация на тему: "Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОС"

Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОС...

Современные способы контроля и оценки учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Система контроля и оценки как повышения качества образования в целом и уровня образовательных достижений каждого ученика является важной в условиях введения новых ФГОС. Новый стандарт предполагает так...

Структура и содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС ОО

доклад "Структура и содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС ОО"...