Личный пример и авторитет педагога в формировании личности обучающегося
методическая разработка по физкультуре

Голубев Владимир Владимирович

Личный пример и авторитет педагога в формировании личности обучающегося

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golubev_lichnyy_primer_pedagoga.docx229.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Ильинская средняя общеобразовательная школа

имени полного кавалера ордена Славы И.И. Сидорова

Методический материал

на тему:

«Личный пример и авторитет педагога в формировании личности обучающегося»

https://www.vikids.ru/cdn-vikids-ru/uploads/ckeditor/pictures/5b4b30f76c1d4032b8b8aa9a/content_1.jpg

Подготовил:

Голубев Владимир Владимирович

учитель по физической культуре

высшей категории

с.Ильинское

2022 г.

Воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем,

чем он хочет сделать воспитанника; по крайней мере, должен искренне

желать быть таким и всеми силами к тому стремиться.

В.И. Даль

Авторитет (auctoritas (лат.) – власть, влияние) Авторитет – отличительная особенность лица, благодаря которой заслужено доверие и может оказываться влияние на других лиц. Авторитет – способность направлять, не прибегая к принуждению, логику мышления и поступки другого человека по желательному пути.

Тренер должен общаться с классным руководителем, встречается с родителями, узнавать, как держат себя юные спортсмены, насколько они дисциплинированы, тактичны и вежливы. Такая любознательность тренера способна лишний раз побудить подростка следить за своим поведением, своей внешностью.

Чем шире знания тренера о юном спортсмене, о том, какими интересами он живет, тем легче ему будет выбрать педагогические средства его воспитания. Хорошо зная юношу тренеру легче установить с ним доверительные отношения, к чему всегда должен стремиться каждый наставник.

Необходимо систематически проводить родительские собрания, на которых тренер держал бы отчет о проделанной работе, рассказывал о дальнейших планах, высказывал свое мнение о каждом воспитаннике. Тренер здесь может ставить перед родителями задачи по трудовому, эстетическому воспитанию сыновей. Умело передавать родителям свои тренерские педагогические принципы, свои намерения, чтобы не было в воспитании ребят разнобоя.

Слово «пример» мы слышим и говорим в жизни очень часто. Какой смысл мы вкладываем в это понятие? Само слово «пример» многозначно: 1. Это и случай, который может быть приведён в пояснение, в доказательство чего-нибудь. 2. действие, которому подражают, а также действие как выдающийся образец чего-нибудь. 3. Математическое упражнение, требующее некоторых действий над числами.

Пример – это метод воспитания, призванный организовать образец деятельности, поступков, образа жизни. Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие.

Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность

 «Долог путь наставлений, – говорил римский философ Сенека, – короток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, политических личностей.

Психологической основой примера служит подражательность. Такой вид научения называется научением через наблюдение. Когда вы видите, что другие люди получают поощрение за определенные поступки, вы склонны им подражать. И, по крайней мере, какое-то время стараетесь избегать поведения, за которое кого-нибудь наказали. В поведении детей многое основано на подражании. Дети научаются ходить, говорить и пользоваться мимикой так же, как это делают их родители. Подражая взрослым, они приобретают навыки, необходимые в их культурной среде.

Подражательность – деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании

Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и по мере накопления социального опыта. Многие качества поведения дети данного возраста приобретают, подражая взрослым. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление.

Поэтому, заботясь о развитии нравственности ребенка, очень важно окружить его положительными примерами для подражания. В среднем и старшем школьном возрасте подражательность (наследование) приобретает избирательный, сознательный характер. Подросток все больше опирается на собственный опыт, собственные взгляды и суждения. В процессе наследования, осознавая необходимость определенного способа действия, он для достижения цели сознательно прилагает собственные усилия.

В процессе подражательности психологи выделяют три этапа. Первый – непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица. Второй – формирование желания действовать по образцу. Третий – синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира. Процесс подражательности сложный и неоднозначный, ведущую роль в котором играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации. Исходя из этого, очень важным условием является правильная организация среды, в которой человек живет и развивается.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия личного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся – между словом и делом их наставника нет расхождений, ко всем своим воспитанником он относится ровно и доброжелательно.

Развитие личности происходит не только в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся широкое применение находит положительный пример как метод воспитания.

Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность этого метода. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств.

Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей.

Метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок.

Большое значение в формировании личности ученика, как уже отмечалось, имеет личный пример педагога. За каждым поступком, каждым жестом и словом педагога всегда следят десятки пар внимательных глаз. Всем известно, как дети буквально копируют любимого педагога, перенимая его походку, манеру говорить.

Педагог всегда должен помнить, что он воздействует на своих питомцев «и своим поведением, образом жизни, всем своим обликом. Его интеллект и культура, справедливость и человечность, его душевные качества воспринимаются учениками как своего рода эталон. Вот почему педагог, какой бы предмет он ни вел, должен быть для юношества наставником нравственности, высоким образцом, примером для подражания».

Пример должен быть доступным и привлекательным для подростка. Когда мы побуждаем ребенка быть таким, как кто-либо из великих людей прошлого (например, общественные деятели, герои гражданской и Отечественной войн), то временные, возрастные и социальные различия могут оказаться настолько велики, что пример не становится для подростка реальным побуждений к деятельности.

Если же пример доступен, но не привлекателен (учителя и родители ставят в пример отличника-одноклассника, который не пользуется авторитетом у ребят), то это не приводит к положительным результатам.

Чтобы избежать подобных ошибок, педагог должен знать нравственные критерии своих учеников, перечень (желательно систематизированных и ранжированных) эталонов учащихся по разным критериям. Тогда уже учитель сможет найти аргументы, чтобы обосновать свои взгляды, убедить ученика в целесообразности предъявляемых им образцов поведения. При этом важно подчеркнуть тесную связь метода убеждения и метода примера.

Если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений и использование методов примера и внушения здесь будет малоэффективным, то применение метода убеждения необходимо. Не случайно результаты опроса показали, что среди методов, наиболее соответствующих современным требованиям к воспитанию подростков в школе, предпочитаемыми оказались метод убеждения и метод примера, Как отметили некоторые учителя: «Метод убеждения практикой – что и есть пример».

Следующим моментом обеспечения эффективности метода примера является постоянная тренировка умения оценивать результаты своего труда и труда других детей в процессе совместной деятельности. В результате действия механизма упражнения происходит фиксация в индивидуальном опыте способов и результатов оценочной деятельности. При этом следует систематически привлекать подростка к оценке этих результатов, чтобы он учился сопоставлять свои эталоны с групповыми нормами и при необходимости корректировать усвоенные им ранее образцы поведения.

Используя метод примера для формирования у подростка критического отношения к себе, педагог должен применять и поощрение, как положительное подкрепление формирующихся навыков. Так, педагог должен подчеркивать в своей оценке продвижение ученика вперед – к его индивидуальному эталону.

Положительная оценка также должна относиться только к поступку ребенка, а не ко всей личности. Можно как угодно высоко оценить результаты деятельности ребенка, но при этом внимание взрослого должно быть сосредоточено на интересах дела, на общественно полезной значимости полученных результатов, а не на личном успехе ребенка.

Итак, рассмотрев психологические условия формирования критического отношения подростка к своему поведению, можно сделать следующие выводы. Качество критичности представляет собой психологическое образование, основывающееся на адекватной самооценке подростка. Воспитывая у подростка способность к критике и самокритике, мы, прежде всего, должны осуществлять педагогические воздействия, направленные на формирование адекватности оценки и самооценки.

Безупречная объективность педагога, его критичность и самокритичность, справедливость – лучший пример для ученика.

Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность. Раскрывая характер подражательной деятельности ребенка, французский психолог Анри Валлон писал: «Подражание – это вызывание действия внешней моделью».

Я. А. Коменский, указывает на воспитательную роль подражательности, отмечал, что дети «учатся раньше подражать, чем познавать». Далее он указывал: «Я имею в виду при этом примеры как взятые из жизни, так и истории; и прежде всего - взятые из жизни, потому что они ближе и производят более сильное впечатление» Он придавал огромное значение примерам поведения людей близкого окружения.

Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств.

Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательной деятельности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Склонность к подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их жизненный опыт беден, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Нередко возникает опасность заимствования.

Метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок.

Особенно велико влияние на формирование сознания и поведения детей и подростков личности воспитателя, его морального облика. Это влияние по своему значению ни с чем не сравнимо и ничем не заменимо. Личный пример воспитателя влияет на учащихся независимо от его воли и желания. Никакие слова учителя не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия.

Дети постоянно наблюдают, как учитель держит себя на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относится к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Эти качества значительно повышают силу воспитательного воздействия учителя.

Еще К.Д. Ушинский утверждал, что педагог со слабым, неустановившимся характером, с переменчивым образом мысли и действий никогда не разовьет сильного характера. Чтобы вырастить детей мужественными, правдивыми и честными, педагог должен сам быть таким. Как не объясняй, как ни требуй, а если нет живого, конкретного примера, трудно добиться положительных результатов в воспитании.

На формирование и развитие детей серьезное влияние оказывает пример родителей, старших членов семьи. А.С.Макаренко говорил, что детей и молодежь воспитывает все: люди вещи, явления. Но прежде всего и больше всего воспитывают люди. Из них на первом месте находятся родители, которые постоянно влияют своим поведением, моральным обликом. При объяснении своих поступков дети обычно ссылаются на поведение старших. Повседневное поведение родителей А.С.Макаренко рассматривал как решающее средство воспитания детей. Поэтому большое значение придавал он организации семейной жизни, поведению родителей. Характер отношений детей и родителей накладывает серьезный отпечаток на сознание и поведение детей и молодежи.

Воспитательное значение личного примера взрослых во многом зависит от их авторитета. Дети подражают взрослым, лишь в том случае, если те пользуются авторитетом.

Чем выше авторитет взрослых, тем сильнее влияют они на сознание и поведение учеников. Поэтому завоевание авторитета педагогом и родителями – одно из условий повышения воспитательной силы их личного примера.

Пути использования примеров в процессе воспитания разнообразны. Это прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения. Подражание может быть бессознательным или осознанным копированием поведения других людей. Один из способов использования положительных примеров – заимствование. Оно предполагает сознательное и выборочное воспроизведение качеств личности, приемов и способов ее деятельности, поведения. Иногда заимствуются даже манеры, походка, одежда.

Заимствование и подражание во многом зависят от чувства уважения и симпатии к человеку, который служит примером, на которого желают быть похожи воспитанники. В ряде случаев следование примеру других людей проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, которому подражают, в желании достигнуть больших результатов в труде, в повседневном поведении.

Важно в процессе воспитания использовать и другие способы усвоения примеров поведения других людей. Так большое значение имеет организации совместной деятельности воспитанников с передовыми тружениками старшего поколения, создание общественного идеала, помогающего проектировать будущую деятельность. Все это помогает обогатить личный опыт труда и поведения, создает лучшие условия для самовоспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние профессиональнозначимых качеств педагога на развитие личности обучающегося

Работа выполнена в качестве итоговой работы на курсах профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования в ПАПО....

Роль педагога в формировании личности школьника

Роль педагога в формировании личности школьника...

Роль педагога в формировании личности ребенка.

Учитель влияет не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и оказывает непосредственное участие на его психологическое развитие и социализацию. Рассуждения о влиянии разнообразной деятельности ...

Роль педагога в формировании личности школьника

Система  учебной и воспитательной деятельности педагога должна уделять внимание вопросам формирования ценностных ориентаций личности. Образовательный  процесс в школе должен представлять соб...

«Роль социального педагога в формировании личности ребенка в условиях жизни в социально-реабилитационном центре»

Описание деятельности социального педагога в социально-реабилитационном центре...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики

В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...