Использование творческого потенциала педагога в формировании личности учащихся МБОУ ДО «Починковский ЦДО»
статья на тему

Пыхонина Ольга Михайловна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_potentsial_pedagoga.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование творческого потенциала педагога в формировании личности учащихся МБОУ ДО «Починковский ЦДО»

Пыхонина О.М., педагог-организатор

МБОУ ДО «Починковский ЦДО»

В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Современный педагог дополнительного образования немыслим вне творчества.

К факторам развития творческого потенциала педагога можно отнести как внешние (влияние социально-экономической среды, особенности учебного заведения, педагогические задачи трудового коллектива и др.), так и внутренние (потребность педагога в творческой деятельности, мотивация творчества, духовно-ценностная сфера его личности). Каждый новый виток развития творчества всегда характеризуется неопределенностью, неведением и непониманием, и только их преодоление, поиск новой информации, внедрение кардинально новых форм и методов педагогической деятельности позволяют подняться на следующую ступень развития.

Главная цель педагога – выявить задатки каждого ребенка. Задача педагога – помочь детям найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства.

Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, "только личность может воспитать личность". Хороший педагог всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим.

Педагоги нашего Центра обладают достаточно богатым творческим потенциалом. Они постоянно его совершенствуют.

Формы развития творческого потенциала разнообразны. В начале года педагоги составляют планы самообразования, где отражены основные направления саморазвития, в том числе и творчество. Педагоги регулярно посещают курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы.  Очень много для обогащения творческого потенциала дают объединения по интересам для взрослых, например, трое педагогов нашего Центра посещают кружок рукоделия при РДК. Педагоги используют в работе богатый материал представленный в сети Интернет.

Педагоги представляют свой опыт работы, участвуя в различных конкурсах педагогического мастерства. В марте 2016 года педагоги приняли участие в муниципальном этапе областныго конкурса методических материалов.

Конкурсы педагогического мастерства способствуют самореализации, профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему творческому развитию, создают условия для повышения квалификации педагогов, их профессионального общения, повышают престиж педагогов дополнительного образования. Подготовка к конкурсу педагогического мастерства также является творческим процессом, потому что во время подготовки к нему, педагог анализирует свою деятельность приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, тем самым совершенствует свое профессиональное мастерство.

Накопленный творческий потенциал педагогов дополнительного образования Центра является одним из условий для развития личности учащихся.

В начале учебного года педагоги дополнительного образования составляют планы воспитательной работы объединений, где отражена работа по развитию личности учащихся. Согласно "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" воспитательная работа в Центре проводится по следующим направлениям: гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурному наследию, популяризация научных знаний, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.

        Формы работы педагогов с учащимися по данным направлениям различны. Это участие учащихся в фестивалях ("Рождественский подарок", концертах (концерт посвященный 80-летию ПСХТ, Дню учителя), акциях ("Пешеход на переход", "День неизвестного солдата", "День героев Отечества", социальных проектах ("Аллея Победы будет жить", "Цветочный салют Победы", "Экосумка"), конференциях ("Планета величиной с дом"), интернет-проектах "Великий благоверный князь Александр Невский").

        Особое место занимают творческие конкурсы различного уровня, в которых принимают участие учащиеся объединений Центра. В данном случае педагоги, используя свой творческий потенциал, выступают в роли наставников. По результативности участия в конкурсах можно проследить уровень подготовки учащихся, а также уровень развития творческого потенциала педагогов.

        Все проводимые конкурсы и мероприятия можно отнести к одному из направлений "Стратегии развития воспитания".

Гражданское воспитание: "Мир книги", фотоконкурс "Дети. Творчество. Родина"

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности: "С малой Родины начинается Россия", "Отечество"

Духовно-нравственное воспитание: "Пасха Красная", "Творчество: традиции и современность"

Приобщение к культурному наследию: "Возвращение к истокам", "От истоков до наших дней", "Параскева-рукодельница"

Популяризация научных знаний: "Академия знаний"

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья: "Азбука пожарной безопасности", "Пешеход на переход", акция "За здоровье и безопасность наших детей"

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение: участие в социальных проектах

Экологическое воспитание: "Экологическая мозаика", "Юный исследователь"

Конкурсы разного уровня помогают учащимся под руководством педагога создавать дополнительную информационную базу, развивают творческие способности, учат мыслить неординарно, презентовать себя и свой труд. Ребята, которые являются частыми участниками различных конкурсов, правильно составляют самооценку, сравнивая свой труд и работу других участников. Эти учащиеся более уверены в себе.

С сентября по март 2015-2016 учебного года учащиеся Центра приняли участие в более чем 45 мероприятиях. Всего приняли участие в мероприятиях более 70 % учащихся объединений. Наиболее активно участвовали ребята из объединений "Искусство видеть мир", "Мастерская чудес", "Умелые руки", "Пять дорог», "Свет жизни", "Мир из бумаги".

Учащиеся приняли участие в конкурсах муниципального уровня, наиболее крупные "Азбука пожарной безопасности" (объединение "Искусство видеть мир", "Мир из бумаги", "Дорога без опасности" (объединение "Искусство видеть мир", объединение "Мир из бумаги", "Мир книги" (объединение "Искусство видеть мир", объединение "Мастерская чудес",  "Свет жизни", фотоконкурс "Дети. Родина. Творчество"(объединения "Пять дорог", "Мастерская чудес", "Танцевальный кружок", "В честь мамы любимой" (почти все объединения), "Модель своими руками" (объединение "Умелые руки"), "Окно в мир" (объединения "Свет жизни", объединение "Пять дорог", объединение "Мастерская чудес"), "Творчество: традиции и современность" (объединение "Мастерская чудес", объединение "Волшебная академия узелков", , объединение "Свет жизни", объединение "Мастерская чудес", объединение "Умелые руки".

В областных конкурсах за сентябрь – март 2016 года "Мир книги", "Красота божьего мира", "Творчество: традиции и современность", "Я рисую мир", "Академия знания", "Возвращение к истокам" наибольших успехов добились учащиеся объединений "Мастерская чудес". В межрегиональном конкурсе "Параскева-рукодельница" учащийся объединения "Умелые руки" Т. Василий удостоен Гран-при конкурса.

Учащиеся Центра участвовали в международных и всероссийских интернет-конкурсах, где стали победителями и призерами, это такие конкурсы, как Всероссийский конкурс социальных проектов "Контакт – 2016" , Международный конкурс "Талантовик".

        Чтобы дети добились успехов в какой-либо деятельности очень важна мотивация        у детей к работе на занятиях и участию в конкурсах и мероприятиях.

        Большую роль в развитии творческих успехов играют родители учащихся. Поэтому педагоги стараются наладить контакт с родителями.

В нашем Центре есть учащиеся, которые постоянно участвуют в различных конкурсах, и добиваются значительных успехов. Это учащиеся – Б. Дарья, Ш. София, И. Карина, С. Никита,  Т. Василий . Эти учащиеся посещают объединения Центра не первый год и педагоги проводят с ними большую работу.

Для качественного формирования личности учащихся Центра можно отметить следующие важные направления работы: 

- проектно-исследовательская деятельность, как продолжение, углубление и практическое применение базовых образовательных курсов;

- укрепление здоровья;

- развитие коммуникативных навыков.

Эти направления работы будут более эффективными при применении деятельностного подхода, формирования внутренней мотивации, организации образовательного процесса при "субъект – субъектных отношениях", предоставление "веера выбора", что создает возможности каждому учащемуся возможности для развития, рефлексия, возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление, соблюдение принципов – "право на ошибку", "ситуация успеха", "не сравнивать с другими", которые создают благоприятный морально-психологический климат.

Таким образом, от развития творческого потенциала педагогов дополнительного образования зависит формирование личности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Творческий потенциал воспитателя для реализации личности воспитанника»

Творческий потенциал воспитателя  для реализации личности воспитанника.Статья и презентация...

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала педагогов и учащихся

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.И я на своих уроках стала применять проектную деятельн...

Рекомендации педагога-психолога по развитию творческого потенциала педагогов школы

Развитие творческого потенциала как неотъемлемой части профессионально-личностного становления  педагогов это сложный феномен в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятельностные сос...

Творческий потенциал педагога - основа его педагогического мастерства.

Необходимым  и обязательным условием для развития творческого потенциала человека должна быть свобода  (процесс творчества не может быть принудительным, обязательным) и творческая инициатива...

Формирование и развитие творческого потенциала педагога.

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот,...

Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...