«Творческий потенциал воспитателя для реализации личности воспитанника»
статья по классному руководству по теме

Павлова Фаина Ивановна

 

Творческий потенциал воспитателя
 для реализации личности воспитанника.

Статья и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Tvorcheskiy_potencial_vospitatelya.rar528.9 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ЧСОШ» воспитатель пришкольного интерната Павлова Фаина Ивановна

«Творческий потенциал воспитателя
для реализации личности воспитанника»

Творчество-    это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Педагогическое творчество – активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение

педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся.

Цель педагогического творчества -   формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

        Каждый день из года в год педагог, воспитатель входит в класс, в группу. Но, ни один класс, ни одна группа не повторяет другого, каждый неповторим. Более того, один и тот же класс, группа постоянно меняется: ребята растут почти в прямом смысле слова не по дням, а по часам. В классе, группе происходят события, меняются его настроения, увлечения на протяжении года, четверти. И каждый раз, входя в класс, в группу, встречаясь с ребятами после уроков, педагог, воспитатель сталкивается с чем-то новым. А это требует от него наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чем-то не похожих на те, что уже были, каждый раз в чем-то уникальных. Классы, группы разные, уроки и занятия тоже разные. И каждое общение воспитателя и ученика, воспитателя и воспитанника становится уникальным для обоих. А сколько детей пройдет перед воспитателем за всю его творческую жизнь? Сотни! И среди них он не встретит одинаковых, все разные. А значит, и обращаться с каждым надо по-разному, с каждым в чем-то чуть-чуть иначе, чем с другими.

Все это, бесспорно, говорит о том, что профессия педагога, воспитателя самая творческая!

Творческая работа воспитателя постоянно связана с использованием ряда впечатлений, жизненного опыта, со специальным поиском новых данных, с овладением средствами деятельности.

Подлинное творчество, отмечают многие педагоги, проявляется тогда, когда с помощью микро средств достигаются макро результаты. Как отдельные мазки в живописи создают картину, так незначительные, казалось бы, частности в воспитании (жесты, взгляды, слова, даже молчание) творят атмосферу, воздействующую на ребенка.

Анализ современной педагогической теории и практики позволяет установить, что в работе каждого воспитателя, который стремиться стать мастером, повторяется ряд типичных умений.

На основе опроса различных групп педагогов, воспитателей и руководителей общеобразовательных учреждений определен ряд таких повторяющихся в практике умений, которыми стремится овладеть педагог, воспитатель. Эти умения во многом характеризуют любую творческую деятельность:

* умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;

* умение анализировать соотношение "цель — средство — результат" применительно к выбору ситуации;

*умение организовать жизнь детей;

* умение требовать и доверять;

* умение быстро ориентироваться и переключать внимание;

* умение играть с детьми;

* умение оценивать ситуацию с различных сторон;

* умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное;

* умение в случайном факте увидеть существенное;

* умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия;

* умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями.

В искусстве воспитания, как и в любом искусстве, индивидуальность творящей личности решает очень многое. Педагоги, воспитатели отличаются друг от друга не только системой применяемых средств, но, главное, характером их реализации, на который накладывает отпечаток их индивидуальность.

Общеизвестно: нет ни одного ребенка, которого природа не наделила бы скрытым творческим потенциалом. Творческий учитель, воспитатель должен выявить его. Такой учитель, воспитатель, должен, прежде всего, быть нацеленным на формирование творческой личности школьника, обладать педагогическим тактом, способностью к эмпатии, уметь развивать детское воображение, артистизм, уметь ставить интересные, занимательные вопросы, создавать интересные ситуации, обладать чувством юмора.

Качества современного творческого учителя

временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов:

отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

атмосфера публичного выступления;

необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Очень точно это подметил В.А. Сухомлинский: "Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело педагог, среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые. Нет хорошего педагога — нет талантливых учеников...".

Какие же конкретно качества творческого воспитателя позволяют выявить и развить творческий потенциал ребенка?

По мнению педагога и психолога В. Пинна, это:

1. Нацеленность на формирование творческой личности школьника.

2. Педагогический такт.

3. Способность эмпатии (сочувствия, сопереживания).

4. Поощрение воспитателем детского воображения.

5. Артистизм.

6. Умение ставить интересные, неожиданные, занимательные вопросы, создавать проблемные ситуации.

7. Умение возбуждать вопросы детей.

Нацеленность на формирование творческой личности школьника предполагает не случайное, стихийное раскрытие потенций ребенка, а специальный выбор такого содержания, методов, форм, средств, создания таких условий обучения и воспитания, при которых творческий потенциал личности раскроется как можно раньше и будет полноценно развиваться.

Педагогический такт — очень широкое и многоплановое понятие. Педагогический такт развивает творчество ребенка потому, что предполагает мощную мотивацию учебной деятельности. Малейшая бестактность парализует личность, ребенок замыкается в себе, озлобляется.

Так же артистизм педагога, воспитателя помогает раскрытию творческого потенциала личности ребенка. Это не только внешние факторы (интонация, мимика, жесты, поза), а умение перевоплощаться, переключаться на новые ситуации и образы. Жить самому идеями, которые даете детям.

Очень важно поощрение и стимулирование воспитателем: написание стихов и сочинений, создание творческих работ — аппликации, изобразительное искусство, участие в театральных постановках.

Тонкий, уместный юмор — свидетельство высокого интеллекта и творческой личности воспитателя.

Руководители учебного заведения небесполезно знать "хобби" своих педагогов и ненарочито сделать эту информацию достоянием детей.

Именно творческие педагоги, воспитатели постоянно организуют конкурсы творческих работ учащихся: проектов, стихов, рисунков, поделок...

Высказывание М.Поташника

Педагогический труд нетворческим не бывает,  и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого воспитателя и любое  решение должно исходить из этих нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом «педагогический».

Педагогическая деятельность, являясь сплавом науки и искусства, по обоим своим компонентам всегда предполагает творчество.

Выделяют следующие уровни педагогического творчества:

1. Воспроизведение готовых рекомендаций (педагог действует "по шаблону", по опыту других педагогов.)

2. Оптимизация деятельности на уроке, занятии (целесообразный выбор целей, форм, методов учебно-воспитательной работы).

3. Использование творческих возможностей живого общения с учениками.

4. Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Полезно разобраться в соотношении понятий "педагогическое творчество" и "педагогическое мастерство". Они близки, но не тождественны. Мастером принято считать работника, в совершенстве владеющего своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и начинающий педагог, пока еще не ставший мастером.

Педагогическое мастерство

Педагог, воспитатель - мастер - это тот учитель, воспитатель который, осознавая свою ответственность перед обществом, добивается высоких результатов, оптимально использует профессиональные средства, отличается индивидуальным стилем деятельности и наиболее полно реализует свой творческий потенциал.

Педагогическое творчество имеет ту особенность, что созданием его является творение (формирование, воспитание) человека, который всегда неповторим, уникален.

Творчество — непременное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость в деятельности учителя. Специфика учительского труда заключается в том, что педагог поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать с детьми и творчески преобразовывать их.

Когда читаешь о творчестве новаторов или слушаешь их, то невольно возникает мысль: а что собственно, принципиально нового они делают? Ведь если начать детально анализировать педагогические идеи новаторов, то, пожалуй, большинство из них имеют солидную предысторию. Но традиционный, многократно испытанный педагогический прием нередко получает новое звучание в системе других приемов. Новаторы находят также новые виды взаимодействия приемов, хорошо известных в педагогике с новыми творческими обстоятельствами и собственной творческой индивидуальностью. И иногда на стыке этих старых приемов в ходе их модификации, "прилаживания" рождаются действительно оригинальные приемы и целые педагогические системы.

Процесс педагогического творчества — это процесс решения постоянно возникающих  педагогических задач. И если у ученого и у писателя между стадиями творческого процесса может быть значительный промежуток времени, то в педагогическом творчестве такого запаса  времени нет, так как оперативный и систематический характер педагогического творчества требует, по словам Макаренко А.С. , "немедленного анализа и немедленного действия", Эта временная спрессованность общей структуры творческого процесса педагога, будучи его важной профессиональной характеристикой, ограничивает возможности надежного выбора лучшего варианта решения проблемной ситуации, поскольку педагог в решении творческой задачи поставлен в определенные рамки (время, отведенное на подготовку к уроку, неожиданные проблемные ситуации в деятельности, требующие незамедлительного решения, и т.д.).

Другой важнейшей характеристикой творческой воспитательной деятельности является то, что "она осуществляется постоянно, изо дня в день, результаты ее сказываются не сразу. Инженер-конструктор, архитектор, писатель, композитор, художник, рабочий любой специальности видят цель своей деятельности  и могут соотнести свой замысел с результатом. Воспитатель всегда видит только частичные итоги деятельности, и воплощены они в системе знаний, умений, и навыков ученика, в его привычках, поступках, оценка которых всегда относительна. Поэтому существенной профессиональной особенностью творчества воспитателя является умение прогнозировать дальнейшие возможности развития качеств учеников по первичным результатам воздействия, предвидеть на основе восприятия частичных результатов своей деятельности ее перспективный, целостный результат.

Педагогическое творчество складывается из:

Творческий воспитатель - это тот,  который будет интересен коллегам и ученикам. Он должен быть профессионалом своего дела, который не только дает детям знания, но и учит их из применять в жизненных ситуациях, видеть во всем окружающем необычное, ставить перед собой конкретные цели и настойчиво идти к ним.

Я.А.Коменский говорил:

"Тот, кто мало знает, малому может и научить".

Думается, все с этим согласятся. Однако творчество - это не только знания, это и богатый духовный мир человека. Когда человек умеет отличать добро от зла, важное от второстепенного, находить в себе силы для решения поставленных задач. Это и есть выражение нашей духовности. Это дело каждого человека, думаю, это и есть важнейшее творчество. Ведь творить - это не обязательно создавать картины, что- то материальное. Каждый человек творит свою личность. Но создает ее не в одиночестве, не в пустоте, а общаясь с другими людьми. Богатство творческого воспитателя в его учениках. Саморазвитие, самореализация, умение и желание учиться и действовать самостоятельно это те качества, которые воспитывает в учениках творческий воспитатель.
Творческий потенциал ученика зависит от творческого потенциала самого воспитателя, только творческий воспитатель может развивать творческих учеников.

Основная цель нашей работы в том, чтобы творческий процесс воспитателя был сопряжен с творческим процессом каждого ученика и с творческим процессом всего педагогического коллектива. Без сотворчества с воспитанником, без координации своих творческих усилий с поиском всего коллектива педагогов педагогическое творчество как целостный, продуктивный процесс немыслимо.

В принципе, все педагогические задачи являются творческими в том смысле, что абсолютно одинаковых ситуаций их решения не существует. Но, разумеется, есть сходные ситуации, типовые, для анализа и решения которых разработаны соответствующие средства.

Воспитателю приходится создавать собственные индивидуальные программы, что стимулирует его творчество. При составлении конспекта занятия воспитатель, прежде всего, обращает внимание на то, какие конкретные возможности отдельных учеников могут раскрыться и какие методические приемы, обеспечивают это. Трудно найти человека, сознательно посвятившего себя учительской профессии и не желающего работать творчески. Но чтобы включиться в творчество тому, кто хочет работать с детьми, знания только одной психолого-педагогической теории недостаточно. И это естественно. Ведь это все равно, что человеку, прослушавшему курс, скажем, теории или истории живописи, любящему это искусство, предлагают рисовать, а он не знает, как это делать. Воспитателю, необходимо, прежде всего, разобраться в механизме воспитательного творчества, осознать его источники и движущие силы. Естественно, что большую роль играет тот коллектив, с которым он работает непосредственно, на одном классе и в одной школе.

Если воспитатель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность, результат которой заключает в себе реализованную способность работать новаторски, не заставит долго ждать.

Поэтому творчески работающий воспитатель должен подготовить ребенка к творчеству в учебной работе, развивая его креативность. И если будут получены положительные результаты, то в них успех воспитателя и его профессиональная победа.

Творческий труд начинается там, где воспитатель рассматривает свой индивидуальный труд с точки зрения коллективного убеждения, т.е. когда он хочет видеть свое дело, свой труд, результаты труда лучшими, чем они есть в настоящее время, когда ему не дает покоя мысль: почему его усилия не приводят к тому, к чему они, казалось бы, должны привести.

Воспитатель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности.

Опыт показывает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

Воспитатель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, воспитатель, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Любая деятельность есть процесс и результат.

Б. Пастернак

Приложение

Ваш творческий потенциал

Из 3 предлагаемых вариантов ответа выберите только один, который, по вашему мнению, больше всего отвечает вашим представлениям о себе.

1. Если у меня возникает интересная идея, то я:

а) продолжаю развивать ее в любом случае, всем назло;

б) развиваю ее, независимо от того, одобрят ее окружающие или нет;

в) отказываюсь от нее, если не нахожу подтверждения ее значимости у других;

2. С моей точки зрения, необходимо выбирать профессию, которая:

а) имеет перспективу для моего собственного развития;

б) обеспечивает мне надежность в жизни;

в) дает преимущества над другими

3. Когда я берусь за новое дело, то:

а) предпочитаю точно выполнять все соответствующие правила, во избежание недоразумений;

б) стремлюсь внести в него что-то свое, используя и опыт других;

в) хочу все изменить и действовать только по своему усмотрению.

4. В случае если меня постигла неудача:

а) не обращая внимания на ошибки, буду упорно продвигаться к своей цели;

б) проанализирую промахи и продолжу начатое с учетом выявленных ошибок;

в) все брошу, посчитав начинание бесперспективным.

5. Готова ли я заняться чем-нибудь интересным, в чем раньше не разбиралась:

а) да, неизвестное меня привлекает;

б) только в том случае, если это обеспечит мне преимущество перед другими;

в) я больше люблю хорошо известное и надежное, даже если оно меня не во всем устраивает.

6. Если я достигаю определенных результатов, то:

а) не стремлюсь свои идеи обнаруживать. Надежнее, когда они остаются при мне;

б) кому будет очень нужно, тот сам сможет "докопаться" до сути моих достижений;

в) с удовольствием делаю их достоянием других, чтобы они могли воспользоваться моими наработками в своих интересах.

7. В случае, когда идеи другого противоречат моим собственным:

а) я внимательно его выслушаю в надежде найти что-то общее, интересующее нас двоих;

б) считаю дальнейшее общение с ним бесполезным;

в) не пожалею своего времени и сил, чтобы показать недостатки его подхода, и постараюсь переубедить.

8. Любознательность и стремление к изменениям:

а) позволяют себе только авантюрные личности. Это не для меня;

б) это те качества, которые я хотела бы сохранить в течение всей жизни;

в) будут мне очень кстати, если у меня обнаружится достойный противник.

9. О себе я могла бы сказать:

а) у меня нет недостатков;

б) у меня есть много недостатков, но достоинств гораздо больше;

в) я имею больше недостатков, чем достоинств.

10. Я нуждаюсь в единомышленниках, которые разделяют мои интересы:

а) мне самой гораздо спокойнее;

б) я легко могу обойтись и без участия других;

в) да, так как это придает мне сил и вдохновляет.

Обработайте результаты по ключу. Для каждой строки-шкалы сумму баллов подсчитайте отдельно.

Стиль считается выраженным, если вы набрали по шкале больше 5 баллов.

I — стиль самоактуализирующейся личности.

Стремление к автономии и индивидуальности у вас гармонично уравновешивается потребностью в сообществе и в сопричастности к другим. Вы не ищете признания своей уникальности, а скорее стремитесь к поиску единомышленников и союзников. Вам важно признание другими ваших достижений, но при этом мнение окружающих не является определяющим. Вы стремитесь к развитию своих творческих способностей.

II — стиль консервативной личности.

Скорее всего, вам недостает уверенности в себе. Поэтому ваши творческие способности часто остаются нераскрытыми. Вряд ли способен на творческий риск человек, который стремится больше к спокойствию, нежели к поиску. Ваше нежелание сделать шаг навстречу другим может привести вас к полной изоляции от окружающих.

III — стиль доминирующей личности

Вы хотите ощущать себя настолько отличной от других, что в конце концов рискуете нигде не найти себе места. Результат такого поведения - холодность и отчужденность со стороны окружающих. Большинство ваших знакомых, очевидно, отзываются о вас как о высокомерной и странной личности. Даже ваши собственные достижения и успехи вас не согревают. Поскольку вы их используете только для того, чтобы утвердить свое чувство превосходства над другими. Вряд ли ваше творчество приносит вам ощущение счастья.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

сумма

I

в

а

б

б

а

б

а

б

б

в

II

б

б

а

в

в

а

б

а

в

а

III

а

в

в

а

б

в

в

в

а

б

Список литературы.

1.  //Педагогика и психология. М.М. Поташник. Как развивать

     педагогическое творчество. М., 1987г.

2. Введение в педагогическую деятельность. А.С. Роботова и др. М.,

     2000 г.

3. //Воспитание школьников. 2001 г. - №7.

4. //Педагогика. 1999 г. - № 1.

5. Учитель: мастерство и вдохновение. А.В. Мудрик. М.,1999 г.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

Методическая разработка семинара-практикума по теме: "Творческий проект как составляющая успешной реализации педагогического потенциала и всестороннего развития личности воспитанника дополнительного образования"

Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по организации и проведению семинара-практикума, где раскрываются технологические действия педагога дополнительного образования и восп...

«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания».

«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания».Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с яр...

«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания».

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и пробл...

Статья (2014г.) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

laquo;У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовнос...

Роль личности педагога в воспитании творческого потенциала воспитанника

Дети во всем берут с нас пример. Мы, не замечая этого, невольно творим свои "копии"...

Развитие творческого потенциала и самореализация личности учащихся

Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии  высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со...