Упражнения для разучивания техники прыжка в длину с разбега
методическая разработка по физкультуре (5 класс)

Чистик Надежда Валерьевна

Упражнения для разучивания техники прыжка в длину с разбега

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения технике прыжков в длину с разбега

Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подготовку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочетать его с мощным и быстрым отталкиванием.

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега.

Решается эта задача с помощью краткого рассказа о технике прыжков, объяснения и просмотра фотографий, кинограмм, видеофильмов, плакатов и, наконец, показа техники прыжков в длину с разбега в целом.

Задача 2. Обучить технике отталкивания.

При обучении отталкиванию используются разнообразные подводящие упражнения в следующей последовательности:

  1. имитация движений ног при отталкивании на месте с активным выведением таза вперед, а в момент окончания отталкивания — подъем колена маховой ноги;
  2. имитация подъема таза вверх из положения лежа с опорой на пятку ноги о пол;
  3. имитация сочетания движения рук и ног при отталкивании. При этом одновременно с махом свободной ногой поднимаются руки вперед —вверх, причем одноименная толчковой ноге рука поднимается выше, обеспечивая равновесие с поднятым бедром маховой ноги;
  1. то же упражнение, но с отталкиванием с одного шага;
  1. доставание предмета бедром маховой ноги после имитации отталкивания;
  2. поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через шаг, затем — через три шага;
  3. прыжки в шаге через планку или барьер высотой 40 — 60 см с трех беговых шагов;
  4. прыжки с 3 — 5 шагов разбега с запрыгиванием в положении «шага» на возвышение («коня», бревно, стопку матов, возвышения и другие спортивные снаряды и приспособления).

При выполнении перечисленных упражнений необходимо добиться полного выпрямления толчковой ноги и быстрого маха Другой ногой вверх. Толчковая нога ставится на место отталкивания ближе проекции ОЦМ на всю стопу или перекатом с пятки на носок.

В момент отталкивания рука, противоположная маховой ноге, Должна активно выноситься вперед —вверх и внутрь для удержания прямолинейности полета.

Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием.

Средствами для решения этой задачи являются:

  1. прыжки «в шаге» с различной скоростью движения и приземлением на маховую ногу;
  2. прыжки в длину с 2 — 5 шагов разбега с ускоренной и активной постановкой толчковой ноги на место отталкивания;
  3. пробегание по разбегу 6—10 беговых шагов с обозначением отталкивания;
  4. прыжки с гимнастического мостика с 5 — 6 шагов разбега;
  5. прыжки в шаге с 5 — 6 шагов разбега через низкий барьер или планку;
  6. прыжки в длину с короткого и среднего разбега.

При овладении техникой изучаемых упражнений необходимо следить за ускорением ритма на последних шагах разбега, слитностью разбега и отталкивания, а длина последнего шага должна быть несколько короче предыдущего.

Задача 4. Обучить технике приземления.

Для обучения приземлению в первую очередь необходимо повторить прыжки с места. При этом следует обратить внимание на подтягивание коленей вперед —вверх и активное выбрасывание ног далеко вперед при приземлении. Для лучшего вынесения ног вперед можно сделать отметку или положить на это место ленту (веревку) и дать задание при приземлении посылать ноги за отметку.

При обучении приземлению с разбега можно рекомендовать следующие упражнения:

-        прыжки в длину с места с активным подтягиванием коленей
вперед —вверх и группировкой с опусканием рук вниз;

-        прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами или
одной ногой с далеким вынесением ног на приземление, прыгая
в песок или яму с поролоном;

I - прыжки в длину с короткого разбега через планку, барьер или резинку, установленную на высоте 20 — 50 см за 0,5 м от места предполагаемого приземления;

  1. из виса на гимнастической стенке, спиной к ней, махом вперед сделать соскок с приземлением на две ноги на гимнастический мат;
  2. прыжки в длину с короткого разбега через веревку или резиновую ленту, положенную на предполагаемом месте приземления.

Задача 5. Обучить технике движениям в полете.

Способ «согнув ноги»

После овладения техникой главных фаз прыжка (отталкивание, разбег и приземление) можно переходить к обучению способа прыжка, т.е. сохранения определенного, устойчивого положения тела в фазе полета.

Как уже было сказано, самый простейший из способов — прыжок «согнув ноги». После вылета в положении «шага» необходимо выполнить группировку и, подтянув колени к груди, выбросить их вперед.

Для освоения движений в полете применяются упражнения:

  1. прыжок в «шаге» с 3 — 5 шагов разбега с приземлением в Положение «шага»;
  2. из положения неглубокого выпада подтянуть сзади расположенную толчковую ногу к впереди стоящей ноге;
  3. прыжок в «шаге» с 5 — 7 шагов разбега через две планки (линии) с дальнейшим пробеганием;
  4. прыжки в длину способом «согнув ноги» с различных по длине разбегов, отталкиваясь от мостика, дорожки перед ямой или бруска;
  5. имитация вылета в «шаге» и группировка в висе на кольцах или перекладине.

Способ «прогнувшись»

После того, как занимающиеся освоят простейший способ прыжка «согнув ноги», можно переходить к обучению технике прыжка «прогнувшись».

Обучение технике данного способа начинается с показа прыжка в целом со среднего разбега, а затем — пробных прыжков с короткого разбега. Основные упражнения при обучении:

-        прыжки с короткого разбега (3 — 5 беговых шагов), после вылета «в шаге» необходимо опустить маховую ногу вниз —назад, а таз вынести вперед и прогнуться, руки поднять вверх в стороны, приземлиться на обе ноги, не стремясь активно выбросить их вперед;

-        прыжки с короткого разбега, обращая внимание на опускание маховой ноги, прогиб и активное выбрасывание ног далеко вперед во время приземления; руки при этом опустить вперед, вниз и назад;

-        прыжки с короткого разбега;

-        имитация движения ног в висе на кольцах или перекладине, следя за тем, чтобы во время опускания маховой ноги вниз таз выводился вперед, а плечи несколько отклонялись назад;

-        прыжки в целом с увеличением длины разбега, отталкиваясь от пола (дорожки) и бруска.

Способ «ножницы»

После создания представления о технике полетной фазы прыжка с помощью целостного показа со среднего разбега для изучения этого способа полета применяются упражнения:

-        прыжки в «шаге» с 3 — 5 беговых шагов, опуская маховую ногу вниз с приземлением на нее и пробегая вперед;

-        прыжки в «шаге» с 1 — 3 шагов со сменой положения ног в полете и приземлением в положение «шага», толчковая нога впереди;

-        прыжки с 3 — 5 беговых шагов, меняя положение ног в полете, но приземляясь на толчковую ногу;

-        имитация движения рук в ходьбе;

-        имитация смены ног в висе на кольцах, перекладине и лежа на гимнастических матах;

-        прыжки способом «ножницы» (2,5 шага), толкаясь от гимнастического мостика или трамплина, для согласования движений ног и рук;

-        прыжки способом «ножницы» с различных по величине разбегов, отталкиваясь от грунта и бруска.

При выполнении всех упражнений необходимо обращать внимание на то, чтобы движения ног в полете выполнялись не голенью, а от бедра, свободными, широкими ногами.

Задача 6. Обучить технике прыжков в длину в целом.

При обучении технике прыжков в длину в целом необходимо обращать внимание на выполнение ритма последних шагов и более быстрое отталкивание при минимальном снижении горизонтальной скорости, полученной в разбеге. Длина разбега зависит от абсолютной скорости занимающегося, его подготовленности к прыжкам, способности к ускорению в беге. Начало разбега определяется следующим образом: 1) занимающийся становится на доску для отталкивания спиной к яме, одна нога — впереди, сделав быстрый первый шаг сзади стоящей ногой; 2) начинает бег с постепенным наращиванием скорости. На 18 —21-м шагах разбега необходимо оттолкнуться вверх. На месте отталкивания преподаватель делает отметку мелом — это место и будет предварительным началом разбега.

После нескольких повторений следует определить точную длину разбега, измерить ее рулеткой или ступнями.

В процессе обучения технике прыжков в длину в целом также выполняются:

-        повторное пробегание полного разбега;

-        прыжки в длину со среднего и полного разбега избранным способом;

-        прыжки в длину с гимнастического мостика с полного разбега.

Задача 7. Совершенствование техники прыжков в длину.

После выбора способа прыжка необходимо продолжить совершенствование в технике разбега, перехода к отталкиванию, отталкивания, полета и приземления избранным способом прыжка. При совершенствовании в технике прыжков с разбега решается и целый ряд частных задач:

1.        Повышение скорости разбега.

2.        Достижение стабильности разбега на последних шагах.

3.        Повышение активности действий в отталкивании и уменьшении упора при постановке толчковой ноги на опору.

4.        Достижение равновесия в коленном суставе при увеличении активности плечевого пояса, рук и амплитуды маха ногой в отталкивании.

5.        Совершенствование ритма разбега.

Для этого используются следующие упражнения:

-        прыжки в длину со среднего и полного разбега;

-        выполнение специальных упражнений для совершенствования деталей техники;

-        прыжки в длину на результат в условиях тренировки и соревнований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе "Техника прыжка в длину с разбега"

Материал урока рассчитан на 45 минут урока, рекомендовано урок проводить на улице...

Разучивание техники прыжка в высоту с разбега способом "Перешагивание"

Легкая атлетика имеет большое оздоровительное значение. Занятия по легкой атлетике проводятся, как правило, на свежем воздухе. Каждое из многочисленных легкоатлетических упражнений требует динамическо...

Освоение техники прыжка в длину с разбега способом согнув ноги

Конспект урока по физической культуре для 4 класса (по ФГОС)...

Конспект урока по физической культуре для 5Б класса Тема урока: Обучение техники прыжкам в длину с разбега и технике приземления

Тема урока: Обучение техники прыжкам в длину с разбега и технике приземления Задачи:1. Развивать координационные способности2. Обучать технике прыжка в длину с разбега3. Обучить технике приземлен...