Методическая разработка урока по предмету «Адаптивная физическая культура» для класса «Особый ребёнок» по теме «Тренировка функциональных действий руками»
методическая разработка по физкультуре

Анастасия Ласая

Методическая разработка урока по предмету «Адаптивная физическая культура»  для класса «Особый̆ ребёнок»

по теме «Тренировка функциональных действий руками»

Ласая А.А., учитель ГБОУ школы № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_afk.docx704.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету «Адаптивная физическая культура» для 10 класса «Особый̆ ребёнок»
по теме «Тренировка функциональных действий руками»

Ласая А.А., учитель ГБОУ школы № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка

Методическая разработка урока предназначена для учителей по адаптивной физической культуре, воспитателей, работающих с тяжёлыми двигательными и интеллектуальными нарушениями развития. Разработка составлена на основе анализа состояния физического развития, функционального состояния организма, образовательных потребностей учащейся с множественными нарушениям с целью закрепления умения опираться на руки в процессе нахождения в положении лёжа на животе. Урок по теме «Тренировка функциональных действий руками» по предмету «Адаптивная физическая культура» разработан для ученицы надомного обучения, проживающей и обучающейся в условиях детского дома-интерната.

При написании методической разработки учитывались психофизиологические особенности ученицы, а именно выраженные двигательные нарушения церебрального происхождения (тетрапарез тяжёлой степени), ограничение активных произвольных движений в конечностях, ограничение пассивных движений в нижних и верхних конечностях (мышечные контрактуры тазобедренных, коленных, голеностопных, локтевых и лучезапястных суставов), подвывихи в тазобедренных суставах, значительная деформация грудной клетки и позвоночника (сколиоз  IV степени).  V уровень по GMFCS (система классификации церебрального паралича в зависимости от развития функциональных навыков крупной моторики (R. Palisano с соавт., 1997). Движения ученицы ограничиваются нахождением в кровати, невозможностью поменять своё положение, перейти из одной позы в другую, в том числе перевернуться на бок, сопровождаются насильственными движениями, сильным выпрямительным тонусом, доставляющим болезненные ощущения и напряжение во всём теле. Дыхание поверхностное, движение в грудной клетки минимальное, нет достаточного выхода, что напрямую влияет на повышение мышечного тонуса.

Положение на спине. Ученица выгибается в левую сторону.  Левая нога – ротация внутрь, в тазобедренном суставе сгибания нет (разгибательная контрактура). Ноги по типу «снесенных ветром», сильное отклонение от средней линии в левую сторону. В коленных суставах  возможно сгибание с небольшой амплитудой. Руки, как правило, в положении разгибания, плечи сильны пронированы.

Положение на животе.  Без фиксации со стороны взрослого ученица сильно выгибается назад, голову запрокидывает, руки вытягивает, таким образом, что исключена возможность опереться на них. Принимает позу на животе на коленях у взрослого. При достаточно сильной фиксации рук в положении опоры на предплечья, ученица может опустить голову, расслабиться и сохранять такое положение в течение 1-2 минут, пока тонус снова не нарастет.

Положение на боку. Не  может удерживать самостоятельно такую позу из-за серьезного искривления позвоночника и сильного выпрямительного рефлекса, даже в достаточно фиксированном положении.  С поддержкой под голову в положении на коленях у взрослого может расслабляться, позволяет мобилизировать лопатку и делать дыхательную гимнастику, что способствует ослаблению тонуса и возможности свести руки вместе (расслабиться)

Положение сидя. Поза сидя невозможна, так как нет опоры на седалищные бугры из-за сильной деформации позвоночника и вывихов в тазобедренных суставах. Ноги не могут быть согнуты в ТБС, так чтобы ученицу можно было правильно посадить.

В связи с прогрессированием вторичных осложнений и ухудшением общего соматического состояния ученицы приоритетным имеет направленность на поддержание двигательных компетенций связанных с поддержанием жизненно-важных функций (дыхание и сердцебиение), поддержание объема движений грудной клетки и принятие позы лёжа на животе, как единственно возможной позы для тренировки опоры на руки, а также коррекции сколиотического искривления, улучшения восприятия. Вследствие отсутствия возможности сидеть из-за сформировавшегося сколиоза и фиксированного таза у ученицы нет возможности полноценно использовать руки, нормально дышать, а эмоциональное состояние крайне нестабильное, преобладает тревожность. В связи с тем, что ученица не имеет возможности поменять своё положение, возникает огромный риск развития вторичных осложнений, поэтому для подобной категории детей критически важным будет являться контроль за положением тела в течение всего дня, а также ночью. Такой организованной деятельностью по поддержанию и смене положения в течение суток называется постуральный менеджмент. Каждая поза постурального менеджмента продумана и организована с точки зрения предотвращения развития вторичных осложнений. Зачастую детям, которые долгое время проводят в одной и той же позе, крайне сложно привыкнуть к смене позы и, в итоге таких детей крайне мало переворачивают из-за негативной ответной реакции со стороны ребёнка. Поэтому обучение удерживать неспецифичную для ребёнка позу на уроке также крайне важно, чтобы персонал детского дома мог охотнее менять подопечному позу, т.к. тот будет к ней готов и воспринимать с меньшим стрессом.

Учитывая принципы организации коррекционных занятий, предполагался выбор индивидуального темпа, приемов и способов обучения с учетом  возможностей обучающейся (учет зон актуального и ближайшего двигательного развития), с использованием всех доступных каналов восприятия (мультимодальность), а также создание среды для поддержания работы жизненно важных функций.

Приобретение необходимых умений, таких как умение опираться на руки в положении на животе, опираться  на заднюю сторону предплечий, умение распределять вес тела по поверхности опоры в положении на животе, умение с физической помощью сдвигать рукой предметы позволяет расширить проприоцептивный опыт (осознание своего тела, его границ и отдельных частей тела) готовит обучающуюся к использованию приобретенных в процессе обучения умений для активной жизни в условиях детского дома-интерната, воспитывает положительное отношения к смене позы, позволяет усилить адаптивный ответ на стрессовые ситуации, стимулирует к получению позитивного отношения к адаптивно-физкультурным занятиям.

Опираясь на возможности ученицы, зону актуального развития, важность для конкретной ученицы раздела программы по АФК «Функция руки» было определено использовать возможность опираться на руки в процессе удержания позы на животе, а также использование примитивной манипулятивной деятельности, такой как умение сдвигать рукой неподвижный предмет (игра «Бочче», игрушка-неваляшка), получение сенсорного опыта через взаимодействие кистей рук с сенсорным материалом (озвученная игрушка).

Формированию умения опираться на руки в процессе нахождения в позе на животе предшествовала организация развивающего пространства для обучения. В связи с тем, что ученице трудно вывести руки на опору в положении на животе, а также из-за усиления выпрямительного тонуса и запрокидывания назад головы, а также усугубления искривления в позвоночнике, была организована терапевтическая укладка состоящая из стопки 4-х гимнастических матов шириной 10 см, таким образом, что тело обучающейся помещалось на поверхность матов, а руки выводились свободно за их пределы, с целью опоры на вытянутые руки, т.е. перпендикулярно поверхности пола (Приложение 1). Кисти рук находились под плечевыми суставами. В таком положении проводилась первая часть занятия, в процессе которой уделялось внимание общему снижению тонуса обучающейся, расслаблению, восприятию позы. Снижению тонуса способствовала большая площадь контакта с телом подопечной, контроль за собственным напряжением в теле (т.к. любое напряжение в теле передавалось ученице), медленное и плавное обращение с телом ученицы, минимальное использование одностороннего взаимодействия по отношению к телу ученицы (постоянное «прислушивание» к тонусу ученицы и корректировка своего напряжения в теле). Для того чтобы почувствовать опору на кисти рук на плечи ученицы оказывалась осевая нагрузка. С этой же целью возможно выкладывание на плечи ученицы мешочков с песком или утяжелителей, которые стимулируют проприоцептивную (суставную и мышечную) чувствительность. Во время основной части занятия предлагалось, удерживая положение на животе, воспринимать звуковые сигналы производимые игрой на ксилофоне. Таким образом, у ученицы закреплялось позитивное восприятие нахождения в данной позе, переключалось внимание от тела к восприятию извне поступающего стимула, снижалась тревога. Ученица улыбалась и получала удовольствие от процесса. Далее ученице предлагалось опираться на руки согнутые в локтях (на предплечья). Для этого из под стопки матов выдвигались два нижних мата для удобства расположения согнутых в локтях рук. В процессе подготовки к сдвиганию музыкальной игрушки не опорной рукой проводилось подготовительное упражнение, а именно стимуляция переноса веса с одного локтя на другой, при этом оказывалась осевая нагрузка на плечевой пояс с целью лучшего восприятия опоры на локти. Это помогало ученице лучше распределять вес по поверхности опоры, снижало тонус для дальнейшей произвольной работы руками.

В конце занятия проводилась игра «Бочче», где ученица могла проявить всё, что она усвоила за урок: распределение веса тела по поверхности опоры, перенос веса на одну руку, сдвигание предмета, т.е. целенаправленная деятельность, нацеленная на результат (чтобы мяч покатился по желобу). Для формирования умения сдвигать предмет использовался метод «рука в руке», где с физической помощью производилось действие по алгоритму: перенести вес на одну руку, освободив другую, поднять руку по направлению к мячу, удержать внимание на мяче и с минимальной поддержкой сдвинуть мяч с усилием, необходимым для скатывания по желобу.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО УЧИТЕЛЯ

Ласая Анастасия Александровна

ДАТА

Место для ввода даты.

ПРЕДМЕТ

Адаптивная физкультура

КЛАСС

10 класс, индивидуальное обучение (на дому)

Фамилия, имя

ученика индивидуального обучения

Надежда К.

ТЕМА

Тренировка функциональных действий руками

ТИП УРОКА

закрепление знаний

ЦЕЛЬ

Закрепление умения опираться на руки в положении на животе, сдвигать рукой предметы

ЗАДАЧИ

образовательные

продолжать формировать

Умение опираться на руки в положении на животе, опираться  на задние стороны предплечий

продолжать формировать

Умение распределять вес тела по поверхности опоры в положении на животе

продолжать формировать

Умение с физической помощью сдвигать рукой предметы

коррекционно-развивающие

развивать

внимание к телесным ощущениям

содействовать

нормализации мышечного тонуса

продолжать формировать

восприятие положения тела в пространстве, осознание границ собственного тела

воспитательные

воспитывать позитивное отношение

К адаптивно-физкультурным занятиям

----

----

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ФИ ученика

БУД

1. Надежда К.

1.2. принимает ситуацию взаимодействия с педагогом, специалистом

----

1.3. принимает физическую помощь со стороны педагога, специалиста

----

3.1. Концентрируется на сохранных анализаторных ощущениях

3.1.5. прислушивается (концентрируется) к тактильным, вестибулярным ощущениям

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ФИ ученика

ПРЕДМЕТНЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Надежда К.

Опускает  голову в положении на животе в процессе наблюдения за игрой на ксилофоне.

Распределяет вес тела в положении на животе.

Сгибает руки в положении на животе в процессе сдвигания озвученной игрушки, игры в «бочче»

Опирается на задние стороны предплечий.  

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

Маты

Музыкальные игрушки: ксилофон, неваляшка. Мячи и желоб для «бочче»

ХОД УРОКА

СТРУКТУРА УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА

МЕТОДЫ РАБОТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

учителя

ученика

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

Вводное слово учителя

Словесные: объяснение

Приветствие. Учитель приветствует ученицу, проговаривает название урока, цели занятия (что будет происходить на уроке)

Ученица принимает взаимодействие с учителем.

Конструирование пространства

Практические: упражнения

Учитель предлагает ученице спуститься с кресла и занять удобное положение на животе. Движения учителя плавные и медленные. Учитель даёт достаточно времени, чтобы ученица расслабилась и почувствовала своё положение в пространстве.

 Во время перемещения ученица воспринимает импульсы, подаваемые учителем, прислушивается к своим ощущениям, принимает ситуацию перемещения и позиционирования на живот.

МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

Побуждение к совершению определенных действий

Практические: упражнения

Учитель побуждает, задавая начало движения, ученицу опустить голову (в зависимости от тонуса мышц через поддержку за руки или за ноги).

1.Ученица, следуя импульсам учителя, прислушиваясь к своим телесным ощущениям, опускает голову.

2.Ученица расслабляется, чувствует границы собственного тела.

3.За счёт поддержки под стопы, ученица начинает чувствовать сопротивление и отвечает на это выпрямлением или сгибанием ног, выпрямлением или сгибанием рук.  В этот момент происходит тренировка баланса напряжение-расслабление. Опора под стопы помогает ученице быть более активной в области корпуса и рук.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Побуждение к совершению определенных действий

Практические: упражнения

Ученица лежит на животе. Учитель предлагает ей опереться на обе руки (действие происходит с физической помощью педагога, оказывается осевая нагрузка в области надплечий). Далее учитель просит ученицу остаться в таком положении, минимизируя свою физическую помощь, при затруднении учитель задаёт необходимое положение ученицы. В таком положении учитель предлагает ученице понаблюдать за игрой на ксилофоне.

1.Ученица подстраивается под движения учителя в момент инициации движения.

2.Воспринимает объём движений в суставах.

3.Ощущает симметричную опору на обе руки.

4.Воспринимает распределение веса тела на поверхности опоры в положении на животе.

Побуждение к совершению определенных действий

Практические: упражнения

Учитель предлагает ученице согнуть руки, развернув предплечья задней стороной к опоре. Учитель поддерживает ученицу во время этого действия в области кистей не более 20% от возможного усилия, тем самым даёт ей возможность отрегулировав тонус, снизить мышечное напряжение и повысить уровень чувствительности к собственному движению, даёт достаточно времени, чтобы ученица могла выполнить это действие  осознанно, с большей степенью самостоятельности. Учитель предлагает ученице, опираясь одной рукой, сдвинуть другой музыкальную игрушку-неваляшку.

1.Ученица подстраивается под движения учителя в момент инициации движения.

2.Ученица продолжает осваивать последовательное включение  мышечных групп в момент сгибания рук.

3.Ученица переносит часть веса на локти, удерживает это положение некоторое время (по состоянию).

4.Ученица продолжает осваивать сдвигание предмета.

Динамическая пауза

Практические: дидактическая игра

Упражнение «Баланс напряжение — расслабление».

Учитель прикасается к разным частям руки ученицы, формирует  у неё   образ руки (её границы). Учитель помогает ученице дотронуться до её носа, щеки. Далее учитель даёт опору для рук, следит за изменением мышечного напряжения. В момент расслабления выполняет сгибание в локтевых суставах, отведение или сгибание плеча, супинацию в плечевом суставе.

1.Ученица подстраивается под движения учителя в момент инициации движения.

2.Получает опыт движения рукой, воспринимает объём движений в суставах.

3.Ощущает опору на руки.

4.Прикосновение к собственному лицу вызывает у ученицы позитивные эмоции

АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

Контроль последовательности выполнения учебного задания

Практические: упражнения

Игра «Бочче».

Учитель контролирует выполнение упражнения по алгоритму, анализирует правильность выполненных задания, вовлекая в этот процесс через предложение дотянуться до мяча и сдвинуть его.

Учитель подбадривает ученицу: «Давай, давай!», «Еще немножко!»  и поощряет: «Молодец! У тебя хорошо получилось!» в момент, когда ученица сдвинула мяч и других самостоятельных целенаправленных движений.

Ученица подстраивается под движения учителя, старается поднять руку, дотянуться до мяча следуя алгоритму. Эмоционально реагирует на положительную оценку учителя.

ИТОГОВЫЙ БЛОК

Рефлексия деятельности учащихся (индивидуальная)

Практические: упражнения

Учитель предлагает ученице переместиться в кресло для того, чтобы ехать обратно на группу.

Ученица использует те умения, которые тренировал на уроке: сгибается, прислушивается к своим ощущениям в теле.

Подведение итогов

Словесные: объяснение

Учитель проговаривает с ученицей, чем они сегодня занимались на уроке. Говорит «спасибо». Отмечает положительные стороны урока. Прощается с учащейся.

Ученица слушает.

ЛИТЕРАТУРА

1.Клочкова Е.В. Введение в физическую терапию. – М.: Теревинф, 2014.-  218 с, 240 с.

2.Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учебное пособие / Л.Н.  Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2015. – 105 с.

3.Ренате Хольц. Помощь детям с церебральным параличом. Изд. 2-е, стер. / Ренате Хольц. Пер. с нем. А.Н. Неговориной; под ред. и с исправлением Е.В. Клочковой. – М.: Теревинф, 2007. – 49 с.

4.Обучение моторным навыкам детей с ДЦП: пособие для родителей и профессионалов / Зиглинда Мартин; пер. с англ. В. Дегтяревой; науч. ред. Е.В. Аронскинд, Е.А. Морошек. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2015. – 56 с.

Приложение 1

F:\РАБОТА\Kinder\Карзина Надя\DSC_0150.JPG               F:\РАБОТА\Kinder\Карзина Надя\DSC_0494.JPG

Положение ученицы, при котором появляется возможность тренировать опору на предплечье.

F:\РАБОТА\Kinder\Карзина Надя\DSC_0155.JPG F:\РАБОТА\Kinder\Карзина Надя\DSC_9737.JPG

 F:\РАБОТА\Kinder\Карзина Надя\DSC_9739.JPG

Опора на прямые руки.

F:\РАБОТА\Kinder\Карзина Надя\IMG_0636.JPG     F:\РАБОТА\Kinder\Карзина Надя\DSC_9772.JPG

Сравнение положения лежа на животе без специальной укладки, а также степень сколиотического искривления позвоночника, и в специальном развивающем пространстве. Хорошо видно, как меняется положение позвоночника, грудная клетка раскрыта,  что позволяет лучше дышать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой «Тема, основная мысль и структура текста»

Данный урок "Тема, основная мысль и структура текста"  разработан в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка урока по предмету: «История» в 8 классе

Методическая разработка урока по предмету: "История" на тему: "Русско-турецкая война 1877-1878 г.г."...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе в рамках формирования универсальных учебных действий на примере темы «Е-и в корнях с чередованием гласных»

 Содержание методической разработки построено таким образом, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методичес...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

Методическая разработка урока по английскому языку в 5 классе с использованием икт по теме «Мой дом. Мебель в доме»

Знакомство учащихся с употреблением оборота there is/there areРазвитие навыков устной речи по теме "My home", " Furnitura"Вовлечение учащихся в активную речевую деятельность и разл...

Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»

Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»...

Методическая разработка урока по английскому языку в 5 классе с использованием икт по теме «Мой дом. Мебель в доме».

Пояснительная записка Распознавание и употребление в речи  лексических единиц по теме «Мебель в доме».Введение фразового оборота there is / There are,в утвердительной ,вопросительной ...