10 класс, Измерение резервов организма с помощью функциональных проб
презентация к уроку по физкультуре (10 класс)

Жилкин Александр Юрьевич

Презентация "Самоконтроль, функцимональные пробы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon samokontrol_funktsionalnye_proby.ppt1.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самоконтроль. Функциональные пробы

Слайд 2

Функциональные пробы Функциональные пробы – это один из объективных методов контроля за состоянием организма человека. Обычные исследования в покое не могут вскрыть существенных отклонений от нормы в деятельности сердца и сосудов. Поэтому для этой цели применяют функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, которые помогают выявить приспособляемость организма к физическим нагрузкам. Функциональная проба — это какая-либо нагрузка (или воздействие), которая дается обследуемому с целью определения функционального состояния, возможностей и способностей какого-либо органа, системы или организма в целом. Наиболее часто используются функциональные пробы с различными по характеру, интенсивности и объему физическими нагрузками, ортостатическая проба, гипоксемические пробы и функциональные пробы дыхательной системы. Это объясняется тем, что нормирование физической нагрузки на занятиях физической культурой и спортом связано прежде всего с функциональным состоянием кардиореспираторного аппарата.

Слайд 3

КОНТРОЛЬ ЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ Пульсометрия Пульсом называется периодическое толчкообразное колебание стенок артерий, вызываемое током крови, выбрасываемой сердцем в аорту при каждом его сокращение. Самыми распространенными для измерения пульса являются четыре точки на теле человека: - на поверхности запястья над лучевой артерией, - на шее над сонной артерией - у виска над височной артерией, - на груди, непосредственно в области сердца. Для определения ЧСС пальцы руки накладывают на указанные точки так, чтобы степень контакта позволяла пальцам чувствовать пульсацию артерий. Обычно ЧСС получают, используя правило математического соотношения, подсчитав число пульсаций за несколько секунд. Если необходимо знать ЧСС в покое, можно использовать для подсчета любой временной диапазон (от 10 с до 1 мин ) - метод, позволяющий определить адекватность реакции организма на величину выполненной физической нагрузки. Суть метода заключается в подсчете и анализе частоты сердечных сокращений (ЧСС) у занимающихся в различные периоды занятий

Слайд 4

у виска над височной артерией на груди, непосредственно в области сердца.

Слайд 5

КОНТРОЛЬ ЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ Традиционно при самоконтроле и проведении врачебного контроля за функциональным состоянием организма спортсменов применяют функциональные пробы со стандартными физическими нагрузками (20 приседаний за 30,40 с, 15-секундный бег, трехминутный бег) в качестве критерия оценки текущего состояния организма в динамике. Мы рассмотрим самые простые функциональные пробы. ЧСС при этом подсчитывается до нагрузки, непосредственно после ее окончания и ежеминутно на протяжении 3-5 мин восстановительного периода по 10-секундным отрезкам с пересчетом на минуту. Нормальной реакцией на 20 приседаний является учащение пульса на 50-80% по сравнению с исходным, но с восстановлением в течение 3-4 мин. Проба с дозированной физической нагрузкой - 20 приседаний в течение 30 секунд. Ортостатическая проба - после 3-5 минутного отдыха в положении лежа подсчитывается ЧСС за 1 минуту. Потом необходимо встать и сосчитать ЧСС после 1 минуты спокойного стояния. В норме пульс при этом увеличивается на 1-12 уд/мин- это результат хорошей тренированности. 13-18 уд/мин у здорового человека, 18-25 уд/мин- отсутствие тренированности. Выше 25 уд/мин - переутомление или заболевание.

Слайд 6

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ И ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ Функциональная проба Руфье Перед выполнением пробы необходим пятиминутный отдых в положении лежа. 1. Затем подсчитывается пульс за 15с и пересчитывается ЧСС в одну минуту (P1). 2. Испытуемый выполняет 30 приседаний за 45с и вновь ложится, сразу измеряя ЧСС за 15 с (Р2) 3. Затем измеряется ЧСС за последние 15с первой минуты восстановления (Р3). 4. Проба оценивается по индексу Руфье-Диксона (ИР): ИР = (Р 1 + Р 2 + Р 3 – 200) / 10 . При величине индекса от 0 до 2,9 дается отличная оценка функционального состояния , от 3 до 6 - хорошая, от 6 до 8 - удовлетворительная, выше 8 -плохая. - является самым простым косвенным методом определения физической работоспособности

Слайд 7

КОНТРОЛЬ ЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Для самоконтроля за функциональным состоянием дыхательной системы рекомендуются следующие пробы. Проба Штанге - задержка дыхания на вдохе. После 5 мин отдыха сидя сделать вдох на 80-90% от максимального и задержать дыхание. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задерживать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-50с, для тренированных - на 60-90с и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при снижении или отсутствии тренированности - снижается. Проба Генчи - задержка дыхания на выдохе. В ыполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Средним показателем является способность задерживать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30с, для тренированных - 40-60с и более.

Слайд 8

КОНТРОЛЬ ЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Для исследования состояния ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ используют так называемые координационные пробы. Координационные пробы, применяемые до и после физических нагрузок, позволяют установить степень утомления занимающихся. Проба Ромберга (оценивается статическая координация). Бывает простая и усложненная проба Ромберга. Простая проба, когда обследуемый стоит со сдвинутыми стопами, руки вперед, пальцы раздвинуты, глаза закрыты. Усложненная проба более информативна. Обследуемый, сняв обувь, принимает исходное положение стойки на одной ноге, другая нога согнута коленом впереди касается подошвенной поверхностью коленного сустава опорной ноги, руки вперед, пальцы раздвинуты, глаза закрыты. При оценке пробы Ромберга обращается внимание на степень устойчивости (стоит неподвижно, покачивается), дрожание век и пальцев (тремор) и, главное, длительность сохранения равновесия. Сохранение устойчивой позы более 15с без тремора оценивается - хорошо; небольшой тремор век и пальцев при удержании позы в течение 15с - удовлетворительно; поза удерживается менее 15 с - неудовлетворительно Пальцево-носовая проба ( оценивается динамическая координация). Обследуемый находится в исходном положении стоя, руки в стороны, глаза закрыты. Необходимо, не открывая глаза, быстро коснуться указательным пальцем с начала одной, затем другой рукой кончика своего носа. Промахи, дрожание руки говорит о нарушении динамической координации. Поза Ромберга

Слайд 9

КОНТРОЛЬ ЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Теппинг – тест – это исследование лабильности (подвижности) нервной системы. Лабильность (функциональная подвижность) – это скорость протекания процесса возбуждения в нервной и мышечной ткани. Лабильность определяется измерением максимальной частоты движения кисти. Данный тест позволяет выявить устойчивость и выносливость личности к разнообразным продолжительным раздражителям. . Сидя за столом, по команде начинают с максимальной частотой ставить точки (для облегчения подсчета ставят точки, делая концентрические движения рук). Через каждые 5 секунд по команде без паузы переносят руку на следующий прямоугольник, продолжая выполнять движения с максимально доступной частотой. По истечению 30 секунд по команде «Стоп!» работа прекращается. При подсчитывании точек, чтобы не сбиться, ведут карандаш от точки к точке, не отрывая его от бумаги. Для детей 9-12 лет. 20 точек и меньше - медленный темп. Заставлять его работать быстрее - значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию. 20-25 точек - нормальный средний темп работы. 26 точек и выше - высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе. Для детей 12-15 лет: 24 точки и меньше - медленный темп. 25-30 точек- нормальный средний темп работы. 30 точек и больше -ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии в 6 классе "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля"

Урок изучения нового материала, в ходе которого обучающиеся, работая в группах, знакомятся со штангенциркулем и измеряют с помощью него различные детали....

Операционная карта урока технологии 6 класс "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля "

Операционная карта урока технологии 6 класс "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля "...

Статья из опыта работы «Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка»

Эта статья  включает опыт работы логопеда с детьми «Арттерапевтические   техники,помогающие  снять  нервное напряжение    и     подклю...

Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха.Измерение обхвата грудной клетки.

Практическая работа.Установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания. Установить экскурсию(расширение) грудной клетки....

Функциональная проба сердечно-сосудистой системы с нагрузкой для определения степени тренированности и возможной нагрузки при занятиях физической культурой и спортом.

В программу медосмотров школьников включается функциональная проба сердечно-сосудистой системы с нагрузкой для определения степени ее тренированности и возможной нагрузки при занятиях физической культ...

Функциональные пробы и индексы для урока физкультуры 7-11 класса на дистанционном обучении.

Презентация содержит несложные функциональные пробы и индексы, которые можно представить ученикам на уроке в дистанциооном формате....

Самоконтроль. Функциональные пробы

Самоконтроль. Функциональные пробы...