«РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ»
учебно-методический материал по физкультуре (8, 9, 10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 395 КБ |
Предварительный просмотр:
«Описание опыта работы»
Рожина Елена Сергеевна,
учитель физической культуры
МБОУ г. Кургана «Лицей №12»
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Условия возникновения и становления опыта. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом развитие физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся является приоритетным направлением при реализации основной образовательной программы НОО, ООО. Данное направление находит своё отражение как в личностных, так и в предметных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы НОО, ООО предметной области «Физическая культура», в содержание которой включена подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). При этом, как показывает анализ тестирования комплекса ГТО, из семи обязательных испытаний, четыре норматива связаны с различным проявлением скоростно - силовых способностей, что может свидетельствовать о приоритетном значении этого качества в физическом развитии школьников.
Актуальность исследования состоит в необходимости определения особенностей развития скоростно-силовых способностей у старших школьников, с целью дальнейшего использования полученного материала в построении учебных занятий.
Новизна предлагаемого опыта заключается в изменении традиционного подхода в проведении уроков физической культуры и включением специальных скоростно – силовых упражнений по определённой схеме от 30 до 40% времени.
Адресная направленность опыта. Представленный педагогический опыт может быть использован как учителями физической культуры, так и учителями других предметов при проведении внеклассных мероприятий, физкультминуток, динамических перемен.
Теоретическая база опыта. Упражнения подобраны на основе анализа научно – методической литературы: А.К. Анохина (Б. Росс) (1882г.-1920г.) – автора системы волевой гимнастики (изометрические упражнения с весом собственного тела), А.И. Пьязина, автор предлагает использовать в практике многократные прыжки в длину с места, которые позволяют развивать прыжковую выносливость и мгновенную скорость отталкивания от пола. В.Б. Попов, Ф.П.Суслов, Г.Н.Германов рекомендуют использовать для развития скоростно – силовых качеств на уроках физической культуры различные виды прыжков, приседания с акцентом на быстроту, метание набивных мячей, упражнения с набивными мячами, бег на короткие дистанции.
Технология опыта.
Цель: создать условия для развития скоростно-силовых способностей у школьников на уроках физической культуры.
Задачи:
1. Подобрать наиболее эффективные средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей у школьников на уроках физической культуры.
2. Разработать комплексы физических упражнений, направленных на повышение уровня развития скоростно – силовых способностей.
3. Повысить результативность учебного процесса посредством использования скоростно-силовых упражнений.
Скоростно-силовые качества – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий в кратчайший промежуток времени. Считается, что значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено развитию скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов.
Такими исследователями как, Н.Н. Гончаров, Р.Е. Мотылянская, В.С. Фарфель, А. Хунольд, B.П. Филин, В.С. Топчиян, установлено, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо начинать в детском и юношеском возрасте, так как уже в этом возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Развитие скоростно – силовых способностей у школьников происходит с 9 до 18 лет, но наиболее благоприятным возрастом для развития скоростно-силовых способностей является возраст от 14 до 16 лет. Правильно спланированные занятия способствуют всестороннему и гармоничному развитию школьника, что особенно важно для формирующегося организма. С помощью скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жировой ткани, усилить и укрепить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, фигуру, а также поднять уровень таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость. Скоростно-силовая подготовка благоприятно воздействует на физическое развитие. Целенаправленное использование скоростно-силовых упражнений способствует воспитанию таких личностных качеств, как настойчивость, решительность, дисциплинированность, готовность к преодолению трудностей, создает устойчивое эмоциональное отношение к занятиям, что приводит к росту результатов.
Подобранные и разработанные мною комплексы упражнений, состоящие из разнообразных двигательных действий, рекомендую применять на всех этапах урока. В подготовительной части рекомендую использовать 2-3 упражнения, в основной части занятия отводить 10 – 15 минут на упражнения с использованием нестандартного оборудования, с различными отягощениями (с помощью собственного веса и веса партнёра, с набивными мячами), с использованием эстафет, игр, игровых заданий с проявлением скоростно – силовых способностей. В заключительной части проводить 1-2 упражнения с минимальной нагрузкой.
Наиболее распространенной формой проявления скоростно-силовых способностей являются упражнения прыжкового характера и метания. Результаты в этих упражнениях во многом обусловлены уровнем скоростно-силовой подготовленности школьников. Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгивания после прыжка в высоту 40-50 см, выпрыгивания из приседа и др.), выполняемые с небольшим отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки.
Анализируя и обобщая практический опыт отечественных авторов: Н.Г.Озолина, А.В.Карасёва, В.Н.Платонова, А.А.Маркасьяна, С.И. Гальперина, Н.Э. Татарского, Ю.В. Верхошанского, В.М. Дьячкова и др., мною были определены наиболее эффективные средства, методы и условия развития скоростно – силовых способностей у школьников. Основными средствами скоростно-силовой подготовки являются беговые, прыжковые упражнения и упражнения с различными отягощениями.
Основные средства:
1. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.
2. Упражнения с добавочной весовой нагрузкой (пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд). К этим упражнениям можно отнести различного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения, метания и броски.
3. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц.
Дополнительные средства:
1.Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег и прыжки в гору и т. д.).
Предлагаю комплекс, который включает в себя упражнения динамического, статического и плиометрического характера. Данный комплекс разработан для развития скоростно – силовых способностей у школьников среднего и старшего возраста. Целесообразно включать этот комплекс упражнений в различные части уроков по общей физической подготовке, лёгкой атлетике и спортивных игр. Он может применяться как на уроках, так и при самостоятельных занятиях (Приложение).
Наиболее распространёнными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы: повторного выполнения упражнений, круговой тренировки, метод сопряжённого воздействия, ударный и игровой.
Метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот метод для развития скоростно-силовых качеств позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц человека. При применении повторного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплять опорно-мышечный аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При таком методе уровень прыгучести повышается на 19–30 % .
Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения подбираются таким образом, что бы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Этот метод позволяет значительно повысить объём нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей дыхания, кровообращения и энергообмена.
Метод сопряжённого воздействия применяется в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их результативности.
«Ударный» метод характеризуется выполнением специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45-75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину).
Игровой метод - это метод использования физических упражнений в игровой форме.
Целенаправленное включение специально подобранных с учётом возрастных особенностей скоростно-силовых упражнений в различные части урока физической культуры, позволяет повысить у школьников показатели скоростно-силовых способностей, силовой выносливости и собственно-силовых способностей.
Результативность представленного педагогического опыта.
Применение методик позволило улучшить спортивную результативность обучающихся и повысить потребность в здоровом образе жизни. Итогом работы является успешная сдача школьниками нормативов Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Использование представленных упражнений в системе на уроках физической культуры позволяет обучающимся показывать высокие результаты в соревнованиях различного ранга:
- 3 место в региональном рейтинге среди школьных спортивных клубов;
- 1 место в городских соревнованиях школьников по гимнастике среди 8-х классов;
- 3 командное место в школьной баскетбольной лиге (ШБЛ) в зачёт Спартакиады среди ОУ города Кургана;
- 3 командное место в легкоатлетической эстафете, посвящённой 77 – ой годовщине в ВОВ;
- победители и призеры городского и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;
- 1 место в городских соревнованиях школьников по тестам среди юношей 9 – х классов.
Список литературы
1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) : документы и методические материалы / Н.В. Паршикова [и др.].. — Москва : Издательство «Спорт», 2016.
2. Дополнительная общеразвивающая программа для одаренных детей и талантливой молодежи «Программа деятельности школьного физкультурно – спортивного клуба «Тридцаточка». /авт.-сост: Е.В.Моргунова — Курган, 2016;
3. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников / И.В. Еркомайшвили - Екатеринбург: - 2004. - 118с.
4. Кощеева, С. Ю. Развитие специальных физических качеств баскетболистов в подготовительной части занятия и в круговой тренировке / С. Ю. Кощеева - Омск: ОмГТУ – 2006, - 168 с.
5. Попов, В.Б. Легкая атлетика для юношей / В.Б. Попов, Ф.П Суслов, Г.Н. Германов. Учебно-методическое пособие для тренеров ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. – Воронеж. - 1999. - 220 с.
6. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М. ООО «Издательство АСТ». - 2003. - 863с.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М.: ACADEMA. - 2000. - 480 с.
Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=788316#text
Приложение
Комплекс упражнений для развития скоростно – силовых способностей у юношей и девушек среднего и старшего школьного возраста
№ п/п | Упражнение | Дозировка | Методические указания |
1. | Перекаты с пятки на носок |
20 раз | Исходное положение – руки на поясе, держать осанку, живот втянуть, таз подтянуть «на себя» Перекат на пятки пальцы «на себя» – подъём на носки максимально на самые пальцы. В максимальной позиции почувствовать напряжение икроножных мышц. |
2. | Приседания
|
20 раз | Стопы чуть шире ширины плеч и носки слегка развёрнуты в стороны. Смотреть перед собой. Живот втянуть. Руки или в замок за голову, или вытянуть вперёд. Спину держать прямо. При сгибании и разгибании ног пятки стараться не отрывать от пола, колени всегда «смотрят» чуть в стороны. |
3. | Прыжки через линию (гимнастическую палку) вперёд-назад
| 20 прыжков - отталкиваний | Высокие прыжки, держаться на передней части стопы. |
4. | То же, что и упражнение №1, но из исходного положения носки врозь 90 градусов |
20 раз | Исходное положение – руки на поясе, держать осанку, живот втянуть, таз подтянуть «на себя» Перекат на пятки пальцы «на себя» – подъём на носки максимально на самые пальцы. Упражнение нацелено на внутреннюю часть икроножных мышц. |
5. | Боковые прыжки через линию (гимнастическую палку) влево – вправо | 20 прыжков – отталкиваний | Высокие прыжки, держаться на передней части стопы. |
6. | Приседания в выпаде | 10 раз на каждую ногу | Одна нога впереди, другая сзади. Руки на поясе или свободно опущены. Живот втянуть. Спина перпендикулярна полу. Сгибания и выпрямление ног. При сгибании ног бедро впереди стоящей ноги должно быть параллельно полу |
7. | Прыжки, сомкнув ноги над линией (гимнастической палкой) | 20 прыжков – отталкиваний | Исходное положение ноги врозь (40 см.), линия (Гимнастическая палка) между ног. Одновременно оттолкнуться двумя ногами и сомкнуть стопы над линией (палкой). Держаться на передней части стопы. |
8. | То же, что и упражнение №1, но из исходного положения пятки врозь на 45 градусов | 20 раз | Исходное положение – руки на поясе, держать осанку, живот втянуть, таз подтянуть «на себя» Перекат на пятки пальцы «на себя» – подъём на носки максимально на самые пальцы Упражнение нацелено на внешнюю часть икроножных мышц. |
9. | Выпрыгивания вверх из полного приседа
| 10 раз | Отталкиваться как можно выше вверх, приземляться мягко, можно в упор присев |
10. | Прыжки над линией ноги скрёстно, ноги врозь
| 20 прыжков отталкиваний | Исходное положение ноги врозь (40 см.), линия между ног. Одновременно оттолкнуться двумя ногами, скрестить ноги, приземлиться и оттолкнуться из этого положения в положение ноги врозь. Менять положения ног (сначала одна нога впереди, потом другая) |
11. | Статическая поза на носках, руки вверх
|
10 секунд | Тянуться руками вверх, живот втянуть, держать равновесие |
12. | Статическая поза - стойка с подтягиванием колена к груди |
5 секунд на каждую ногу | Допускается выполнение не у стены, а с помощью обхвата ноги двумя руками. Колено тянуть на себя. Держать равновесие |
13. | Статическая поза «Стульчик» |
20 секунд | Мышцы ног напряжены. Спину держать прямо. |
14. | Статическое поза «Захлёст голени» |
5 секунд на каждую ногу | Можно поднять разноимённую руку вверх. Держать осанку. Втянуть мышцы живота |
15. | Статическая поза «Выпад» | 20 секунд на каждую ногу | Держать осанку. Колено оставлять на 5 см. от пола. |
16. | Пружинистые покачивания в положении глубокого выпада | 10 раз на каждую ногу | Плавные пружинистые покачивания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/26/picture-653918-1440602511.jpg)
«Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающих технологий».
Выступление на Ресурсно - методическом центре...
Плиометрика как средство развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры
Плиометрика или прыжковая тренировка. Использование плиометрических упражнений на уроках физической культуры в средней школе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/09/picture-544798-1449648290.jpg)
"Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающих технологий"
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры,-главная цель развития отечесвтенной системы школьного образования. Система образования отк...
Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающих технологий».
Для учителей физической культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/10/picture-1258496-1594389937.jpg)
Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающей технологии
Интерес к физической культуре - одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к школьнику мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна ...
Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающих технологий
Повышение мотивации учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/22/picture-918894-1492853101.jpg)
Средства развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры в 5 - 8 классах общеобразовательной школы
Практика физического воспитания школьников свидетельствует о том, что общая динамика двигательной и особенно скоростно-силовой подготовленности детей и подростков за последние годы имеет тенденцию к с...