Адаптированная рабочая программа 4 класс
рабочая программа по физкультуре

Смолина Богдана Олеговна

Программа разработана по индивидуальному плану, для учащегося с умственной отсталостью и дцп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_4_indo.docx50.87 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к адаптированной  основной образовательной

программе начального общего образования

приказ № 462ос от 31.08.2022г.

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

Адаптированная рабочая программа

по физической культуре

для учащегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью, обучающегося на индивидуальном обучении в 4 классе на 2022/2023  учебный  год

Составитель: Смолина Богдана Олеговна

учитель физической культуры

Пгт. Новоаганск, 2022.


  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая учебная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью по предмету физической культуре для 4 класса составлена на основе:

- примерной программы по речевой практике, специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013г.;

- приказа Минобразования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями ОДА, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г. № 4/15).

Календарно-тематическое планирование соответствует  учебнику  «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Лях, А.А.Зданевич (М.: Просвещение, 2015)

Цель адаптированной рабочей программы по физической культуре для учащегося 4 класс является: создать условия   для обучения учащихся с умственной отсталостью и нарушением опорно-двигательного аппарата и для освоения учащимися основ физической деятельности с общефизической и спортивно-оздоровительной направленностью.

Задачи изучения предмета, в том числе воспитательные:

создать условия   для обучения учащихся с умственной отсталостью и  нарушениями опорно-двигательного аппарата и для освоения учащимися основ физической деятельности с общефизической и спортивно-оздоровительной направленностью.

Освоение физической культуры в школе направлено на реализацию следующих задач:

- укрепление здоровья, профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата, содействие гармоническому физическому развитию;

- освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности,

- развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня, установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;

- воспитание морально-волевых качеств;

- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;

- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями; развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.

  1. Планируемые предметные результаты.

ЛИЧНОСТННЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Личностные результаты:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

Метапредметные результаты:

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о значении лечебной физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

- овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- выполнять гимнастические комбинации до максимально правильного уровня, характеризовать признаки техничного исполнения;

- организовывать и проводить занятия лфк с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение к занятиям лечебной гимнастикой;
  • понимание значения упражнений для укрепления здоровья человека;

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • уважительного отношения к лфк, как важной части физической культуры;
  • способности проявлять волю во время выполнения физических упражнений, трудолюбие, упорство в развитии физических качеств;
  • мотивации к систематическому выполнению изученных комплексов.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • понимать значение физических упражнений для здоровья человека;
  • называть основные способы передвижений человека;
  • рассказывать о правильной осанке;
  • выполнять упражнения для глаз;
  • выполнять упражнения направленные на исправление нарушений осанки, плоскостопия;
  • выполнять основные гимнастические упражнения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о влиянии физических упражнений на организм человека;
  • определять причины, которые приводят к плохой осанке и плоскостопию;
  • самостоятельно составлять и выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
  • выполнять упражнения для формирования правильной осанки.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • следовать при выполнении физических упражнений инструкциям учителя;
  • понимать цель выполняемых действий;
  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;

      •    находить ошибки при выполнении упражнений и уметь их исправлять.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • продумывать последовательность упражнений, составлять комплексы упражнений утренней гимнастики, по профилактике нарушений осанки, физкультминуток, руководствуясь правилами;
  • планировать, контролировать и оценивать двигательные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на укрепление тех или иных групп мышц.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • различать виды физических упражнений;
  • устанавливать причины, которые приводят к плохой осанке;
  • определять влияние физических упражнений на здоровье человека.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • характеризовать направленность основных упражнений ЛФК;
  • сравнивать, группировать, классифицировать виды упражнений из лфк.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • рассказывать об истории возникновения физической культуры, о режиме дня первоклассника, о личной гигиене, о правильной осанке;
  • выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам упражнений.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о влиянии физических упражнений на организм человека;
  • задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений.

Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.  

Цель адаптированной программы: создать условия   для обучения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью и для освоения учащимися основ физической деятельности с общефизической и спортивно-оздоровительной направленностью.

Освоение физической культуры в школе направлено на реализацию следующих задач:

- укрепление здоровья, профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата, содействие гармоническому физическому развитию;

- освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности,

- развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня, установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;

- воспитание морально-волевых качеств;

- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;

- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями; развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.

  1. Основное содержание программы

Методика лечебной физкультуры в зависимости от заболевания ребенка содержит примерные комплексы оздоровительных физических упражнений, рекомендуемые виды двигательной активности, специальные упражнения при различных заболеваниях. Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.

Содержание программного материала занятий состоит из следующих разделов:

  • развитие мелкой моторики рук – 3 часов;
  • формирование правильной осанки – 4 часов;
  • профилактика плоскостопия – 4 часов;
  • дыхательная гимнастика – 4 часов;
  • упражнения для глаз – 2 часов;
  • развитие координации и вестибулярного аппарата – 9 часа;
  • упражнения на расслабление – 4 часов;
  • упражнения при нарушениях функции легких и речевой функции – 4 часов;

Разделы и темы учебного материала чередуются в течении года.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

- сжимание и разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно и поочередно;

- хлопать в ладони перед собой на уровне груди, лица и над головой;

- круговые движения кистями;

- руки в замок - круговое движение влево - вправо, вперед - назад;

- пальцы в замок, попеременное разгибание и сгибание пальцев;

- сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом наружу.

Упражнения для формирования правильной осанки

1. Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.

2. Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.

3. Поднимание согнутой в колено ноги назад.

4. Стоя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.

5. Лежа на животе: отведение рук в стороны, вперед, вверх.

6. Лежа на спине: сгибание и разгибание ног.

7. И.п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх - вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

8. И.п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад - вдох, возвращение в и.п. - выдох.

(Повторить 3-4 раза.)

9. И.п. - стоя, руки в стороны; вращения туловищем в стороны, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

10. И.п. - стоя, руки вверх; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

11. И.п. - стоя, руки за спиной в замок; наклон корпуса вперед, руки вверх, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)

12. И.п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

13. И.п. - лежа на спине; попеременно поднимание ног вверх, подъём обеих ног. (Повторить 10 раза.)

14. И.п. - стоя на четвереньках; попеременно вытягивание над полом правой руки и левой ноги - вдох, возращение в и.п. - выдох. Тоже с другой рукой и ногой. (Повторить 3-4 раза.)

Упражнения для профилактики плоскостопия

1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)

3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)

5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)

6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед" с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)

7. Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)

8. Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

9. Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

Упражнения дыхательной гимнастики

1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)

3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)

4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)

5. Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

6. Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)

7. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

Специальные упражнения для глаз

I. Упражнения для наружных мышц глаза: а) упражнения для прямых мышц глаза; б) упражнения для прямых и косых мышц глаза.

II. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы: а) в домашних условиях; б) с линзами. Выполняют эти упражнения движением глазного яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.

III. Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и силой.

И.п. - лежа на спине.

1. Посмотреть максимально вверх, перевести взгляд вниз и в стороны (6-8 раз).

2. Посмотреть вверх-вправо, затем по диагонали вниз – влево (6-8 раз).

3. Посмотреть вверх-влево, по диагонали вниз – вправо (6-8 раз).

4. Обвести взглядом потолок по кругу, и по знаку бесконечности (6-8 раз).

5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз).

6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).

7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.

И.п. – сидя.

8. Быстро моргать в течение 15с. Повторить 3-4 раза.

9. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть и проморгаться на 3-5с. Повторить 8-10 раз.

10.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.

И.п. – стоя.

11. Вытянуть руку, подняв указательный палец. Перевод взгляда с пальца на стену и наоборот.

Упражнения для развития координации движения и вестибулярного аппарата

1. Принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)

2. Поворот с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)

3. Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)

4. Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки. (Повторить 8-10 раз.)

Упражнения на расслабление

Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц.

Для снятия гипертонуса мышц рекомендуется использовать упражнения на мяче или на большом цилиндре:
1. И.П. - лежа на животе и боку, на спине. Покачивание ребенка. Также можно в этом положении проводить ему классический массаж.

2. И.П. - лежа на животе. Ребенок должен поднять и опустить руки, затем отвести их в стороны, попытаться расслабить и с силой опустить.

Упражнения при нарушениях функции легких и речевой функции:


1.
Задуть свечу
2. Произносить звуки А, У, О, МУ, при этом широко растянув губы.
3. Высовывать и втягивать язык.
4. Дуть на клочок бумаги (можно ваты). При этом сначала сделать глубокий вдох, растягивая губы, а затем протяжно выдохнуть воздух. Повторить 2-3 раза.
5. Приоткрыть рот и двигать челюстями вправо и влево, при этом произносить звуки А, У.

  1. Календарно - тематический план  учебного предмета

физическая культура в 4 ОВЗ классе

(1 час в неделю, 34 часа в год)

Изучаемый раздел, тема учебного материала.

Количество  часов

Дата

План

Факт

1

Техника безопасности на занятиях ЛФК. Корригирующие упражнения.

1

02.09

2

Упражнения для формирования правильной осанки. 

1

09.09

3

Упражнения для профилактики плоскостопия.

1

16.09

4

Упражнения на равновесие.

1

23.09

5

Правила личной гигиены. Упражнения для глаз

1

30.09

6

Упражнения  для мелкой моторики рук

1

07.10

7

Оздоровительная гимнастика, дыхательная гимнастика.

1

14.10

8

Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.

1

21.10

9

Упражнения для профилактики плоскостопия.

1

28.10

10

Упражнения для формирования правильной осанки

1

11.11

11

Упражнения при нарушениях функции легких и речевой функции

1

18.11

12

Комплекс упражнений с большими мячами

1

25.11

13

Упражнения  для мелкой моторики рук

1

02.12

14

Упражнения на координацию движения и равновесия. Обучение правильному дыханию: брюшному, грудному, полному.

1

09.12

15

Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки. Оздоровительная гимнастика, дыхательная гимнастика.

1

16.12

16

Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприседе, с различными положениями рук

1

23.12

17

Ходьба с перешагиванием через предмет

(2-3 предмета) по разметкам. Дыхательная гимнастика.

1

13.01

18

Упражнения при нарушениях функции легких и речевой функции

1

20.01

19

Подбрасывание мяча вверх до определенного ориентира

1

27.01

20

Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические

1

03.02

21

Упражнения для мелкой моторики рук

1

10.02

22

Упражнения для профилактики плоскостопия.

1

17.02

23

Упражнения на растягивание и расслабление мышц.

1

03.03

24

Упражнения для вестибулярного аппарата

1

10.03

25

Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения на равновесие.

1

17.03

26

Упражнения на координацию движения и равновесия

1

24.03

27

Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса

1

07.04

28

Упражнения для растягивания мышц

1

14.04

29

Упражнения для увеличения объема движения в суставах

1

21.04

30

Упражнения для глаз

1

28.04

31

Упражнения на координацию движения и равновесия

1

05.05

32

Упражнения при нарушениях функции легких и речевой функции

1

12.05

33

Упражнения для мелкой моторики рук

1

19.05

34

Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.

1

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР

Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...