Развитие ловкости баскетболистов
статья по физкультуре

Важной особенностью игры баскетбол является то, что смена приемов и действий происходит в зависимости от ситуаций. Одновременно с быстрой ориентацией и решением тактических задач, с умением сочетать максимальную скорость передвижения с высокой скоростью и точностью выполнения приемов, а также с быстротой и точностью смены выполнения одних приемов другими в соответствии с игровой обстановкой, спортсмен проявляет высокие координационные способности, т.е. - ловкость движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_lovkosti_basketbolistov.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ

Поскольку проявление отдельных двигательных качеств очень разнообразно, то и совершенствование каждого физического качества требует дифференцированной методики. Так, в процессе совершенствования скоростных способностей баскетболистов возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия соперников, проявления высоких скоростных возможностей при выполнении отдельных технических приемов игры, быстроты ориентации, принятия решений, выполнения различных передвижений, атакующих и защитных действий, сложных групповых взаимодействий с партнерами в условиях острого дефицита времени. В процессе развития различных физических качеств следует также учитывать, что спортсмен должен проявлять силу, быстроту, гибкость и выносливость в сочетании с координацией и точностью движений в условиях различного состояния организма.

Важной особенностью игры баскетбол является то, что смена приемов и действий происходит в зависимости от ситуаций. Одновременно с быстрой ориентацией и решением тактических задач, с умением сочетать максимальную скорость передвижения с высокой скоростью и точностью выполнения приемов, а также с быстротой и точностью смены выполнения одних приемов другими в соответствии с игровой обстановкой, спортсмен проявляет высокие координационные способности, т.е. - ловкость движений.

Определение ловкости как физического качества представляет для специалистов значительные трудности. Это связано с тем, что не совсем ясен вопрос, чем может быть измерена ловкость. Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия, точность и время выполнения.

Итак, ловкость определяется как способность овладения новыми движениями с одной стороны, и как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки.

Различают три степени ловкости. Первая степень характеризуется пространственной и координационной точностью движений. Вторая - пространственной точностью и координацией движений, выполняемых в сжатые сроки. И, наконец, третья, - высшая степень ловкости проявляется в точности и координации движений, осуществляемые в сжатые сроки в переменных условиях. Перефразируя сказанное выше, можно констатировать, что первая степень ловкости - это точность, вторая - точность в быстроте и третья - точность в быстроте при переменных условиях. Таким образом, несомненна зависимость проявления качеств силы, быстроты, гибкости и ловкости в специфических игровых условиях баскетболиста, а в связи с этим и необходимость параллельной работы над развитием этих качеств. Следовательно, определение ловкости может быть следующим:

Ловкость - комплексная способность спортсмена к проявлению высокого уровня силы, быстроты, гибкости в сочетании с координацией и точностью.

Хороший баскетболист должен обладать в высокой степени двигательными способностями и возможностями, включающими следующие компоненты при проявлении ловкости:

- координированные действия в безопорном положении;

- умение действовать с мячом в быстро меняющихся игровых ситуациях;

- владеть чувством равновесия (вестибулярной чувствительностью);

- умение ориентироваться.

Главным направлением в развитии ловкости считается овладение новыми разнообразными навыками и умениями. При этом очень важно повышение координационных трудностей, с которыми должны справляться баскетболисты исходя из точности движений, взаимной согласованности и внезапности игровой обстановки.

Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, в которых необходимо проявление точности, быстроты и координации движений. Для развития общей ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки на батуте, кувырки), подвижные и спортивные игры (в том числе игра баскетбол) в непривычных условиях: в воде, на коньках, хоккей в зале с уменьшенными клюшками и пр.

Специальную ловкость совершенствуют в игровых упражнениях с непривычными заданиями (игра в баскетбол без ведения мяча, игра в футбол в  одно касание и др.). Существует несколько способов усложнения условий выполнения упражнений: непривычные исходные положения, зеркальное исполнение, смена скорости, игрового пространства, способа выполнения, усложнение дополнительными движениями, перемены в действиях соперников, включение более сложных упражнений в зависимости от уровня подготовленности спортсменов. Поскольку упражнения со сложной координацией вызывают значительное физическое напряжение, их следует включать в небольшом объеме в подготовительной части или в начале основной части занятия.

К средствам развития ловкости относятся разнообразные акробатические, гимнастические и легкоатлетические упражнения с элементами передач, ловли и бросков мяча.

Следует помнить, что упражнения, направленные на развитие ловкости требуют много мышечных затрат и могут быстро привести к утомлению, что делает их мало эффективными. Их использование требует восстановления организма спортсменов и выполнять их следует тогда, когда нет следов утомления от предыдущей физической нагрузки. Развитие ловкости и умения ориентироваться требует от спортсмена свежести восприятия, поэтому эти качества следует развивать вначале основной части занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ловкости и координации движений.

Тренажер  "Лестница скорости" своими руками, методические рекомендации и упражнения....

План - конспект открытого урока по физической культуре в 3 классе "Подвижные игры на развитие ловкости"

Цель данного урока выяснить, что такое здоровье, научить детей определять параметры своего здоровья и узнать правила сохранения здоровья и факторы, влияющие на нег...

Внеурочная деятельность "Подвижные игры на развитие ловкости"

Цель урока: создание устойчивой мотивации на освоение подвижных игр на развитие ловкости. Задачи урока:1.Обучение комплексу упражнений для предупреждения плоскостопия.2. Развитие ловкости, быстро...

Внеурочная деятельность "Подвижные игры на развитие ловкости"

Цель урока: создание устойчивой мотивации на освоение подвижных игр на развитие ловкости. Задачи урока:1.Обучение комплексу упражнений для предупреждения плоскостопия.2. Развитие ловкости, быстро...

Развитие ловкости игровым способом в школе. Автор учитель физической культуру МАОУ СОШ № 72 Розниченко Елена Владимировна

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, способности к концентрации, переключению в...

Физическое качество-ловкость. Средства для развития ловкости.

Общая характеристика ловкости     Ловкость – это способность спортсмена быстро овладевать  новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответст...