Что такое кислородный долг
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Каверза Борис Иванович

Бегунам знакомо ощущение, когда после быстрой тренировки никак не можешь отдышаться: вроде бы уже остановился, а дыхание всё равно учащённое. Таким образом тело требует вернуть кислородный долг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_kislorodnyy_dolg.docx14.09 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое кислородный долг

Бегунам знакомо ощущение, когда после быстрой тренировки никак не можешь отдышаться: вроде бы уже остановился, а дыхание всё равно учащённое. Таким образом тело требует вернуть кислородный долг.

Как образуется кислородный долг

Кислородный долг – это разница между потреблением кислорода в состоянии покоя и после выполнения интенсивных упражнений. Приведённый выше пример с одышкой после быстрой пробежки – лишь одно из его проявлений. Когда мы даём телу нагрузку и особенно если работаем в анаэробной зоне, мы расходуем гликоген, накапливаем лактат, то есть берём ресурсы у тела взаймы.

Что такое кислородный долг

Кислородный дефицит в мышцах возникает в начале беговой работы – и должен быть восстановлен после её завершения

Можно привести аналогию с кредитной картой. Сначала мы тратим деньги с неё, а потом потом возвращаем средства, чтобы вернуть нулевой баланс. В случае с нашим организмом нулевой баланс – это состояние гомеостаза, а с точки зрения потребления кислорода – это его уровень в покое.

После интенсивной физической работы мы потребляем больше кислорода. Это называется EPOC – excess post-excercise oxygen consumption, избыточное пост-тренировочное потребление кислорода. Метаболизм ускоряется, калорий за единицу времени сжигается больше.

Факторы, способствующие этому:

- ресинтез гликогена для восполнения его запасов в мышцах и печени

- реоксигенация молекул гемоглобина и миоглобина

- учащённое сердцебиение

- повышенный уровень нейротрансмиттеров и гормонов адреналина и норадреналина

- повышенная температура тела

Как использовать EPOC

Наблюдения за EPOC развенчивают миф о необходимости тренировок в зоне низкой интенсивности ради похудения. В процессе самой тренировки на низком пульсе энергия тратится преимущественно из жиров, но при этом за тот же промежуток времени вы сжигаете меньше калорий.

Во время интенсивных упражнений в расход идёт гликоген, но в период EPOC метаболизм ускоряется, и калорий расходуется больше. Получается, что такие тренировки ещё более эффективны для потери лишнего веса. Отметим, что кислородный долг может возвращаться в течение 48 часов после тренировки.

Находясь в состоянии EPOC, можно закрывать «углеводное окно», так как именно в момент ускоренного метаболизма эффективнее компенсируются потери гликогена.

Некоторые исследования показали, что лёгкая пища перед интенсивной тренировкой и полноценное блюдо после неё разгоняют метаболизм и способствуют жиросжиганию.

Разгону метаболизма также поспособствует добавление одной интенсивной тренировки в неделю, если обычно вы бегаете в комфортном темпе. Плюс начнёт увеличиваться аэробная форма, так как аэробная система после таких нагрузок активно работает, чтобы вернуть организм в состояние гомеостаза.

Интересен тот факт, что если уровень потребления кислорода примерно одинаковый для натренированных и детренированных людей, то скорость компенсации кислородного долга у последних выше. Другими словами, чем лучше физическая форма, тем быстрее человек восстанавливается.

Таким образом, тренировочный процесс стоит выстраивать так, чтобы он включал в себя вариативные типы нагрузки, задействующие разные энергосистемы и запускающие механизмы компенсации типа EPOC. Так вы не дадите телу привыкнуть к однотипной нагрузке, которая тормозит развитие физической формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кислородные соединения углерода

Презентация для объяснения темы "Кислородные соединения углерода" в 9 классе....

Презентация к уроку химии в 9 классе "Кислородные соединения углерода"

Если учитель не включает в процессе учебного познания отобранные факты, которые связывают теорию с практикой, с жизнью, знания учащихся оказываются формальными. Предлагаю презентацию к уроку « Кислор...

Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!

Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все  совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...

Долг. Человек долга

помочь осознать социальное и личностное значения понятия "долг"...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему  «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция)....

Урок-киносценарий по повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство»

       В нетрадиционном уроке в течении одного урока совместно с учениками набросать сценарий фильма к повести «Долгое-долгое детство» М.Карима (выявить идею, построить комп...

Что такое долг, и кому мы должны. Классный час

Классный час. Который поможет обучающимся вспомнить свои обязанности и выполнить совместную творческую работу для классного уголка....