Программа «Наставничество»
методическая разработка по физкультуре

Современная система образования предъявляет особые требования к учителю, т.к. он призван обеспечить эмоциональное, социальное и психологическое становление личности обучающегося. Но это по силам только учителям, обладающим высокой профессиональной мотивацией и способным к профессиональному и личностному росту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnika.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

       МБОУ  Базарно Матакская гиназия имени Наби Даули Алькеевского МР РТ

Программа «Наставничество»

для работы с молодым специалистом

 по физической культуре

Ирдинкиным Денисом Александровичем

Разработчик  программы: Астафьев О.С.

учитель физической культуры, первая квалификационная категория

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………….3-4
  2. Цель и задачи программы…………………………………… 4-5
  3. Содержание программы………………………………………5-6
  4. Этапы реализации программы………………………………  6-7
  5. Тематический план…………………………………………….8-9
  6. План работы………………………………(приложение к программе)
  7. Литература……………………………………………………  10

  1. Пояснительная записка

Современная система образования предъявляет особые требования к учителю, т.к. он призван обеспечить эмоциональное, социальное и психологическое становление личности обучающегося. Но это по силам только учителям, обладающим высокой профессиональной мотивацией и способным к профессиональному и личностному росту.

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности:

  1. новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
  2. различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
  3. необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа «Наставничество»  должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса.

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста.  Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога.

Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике  роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности. 

Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей является первый год работы в школе.

Цель наставничества молодого учителя - увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике.

Ожидаемые результаты

для молодого специалиста:

  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
  • появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
  • участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
  • наличие портфолио у каждого молодого педагога;
  • успешное прохождение процедуры аттестации.

для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  •  повышение квалификации;
  •  достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодых специалистов;
  • повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях района.

Принципы наставничества

  • добровольность;
  • гуманность;
  • соблюдение прав молодого специалиста;
  • соблюдение прав наставника;
  • конфиденциальность;
  • ответственность;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • взаимопонимание;
  • способность видеть личность.

2. Цель и задачи программы.

Цель программыобеспечение эффективного вхождения в должность молодого педагога и уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в новую работу; формирование педагогически и методически грамотного учителя.

Задачи программы:

1) привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и закрепление учителя в образовательном учреждении;

2) ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

3) адаптации молодого педагога в коллективе, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

4) создание  условий для профессионального становления и самореализации молодого педагога; формирование  у молодого педагога потребность в непрерывном самообразовании

3. Содержание программы «Наставничество»

Январь

Нормативно-правовая база учителя предметника

Ознакомление с основными требованиями к школьной документации.

Изучение программ, методических пособий.

Изучение документов по ФГОС.

Составление рабочей  программы по предмету  «Физическая культура» Планирование воспитательной работы на год.

Собеседование. Особенности составления программы воспитательной работы.

Составление и разработка технологических карт к урокам.

Практическое занятие «Как вести классный журнал.

Оформление учебной программы, пояснительных

записок и классного журнала. 

Изучение мотивации педагогической деятельности.

Взаимопосещение уроков.

Февраль

Знакомство с УМК, по которому работаютучителя физической культуры

Адаптация в педагогическом коллективе.

Современный урок, план урока и его анализ.

Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий

Заседание ШМО «Мастер-класс. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся на уроке».

Методика проведения родительских собраний. Содержание, формы и методы работы с родителями.

Формы и методы работы на уроке.

Мастер-класс. Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока.

Методика проведения внеклассных мероприятий.

Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий.

Проверка выполнения программы. Посещение уроков.

Март

Определение темы по самообразованию

Самоанализ урока. Организация индивидуальной работы с обучающимися.

Заседание ШМО «Мастер-класс. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе».

Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий

Методика проведения внеклассных мероприятий, праздников

Беседы с молодым педагогом по результатам третьей четверти.

Взаимопосещение уроков.

Изучение отзывов детей и их родителей

Апрель

Освоение новых образовательных технологий деятельностного подхода. Приобретение практических навыков проведения уроков с использованием системно-деятельностного подхода. Обучение умению формирования познавательного интереса учащихся к предмету, планированиеинтересных уроков.

Изучение документов по ФГОС».

Участие молодого учителя в анализе уроков

Инновационные процессы в обучении.

Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы.

Проверка выполнения программы.

Май

Отработка индивидуального маршрута слушателя. Анализ процесса адаптации молодого учителя в ОУ.

Взаимопосещение уроков.

Формирование УУД учащихся».

Оформление документации. Составление отчета.

Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы)

Итоги воспитательной работы за год.

  1. Этапы реализации программы

Программа реализуется в три этапа:

1 этап. Организационный

Задачи этапа: разработка основных направлений работы с молодым педагогом; выявление профессиональных затруднений молодого педагогога,   создание нормативно-правовой базы.

Содержание этапа:

  1. Создание пакета нормативных документов по реализации Программы: 
    – Положение о наставничестве;
    – Система оценки профессиональной деятельности молодого педагога.
  2. Проведение психологического тестирования молодого педагога с целью выявления профессиональных затруднений.
  3. Составление и утверждение плана работы с молодым педагогом.

2 этап. Внедренческий

Задача этапа: реализация основных положений Программы.

Содержание этапа:

  1. Организация процедуры наставничества на уровне образовательного учреждения.
  2. Реализация плана работы с молодым педагогом.
  3. Проведение промежуточного тестирования (анкетирования) молодого педагога.
  4. Ведение портфолио молодого учителя.

3 этап. Аналитический этап

Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.

Содержание этапа:

  1. Проведение мониторинга реализации этапов программы.
  2. Изучение и обобщение материала, накопленного молодым педагогом; создание информационно-методического банка для обеспечения целостного видения деятельности молодого педагога;
  3. Осуществление проблемного анализа: проведение коррекции задач и планов программы наставничества.

Этапы становления молодого учителя включают:

1) адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)

2) стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)

3) преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

Параметры становления профессионального мастерства молодого учителя физической культуры в современных условиях определяются как ряд взаимосвязанных аспектов:

1) социального, суть которого заключается в закреплении выпускника педагогического учреждения в новой социальной роли, в выработке у него определённого стабильного отношения к этой роли,

2) профессионального, предполагающего включение молодого специалиста в реальную образовательную практику, овладение ею, освоение ведущих профессиональных функций,

3) психологического, включающего утверждение в новой деятельности, выработку индивидуального образа профессиональной деятельности.

Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса.

5.Тематический план

Тема

План работы

Нормативно-правовая база учителя предметника

Знакомство с программой «Наставничество»

Ознакомление с основными требованиями к школьной документации.

Изучение программ, методических пособий.

Изучение документов по ФГОС.

Составление рабочей  программы по предмету  «Физическая культура»

Планирование воспитательной работы на год.

Собеседование.

Составление и разработка технологических карт к урокам.

Задача урока (образовательная, развивающая, воспитательная)

Методические требования к современному уроку.

Соответствие методов обучения формам организации урока. Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия,

формы и методы.

Практическое занятие «Как вести классный журнал».

Знакомство с УМК, по которому работают учителя физической культуры

Школьная документация.

Адаптация в педагогическом коллективе.

Современный урок, план урока и его анализ.

Особенности составления программы воспитательной работы.

Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий

Мастер-класс. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся на уроке.

Формы и методы работы на уроке.

Методика проведения внеклассных мероприятий.

Содержание, формы и методы работы с родителями.

Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий.

Посещение уроков.

Изучение мотивации педагогической деятельности.

Проверка выполнения программы.

Ознакомление с Профстандартом педагога

Самообразование

Выбор темы по самообразованию

Самоанализ урока. Организация индивидуальной работы с одарёнными

 обучающимися.

Мастер-класс. Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока.

Методика проведения внеклассных мероприятий, праздников

Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий

Взаимопосещение уроков.

Изучение отзывов детей и их родителей

Беседа с молодым педагогом по результатам третьей четверти.

Освоение новых образовательных технологий деятельностного подхода.

Приобретение практических навыков проведения уроков с использованием системно-деятельностного подхода. Обучение умению формирования познавательного интереса учащихся к предмету, планирование интересных уроков.

Изучение документов по ФГОС».

«Мастер-класс. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе». Инновационные процессы в обучении.

Участие молодого учителя в анализе уроков.

Организация коррекционных занятий с обучающимися с низкой учебной мотивацией.

Консультация «Психолого-педагогические проблемы взаимодействия с ученическим коллективом»

Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику

своей работы. Проверка выполнения программы.

Отработка индивидуального маршрута слушателя.

Анализ процесса адаптации молодого учителя в ОУ.

Взаимопосещение уроков.

Формирование УУД учащихся.

Оформление документации. Составление отчета.

Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы)

Итоги воспитательной работы за год.

7. Литература

1.Проект «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

2.Программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования».

3.Ю.Н.Кулюткин, И.В.Муштавинская  Образовательные технологии и педагогическая рефлексия 2011

4.М.Г.Ермолаева Современный урок: тенденции, возможности,    анализ СПб АППО, 2010.

5. Ануфриев А.Ф. К анализу диагностического мышления   учителя//Психология учителя М.1989г

6. Муравьев, А. Е. Богоявленская. М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”, части I-II – 2000; часть III – 2001.

7. Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 34-45.

8. Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр “Педагогический поиск”. 2001.

9.Полякова, Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т.С. Полякова М.: Педагогика, 1983.-128 с.

10.Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е.И. Рогов -М.: Дело, 1999.-512 с.

11.Новикова, Т. Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т.Г. Новикова // Развитие образовательных систем в

контексте модернизации образования. — М.: АСАЕ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"

Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....

Программа наставничества

Программа«Наставник молодого педагога»...

Программа "Наставничество"

Программа "Наставничество 2015-2016 уч.год....

Программа "Наставничество"

Программа разработана для осуществления деятельности в рамках целевого постоянно действующего семинара "Наставничество" под моим руководством...

Программа наставничества

Программа наставничества молодых специалистов...

Программа наставничества

Данный план использууется при работе наставника с молодым специалистом....

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...