Викторина физкультурно-познавательной направленности «Спортивный калейдоскоп» среди обучающихся 8-х классов
методическая разработка по физкультуре (7, 8, 9 класс)

Абрамович Елена Григорьевна
Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять на каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств, и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями. Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры - обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны почерпнуть знания, а не только умения и навыки. Нужно не только рассказывать, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_viktoriny.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры

Викторина физкультурно-познавательной направленности «Спортивный калейдоскоп» для обучающихся 8 – х классов.

Цель: актуализация и формирование знаний, обучающихся о составляющих здоровья, здорового образа жизни, Олимпийских играх и различных видах спорта.

Задачи:

  • пропаганда ценностей здорового образа жизни среди подростков;
  • вовлечение обучающихся в различные виды положительной деятельности;
  • воспитывать у школьников интерес к истории Олимпийского движения, развитию видов спорта.

Оборудование: свисток, секундомер, мячи баскетбольные- 4шт., скакалка – 2 шт., фломастеры.

Подготовительная работа: подготовка вопросов для викторины, ватман с написанным по вертикали словом “здоровье”, пословицы. За 2 недели до проведения викторины обучающимся дается домашнее задание придумать название команды и девиз.

В викторине могут участвовать обучающиеся 7-9 классов. Команда состоит учеников класса. Жюри 3 человека.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте! Люди часто говорят друг другу это хорошее, доброе слово. Они желают друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие участники, гости, болельщики. Сегодня в нашей викторине участвуют обучающиеся 8-х классов. А называется наша викторина “Спортивный калейдоскоп”. Какая же викторина без жюри? Разрешите представить наше жюри (идет представление членов жюри).

Нашим командам было дано домашнее задание - придумать название команды и девиз. Это и будет нашим первым заданием. Сейчас команды пройдут жеребьевку, и мы начнем нашу викторину.

Первое задание: Представление: защита названия и девиза команд. Конкурс оценивается по 3-х бальной системе.

Ведущий: Для выполнения следующего задания ответьте мне на один вопрос “Вы знаете, что дороже всего на свете?” (дети отвечают). Конечно, это здоровье. И вот вам второе задание.

Второе заданиеРазминка для команд: на карточке записано слово здоровье по буквам вертикально (карточка №1), его надо истолковать с помощью слов или словосочетаний, например,

з – здорово!

д – добро

о - ответственность

р – радость,

о – обучение,

в – выдержка,

ь – ьвобюл (читай наоборот),

е – ежедневная зарядка, единомышленники.

Командам показывается карточка, на которой написано слово “здоровье” по вертикали и раздаются маркеры, время для обсуждения слов в группах 1 минута, после истечения времени ученики добегают до карточки и вписывают одно слово, возвращаются к команде и передают маркер следующему участнику. Победитель в эстафете получает 1 дополнительный балл.

Конкурс оценивается жюри по 3-х бальной системе.

Жюри подводит итоги 2-х конкурсов

Третье задание: Викторина «Калейдоскоп»

Ведущий: Виктори́на — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.

Слово «викторина» появилось в 1928-х г. в журнале «Огонёк». Известный советский журналист и писатель Михаил  Кольцов так озаглавил подборки, включающие в себя вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некто Виктор Микулин, сотрудник журнала. От имени Виктор и последних букв фамилии и сложилось слово «викторина».

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 10% - от факторов, связанных с наследственностью, на 10 % - от условий медицинского обслуживания, на 20 % от климатических условий и на 60% здоровье человека зависит от его образа жизни, поэтому так важно самим заботиться о своем здоровье. А что бы это делать правильно и грамотно вы должны уметь организовывать свой досуг, заниматься физической культурой и спортом, иметь знания по правильному питанию, здоровому образу жизни, быть подкованными в вопросах “Олимпийского движения”, знать виды спорта. Поэтому вопросы нашей викторины составлены на темы: Спорт, Питание, ЗОЖ, Олимпийская история.

Правила игры: Участникам раздаются карточки с буквами и с вопросами (карточка №2 и №3). За каждый правильный ответ даётся по одному баллу. Учитель зачитывает вопрос, на обдумывание командам даётся по 15 секунд. Команде, первой поднявшей карточку (с правильным ответом) начисляется дополнительный балл. Правила игры понятны? Ну а теперь мы начинаем нашу викторину (командам раздаются карточки с вопросами).

“Питание”

  1. В каких продуктах больше всего содержится белков?

А –  мясо, горох

Б –  сыр, фасоль

В – рыба, творог

  1. Основными источниками энергии для организма являются:

А – белки и минеральные вещества

Б -  углеводы и жиры

В – жиры и витамины

Г – углеводы и белки

  1. Суточная потребность человека в витаминах, как правило, составляет:

А – несколько микрограммов

Б – несколько миллиграммов

В – несколько граммов

Г – 100 граммов

  1. Принимать пищу сразу после занятий физическими упражнениями не рекомендуется. Почему?

А – нарушены нормальные условия для секреции соков

Б – появляется дополнительная нагрузка на организм, связанная с перевариванием пищи

В – снижается эффективность воздействия физических упражнений на организм

Г – отсутствует аппетит

“ЗОЖ”

1. Какой фактор играет определяющую роль для состояния здоровья человека:

А – образ жизни

Б – наследственность

В – климат

2. Назовите элементы здорового образа жизни:

А – двигательный режим, закаливание, личная и общественная гигиена

Б – рациональное питание, гигиена труда и отдыха, гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений в коллективе

В – все перечисленное

3. Всемирный день здоровья считается:

А – 23 июня

Б – 21 ноября

В – 7 апреля

Г – 1 августа

“Олимпийские игры”

  1. Какая страна является родиной Олимпийских игр?

А – Рим

Б – Китай

В – Греция

Г – Египет

  1. Слово “стадион” произошло от:

А -  греческой меры длины, равной 192,27 м

Б – места, где проходили соревнования по пентатлону

В – названия здания, где тренировались атлеты

  1. Продолжительность Олимпийских игр не должна превышать:

А – 16 дней

Б – 30 дней

В – 7 дней

  1. Когда состоялись первые Олимпийские игры современности?

А –  1980 г

Б – 1896 г

В –  776 году до нашей эры

Г –  1900 г

“Спорт”

  1. Правила баскетбола предусматривают, что на замену игрока отводится…

А – 10 сек.

Б – 20 сек.

В – 25 сек.

Г – 30 сек.

  1. Скелетон является разновидностью….

А – санного спорта

Б – горнолыжного спорта

В – конькобежного спорта

Г – многоборья

  1. Правила волейбола предусматривают, что команда в каждой партии имеет право максимум на…

А – три замены

Б – пять замен

В – шесть замен

Г – количество замен неограниченно

  1. К спортивным единоборствам относятся:

1.        Шахматы

2.        Бокс

3.        Стрельба

4.        Плавание

5.        Фехтование

Ответ: А (шахматы, бокс, фехтование)

По окончанию викторины жюри подводит итоги работы команд.

Третье заданиеБиатлон.

Ведущий:

И в мишень спортсмен стреляет,
И на лыжах мчится он.
А вид спорта называют
Очень просто: ...
Ответ: Биатлон

Правила игры: Эстафета. 6 человек от команды (3 мал., и 3 дев.) По команде судьи первый участник добегает до места метания, где лежат три мяча и по очереди беря по одному мячу метает в цель, если есть «промахи», то выполняет штрафные круги, и возвращается, передав эстафету за линией старта и т.д.

Победитель в эстафете 2 балла.

Четвёртое задание: Перекличка.

Правила игры: Команды по очереди называют виды спорта. Выигрывает, команда, «выкрикнувшая» последней вид спорта. (на обдумывание командам даётся 5 секунд).

Право первой произнести вид спорта, разыгрывается капитанами – кто дольше прыгнет через скакалку.

Победитель в перекличке получает 2 балла.

Пятое задание: Эстафета видов спорта.

Правила: Эстафета. 8 человек от команды (4 мал., и 4 дев.). По команде судьи первый участник добегает до места, где лежит карточка с рисунками спортивного инвентаря, записывает один вид спорта, и возвращается, передав эстафету за линией старта и т.д.

Победитель в эстафете 2 балла. Команда, правильно написавшая все виды спорта, в эстафете получает 1 дополнительный балл.

Шестое задание – Блиц - Турнир: Знатоки спорта

Ведущий: Ну а теперь мы переходим с вами к последнему конкурсу “Знатоки спорта”.

БЛИЦ – ТУРНИР: Каждой команде подготовлено по 21 вопрос, на которые они должны дать ответ. За каждый правильный ответ дается 1 балл.

Право первой команды начать турнир, разыгрывается капитанами – кто дольше выполнит ведения двух баскетбольных мячей.

На ответ командам дается 2 минуты.

Вопросы для первой команды:

1. На какие части (временные отрезки) делятся матчи в теннисе (сет, гейм)

2. Сколько игроков должно быть в баскетболе? (5игроков)

3. Назовите бегуна на короткие дистанции? (Спринтер)

4. Как называется борьба на руках? (Армрестлинг)

5. Назовите в какой игре пользуются самым тяжелым мячом? (в баскетболе)

6. Как часто проводятся Олимпийские игры (1 раз в 4 года)

7. Как называется строй, в котором занимающие размещены на одной линии один возле другого? (Шеренга)

8. В каком виде спорта самый высокий старт? (в парашютном)

9. Как называется расстояние между занимающимися, стоящими по фронту? (Интервал)

10. Как называются отверстия бильярдного стола в которые во время игры загоняют шары? (Луза)

11. На каких площадках проходят соревнования по теннису (Корт)

12. Сколько игроков играет в волейбол? (6)

13. Назовите, что защищает голову велогонщика? (Шлем)

14. В каком году проходили Олимпийские игры в Москве? (В 1980 году)

15. На какие части (временные отрезки) делятся матчи в хоккее (Период)

16.  Как называется танцор на льду (Фигурист)

17. В какой игре пользуются самым легким мячом? (Настольный теннис)

18. Как называется строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу? (Колонна)

19. Как называется правая и левая сторона оконечности строя? (Фланг)

20. В каком виде спорта самый низкий старт? (в подводном)

21. Может ли хоккей быть летним видом спорта? (Хоккей на траве)

Вопросы для второй команды:

1. Какова продолжительность игры в баскетбол (4 периода по10 мин)

2. Как называется спортсмен, который ходит сидя. (Шахматист)

3. Сколько игроков в футбольной команде? (11)

4. Как называют молодого спортсмена (Юниор)

5. На какие части (временные отрезки) делятся соревнования по футболу (тайм)

6. Какая длина беговой дорожки по кругу на спортивном стадионе (400м)

7. Чего не надо, если есть сила? (Ума)

8. Инструмент Спортивного судьи (Свисток)

9. Предшественники кроссовок (Кеды)

10. На каких площадках проходят соревнования по боксу (Ринг)

11. Длинная палка, которой спортсмены забиваю шары в бильярде? (Кий)

12. Сколько игроков в команде по хоккею с шайбой? (6)

13. Летающий участник бадминтона (Воланчик)

14. «Бородатый » спортивный снаряд (Козел)

15. Сколько фигур в шахматах? (32)

16. Назовите виды легкой атлетики? (Бег, прыжки, метания, эстафеты)

17. На каких площадках проходят соревнования по велоспорту (Трек)

18. Они находятся на подошве спортивной обуви, чтобы обувь не скользила. (Шипы)

19. Острый молоток, с помощью которого альпинист взбирается на скалу? (Ледоруб)

20. Страна зимних олимпийских игр 2014? (Россия).

21. Девиз Олимпийских игр. (Быстрее, Выше, Сильнее)

Жюри подводит итоги викторины.

(Пока жюри подводит итоги, ведущий проводит игру со зрителями и командами)

Ведущий: Русские люди испокон веку были здоровыми, крепкими, - это помогало им переносить все невзгоды и трудности. К тому же они всегда были сильными. Для кого-то сильные люди – это те, которые открыли гармонию в себе, для кого-то – честные и благородные люди, способные прийти на помощь другим. В русском языке много пословиц о здоровье. Давайте с вами попробуем их вспомнить.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Здоровье растеряешь – ничем не наверстаешь.

Живи с разумом, так и лекарок не надо.

Если хочешь быть здоров – закаляйся.

Болен лечись, а здоров – берегись.

Проходит награждение команд победителей.

06.12.2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности общекультурного направления «Культурный калейдоскоп» для обучающихся 2 класса реализации СФГОС НОО , вариант В (глухие дети).

Я, Тулякова Марина Альбертовна, первая квалификационная категория, работаю воспитателем группы продленного дня в КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с  ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5А и 5Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Азбука туризма» направление: спортивно-оздоровительное для обучающихся – 5-6 классов

Аннотация  В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрез...

Об итогах муниципального этапа Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» среди обучающихся общеобразовательных учреждений Большесолдатского района в 2020/2021 учебном году.

Об итогах муниципального этапа Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» среди обучающихся общеобразовательных учреждений Большесолдатского района в 202...