Разработка профориентационной практики, направленной на раннюю профориентацию среди обучающихся 6-9 классов.
проект (9 класс)

Программа воспитательной работы "Профориентация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка профориентационной практики, направленной на раннюю профориентацию среди обучающихся 6-9 классов.

Название

Программа воспитательной работы модуль «Профориентация»: « Девять шагов к успеху»

Краткое описание

Шаг 1. Установка на процесс обучения. Шаг 2. Факторы, способствующие достижению целей. Шаг 3. Исследовательская работа (Наблюдение, анкетирование, диагностика) Шаг 4. Создание единого организма: учитель, ученик, родитель. Шаг 5. Раскрытие творческих способностей. Шаг 6. Расширение кругозора обучающихся. Шаг 7. Соблюдение традиций. Шаг 8. Фиксирование результатов деятельности. Шаг 9. Достижения.

Образовательная организация

МОУ Индустринская ООШ Коломенскийг.о.  Московской области

Разработчики

Беглецова Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 9 класса МОУ Индустринской ООШ

Цель

Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности

Задачи

- помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;

- формировать у учащихся и выпускников школы мотивационной основы для получения начального и среднего профессионального образования и выбора ими рабочих профессий;

-  повышать информированность учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров.

Планируемые результаты

Достаточная информация о профессии и путях ее получения, потребность в обоснованном выборе профессии, уверенность школьника в социальной значимости труда, наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Кроме того, результатом программы должно стать культивирование права обучающегося на построение и реализацию своей жизни, а также профессиональной карьеры.

Целевая группа

5-9 класс

Партнеры

Зарайский педагогический колледж, ГСГУ, методический центр г. Коломна.

Соответствие нормативным документам

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

Дополнительные материалы

Методика «Дифференциально -диагностический» (ДДО, Е.А. Климов).

Методика «Тип мышления» (Методика определения типа мышления по модификации Г.В.Резапкиной)

Методика «Профиль»
Методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной

Методика «Эрудит»
(методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной)

Опросник профессиональных склонностей
(методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий».https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/03/14/programma-proforientatsionnoy-raboty-v-shkole

Разработка

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать личностными качествами, позволившими бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.

Мной была разработанапрофориентационная программа, которую я назвала «Девять шагов к успеху».

Шаг 1. Установка на процесс обучения.

Стараюсь доказать детям, что любую жизненную цель реально достигнуть. Для этого провожу во внеурочное время экскурсии для ознакомления с профессиями окружающих нас людей. Затем предлагаю опрос: кем бы хотел быть каждый из учеников. И  в качестве обобщения  обучающиеся делают вывод, что учеба, приобретение знаний – это путь к осуществлению своей мечты, к своей любимой профессии.

Шаг 2. Факторы, способствующие достижению целей.

Для того, чтобы успешно приблизиться к своей цели, формирую у каждого ученика необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Знакомлю детей со сберегающими здоровье факторами: чередованием работы и отдыха, умственных и физических нагрузок и т.д. Провожу классные часы о вреде курения, спиртных напитков. Соответственно проводятся оздоровительные мероприятия: туристические походы, «Веселые старты», агитбригады.

Шаг 3. Исследовательская работа (Наблюдение, анкетирование, диагностика)

Обязательным составляющим компонентом своей воспитательной работы считаю изучение личности обучающегося. Эта деятельность должна быть систематической и постоянной. Начинаю исследовательский процесс в 6 классе, предлагая написать сочинение «Кем я хочу быть?». После ознакомления с текстами сочинений делаю для себя обобщающий вывод, который позволяет начать индивидуальную работу по профориентации. Знакомлю с этими выводами родителей обучающихся.

Параллельно проводится и диагностическая работа.  Я пользуюсь следующими методиками:

1. «Дифференциально–диагностический опросник» (ДДО, Е.А.Климов).

2. «Тип мышления» (Методика определения типа мышления в модификации Г.В.Резапкиной)

3. «Профиль»
(методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной)

4. «Эрудит»
(методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной)

5. Опросник профессиональных склонностей
(методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

Шаг 4. Создание единого организма: учитель, ученик, родитель.

Итоги  диагностики обсуждаем с родителями, делаем соответствующие выводы, приносящие положительные результаты. Подбираем для детей соответствующие их наклонностям курсы и дополнительные занятия, кружки, секции.

Шаг 5. Раскрытие творческих способностей.

Мое твердое убеждение состоит в том, что только наличие свободного времени способствует раскрытию творческих способностей. Но детей в это русло надо направлять, подталкивать. Для этого необходимо выявить их склонность к чему-то, увлечения.

Во время подготовки к праздникам я предлагаю обучающимся задания на разные темы по всевозможным областям и сферам жизни: написать интересный рассказ, сочинить стихотворение, написать картину, исполнить танец, придумать инсценировку, пантомиму, показать фокусы, устраиваю состязания по армреслингу, отжиманию, гинесс-шоу. Диапазон для творчества достаточно широк: музыка, литература, искусство, спорт, театр. И все это делается с единственной целью – найти каждому себя, реализовать себя, проявить себя. Чтобы, достигнув совершеннолетия, освоив азы своей профессии, посвятить жизнь любимому делу, получая от результатов своего труда максимум удовольствия.

Шаг 6. Расширение кругозора обучающихся.

Методика работы с детьми в этом направлении строится с учетом интегрированного подхода. Мы ходим на экскурсии в Коломенский краеведческий музей, посещали МХАТ, Пушкинский музей, музей С.А Есенина, Ледовый дворец и др.

Шаг 7. Соблюдение традиций.

Есть такое изречение: нет народа без истории. А народ складывается из отдельных, составных частей. Семья всегда считалась ячейкой общества. А поэтому память о предках является составной частью любого воспитательного процесса.

В этом направлении в МОУ Индустринской ООШ проводятся воспитательные мероприятия:

1. Торжественный прием в ряды отряда юных инспекторов ДД.

2. Встреча с выпускниками школы.

3. Составление генеалогического дерева.

 К составлению родословной мы относимся кропотливо, обязательно указываем, кто по профессии были предки. Тем самым закладывается фундамент для дальнейшего соблюдения семейных традиций.

4. День самоуправления.

Каждый год в нашей школе обучающиеся 9-х классов проводят День самоуправления, проводя уроки в 1-8 классах. Особое внимание при подготовке к данному мероприятию я уделяю ребятам, которые планируют в будущем стать педагогами.

Шаг 8. Фиксирование результатов деятельности.

Любая хорошая работа ученика не остается без внимания. У каждого обучающегося есть портфолио, куда он заносит, хранит и накапливает свои достижения. Постоянно происходит сравнительный анализ, равнение на лидеров. Содержимым портфолио являются грамоты за хорошую и отличную успеваемость, за активное участие в классной и школьной жизни, благодарственные письма за внеклассную работу, за спортивные достижения, за музыкальные способности и вокальные данные, художественные и поэтические способности, наградные дипломы конкурсантов.

Шаг 9. Достижения

На протяжении нескольких лет  проводится воспитательная работа по профориентации школьников, мониторинг которой показал, что 76% моих выпускников работают по профессии. 6 человек на данный момент являются студентами ГСГУ, 7человек – студенты Коломенского политехнического колледжа, 4 человека – студенты медицинского колледжа. 1 ученица обучается в Егорьевском филиале ГСГУ, 1 – студент Бауманского университета.

На базе МОУ Индустринской школы регулярно проводятся встречи с представителями МЧС.

Семеро обучающихся стали членами общества «Лесничий».

Четыре выпускницы нашей школы на данный момент осваивают профессию педагога и на договорной основе будут работать в МОУ Индустринской ООШ.

Мой опыт работы по профориентации школьников лег в основу курсовой работы студентки филологического факультета ГСГУ Байбаковой Полины Константиновны.

Я уверена, что самое главное – ориентировать детей на выполнение любого дела с душой, с любовью. Только в этом случае вырастет красивое дерево, которое принесет свои плоды. Считаю, что выбрала правильные методы для профориентации своих учеников, иначе бы у них не рождались такие стихи:

До встречи!

Сейчас профессий разных очень много,

Я тоже скоро буду выбирать:

Юрист, учитель, врач, шофер, строитель?

Решил я твердо машинистом стать.

Хочу я ветра теплого порывы,

Мечтаю землю нашу обогнуть.

Друзья, быть может, вы и улыбнетесь,

Но мне с пути такого не свернуть.

В далеком детстве снились мне просторы

Родной страны, где дышится легко,

Где запах трав, туман небесно-синий,

Там где течет парное молоко.

Хочу я, чтобы это все  продлилось,

Хочу России каждый уголок я знать,

Ловить губами теплый летний вечер,

Мечтаю землю нашу повидать.

Так стану я водить локомотивы,

Мне счастья большего не суждено найти,

Я из кабины помашу рукою

До встречи, друг, увидимся  в пути!

(Щербаков Андрей,  9 класс)

  Список использованных ресурсов:

1. https://infourok.ru/sbornik-metodicheskih-materialov-proforientaciya-v-shkole-4352234.html

2. https://ufimedu.bashkortostan.ru/wp-content/uploads/2018/07/Proforientacionna9I_Rabota.pdf

3. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/03/14/programma-proforientatsionnoy-raboty-v-shkole

4. Морозова, М. М. Виды внеклассной работы / М.М Морозова.-М.: Просвещение 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическя разработка "Метод практико-направленного обучения в развитии творческих способностей учащихся".

Девиз педагогов английской школы "Через руки - к разуму" очень актуален и в Российских школах. Одной из важнейших задач предмета "Технология" является воспитание практичного, творческого человека, вла...

Рабочая программа по профориентации для обучающихся 9-ых классов

Рабочая программа составлена на основе программы предпрофильной подготовки учащихся "В поисках своего призвания" Кудряшовой С.В. Расчитана на один год обучения для детей  9-ых клас...

Методическая разработка положения о проведении военизированной эстафеты посвященной Дню Защитника Отечества среди обучающихся 6-11 классов

Данная методическая разработка направленна на воспитание патриотизма у обучающихся и посвящена Дню Защитника Отечества.Данная методическая разработка состоит из двух частей: военно прикладной и спорти...

Проект «Твой выбор», направленный на раннюю профориентацию и социализацию учащихся с интеллектуальными нарушениями 1-9 класс

ТЕМА ПРОЕКТА: профориентационная работа с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Современное общество предъ...

Методическая разработка дистанционного урока по теме «Обработка текстовой информации» предмета информатика среди обучающихся 7-ых классов.

Технологическая карта дистанционного урока по теме «Обработка текстовой информации» предмета информатика среди обучающихся 7-ых классов....

Викторина физкультурно-познавательной направленности «Спортивный калейдоскоп» среди обучающихся 8-х классов

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у...

Робототехника как инновационное направление в ранней профориентации дошкольников

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ В ДОУ...