ПРОГРАММА ДОП ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа по физкультуре

Запеко Мария Григорьевна

Программа секции "Волейбол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sektsii_voleybol_2022-23.docx234.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новобирюсинская средняя общеобразовательная школа

        

Дополнительная общеразвивающая программа

«Волейбол»

на 2023- 2025 учебный год

Адресат программы:

Обучающиеся 6-11 лет

Срок реализации: 2 года

Уровень: базовый

Разработчик программы:

Запеко М.Г.-педагог

дополнительного образования

Реализуется с 2023 года

рп. Новобирюсинский, 2023 год

Содержание

Пояснительная записка

Актуальность, педагогическая целесообразность………………………………….               3

Отличительные особенности программы……………………………………………              3

Адресат программы……………………………………………………………………             3

Срок освоения, форма обучения, режим занятий……………………………………             3

Цель программы………………………………………………………………………..             3

Задачи программы………………………………………………………………………            4

Основные характеристики программы

Объем программы………………………………………………………………………            4

Содержание программы

1 год……………………………………………………………………………….

   4

2 год……………………………………………………………………………….

   5

Планируемые результаты ……………………………………………………………….          5

Организационно-педагогические условия

Учебный план

1 год…………………………………………………………………………………

 5

2 год…………………………………………………………………………………

 5

Календарный учебный график …………………………………………………………..     5

Оценочные материалы……………………………………………………………………        7

Методические материалы………………………………………………………………...        7

Условия реализации программы…………………………………………………………        8

Список использованных источников информации …………………………………       8

Пояснительная записка

Программа «Волейбол» разработана на основании:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Концепции развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
  • «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

Направленность программы спортивная.

Актуальность программы данной программы дополнительного образования в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • разноуровневость;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся.

Отличительной особенностью содержания данной программы является количество часов и  адаптация к условиям работы как на массовость, так и на спортивное мастерство.

Адресат программы: обучающиеся 6 – 11 лет. Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе по одновозрастному принципу, без предварительного отбора.

Форма обучения - очная, в случае необходимости, дистанционная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом; продолжительность академического часа 40 минут.  

Цель программы: приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

- Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и подростков.

-Овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой волейбола.

-Воспитание высоких моральных и волевых качеств; развитие специальных физических качеств личности.

-Приобретение практических навыков и теоретических знаний в области волейбола, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля.

Наряду с практическими занятиями, проводятся и теоретические занятия. Программа построена по принципу изучения, и повторения объема знаний, умений и навыков. Занятия проводятся в форме физкультурных занятий, теоретической подготовки, проведения культурно - массовых мероприятий, соревнований, бесед, конкурсов, игр, помогающих развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования. В ходе проведения занятий используется, в том числе и индивидуальный подход. На занятиях по возможности используются технические средства (видео, наглядные пособия и др.)

Объём программы: 272 часов

1 год обучения – 136 часов

2 год обучения – 136 часов

Учебный план, первый год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Педагогический контроль

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Правила охраны труда и техника безопасности

1

-

1

вводный

2

Техническая подготовка

-

77

77

текущий

3

Тактическая подготовка

1

9

10

текущий

4

Упражнения общей и специальной физической подготовки

-

18

18

текущий

5

Основы судейства. Правила соревнований

1

-

1

текущий

6

Двусторонняя игра

-

28

28

текущий

7

Итоговое занятие.

-

1

1

итоговый

Итого:

3

133

136

Содержание программы

Первый год обучения, 136 часов:

  • Вводное занятие - 1 часа;
  • Теоретические занятия - 2 часа;

Практические занятия – 133 часа;

Учебный план, второй год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Педагогический контроль

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Правила охраны труда и техника безопасности

1

-

1

вводный

2

Техническая подготовка

-

77

77

текущий

3

Тактическая подготовка

1

9

10

текущий

4

Упражнения общей и специальной физической подготовки

-

18

18

текущий

5

Основы судейства. Правила соревнований

1

-

1

текущий

6

Двусторонняя игра

-

28

28

текущий

7

Итоговое занятие.

-

1

1

итоговый

Итого:

3

133

136

Содержание программы

Первый год обучения, 136 часов:

  • Вводное занятие - 1 часа;
  • Теоретические занятия - 2 часа;

Практические занятия – 133 часа;

Календарный учебный график

Год

обучения

Дата начала

обучения

по

программе

Дата

окончания

обучения

по программе

Всего

учебных

недель

Количество

учебных

часов

Режим

занятий

1год

01.09.2023

25.05.2024

34

136

2 раза в неделю по 2 часа

2год

01.09.2024

25.05.2025

34

136

2 раза в неделю по 2 часа

272

Планируемые результаты

Обучающиеся будут знать:

  • значение правильного режима дня юного спортсмена;
  • разбор и изучение правил игры в волейбол;
  • о роли капитана команды, его права и обязанности;
  • правила использования спортивного инвентаря.

Обучающиеся будут уметь:

  • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
  • управлять своими эмоциями;
  • владеть игровыми ситуациями на площадке;
  • владеть техникой передвижений, остановок, поворотов, а также техникой нападающих ударов.

 

Игра в волейбол способствует развитию личностных качеств занимающихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного занятия и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки игры в волейбол.

Универсальными компетенциями у занимающихся на этапе начального образования являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения обучающимися программы являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения занимающихся по программе являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения занимающимися по программе являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физкультуры;

— излагать факты истории развития игры в волейбол, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении спортивных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

— выполнять технические действия из спортивных игр в волейбол, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Оценочные материалы

Формы подведения итогов обучения:

- зачетные занятия;

- итоговые занятия

- тестирование

- участие в соревнованиях разного уровня (районные, региональные).

Результаты освоения программы в течении учебного года оцениваются по двум критериям. Это теоретические знания и практические умения.

Оценка качества реализации программы «волейбол» включает в себя текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Текущий контроль проводится по завершению изучения раздела.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных практических занятий-зачетов, соревнований.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются на основании рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности учреждения. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Результаты аттестации фиксируются в протоколе, утвержденном локальным актом.

Методические материалы

Формы обучения и виды занятий: на занятиях преобладает практический вид деятельности. Соотношение теоретического и практического материала составляет 1:4.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, игровой.

Структура учебного занятия предполагает следующие этапы:

- подготовительный этап: разминка.

- основной этап (в зависимости от типа занятия): изучение нового материала или закрепление ранее пройденного;

- заключительный этап: подведение итогов занятия, рефлексия.

Реализация данной программы базируется на следующие принципах:

- принцип дидактики (построение учебного процесса от простого к сложному, от частного к общему).

принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания программы к современным условиям деятельности детского объединения).

принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий).

принцип творческой мотивации - индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности воспитанников. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию своего «Я».

Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:

• постепенность в развитии природных способностей детей;

• строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;

• систематичность и регулярность занятий;

• целенаправленность учебного процесса.

Условия реализации программы

Занятия проводятся в спортивном  зале  с достаточным освещением.

Специальный инвентарь и оборудование:

Спецформа: спортивный костюм.

Кадровое обеспечение

Обучение по программе осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее спортивной направленности, профессиональные знания и умения педагога отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах.

Список литературы

  1. Волейбол. Учебник для спортивных факультетов под ред. А.Г. Айриянца. – М.:, 1998
  2. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подговки, учебно-тренировочный) – М.: Советский спорт, 2007
  3. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классов // под ред. В. И. Ляха, 2014
  4. Методика физического воспитания// под ред. В. И. Ляха. – М., «Просвещение», 2004
  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре. – М., «Дрофа», 2000
  6. Методика опережающего обучения детей игре в волейбол.

          free/kursovaya…igre_v_voleybol

  1. Обучение игре в волейбол. festival.1september.ruarticles/573494/
  1. Обучение волейболу | Информационный портал об игре волейбол. VolleyMos.ru
  1. Сайты: pedsovet.su
  2.  www.1september.ru
  3. www.volley.ru
  4. www.mon/gov.ru
  5. www.sportteacher.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Урок «Музыка» 1 класс разработан в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр)

Место данного урока в системе указанной программы: 1 класс, IIIчетверть.Тема урока:  Мелодии и краски природы в жизни человека.Птицы в нашем лесу. Наши меньшие друзья – птицы.Цель урока (пр...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...