Проект на тему"Законы физики в спорте"
проект по физкультуре (7 класс)

Винитцкий Павел Викторович

Материал может быть испотльзан на уроках физической культуры и классных часах, с целью привлечения учащихся к спорту 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx793.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №18"

Златоустовского городского округа

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Законы физики в спорте

Предмет: физическая культура

Тип проекта: исследовательский

АВТОР ПРОЕКТА:

Сысоева Александра Сергеевна,

ученица 7Г класса

НАСТАВНИК ПРОЕКТА:

Винитцкий Павел Викторович,

учитель физической культуры





Златоуст – 2022

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1.  Теоретическая часть…………………………………… ……..4

1.1. О физике и физической культуре…………………………………….4

1.2. Физические законы и явления в спорте……………...………………5

Глава 2. Практическая часть………………………………………..……9

2.1. Эксперимент…………………………………………………………...9

2.2. Правила выполнения стендового доклада …….………………….....9

2.3. Создание продукта проектной работы – стендового доклада «Законы физики в спорте»…………………... …………………………………11

Заключение……………………………………………………………….12

Список литературы…………………………………………..……….…13

Приложения………………………………………………………………14

Введение

Физическая культура играет важную роль в жизни человека. Но многие никогда не задумывались, какая существует связь между физикой и спортом. Есть множество видов спорта: футбол, волейбол, хоккей, баскетбол и т.д. В каждом из них действуют законы физики.

Вопросы, рассматриваемые в работе очень актуальны, так как они повышают интерес к изучению физики и к урокам физической культуры. Ученик, который имеет представление о физических законах и закономерностях, может применить полученные знания на практике для повышения своих спортивных достижений.

Объект – законы и закономерности физики.

Предмет – влияние законов и закономерностей физики на спортивные достижения.

Гипотеза: знания, полученные на уроках физики можно использовать на уроках физической культуры для повышения спортивных результатов школьников.

Практическое значение заключается в возможности использования  результатов проектной работы на уроках физической культуры для повышения спортивных результатов школьников.

Цель проекта: исследовать взаимодействия физических законов и явлений в разных видах спорта.

Задачи проекта:

  1. Изучить  физические законы и явления, знание которых помогает спортсменам улучшить свои спортивные результаты в разных видах спорта.
  2. Систематизировать информацию об этапах работы над стендовым докладом.
  3. Оформить продукт проектной работы – стендовый доклад «Законы физики в спорте», с целью знакомства сверстников.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. О физике и физической культуре

Прежде, чем рассматривать законы физики в спорте, изучим сначала понятия «Физика» и «Физическая культура».

Физика — область естествознаниянаука о наиболее общих законах природы, о материи, её структуре, движении и правилах трансформации. Понятия физики и её законы лежат в основе всего естествознания. Является точной наукой.

Термин «физика» впервые использовал Аристотель в 4 веке до н. э. Первоначально термины «физика» и «философия» были синонимами, так как в основе обеих дисциплин лежало стремление объяснить законы функционирования Вселенной. В 15 веке физика стала самостоятельной научной отраслью.

В современном мире значение физики чрезвычайно велико. Всё то, чем отличается современное общество от общества прошлых веков, появилось в результате применения на практике физических открытий.

В русский язык слово «физика» было введено М. В. Ломоносовым, издавшим первый в России учебник физики.  

Некоторые закономерности являются общими для всех материальных систем, — их называют физическими законами. Физику иногда называют «фундаментальной наукой», поскольку другие естественные науки, —биологияхимия, физическая культура — описывают только некоторый класс материальных систем, подчиняющихся законам физики [5].

Физическая культура — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья человека в процессе осознанной двигательной активности.

Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни

социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

В отличие от спорта, физкультура направлена на укрепление здоровья, тогда как спорт направлен на получение максимального результата и получения спортивных наград [7]. Физика и физическая культура тесно взаимосвязаны.

1.2. Физические законы и явления в спорте

Изучая законы физики в спорте, прежде всего, говорят об инерции и силе: тяжести, упругости (сила Гука), трения скольжения, архимедова сила.

Для исследования нами рассмотрены физические законы лишь в некоторых видах спорта. Среди них фигурное катание, футбол, хоккей, настольный теннис и плавание.

Фигурное катание — конькобежный вид спорта, относится к сложно координационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнении дополнительных элементов (вращенийпрыжковкомбинаций шаговподдержек и др.) под музыку [4].

Физика в фигурном катании: во время движения фигуриста, при соприкосновении конька со льдом возникает сила трения скольжения.

При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. В учебнике физики 7 класса А. В. Пёрышкина сила трения рассматривается в §32.

Одной из причин возникновения силы трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел [2]. Даже гладкая на вид поверхность льда имеет неровности и царапины. Когда фигурист скользит (катится) по льду, эти неровности коньков и льда цепляются друг за друга,

что создаёт некоторую силу, задерживающую движение. Чтобы уменьшить силу трения, фигуристы используют специальную смазку.

Сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности: Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше возникающая при этом сила трения. То есть, чем больше вес фигуриста, тем больше сила трения.

Сила трения скольжения лежит в основе других видов спорта: санки, лыжи, велосипед.

Футбол — командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире [8].

Физика в футболе: наблюдения и опыты показывают, что скорость тела сама по себе измениться не может. Футбольный мяч лежит на поле. Ударом ноги футболист приводит его в движение. Но сам мяч не изменит свою скорость и не начнёт двигаться, пока на него не подействует другие тела. Футбольный мяч, катящийся по земле, останавливается из-за трения о землю [2]. Под действием другого тела (футболиста) происходит также изменение направления скорости. При игре в футбол действует явление инерции (явление, сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел). Чем меньше действие футболиста  на мяч, тем дольше сохраняется скорость его движения и тем ближе оно к равномерному. В учебнике физики 7 класса А. В. Пёрышкина об инерции говорится в §18.

Явление инерции также используется спортсменами при игре в теннис, велосипедистами, биатлонистами при стрельбе из винтовки.

Хоккей с шайбой, хоккей на льду — командная спортивная игра на льду, заключающаяся в противоборстве двух команд на коньках, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить её наибольшее количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои [9].

Физика в хоккее: силовые приёмы – составная значимая часть хоккея. Они направлены на отбор шайбы у соперника. В результате силовых приёмов игроки сталкиваются друг с другом и отскакивают в стороны в результате контакта. Спортсмен прикладывает силу своего тела к другому игроку и заставляет соперника двигаться в направлении приложенной силы. Когда игрок ударяется о бортик, он отлетает от него обратно. Иногда игроки сталкиваются на льду на большой скорости и разлетаются в противоположные стороны. За счёт специальной техники выполнения броска хоккеисты используют силу упругой деформации клюшки для придания шайбе дополнительного ускорения. Здесь действует закон Гука (об упругой деформации). Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходной положение, называется силой упругости. Изменение длины тела при растяжении (или сжатии) прямо пропорционально модулю силы упругости. В учебнике физики 7класса А. В. Пёрышкина закон Гука рассматривается в §26. Победу в хоккее легко завоевать, если на службе у игроков и тренеров стоит знание законов физики и наиболее правильное использование этих законов [6].

Настольный теннис — олимпийский вид спорта, спортивная игра с мячом, в которой используют специальные ракетки и игровой стол, разграниченный сеткой пополам. Игра может проходить между двумя соперниками или двумя парами соперников. Задачей игроков является удерживать мяч в игре при помощи ракеток — каждый игрок после одного отскока мяча на своей половине стола должен отправить мяч на половину стола соперника [1].

Физика в настольном теннисе: на теннисный мячик, как и на любое тело на Земле, действует сила тяжести, направленная вниз. В учебнике физики 7 класса А. В. Пёрышкина о силе тяжести говорится в §25. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Сила тяжести прямо пропорциональна массе этого тела [2].

Плавание — вид спорта или спортивная дисциплина. Заключается в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом, в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота (в плавании брассом подобное ограничение сформулировано по-другому); скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту [3].

Физика в плавании: на пловца в воде действует выталкивающая сила. Эта силы ещё называется архимедовой силой. В учебнике физики 7 класса А. В. Пёрышкина об этой силе говорится в §51. На тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости. Если тело погружено в жидкость, то оно теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость.

С помощью физики и её законов, стало появляться больше видов спорта. Значение физических законов играет большую роль в совершенствовании спортивных достижений.  Спорт без физики бессилен. Физика – важная наука в спорте [6].

В приложении 1 рассмотрено применение законов Ньютона в спорте.

Мы подробно рассмотрели только 5 видов спорта, поэтому приведем таблицы, чтобы было понятно, что каждый вид спорта связан с определенным физическим законом или явлением (приложение 2, таблицы 1, 2).

Глава 2. Практическая часть

2.1. Эксперимент

В целях исследовательского проекта, был проведён эксперимент на проверку одного из законов. «Чем больше масса, тем больше скорость».

Для того, чтобы проверить правда ли это, понадобились таймер, пластилин, трек и машинка. Ставим машинку на начало нашего трека (горки) и отпускаем, одновременно засекая таймером время. Затем делаем тоже самое, но утяжеляем машинку пластилином.

Расстояние, которое проезжала машинка, равно 110 см. Время, которое машинка проехала без утяжеления – 1,81 секунд, с утяжелением – 1, 48 секунд. Зная время и расстояние, мы можем найти скорость машинки.

110: 1,81 = 60,77 см/с – скорость без утяжеления

110: 1,48 = 74, 32 см/с – скорость машинки с утяжелением

Результат исследования: закон работает. Для лыжников и бобслеистов, да и школьников, если потребуется, данный закон будет важен, ибо они смогут набрать большую скорость.

2.2. Правила создания стендового доклада

Для представления школьникам этих результатов, в качестве продукта проектной работы, решено выполнить стендовый доклад. Тема – «Законы физики в спорте».

Стендовый доклад (постер – одна из востребованных форм представления информации на конференциях, семинарах, благодаря которой можно за короткий промежуток времени донести до посетителей разноплановые сведения большого объема. Это визитная карточка работы.

Стендовый доклад – это максимальное количество наглядной информации (картинки, фотографии, графики, схемы) и минимум текста.

При создании постера следует придерживаться рекомендаций:

  1. располагать информацию вертикально на листе формата А0 (841мм х 1189мм);
  2. использовать минимум текста (не более 25% от всего материала);
  3. для выделения названий разделов и подразделов использовать жирный шрифт или буквы большего размера;
  4. размер шрифта должен быть достаточным для свободного чтения с расстояния одного-двух метров: основной текст не менее 24 пт, заголовки – 28–44 пт). Лучше использовать шрифты класса sans serif, например, Arial или Helvetica.
  5. цвет текста должен контрастировать с фоном (темный текст на светлом фоне и наоборот;
  6. графический материал должен быть разнообразным: таблицы, рисунки, диаграммы, фотографии);
  7. все иллюстрации должны иметь достаточное разрешение (не менее 300 точек на дюйм), чтобы избежать проявления пикселей.

Правила размещения информации:

  1. постер должен читаться, начиная от левого верхнего угла и заканчивая нижним правым;
  2. вспомогательные разделы (контактная информация, благодарности, литература) можно расположить внизу постера, используя более мелкий шрифт;
  3. в верхней части постера следует поместить название, фамилию, имя автора;
  4. самую важную информацию целесообразно разместить в верхний левый угол и центр;
  5. в правом верхнем углу располагают фотографию автора, эмблему заведения, другой иллюстративный материал [10].

Существует много пакетов для оформления постера. Однако эти пакеты переполнены инструментами для графического дизайна и требуют специальных навыков работы с ними. Power Point является приемлемой программой для оформления постера единым листом. 

2.3. Создание продукта проектной работы – стендового доклада «Законы физики в спорте»

Постер создали в программе Power Point:

  1. Открыли Power Point.
  2. Создали новую презентацию без фона (приложение 3, рисунок 1).
  3. Установили параметры слайда: Файл → параметры страницы → произвольный→ ширина  59,4 см;  высота 84,1 см (приложение 3, рисунок 2).
  4. Сохранили постер.
  5. Для разметки использовали сетку и направляющие. Выбрали:  Вид → сетка и направляющие → привязать к сетке, шаг 0,5 см → показывать сетку и показывать направляющие.
  6. Изменили границы информационного пространства постера. По умолчанию на слайде есть две направляющие. Добавим еще несколько. Удерживая cntr, кликнули и переместили вертикальную направляющую влево, установив на 0,25 см от края. Линия раздвоилась и переместилась влево. Аналогично с правой, верхней и нижней границами.
  7. Продумали, какую информацию будет содержать постер: картинки видов спорта (хоккей, фигурное катание, плавание, баскетбол, настольный теннис), 2 таблицы и текст с определениями видов спорта.
  8. Отформатировали текст заголовка (шрифт Arial, размер 44, полужирный, все буквы прописные, выравнивание по центру) и основного текста (шрифт Arial, размер 24, выравнивание по левому краю).
  9. Продукт проектной работы – стендовый доклад (постер) «Законы физики в спорте» готов (приложение 3, рисунок 3).

Заключение

Спорт без физики бессилен.

На пути к спортивным достижениям стоят преграды тех или иных физических явлений и закономерностей.

В ходе исследования мы узнали:

  • как физическая культура связана с физикой;
  • как применять на практике законы физики для достижения спортивных результатов;
  • что такое стендовый доклад и как его выполнить; создали продукт проектной работы – стендовый доклад «Законы физики в спорте».

Одноклассники на уроке физической культуры были ознакомлены с законами физики в спорте и смогут эти знания применить на практике

Таким образом, гипотеза доказана, цель проекта достигнута.

Список литературы

  1. Настольный теннис. Режим доступа:   https://ru.wikipedia.org/wiki/Настольный_теннис. – Заглавие с экрана. (Дата обращения: 03.02.2022).
  2. Перышкин, А. В. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А. А. Перышкин. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.: ил.
  3. Плавание. Режим доступа:   https://ru.wikipedia.org/wiki/Плавание. – Заглавие с экрана. (Дата обращения: 30.01.2022).
  4. Фигурное катание. Режим доступа:   https://ru.wikipedia.org/wiki/Фигурное_катание. – Заглавие с экрана. (Дата обращения: 13.02.2022).
  5. Физика. Режим доступа:   https://ru.wikipedia.org/wiki/Физикам. – Заглавие с экрана. (Дата обращения: 24.01.2022).
  6. Физика в спорте. Режим доступа:   https://rosuchebnik.ru/material/fizika-v-sporte-7484/. – Заглавие с экрана. (Дата обращения: 29.01.2022).
  7. Физическая культура. Режим доступа:   https://ru.wikipedia.org/wiki/Физическая_культура. – Заглавие с экрана. (Дата обращения: 27.02.2022).
  8. Футбол. Режим доступа:   https://ru.wikipedia.org/wiki/Футбол. – Заглавие с экрана. (Дата обращения: 14.02.2022).
  9. Хоккей с шайбой. Режим доступа:   https://ru.wikipedia.org/wiki/Хоккей_с_шайбой. – Заглавие с экрана. (Дата обращения: 24.02.2022).
  10. Что такое стендовые доклады? Режим доступа:  https://edunews.ru/students/info/chto-takoe-stendovyj-doklad-i-kakovy-pravila-ego-oformleniya.html\. – Заглавие с экрана. (Дата обращения: 29.01.2022).

Приложения

Приложение 1.

Законы Ньютона в спорте

Первый закон Ньютона

        «Существуют такие системы отсчета относительно которых тело сохраняет свою скорость постоянной или покоиться, если на него не действует другие тела или действие других тел скомпенсировано».

        В игре кёрлинг массивный «камень» пускается по льду с малым коэффициентом трения – камень катится далеко, почти не меняя скорость. Керлинг — это не только интеллектуальные комбинации. Для улучшения результатов команды прибегают к помощи физиков и физиологов. Игра в керлинг каждые четыре года вызывает восторг у публики, во многом благодаря женской сборной России, которая не только метко бросает камни, но и участвует в выразительных фотосессиях. Игра в камни, которые надо поставить как можно ближе к мишени, появилась еще в XVI столетии. В нее играли горцы в Шотландии, а затем шотландские переселенцы перевезли игру в Новый Свет. Главная особенность керлинга в том, что во время броска команда может воздействовать на движение камня по льду, натирая лед перед ним. Это позволяет ускорить темп его движения или уточнить его траекторию. Единые правила игры были сформулированы — и практически не изменились — еще в первой половине XIX века. В 1924 году на первой зимней Олимпиаде в Шамони керлингисты разыграли медали, однако затем последовал долгий перерыв. Россиянки дебютировали на главном турнире четырехлетия в Солт-Лейк-Сити в 2002 году, однако до медалей нашей команде дотянуться не удалось (хотя были победы на чемпионатах Европы в 2006 и 2012 годах). Кажется, что керлинг — это вид спорта, не требующий особенных технологий и физической подготовки (в отличие от ряда других видов, входящих в зимние Олимпиады). Однако, к примеру, физики подробно изучают, как можно улучшить результаты в керлинге, используя науку. 

Так, исследователь из Университета Уппсала (Швеция) Харальд Нюберг анализировал вместе с командой этой страны движение камней по льду. Предметом интереса стало «несимметричное движение по подкрутке камня, которое позволяет снаряду двигаться по нелинейной траектории», чему посвящена статья в физическом журнале Wear. По словам Нюберга, кривизна броска возникает из-за неровностей самого камня. Мелкие сколы камня порождают мелкие неровности на льду, и при попадании на них камень способен изменить направление движения. Однако главный предмет исследований физиков — это процесс свипования, то есть натирания льда для улучшения движения камня. Для этого в рамках исследования, проведенного Шотландским и Ирландским институтами спорта под руководством физиолога Джона Брэдли из Университета Корка (Ирландия), в щетку был встроен динамометр для выявления наилучшей стратегии. Если камень движется достаточно быстро, необходимо повышать интенсивность движений, так как тогда удастся протереть каждый участок льда больше чем один раз, повысить его температуру и создать водяную пленку, по которой камень прокатится дальше. «Если же камень движется медленно, следует прикладывать больше давления, чтобы обрабатывать каждый участок поверхности не один раз, с тем же эффектом», — отмечает Брэдли.
Выявил шотландец и еще одну закономерность: наиболее удачной стратегией свипования является поочередная.

«Если партнеры будут меняться каждые десять секунд, это позволит повысить интенсивность натирания и направлять камень в нужную точку»
Естественным следствием таких требований становится незаурядная физическая подготовка. Так, в каждом из десяти эндов игры каждый игрок бросает два камня (каждый из них весит 19,96 кг). По словам Брэдли, это требует интенсивных движений и концентрации. При этом пульс у игрока может достигать 170–200 ударов в минуту, причем по ходу игры усталость нарастает. Но даже сами исследователи отмечают, что изучение физики все же играет вспомогательную роль в успехах в керлинге.

Второй закон Ньютона

        «Ускорение тела прямо пропорционально действующей на него силе и обратно пропорционально массе тела».

         У футболиста, чем сильнее сила удара, тем дальше летит мяч. Футбол — одна из наиболее популярных спортивных игр на нашей планете.

Среди ученых больше других увлекались этой игрой физики. Это ещё один фактор, который меня непременно удивил. Достаточно упомянуть такие личности науки, как англичане Ф. Астон и Э. Резерфорд, датчанин Н. Бор (в свое время он был даже запасным вратарем сборной Дании по футболу) и француз Ф. Жолио-Кюри. Все они - нобелевские лауреаты. Так же выяснилось, что футбол, одна из самых популярных и исследуемых игр, среди учёных физиков. Футбол это яркая и многовариантная демонстрация такого распространенного в природе явления как удар, законы которого объясняет физика. Ударом в механике называется кратковременное взаимодействие тел, в результате которого изменяются их скорости. Ударная сила зависит, согласно закону Ньютона, от эффективной массы ударяющего тела и его ускорения.

Если рассматривать удар во времени, то взаимодействие длится очень короткое время - от десятитысячных, до десятых долей секунды. Ударная сила в начале удара быстро возрастает до наибольшего значения, а затем падает до нуля. Максимальное ее значение может быть очень большим. Однако основной мерой ударного взаимодействия является не сила, а ударный импульс. Иногда спортсмен наносит два удара с одной и той же скоростью, а сила удара оказывается различной. Это происходит из-за того, что ударная масса неодинакова. Величина ударной массы может использоваться как критерий эффективности техники ударов. Поскольку рассчитать ударную массу довольно сложно, то эффективность ударного взаимодействия оценивают как отношение скорости снаряда после удара и скорости ударного элемента до удара. Этот показатель различен в ударах разных типов. Зависит, он и от веса спортсмена.

 Некоторые спортсмены, владеющие очень сильным ударом (в боксе, волейболе, футболе и др.), большой мышечной силой не отличаются. Но они умеют сообщать большую скорость ударяющему сегменту и в момент удара взаимодействовать с ударяемым телом большой ударной массой. Многие ударные спортивные действия нельзя рассматривать как «чистый» удар, основа теории которого изложена выше. В теории удара в механике предполагается, что удар происходит настолько быстро и ударные силы настолько велики, что всеми остальными силами можно пренебречь. Во многих ударных действиях в спорте эти допущения не оправданы. Время удара в них хотя и мало, но все-таки пренебрегать им нельзя; путь ударного взаимодействия, по которому во время удара движутся вместе соударяющиеся тела, может достигать 20-30 см. Координация движений при максимально сильных ударах подчиняется двум требованиям:

• Сообщение наибольшей скорости ударяющему звену к моменту соприкосновения с ударяемым телом. В этой фазе движения используются те же способы увеличения скорости, что и в других перемещающих действиях

• Увеличение ударной массы в момент удара. Это достигается «закреплением» отдельных звеньев ударяющего сегмента путем одновременного включения мышц-антагонистов и увеличения радиуса вращения. Например, в боксе и карате сила удара правой рукой увеличивается примерно вдвое, если ось вращения проходит вблизи левого плечевого сустава, по сравнению с ударами, при которых ось вращения совпадает с центральной продольной осью тела.

Время удара настолько кратковременно, что исправить допущенные ошибки уже невозможно. Поэтому точность удара в решающей мере обеспечивается правильными действиями при замахе и ударном движении. Тактика спортивных состязаний нередко требует неожиданных для противника ударов («скрытых»). Это достигается выполнением ударов без подготовки (иногда даже без замаха), после обманных движений (финтов) и т. п.

 Биомеханические характеристики ударов при этом меняются, так как они выполняются в таких случаях обычно за счет действия лишь удаленных от туловища сегментов конечностей. Удар - одна из важнейших составляющих игры без него не обойтись и как писал Кювье: "Удалившись от удара, мы не сможем составить ясной идеи об отношениях между причиной и действием" Знать механику удара тел -значит уметь предвидеть, какова будет скорость соударяющихся тел после их столкновения, что является очень важным для футболиста. А также, по мнению некоторых источников, удар является одним из самых притягательных для физиков, хотя и не одно только это.

Третий закон Ньютона

«Действие равно противодействию. Силы, с которыми два тела действуют друг на друга расположены на одной прямой, равны по модулю и противоположны по направлению».

Наглядным примером может послужить плавание человека в воде, когда он движется вперёд, толкая назад воду руками и ногами. Каждый раз,  когда он с силой толкает воду назад, такая же по величине сила действует на него вперед со стороны воды. В плавание сочтены различные явления и законы (такие как гидродинамика, силы трения и др.). В воде пловец работает всеми видами мышц, что способствует выделению молочной кислоты, а значит для её избавления (да и вообще) пловцу надо дышать, но не так, как ему вздумается, а правильно, и в меньшей степени нарушая общую аэро- и гидродинамику. Так же на пловцах существуют гидрокостюмы. Они служат как средство уменьшения сопротивления трения воды о тело, что повышает скорость пловца. При плавании необходимо не только правильно «махать» руками, работать ногами, но и всем телом. Если посмотреть на разные стили плавания, то например на стиле батерфляй можно заметить, что все тело пловца движется как волна, тем самым пропуская потоки воды под собой и заныривая перед впередиидущим. Отсюда и другое название этого стиля – дельфин. 

Способность тела удерживаться па воде, не опускаясь в глубину, называется плавучестью. Ее создает подъемная сила, происхождение которой более двух тысяч лет назад объяснил Архимед: «Тело, погруженное в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость», или, иными словами, «на погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной жидкости». Плавучесть человека зависит от степени развития костного скелета и мускулатуры, но главным образом — от умения глубоко дышать: ведь, совершая вдох, мы увеличиваем объем грудной клетки, а это при неизменном весе ведет к уменьшению средней плотности тела. Так, при обычном, неглубоком вдохе, который делает каждый из нас в покое, тело бывает чуть «тяжелее» пресной воды — с удельным весом около 1,01.

Приложение 2

Таблица 1

Физические явления и законы в разных видах спорта

Физическое явление

Виды спорта

Сила трения

Лыжи, биатлон, бобслей, конькобежный спорт, фигурное катание, велоспорт, гимнастика, бильярд, керлинг, прыжки с шестом

Сила упругости

Прыжки на батуте, прыжки с шестом, стрельба из лука

Свободное падение

Метание, волейбол, баскетбол, прыжки в высоту

Инерция

Керлинг, бильярд, футбол, теннис, велоспорт

Давление

Лыжи, сноуборд

Сила сопротивления воздуха

Мотогонки, автоспорт, прыжки в воду, прыжки с парашютом

Таблица 2.

Физические законы в спорте

Физический закон

Виды спорта

Первый закон Ньютона

Подъём штанги, спортивная гимнастика (кольца, брусья, бревно), тяжелая атлетика, фигурное катание

Второй закон Ньютона

Футбол, теннис, стрельба  из лука, баскетбол, гандбол

Третий закон Ньютона

Единоборства, стрельба, бокс

Закон сохранения импульса

Стрельба из лука, керлинг, бильярд, стрельба

Закон сохранения энергии

Прыжки, прыжки на батуте, слалом, скоростной спуск, прыжки с шестом

Закон Гука

Прыжки на батуте, стрельба из лука, прыжки с трамплина, прыжки с шестом

Приложение 3.

Создание стендового доклада

Рисунок 1. Программа Power Point

Рисунок 2. Установка параметров слайда

Рисунок 3. Завершение работы над стендовым докладом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Законы физики и организм человека"

Крайне малое время, отведенное на усвоение школьниками знаний в области физики в процессе учебных занятий, а также во внеурочное время, сказывается на недостаточном уровне знаний.Влияет и дефицит знан...

Интегрированный урок (биология + физика) в 10 классе на тему: «Законы физики в организме человека».

На этом уроке уч-ся научатся применять законы физики для объяснения различных процессов в организме человека....

Интегрированный урок (биология + физика) в 10 классе на тему: «Законы физики в организме человека».

На этом уроке уч-ся научатся применять законы физики для объяснения различных процессов в организме человека....

Урок физики в 9 классе тема «Законы физики и безопасность на дороге»

Урок посвящен взаимосвязи физики и безопасности дорожного движения....

Проектно-исследовательская работа "Законы физики в спорте: быстрее, выше, сильнее!"

Данаая работа выполнена обучающимся 8 класса и  представлена на муниципальной НПК....

Урок-проект по физике в 9-м классе. Тема: «Повторение по теме «Законы движения и взаимодействия тел». (УМК Перышкин А.В.)

Тип урока: Урок-проект.Цель урока: Исследуя  законы движения и взаимодействия тел, создать проектный продукт в виде плаката, как пособие для подготовки к ОГЭ по физике.Планируемые результаты Личн...