К вопросу применения упражнений при плоскостопии у детей
статья по физкультуре

В данной статье кратко изложены виды плоскостопия. И представлены рекомендательные упражнения для детей страдающих плоскостопием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«К вопросу применения упражнений при плоскостопии у детей».

Штенникова Галина Геннадьевна,

учитель физической культуры

Образовательное учреждение:

ГБОУ школы №23 с углубленным изучением финского языка Невского района Санкт-Петербурга

Плоскостопие – патология, которая ускоряет износ практически всего опорно-двигательного аппарата. По данным ученых, населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 80%. Но, люди мало обращают внимание на состояние ног, забывают о том, что здоровье стоп – это здоровье всего организма, и обращаются к врачу уже с осложнениями плоскостопия.

Стопа является дистальным (дальним) сегментом нижней конечности, при стоянии и ходьбе выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию.

В обеспечении рессорной функции кроме стопы участвуют суставы, подвздошно – крестцовые сочленения, позвоночник и межпозвоночные диски. Снижение функции одной из названных структур повышает нагрузку на другие составные части рессорной системы. Например, при выраженном плоскостопии у детей увеличивается поясничный лордоз (лордотическая осанка), которой компенсаторно сохраняет рессорную функцию позвоночника. С точки зрения биомеханики здоровая стопа имеет функционально целесообразное анатомо – физиологическое строение и от её состояния зависят плавность, лёгкость ходьбы и экономичность энергозатрат.

Нормальная здоровая стопа имеет один поперечный и два продольных свода. Поперечный свод стопы образован тремя клиновидными костями, кубовидной костью и основаниями плюсневых костей, которые принимают участие в образовании свода стопы, его выпуклая часть обращена кверху, вогнутая книзу. Поперечный свод расположен от подошвенной поверхности 1 – й плюсневой кости. Внутренний(медиальный) свод образован таранной, ладьевидной, тремя клиновидными и первыми тремя плюсневыми костями. Расположен от подошвенной поверхности и пяточной кости до подошвенной поверхности 1 – й плюсневой кости. Высота свода составляет 5 – 7 см. внутренний продольный свод стопы выполняет рессорную функцию. Наружный (латеральный) свод образован пяточной, кубовидной и двумя наружными плюсневыми костями. Расположен между подошвенными поверхностями пяточной кости и 5 –й плюсневой кости. Высота свода около 2 см. наружный продольный свод стопы выполняет опорную функцию.

Стопу образуют кости, мелкие суставы и мышечно - связочный аппарат. Основными мышцами, формирующими свод стопы, являются передняя и задняя большеберцовые мышцы, общий сгибатель пальцев и длинный сгибатель большого пальца.

Возрастные особенности детской стопы по сравнению со взрослой стопой.

1. Стопа более короткая.

2. В пяточной области стопа сужена.

3. Пальцы расходятся (у взрослого плотно налегают друг на друга)

4. На подошве сильно развита подошвенная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы.

5. Объём движений детской стопы больше вследствие большей эластичности мышечно – связочного аппарата. В и.п. стоя разгибание стопы составляет 15 – 25 градусов, сгибание – 45 – 50 градусов, отведение и приведение – по 12 градусов, пронация (вращение стопы, при котором внутренний край опускается, а наружный поднимается) и супинация (вращение стопы, при котором наружный край опускается, а внутренний поднимается) в пределах 13 градусов.

У детей, особенно новорождённых, отмечается большая подвижность в стороны тыльной поверхности стопы, у взрослых уже большая подвижность в сторону подошвенной поверхности.

6. Стопа ребёнка, особенно первого года жизни, имеет более выраженное супинаторное положение. При ходьбе дети часто ставят ногу не на всю подошвенную поверхность, а на её наружный край. С возрастом отмечается пронация стопы.

7. Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам (прыжкам, соскокам). При указанных нагрузках свод стопы несколько уплощается после нагрузки, под действием активного сокращения мышц возвращается в исходное положение. У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стопы систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается её внутренний свод и развивается плоскостопие.

Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы.

Плоскостопие достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

При плоскостопии, в результате снижения высоты свода стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная функция.

Если ребенок стоит, то область внутреннего свода касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, онемения и даже боли.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются.

Наиболее распространено продольное плоскостопие, которое составляет более 55% всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и у детей является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно – связочного аппарата стопы и голени.

По происхождению различают врождённое и приобретённое плоскостопие. В свою очередь, приобретённое плоскостопие бывает рахитическим, паралитическим, травматическим и статическим.

Врождённое плоскостопие.

Врождённая деформация стопы встречается у 3 % детей. Причины: аномалии развития эмбриона, недоразвитие или отсутствие малоберцовых мышц и т.д. Одним из ранних клинических признаков плоскостопия можно считать отклонение пятки кнаружи, так как врождённое плоскостопие часто сочетается с вальгусной деформацией стопы. Последними исследованиями учёных доказано: утверждение, что человек рождается плоскостопым и лишь впоследствии формируется свод стопы, оказалось несостоятельным. В результате исследования сводов стопы у эмбрионов, плодов и детей грудного и раннего возраста были сделаны следующие выводы: ------ признаки формирования сводчатости стопы выявляются у эмбрионов в 9 – 10 недель; ------- значительное увеличение угла свода стопы происходит в 17 – 20 недель;----- величина свода стопы у плода превышает подобные значения у детей грудного и раннего возраста. Преобладание повышенного тонуса мышц сгибателей у плодов до рождения играет определённую роль в значительной выраженности сводов стопы на этом этапе развития; - у детей раннего возраста несформированный мягкий свод стопы симулирует плоскостопие при плантографии. Заполнение подсводного пространства жировой клетчаткой увеличивает площадь опоры конечностей, что является важным элементом перехода ребёнка из горизонтального в вертикальное положение; - и у мальчиков, и у девочек в 2 – 3 года отмечено физиологическое снижение сводчатости стопы, стабилизация которой выявлена в возрасте 4,5 – 5 лет.

Таким образом, до 4,5 – 5 –летнего возраста у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы в сочетании с отклонением пятки внутрь или наружу является патологией.

Приобретённое плоскостопие.

1. Рахитическое плоскостопие. Развивается у детей дошкольноговозраста на фоне остаточных явлений2 – 3 степенейрахита при снижении плотности костной ткани и слабости мышечно – связочного аппарата.

2. Паралитическое плоскостопие. Развивается при парезах или параличах большеберцовых мышц на фоне перенесённого полиомиелита, поражения спинного и головного мозга – при детском церебральном параличе. При этом функция других мышц голени может оставаться удовлетворительной.

3. Травматическое плоскостопие. Формируется вследствие переломов различных костей стопы, при неправильно сросшихся переломов лодыжек. Для профилактики посттравматического плоскостопия после переломов и вывихов костей стопы, за исключением повреждения пальцев, назначают ношение супинаторов в течение года после травмы.

4. Статическое плоскостопие. Самый распространённый видплоскостопия составляет 82 – 90 % среди всех форм плоскостопия. Развивается в результате гипотонии мышц нижних конечностей, увеличения массы тела в течение короткого отрезка времени, длительного пребывания в статическом положении при некоторых профессиях.

Исследуя причины появления плоскостопия у ребенка, то можно будет ему помочь в изучение школьной программы по физической культуре.

Внешний осмотр стопы: - определение длины пальцев: второй палец самый длинный (греческий тип стопы) первый палец самый длинный (египетский тип стопы) – оба типа свидетельствуют о предрасположенности к поперечному плоскостопию: промежуточный тип при котором все пальцы одной длинны; - оценка положения стоп в исходном положении стоя. Осмотр осуществляется спереди, сзади, с внутренней стороны, со стороны подошвы. – оценка положения стоп в ходьбе.

Подометрия (прямой метод) – объективный метод исследования высоты внутреннего свода стопы с помощью циркуля. К косвенным методам относятся плантография и рентгенография.

Плантография – это один из самых информативных методов диагностики ранних стадий плоскостопия. Метод получил наибольшее распространение в спорте и лечебной физической культуре. По определению Н. Н. Ефименко, плантография – это методика получения отпечатков человеческих стоп в позе естественного прямостояния на специальном приборе – плантографе с последующим анализом, расшифровкой и диагнозом, а также с соответствующими рекомендациями по преодолению выявленных нарушений (отклонений).

Для получения плантограмм необходимо иметь:

1) Плантограф, представляющий собой деревянную рамку размером не меньше 30×40 см и высотой 1 – 2 см, обтянутую полихлорвиниловой плёнкой:

2) Валик для нанесения красителя:

3) Типографскую краску (штемпельную):

4) Скипидар или касторовое масло для разведения краски и чистки плёнки после работы:

5) Канцелярские принадлежности – карандаши, угольники, транспортир, линейки:

6) Бумагу для плантограмм формата А – 4 (пористую):

7) Ростовой стул. Высота стула должна быть такой, чтобы у сидящего ребёнка углы в тазобедренном и коленном суставах равнялись 90˚

Техника получения плантограмм.

1. Подготовка плантографа: на внутреннюю сторону плёнки плантографа наносятся 2 – 3 капли штемпельной краски, смешанной с касторовым маслом, и равномерно раскатываются валиком по всей поверхности плёнки до образования тонкого слоя. На гладкой поверхности пола или специальной подставке расстилается лист бумаги и накрывается рамкой. Подкрашенная поверхность обращена вниз, к бумаге.

2. Подготовка исследуемого ребёнка: рядом с плантографом ставится ростовой стул, ребёнок садится по центру стула ближе к краю, аккуратно ставит ноги на плантограф всей подошвенной поверхностью стоп, встаёт с помощью обследующего, выпрямляется, смотрит перед собой и стоит в таком положении несколько секунд. Вес тела должен быть распределён равномерно на обе стопы. После этого ребёнок поднимает обе ноги. Рамку поднимают, проверяют качество отпечатков и при необходимости повторяют процедуру 2 – 3 раза.

Обработка плантограмм.

В настоящее время существуют несколько взаимодополняющих друг друга методик определения наличия плоскостопия по плантограмме.

1. Методика В. А. Яралова – Яралянца с соавторами, удобная для массовых обследований детей дошкольного и школьного возраста.

2. Методика определения степени плоскостопия. В отличие от предыдущей методики, констатирующей наличие или отсутствие плоскостопия у ребёнка, данная методика позволяет дифференцировано определить не только плоскостопие, но и его степень.

3. Методика определения степени плоскостопия по Чижину.

4. Методика Г. Г. Потихановой, С. Ф. Годунова, И. П. Черниной является более точной из всех перечисленных. Это графико – расчётный метод, основан на математических вычислениях.

5. Методика Н. Н. Ефименко (1999) – топографическая диагностика плантограммы. Этот метод интегрирует в себе элементы предшествующих методик и позволяет углублённо исследовать взаимосвязь изменений на плантограмме с неврологическим статусом ребёнка (человека).

Рентгенологическое исследование стоп.

В некоторых наиболее тяжёлых случаях для уточнения диагноза используется рентгенограмма. Метод основан на определении угла свода стопы и угла наклона пяточной кости. Рентгенограмма расшифровывается врачом. Определение угла свода стопы (боковая проекция рентгенограммы). Первая линия соединяет центр суставной поверхности таранной кости с головкой первой кости. Вторая линия соединяет центр суставной поверхности таранной кости с центром пяточной кости. Нормальная стопа – угол 90˚. Плоскостопие – угол 100 -120˚ и более.

Определение угла наклона пяточной кости.

Первая линия – горизонтальная от подошвенной поверхности пяточной кости. Вторая линия – от этой же точки до пересечения с подошвенной поверхностью 1 – плюсневой кости. Нормальная стопа – угол 16 – 20˚. Плоскостопие – угол 15 – 5 – 0˚.

Износ обуви. Оценка износа обуви является косвенным признаком диагностики плоскостопия («родительская диагностика»). В норме каблук изнашивается посередине и немного снаружи. При плоскостопии преимущественно изнашивается внутренний край каблука.

Клиническая картина при различных степенях и видах плоскостопия.

Продольное плоскостопие.

1 степень. Отличаются жалобы на повышенную утомляемость, боли в стопах при длительной вертикальной нагрузке. Походка не изменяется, рессорная функция стопы удовлетворительная. На плантограмме закрашивается 1/3 подсводного пространства. По результатам рентгенологического исследования угол свода стопы до 100˚, угол наклона пяточной кости 11 – 15˚

2 степень. Боли носят постоянный и интенсивный характер. В патологический процесс вовлекаются мышцы голени. Снижена эластичность походки, увеличивается нагрузка на наружный свод стопы. На плантограмме закрашивается 2/3 подсводного пространства. Угол свода стопы 110˚, угол наклона пяточной кости 6 – 10˚.

3 Степень. Непроходящие боли во всех отделах нижних конечностей – стопе голени, бедре, в поясничной области. Нарушена рессорная функция стопы. Тяжёлая походка. Стопа и пятка находятся в вальгусном положении. Имеющиеся изменения плохо поддаются коррекции. На плантограмме закрашено всё подсводное пространство. Угол свода стопы 125˚ и больше, угол наклона пяточной кости 5 – 0˚

Поперечное плоскостопие.

В норме опорными точками стопы является пятка, головки 1 – й и 5 – й плюсневых костей. При поперечном плоскостопии увеличивается нагрузка на плюсневые кости и появляются отпечатки головок 2 – 3 й плюсневых костей.

1 степень. Боли под головками 2 – й и 3 – й плюсневых костей.

2 степень. Усиливающиеся боли. Образуются натоптыши.

3 степень. Постоянные боли под головками 2 – й и 3 – й плюсневых костей, появление слизистых сумок. Большой палец отклоняется кнаружи из – за подвывиха. Развивается артроз сустава первого пальца.

Причин появления плоскостопия.

При оценке причин появления плоскостопия было проведено анкетирование учащихся. Ребятам были заданы различные вопросы о том, знают ли они, что такое плоскостопие, каковы причины появления этого заболевания и какие меры профилактики надо применять, чтобы не приобрести это заболевание в дальнейшем.

В ходе исследования было выявлено, что основными причинами вызывающими плоскостопие, является наследственность, малоподвижный образ жизни и отсутствие необходимых физических нагрузок, повседневная обувь, а также отсутствие профилактических упражнений. Многие знают о них, но не делают.

Вычисление давления стопы на поверхность

Второй составляющей исследования был расчёт давления, которое оказывает тело на ступню. При хождении в обуви на каблуках происходит смещение центра тяжести с повышением давления на пальцы и суставы плюсны. Чем меньше площадь, тем больше давление, которое оказывает на него тело.

Для нахождения площади, на которую оказывается давление, на листочке в клеточку спроецировали (обвели) соприкасающуюся поверхность ноги и произвели расчет.

Давление — это физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности к площади этой поверхности.

р = F/S, где: р — давление; F — сила давления; S — площадь

р = (mg)/S, F = рS

Давление измеряется в паскалях. Паскаль (1 Па) – это такое давление, которое производит сила давления в 1 Н, будучи приложенной к поверхности площадью 1 м2: 1 Па=1 Н/м2. [5]

Результат данного исследования позволяет сделать вывод: чем больше вес тела и чем меньше площадь опоры обуви, тем больше сила давления, оказываемая на подошву стопы. Одной из форм деформации является плоскостопие, причины которого во многих случаях кроются в избыточной нагрузке на ноги.

Однако при опоре на ногу без обуви по результатам вычислений можно увидеть , что у людей с плоскостопием, давление на поверхность земли было меньше, чем у тех учеников, которые не страдают плоскостопием. Эти изменения не сказываются отрицательно на здоровье человека, и поэтому уменьшение давления на поверхность не оказывает влияния на ухудшение качества жизни человека.

3. Физические упражнения как главное средство предупреждения плоскостопия у детей младшего школьного возраста

Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и днем. Проводят специальные занятия по предупреждению плоскостопия. Продолжительность занятий – 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках на одной, а затем на двух ногах.

КОМПЛЕКС№1.

I. Разминка.

1. Хождение на высоких носочках.

2. Хождение на пяточках.

II. Основной комплекс упражнений.

1. «Окно» - ребенок, стоя на полу, разводи и сводит выпрямленные ноги не отрывая подошв от пола.

2. «Каток» - ребенок катет вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой. 3. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.

4. «Сборщик» - И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.

5. «Художник» - И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. «Гусеница» - И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.

7. «Серп» - И.П. – тоже. Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

8. «Мельница» - И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях.

9. «Барабанщик» - И.П. – тоже. Стучим носками ног не касаясь его пятками.

10. «Веселые прыжки» - И.П. – сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Поднять ноги, перенести их через лежащий на полу брусок (высота 20 см.), положить на пол, вернуться в И.П.

11. «Носильщик» - поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И.П.

12. И.П. – лежа на животе руки в упоре, ноги вместе. Носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Перейти в упор лежа. С опорой на передний отдел стопы и кисти рук.

13. И.П. – лежа на спине ноги врозь скользить стопой правой ноги по голени левой.

14. И.П. – стоя на носках опускаться на пятки и снова подняться.

С физическими упражнениями сочетают все виды классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Профилактике и лечению начальных форм плоскостопия способствует ходьба босиком по неровной почве, рыхлому песку, гальке.

КОМПЛЕКС№2.

ГИМНАСТИКИ (ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ СТОП).

1. И.п.- основная стойка. Поднимание прямых рук вниз – выдох. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

#1048;. п.- стоя на матерчатом коврике. Сгибание пальцев стопы, стремясь подтянуть коврик. Проделать 10-20 движений.

#1048;.п.- стоя , руки вытянуты в стороны. Круговое движение руками назад. Проделать 4-5 раз. Темп средний. Дыхание произвольное.

#1048;.п.- стоя,ноги врозь, носки повернуты внутрь, руки на пояс. Повороты туловища попеременно вправо и влево. При поворотах - выдох; и.п.- вдох.

#1048;.п.- тоже, поднимание на носки. Дыхание произвольное.

#1048;.п.- стоя, руки опущены, носки ног повернуты внутрь. Приседание с одновременным подниманием рук вперед - выдох, возвращение в и.п.- вдох.

#1048;.п.- стоя,ноги параллельно, руки на пояс. Наклоны туловища вниз с доставанием руками носков ног - выдох ;возвращение в и.п.- вдох.

#1048;.п.- стоя,ногиврозь,стопы параллельно, руки на пояс. Сблизить носки, переместив нагрузку на наружные края стоп, подняться на носки и возвратиться в и.п.

#1048;.п.- стоя, руки на пояс. Ходьба на месте с параллельной установкой стоп, с носками, повернутыми внутрь, с опорой на наружные края стоп.

#1089;тоя прямо, ноги на ширине плеч. Дышите животом: вдох -вдягивая, выдох- максимальное расслабляя

#1048;.п.- сидя на краю стула, ноги вытянуты, слегка разведены в стороны, опираются пяточной областью о пол, носки стоп приподняты. Энергичные круговые движения стопами внутрь. Проделать 6-8 раз в медленном темпе.

#1048;.п.- сидя на стуле, одна нога вытянута и упирается внутреннем краем стопы в ножку стула (возможен любой другой упор) .Руки фиксируют тазобедренные суставы, другая нога согнута , стопа упирается в пол. На вдохе давить на упор в направлении приведения ноги. Удержать положение 10-15 секунд. Выдохнув, расслабить ногу и повернуть туловища в противоположную сторону. Проведения несколько таких растяжек, увеличивая угол отведения ноги .

#1048;.п.- сидя на стуле, собирать пальцами ноги кусок ткани, подтягивать его к себе.

#1048;.п.-тоже. Оттяните носок от себя, подожмите пальцы, затем возьмите носок на себя, а пальцы с напряжением разогните и растопырьте. Удержать их в этом положении 2-3 секунды.

#1048;.п.- сидя на стуле, прокатывать стопой мяч в разных направлениях.

#1048;.п.- сидя на стуле, согните ноги в коленях, руки опущены вниз. Вдох- встать, выдох- сесть.

#1048;.п.- сидя на стуле, плотно прислонившись к спинке стула, положите ноги на другой стул. При вдохе ноги согните в коленях, подтяните к себе. При выдохе ноги положите на стул, не сдавливая мышцы голени, а опираясь на пятки.

#1048;.п.- сидя, ноги прямые, стопы вместе. Тянуть пальцы ног вниз.

#1048;.п.- сидя на корточках, опираться прямыми руками на пол сзади. Встать на пальцы ног.

#1048;.п.- сидя, ноги прямые, стопы вместе. Согнуть ноги и развести колени в стороны.

#1048;.п.- сидя, ноги прямые ,стопы вместе, пальцы ног оттянуты. Наклониться вперед, вытянуть руки вперед.

#1048;.п. - стоя, ноги на уровне плеч, вдох - руки вверх, выдох- руки вниз.

Подводя итоги исследования, проведенного в школе 23 можно сделать следующие выводы:

Плоскостопие – это заболевание, способное вызывать серьезные осложнения.

Внимание к стопам нужно уделять уже с рождения. Нельзя стеснять малышей тесными носками, тугими ползунками, не желательно детям до года надевать ботинки. Эти меры позволят ногам развиваться правильно. И еще важный этап более внимательного отношения к своим стопам - после 40 лет. В этом возрасте лучше отказаться от длительных нагрузок, высоких каблуков. Если почувствовали усталость в ногах - не полениться и сделать ванночку в теплой воде с морской солью. При плоскостопии противопоказаны все виды спорта с прыжками и нагрузкой на ноги; рекомендуются плавание и езда на велосипеде.

Результат исследования позволил нам сделать следующие выводы:

1) Увеличение площади стопы не оказывает влияния на ухудшение здоровья человека.

2) Потеря пружинистости стопы может вызвать искривление позвоночника.

3) У людей, страдающих плоскостопием, наблюдается повышенная утомляемость после физических нагрузок.

4) Плоскостопие может возникнуть при неправильном использовании обуви.

В заключении хотелось бы дать некоторые рекомендации:

1. Не использовать обувь, способствующую развитию плоскостопия, длительное время.

#1053;ачинать лечить плоскостопие при первых признаках его обнаружения.

#1053;е напрягать ноги длительное время. Заниматься физкультурой, укреплять мышцы спины.

4. воспитывать у родителей ответственность за своих детей

Таким образом, профилактике плоскостопия нужно уделять отдельное внимание, т.к. стопа – это фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребёнка.

И ранняя диагностика и своевременная профилактика позволят сохранить наши стопы красивыми и здоровыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры»

Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидн...

Комплекс упражнений при плоскостопии

Комплекс упражнений для лечения плоскостопия. Несмотря на свою кажущуюся безобидность, плоскостопие является весьма неприятной медицинской проблемой, а значит – требует специального лечения. Поэт...

Педагогический проект «Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста 5-6 летнего возраста в ДОУ».

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах вос...

Методическое пособие «Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста»

Актуальность вопросов и необходимость в профилактике нарушений осанки и плоскостопия  у детей, не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклон...

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей. Комплексы упражнений.

Плоскостопие.Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия....

КОМЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

КОМЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ...

Методическая разработка "Применение нестандартных физических упражнений в тренировочном процессе детей 8-12 лет"

Методическая разработка "Применение нестандартных физических упражнений  в тренировочном процессе детей 8-12 лет"...