Комплекс подвижных игр для развития физических качеств
материал по физкультуре

Евдокимов Антон Сергеевич

Подвижные игры, направленные на развитие физических качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс подвижных игр для развития физических качеств

Подвижные игры, направленные на преимущественное развитие скоростных возможностей

 «Кто дальше пропрыгает на одной ноге или в положении приседа».

Занимающихся выстраивают в две или три колонны, показывают направление движения, объясняют, что нужно пропрыгать на одной ноге (без смены ног) или в положении приседа как можно дальше и остановиться. Следует предупредить, что темп прыжков не должен быть очень быстрым. По команде играющие, стоящие первыми в колоннах, начинают прыгать. После того как они продвинутся на 15—20 м, дается сигнал для начала движения игрокам, стоящим вторыми в колоннах. Затем прыгают третьи и т.д. После этого объявляется победитель и повторяются прыжки на другой ноге.

«Челнок». Занимающихся распределяют по двум командам, которые становятся на противоположных сторонах площадки. Между ними проводят среднюю линию (линию старта). Капитаны команд по очереди посылают своих игроков к средней линии, от которой они должны совершать прыжок. Заранее устанавливают, что игроки одной команды будут прыгать (с места толчком двумя ногами) вправо от средней линии, а игроки другой команды — влево от нее. После начала игры, т.е. после прыжка первого игрока, отмечают (мелом) место его приземления по пяткам. Игрок возвращается в свою команду, а с отметки его приземления в обратную сторону (к средней пинии) прыгает игрок из команды противника. Длина его прыжка также отмечается, после чего в борьбу вступают вторые номера и т.д.

Если последнему игроку (завершающему соревнование) удалось перепрыгнуть через среднюю линию — его команда побеждает, если не удалось - команда проигрывает.

«Перемена мест». Игроки двух команд, стоя в шеренгах лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки (за линиями своих «домов»), приседают и кладут руки на колени.

По сигналу все игроки, прыгая из глубокого приседа, продвигаются вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного «дома».

Побеждает команда, игроки которой, закончив прыжки, первыми пересекут противоположную линию. Затем следуют прыжки в обратную сторону, но в игре не участвует тот, кто пересек линию «дома» последним. Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся 2—3 самых выносливых прыгуна. По числу игроков на площадке нетрудно определить команду-победительницу: она сохранила больше прыгунов.

«Толкай из круга». Обозначают круг диаметром 4-6 м. Игроки (четное количество - 4 или 6) произвольно становятся в круг. По команде играющие начинают выталкивать друг друга из круга. Как только ступня или другая часть тела игрока коснется земли за линией круга, игрок выбывает из игры. Толкать разрешается только в грудь и плечи. Игрок, оставшийся в кругу последним, считается победителем.

«Пятнашки». Тренер объясняет группе, что в данной игре всем игрокам можно продвигаться только прыжками на одной ноге, менять опорную ногу не разрешается: тот, кто сменит ногу, становится водящим. Водящий, назначенный тренером, должен запятнать любого из играющих ударом по плечу. В момент смены водящих играющие могут сменить опорную ногу, но, как только новый водящий приступит к выполнению своей роли, все должны передвигаться опять только на одной ноге.

Тренер может назначить несколько водящих в случае большого состава группы. Размеры площадки нужно ограничить ориентирами. Наиболее подходит для игры место размером баскетбольной площадки. Игрок, вышедший за пределы площадки, становится водящим.

«Какая команда прыгает дальше?». Назначают двух капитанов команд. Остальных игроков делят на две команды. Тренер показывает направление движения и объясняет условия игры. От начальной линии одновременно прыгают на одной ноге (не меняя ногу) по одному игроку из каждой команды. На том месте, где остановится или оступится на другую ногу прыгающий игрок, его меняет игрок соответствующей команды.

Состязание начинается по сигналу. Все игроки идут вслед за прыгающим. Если игру проводят на стадионе, можно состязаться на количество кругов.

«Эстафета в приседе». Группу разбивают на команды по 5—6 человек. В каждой команде назначают капитана. Затем капитаны выстраивают свои команды по одному у линии старта. В 15 м от старта против каждой команды должны быть поставлены стойки, обозначающие поворот. В зале стойки ставятся не ближе, чем в 5—6 м от стены.

По команде «На старт!» капитаны команд принимают положение приседа, держа эстафетные палочки наготове в правых руках и кладя руки на колени. По команде «Марш!» капитаны начинают быстро передвигаться вперед скачками, сохраняя положение приседа и держа руки на коленях. Приподниматься не разрешается. Игроки продвигаются до поворотных пунктов, разворачиваются, возвращаются и передают эстафетные палочки стоящим на старте игрокам своих команд. Эти игроки уже находятся в положении приседа, одна их рука вытянута вперед для принятия эстафеты, другая упирается в колено.

После передачи эстафеты капитаны становятся в хвост своей команды. Передача эстафеты повторяется поточно (без перерыва) 3—4 раза всеми игроками команды. После этого объявляют команду, выигравшую эстафету.

«Встречная эстафета с обменом набивными мячами (или другими предметами)». Команды строят в шеренгу. Одну половину команды выстраивают у одной линии старта (А), другую — у противоположной линии (Б). Игроки всех команд, начинающие бег, держат в руках набивные мячи. По сигналу первые и пятые номера каждой команды продвигаются скачками в приседе (или на одной ноге) навстречу друг другу. Встретившись, они обмениваются набивными мячами (бросать мячи не разрешается), потом возвращаются к линиям старта, передают набивные мячи следующим игрокам своих команд, а сами становятся в хвосты колонн. Игрок, получивший мяч, повторяет действия первого. Эстафета повторяется потоком по 5—6 раз.

«Эстафета в скачках на одной ноге». Группу разбивают на команды по 5—6 человек. В каждой команде назначают капитана. Затем капитаны выстраивают свои команды по одному у линии старта. В 15 м от старта против каждой команды должны быть поставлены стойки, обозначающие поворот. В зале стойки нужно ставить не ближе чем в 5-6 м от стены. По команде «На старт!» капитаны команд принимают положение стоя на одной ноге, держа эстафетные палочки наготове в правой руке. По команде «Марш!» капитаны команд начинают передвигаться вперед скачками. Игроки продвигаются до поворотных пунктов, делают поворот и возвращаются обратно скачками на другой ноге. После передачи эстафеты следующему игроку капитаны становятся в хвост своей команды. Передача эстафеты повторяется поточно (без перерыва) 3—4 раза всеми игроками команды.

«Не давай мяч водящему». В игре участвуют 5—6 человек. Один из них водящий. Он встает в центре круга, держит набивной мяч в руках. Остальные игроки стоят в кругу, лицом к центру. Водящий бросает мяч любому игроку, стоящему в кругу. Игра начинается. Игроки, стоящие в кругу, перебрасывают мяч (через круг или по кругу), а водящий старается дотронуться до мяча рукой. Как только он это сделал, его сменяет игрок, от которого пришел мяч. Если водящий устал, преподаватель должен назначить другого водящего.

«Пятнадцать передач». Играют одновременно несколько команд, каждая из которых состоит из трех игроков под номерами 1, 2, 3. Они становятся в одну шеренгу на расстоянии 7—8 м друг от друга.

Центральный игрок (№ 2) по сигналу преподавателя бросает набивной мяч своему партнеру слева (№ 1). Тот ловит мяч и бросает его через центрального игрока вправо № 3, который возвращает мяч центральному игроку. Это считается одной передачей. Игра продолжается до 15 передач.

Центральный игрок каждый раз должен объявлять номер законченной передачи. Если мяч у какой-либо команды упал, то она должна поднять его и начать передачу сначала.

Команда, выполнившая первой 15 передач, выигрывает.

«Хоккей с набивным мячом». Игру проводят наподобие обычного хоккея с мячом. Ширина ворот 3 м. Мяч разрешается бросать, катать по земле только одной рукой. Состав команд — по 5—6 человек. Каждая команда имеет вратаря, который имеет право брать мяч двумя руками. Можно играть и без вратаря, тогда ширина ворот - 1 м. Вокруг ворот (в радиусе 3 м) устанавливается запретная зона, куда нельзя входить во время игры ни защитникам, ни нападающим. Мяч, оставшийся в этой зоне, вводится в игру выбрасыванием из-за боковой линии защищающейся командой. Тренер подбрасывает мяч вверх (как в баскетболе), и команды вступают в борьбу за мяч. Если игрок схватил мяч одновременно двумя руками, то назначается штрафной бросок, который выполняется одной рукой с 7 м.

Подвижные игры, способствующие становлению и совершенствованию техники бега, а также развитию скорости

«Бежал с мячиком». Инвентарь: большой мяч или маленький мячик. Место проведения: игровая площадка, футбольное поле. Основная цель — обучение бегу по дистанции.

Чертят дугу, позади которой размещают две команды игроков, выстроенных в колонну по одному. Назначают двух ведущих, один из них находится за дугой посередине между командами, держа в руках мячик, а второй стоит впереди на определенном расстоянии от первого. Расстояние между двумя ведущими может быть произвольным и зависит от времени и подготовки занимающихся.

После сигнала тренера ведущий, находящийся за дугой, передает мячик по земле второму водящему. Участники по одному с каждой команды бегут за мячиком. Команда, представитель которой первым тронет мячик, получает очко. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не примут в ней участие.

«Бежал по прямой дорожке с ускорением». Инвентарь: флажки. Место проведения: беговая дорожка, футбольное поле.

Основная цель — развитие реакции, ловкости, скорости.

Размечают три параллельные линии. Две первые — стартовые — находятся на расстоянии 5—7 м одна от другой, третья — финишная — находится на расстоянии 15—20 м от стартовых линий. Участников делят на две команды, одну из них выстраивают на одной, другую - на другой стартовой линии. По сигналу тренера игроки обеих команд начинают бег. Задача игроков — добежать до финиша, не дав обогнать себя игрокам другой команды. Настигнутым считается игрок, до которого дотронулись рукой. За каждого настигнутого игрока команда получает 1 очко.

«Челночный бег». Место проведения: беговая дорожка стадиона. Основная цель — воспитание умения владеть собою, усвоение техники старта и развитие скорости. Размечают две стартовые линии на расстоянии 20—30 м одна от другой. Игроки принимают низкий или высокий старт.

По сигналу стартуют первые номера, которые бегут ко вторым и касаются их рукой. Вторые - бегут к третьим и т.д.

Выигрывает команда, первой занявшая свои первоначальные места.

«Различные варианты бега». Участвуют две-три команды по 5—8 человек. Различные варианты бега выполняются только на прямой, вираж выполняется в медленном темпе.

По сигналу (один свисток) одна из команд начинает движение в медленном темпе, два свистка — бег левым боком, три свистка — бег правым боком, четыре свистка - ускорение.

Возможны различные варианты задания. Например, по сигналу (один свисток) одна из команд начинает движение в медленном темпе, два свистка - бег с высоким подниманием бедра, три свистка — бег прыжками, четыре свистка — бег с захлестом голени, пять свистков — бег «спринтерское колесо».

После выполнения заданий тренер оценивает правильность выполнения упражнений и выставляет команде оценку. После выполнения второй и третьей командами всех приведенных упражнений выявляется команда-победительница.

«Упражнения через гимнастические скамейки». Расставляют гимнастические скамейки (5—8 скамеек) через середину зала. В зависимости от выполнения упражнения варьируют количество скамеек и расстояние между ними. Две команды с одинаковым количеством людей должны вначале ознакомиться с техникой бега через препятствия.

По команде первая группа начинает бег с высоким подниманием бедра через препятствия. Тренер оценивает правильность выполнения упражнения и выставляет команде оценку. Затем выполняет упражнение вторая команда и также получает оценку. Для выполнения подобных заданий (бег «спринтерское колесо», «с ноги на ногу» или «толчок через шаг») расстояние между скамейками увеличивают. После выполнения первой и второй командами упражнений выявляют команду-победительницу.

«Эстафетный бег». Участвуют две команды по четыре человека. Первоначальное расстояние между партнерами 15—20 м.

По сигналу участники вторых команд первого этапа должны передать палочку на бегу, держать ее вертикально вверх (как при несении факела). Принимающий впереди должен смотреть назад («открытая» передача) и несколько снизить скорость при перехвате палочки. После передачи палочки скорость увеличивается. После усвоения первого задания передачу эстафеты можно производить снизу.

Все передачи эстафетной палочки в течение занятия должны производиться по способу «открытой» передачи. На следующем этапе обучения упражнение усложняют: принимая эстафетную палочку, бегун не смотрит назад, а ориентируется на отметку на полу — такая передача называется «слепой».

Тренер выставляет оценку и определяет команду-победительницу.

«Эстафета — преследование». Участвуют две полукоманды, бегуны имеют порядковые номера. Белые бегуны с четными номерами находятся на линии Б, а белые бегуны с нечетными номерами — на линии А. Четные номера черных стартуют с линии А, а нечетные номера черных — с линии Б.

Первые номера стартуют одновременно с линии А и с линии Б, делают полкруга по беговой дорожке и передают эстафету своим вторым номерам; вторые номера на противоположной прямой передают эстафету своим третьим номерам и т.д. Нужно внимательно следить за расстановкой бегунов перед стартом. В случае необходимости перед соревнованием, чтобы избежать ошибок, можно дать указание команде пробежать очень сокращенную дистанцию в том же составе.

Подвижные игры, направленные на преимущественное развитие общей выносливости

«Командный скоростной бег». Инвентарь: флажки для разметки дорожки, секундомер. Место проведения: беговая дорожка.

Основная цель — проверка умения бегать с постоянной скоростью.

Группу делят на две команды, сообщают о длине дистанции, указывают время, за которое команды должны ее пробежать. По сигналу тренера дается сначала старт одной команде, затем стартует вторая команда. После финиша всей команды объявляется время, за которое она пробежала дистанцию.

Для определения команды-победительницы нужно найти разность между запланированным и полученным результатом.

«Кто быстрее перенесет предметы». Занимающихся делят на две команды. Каждой команде принадлежат различные предметы в ящиках. По сигналу тренера каждая команда должна захватить как можно больше предметов из ящика противника и перенести их в свой ящик. За одну пробежку разрешается брать только один предмет. Все команды в начале игры имеют одинаковое количество предметов.

«Охотники» и «зайцы». Две команды имеют один мяч. Все «зайцы» стоят на игровом поле, «охотники» равномерно распределены вокруг. По сигналу первый «охотник» выбегает на поле, чтобы поразить мячом «зайца». Как только он это делает, мяч передается второму «охотнику» и т.д. Когда «охота» будет закончена, засекается время. Игроки меняются ролями. Выигрывает команда, показавшая лучшее время. В игре применяются только легкие мячи.

«Бег с препятствиями». По краям зала расставляют препятствия (скамейки, маты, ящики, гимнастический конь и т.п.). Две команды с одинаковым количеством игроков должны вначале ознакомиться с техникой бега с препятствиями. По команде преподавателя первая группа начинает бег (25 с). После нее стартует вторая группа.

Выигрывает команда, за 25 с пробежавшая больше кругов.

«Гонка с выбыванием». С помощью флажков размечают круг диаметром 9—12 м, на нем проводят линию старта-финиша.

По сигналу все участники игры одновременно начинают бег по внешней стороне круга против часовой стрелки. После каждого круга (или двух кругов) из игры выбывает участник, который последним пересек контрольную линию старта. Постепенно менее выносливые отсеиваются. Победителем объявляют того, кто остается лидером, т.е. самый выносливый и быстрый игрок. По усмотрению руководителя участники могут бежать с набивным мячом, надеть пояса с отягощением, рюкзаки с грузом.

«Командно-темповой бег». Бегунов делят на две команды. Дистанцию в 150 м нужно преодолеть за 36 с. По сигналу старт принимает первая команда. Бегуны проходят по маршруту А — Б — С — А; после пересечения финишной линии тренер сообщает показанное ими время.

Так как дистанцию нужно пройти за 36 с, то для определения занятых мест принимают во внимание только разницу между фактическим результатом и контрольным временем (36 с). Командой-победительницей признается команда, которая наберет наименьшую сумму штрафных очков.

«Гонка с форой». Участников делят на две команды, причем в одну из них собирают сильных бегунов, а в другую — послабее. Численность команд одинаковая. Более слабую команду выстраивают в шеренгу на первой дорожке, а сильную — на третьей дорожке.

По сигналу тренера обе команды в медленном темпе начинают движение параллельно, не обгоняя друг друга. По команде «Марш!» первые номера в колоннах бегут один круг в полную силу и пристраиваются позади своей команды. По сигналу в соревнование вступают вторые (идущие теперь впереди) пары. Затем соревнуются в беге третьи пары и т.д. Игра заканчивается, когда участники, начавшие бег, снова окажутся первыми в шеренгах.

Побеждает команда, набравшая больше очков, игрок которой первым заканчивает бег по кругу.

«Бросок через лесок». В парке или лесу вымеряют дистанцию 1600 или 2000 м со стартом и финишем, находящимися рядом. Капитаны команд по своему усмотрению расставляют игроков с таким расчетом, чтобы каждый из них проходил не более 200—250 м. На наиболее трудных участках дистанции (повороты, ельник, подъем в гору) ставят более подготовленных участников.

Через 15—20 мин после того как капитаны ушли расставлять своих игроков, судья дает сигнал, и бегуны, которым предстоит пройти первый этап, устремляются вперед. Каждый бегун старается быстро пройти свой участок и передать эстафету (ленточку) товарищу, находящемуся на следующем этапе. Выигрывает команда, первая закончившая эстафету.

«Футбол». Играть можно на площадке гораздо меньшим размером, чем футбольное поле. Ширина ворот не должна быть больше 1,5 м, высота ворот произвольная (в зависимости от места проведения игры). Бить набивной мяч ногами нельзя, его можно только толкать ногами. Лучше проводить игру без вратарей. В этом случае у ворот (в радиусе 4 м от них), устанавливается запретная зона, куда не имеют права входить ни защитники, ни нападающие. Игра начинается с центра. Команды состоят обычно не более чем из 5—6 человек, поэтому игроки защиты часто переходят в нападение.

«Регби». В каждой команде может играть от 7 до 11 человек. Задача каждой команды — пронести мяч через лицевую линию противника и приземлить его, держа в руках, или же забить мяч в уменьшенные ворота. За приземление команда получает одно очко, за забитый гол — два. В игре можно бросать мяч, толкать его ногой, вырывать у противника из рук.

Чем быстрее играющие будут передавать мяч друг другу, тем легче им достигнуть цели, хотя бегать с мячом разрешается.

Игру начинают с центра площадки, по сигналу. Запрещено толкать друг друга, но можно делать захваты за руки, туловище. Вырывать мяч у игрока, бегающего с мячом или держащего его в руках, может только один игрок противников, а не двое, трое и т.п. Это правило необходимо для того, чтобы не было групповых схваток.

Проводится два тайма по 15 мин. Лучше игру проводить на песке.

«Нападают пятерки». Играют три команды на баскетбольной площадке. Вторая и третья пятерки строят зонные защиты, каждая под своим щитом. Мяч — у игроков первой пятерки, находящейся в произвольном порядке лицом ко второй пятерке. У игроков команд майки разного цвета.

По сигналу игроки первой пятерки нападают на щит второй пятерки, стараясь забросить мяч в корзину. Как только игрокам второй пятерки удается перехватить мяч, они, не останавливаясь, нападают на щит третьей пятерки. Первая пятерка, потерявшая мяч, строит зонную защиту на месте второй пятерки. Третья пятерка, овладевшая мячом, начинает нападение на первую пятерку и т.д. Команда, забросившая мяч, получает очко и строит зонную защиту, а проигравшие идут в нападение.

Время игры зависит от подготовленности занимающихся. Игру проводят по упрощенным правилам.

Анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств.

Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.

Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти качества могут успешно формироваться под влиянием занятий подвижными играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние подвижных игр на развитие физических качеств у юных легкоатлетов

доклад о влиянии подвижных  игр на развитие физических качеств...

Виноградова С.Ю., Копылова М.Н. Интегрированный урок физической культуры и английского языка в 4 классе по теме "Развитие физических качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола. "

Цель урока: реализация приобретённых знаний и развитие речевых умений и навыков, в том числе в игровой форме. Формирование у учащихся интереса к спорту, к Олимпийским играм. Задачи урока: Об...

Презентация по физической культуре на тему: «Развитие физических качеств посредством подвижных игр»

Задача физического воспитания детей – правильное физическое развитие, укрепление здоровья, а также вооружение важными двигательными навыками....

Комплексы ОФП и комплексы питания для развития физических качеств

Комплексы разрабатывались для спортсменов спорт.школ......

Технологическая карта урока Тема: ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ 1 класс

Цели деятельности учителяРазвитие физических качеств у детей по средствам подвижных игр.Тип урока Планируемые образовательные результатыПредметные:научатся: развивать физические качества с помощь...

Роль подвижных игр на развитие физических качеств у детей начальной школы

Определение и специфика подвижной игрыПодвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных ...

Картотека подвижных игр для развития физических качеств при сдаче норм ГТО

Для  улучшения результата челночного бега  использовалась игра «Быстро возьми, быстро положи» суть заключается в том, что чем быстрее ребенок добежит до угла спортзала, воз...