Внеурочная деятельность
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Программы внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon kruzhok_ofp_3-4kl.pdf690.72 КБ
Файл muzeynoe_delo_dop.docx222.53 КБ
PDF icon programma_poiskovikovyy_otryad.pdf390.19 КБ
PDF icon muzeynoe_delo_dop.pdf196.15 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах и выполняют те же функции, что и государственные. Прежде всего, это хранилище подлинных памятников истории и культуры, природы и техники. Музей является исследовательским и просветительным учреждением, осуществляющим комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры, в которой основой для формирования духовных ценностей служат предметные результаты человеческой деятельности и объекты природы. Созданию школьного музея предшествует поисково-собирательская работа, оформление собранного материала в тематические выставки и краеведческие уголки, освоение многообразных форм и методов краеведческой и музейной работы, накопление большого фактического и информационного материала, позволяющего, в конечном счете создать музей. Деятельность школьных музеев, так же как и государственных, включает фондовую, экспозиционно- выставочную, экскурсионную, массовую и просветительную работу. Однако специфика школьного музея заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Школьный музей – прежде всего действенное средство повышения эффективности обучения и воспитания школьников. Но для оптимального использования возможностей школьного музея в учебно-воспитательном процессе необходимо заниматься всеми видами музейной деятельности. Следует помнить, что без исследования тем, представленных в экспозициях школьных музеев, без комплектования фондов, без обеспечения сохранности собранной коллекции невозможно построить экспозицию музея, подготовить лекцию или экскурсию. Школьный музей краеведения является тематическим систематизированным собранием материалов о родном крае, о коренных народах Югры, о состоянии природных ресурсов в реках, о флоре и фауне нашего региона, о памятниках культуры на берегах Оби. Работа тесно связана с уроком и другими формами учебно-воспитательного процесса школы.

Цели: Создание оптимальных условий для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения. Главная цель деятельности школьных музеев — формирование гармонически развитой творческой личности, патриота своей страны, своего края.

 Задачи: 

- Участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе.

 - Экологическая, просветительская работа среди учащихся. -Воспитание гражданина, знающего свой край.

 - Познакомить учащихся с основными понятиями этнографии. С культурой и бытом народов ханты.

 - Способствовать развитию экологической целесообразности культуры поведения в окружающей среде. Гражданской ответственности её сохранения, умение принимать решения и разрешать экологические проблемы.

 - Воспитывать чувство гордости за героев павших в Великой Отечественной войне.

 - Формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, организовывать объединения учащихся на принципах

 - Чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину.

 - Чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником во всех сферах жизни.

- Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно.

- Способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо науки, умение самостоятельно добывать новые знания.

Ожидаемые результаты:

 Для музея: оптимизация деятельности музея в русле реализации программы воспитания и социализации; совершенствование содержания деятельности музеев; рост профессионального мастерства юных экскурсоводов; укрепление материальной базы музея.

Для учащихся :Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций: исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль); менеджерские (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности); коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса); презентационные (навыки монологической речи; умение уверенно держаться во время выступления; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы).

Тематическое планирование курса

Тема занятия

Количество часов

Дата

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Организация школьного музея.

4

1

3

3

Функции школьного музея.

2

2

4

Комплектование фондов школьного музея.

6

2

4

5

Учёт и хранение исторических материалов.

6

2

4

6

Фонды школьного музея.

6

2

4

7

Формы работы в школьном музее.

5

1

4

8

Учёт и описание музейных предметов.

5

1

4

9

Экспозиция школьного музея.

4

1

3

10

Тексты в музейной экспозиции

2

1

1

11

Свидетели истории (исторические источники).

3

1

2

12

Наши помощники в поисковой работе.

3

1

2

13

Как работать с газетами, журналами, книгами.

3

1

2

14

Как записывать воспоминания.

3

1

2

15

Учет и хранение собранных документов и экспонатов.

3

1

2

16

Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее.

4

1

3

17

Экскурсионная работа в школьном музее.

4

1

3

20

Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию.

3

1

2

21

Итоговое занятие

1

1

Итого                                                                                                                  68 ч

Содержание курса

Тема 1. О чём будет рассказывать школьный музей. Цели, задачи, участники музейного движения. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города.

Тема 2. Организация школьного музея. Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.

Тема 3. Функции школьного музея. Полифункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.

 Тема 4. Комплектование фондов школьного музея. Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий. Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея. Определение объектов и источников комплектования. Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.

Тема 5. Учёт и хранение исторических материалов. Организация учёта и обеспечения сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других полевых исследований – одна из основных научных задач комплектования фондов школьного музея. Суть занятий: научная, юридическая и физическая сохранность предметов музейного значения. Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых условиях. Специальное снаряжение для транспортировки краеведческих материалов. Изучение формуляров полевых документов. Изготовление полевых документов учёта и описания краеведческих материалов. Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея.

 Тема 6. Фонды школьного музея. Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в истории края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности родного края. Население края - главное его богатство. Изучение опубликованных источников по социально-экономической истории края. Выявление объектов музейно-экономической истории края. Выявление объектов музейно- краеведческих исследований. Пилотажные обследования потенциальных источников комплектования собрания школьного музея. Ведение летописи родного края.

Тема 7. Формы работы в школьном музее. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.

 Тема 8. Учёт и описание музейных предметов. Организация учёта и обеспечения сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других полевых исследований – одна из основных научных задач комплектования фондов школьного музея. Суть занятий: научная, юридическая и физическая сохранность предметов музейного значения. Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых условиях. Специальное снаряжение для транспортировки краеведческих материалов. Изучение формуляров полевых документов. Изготовление полевых документов учёта и описания краеведческих материалов. Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея.

Тема 9. Экспозиция школьного музея. Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.

 Тема 10. Тексты в музейной экспозиции. Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Игра- практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Тема11. Свидетели истории (исторические источники). Газеты, журналы, книги - важные источники сведений об истории родного края. Обучение навыкам работы с письменными источниками.

Тема 12. Наши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: книги и брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне; дневники и планы, фотографии, стенгазеты и боевые листки; воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей; вещественные памятники (символы, атрибуты и т. д.). Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в поисковой работе: учителя, библиотекари, работники государственных музеев и архивов.

Тема 13. Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как правильно оформлять ссылки на источники.

Тема 14. Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.

 Тема 15. Учет и хранение собранных документов и экспонатов. Книга учета (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов.

Тема 16. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. Оформление альбомов, создание презентаций, музейных выставок (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов и т. д.). Подготовка ученических проектов.

Тема 17. Экскурсионная работа в школьном музее. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Тема 20. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме. Проведение виртуальной экскурсии в музее. Игра- практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.

Тема 21. Итоговое занятие. Подведение итогов работы музея за год, обсуждение планов и перспектив работы на следующий учебный год.

Список литературы

  1.  «Музейная педагогика», творческая лаборатория : сб. трудов творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела. - Вып. 4. – 2003. - 216 с. Свердловская ОУНБ; Шифр Пр12853; Инв. номер П352633-КХ.
  2. Белякова Л. М. Музейная педагогика : новый взгляд на образование // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. - N 5. - С. 17-21.
  3. Бригадная О. Изобразительная деятельность детей в музее : из опыта работы клуба "В гости к Тюбику" // Искусство в школе. – 2006. - N 2. - С. 42-44.
  4. Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования //Искусство в школе. - 2008. - N 2. - С. 28-29.
  5. Вербенец А. М. Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб. : [б. и.] , 2008. - 207 с.
    Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2321672-КХ
  6. Воспитательный потенциал художественного музея : учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов. – М. – СПб. : [ГРМ] , 2010. - 67 с.Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2321624-КХ
  7. Гетманская Е. В. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. – 2007. - N 1. - С. 45-46.
  8. Добрынина Н. Первый в жизни музей // Дошкольное воспитание. – 2000. - N 6. - С. 73-77.
  9. Захарова И. "Музей - школе". Экспериментальная программа по эстетическому воспитанию в Прогимназии N 1768 г. Москвы // Искусство в школе. - 2011. - N 3. - С. 30-33.
  10. Золотова Н. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания //Искусство в школе. - 2009. - N 4. - С. 58-59.
  11. Зурабова К. Воспитать уважение к культуре // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 4. - С. 82-90.
  12. Из истории образовательной деятельности Русского музея. – СПб. : [ГРМ], 2010.-55с. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2321680-КХ
  13. Ипатова В. Е. Конструирование нравственной и эстетической среды образовательного учреждения // Воспитание школьников. - 2010. - N 1. - С. 47-48.
  14. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея как средство эстетического развития // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 2. - С. 87-91.
  15. Музей в социально-гуманитарном образовании : учебно-методическое пособие. – Н. Тагил : НТГСПА , 2008. - 111 с.
    Свердловская ОУНБ; КО; Шифр 79; Авторский знак М895; Формат С; Инв. номер 2291754-КО
  16. Музей и образование в новом социокультурном измерении : материалы международной научно-практической конференции, посвященной двадцатилетию Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея. – СПб. : [ГРМ] , 2010. - 275 с.
    Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2321621-КХ
  17. Петрунина Л. Диалог в залах современного искусства // Искусство в школе. – 2005. - N 4. - С. 58-61.
  18. Попова Г. Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции. В дружбе с Ясной Поляной // Искусство в школе. – 2199. - N 3. - С. 43-45.
  19. Радвил Н. И. Художественный музей и воспитание личности (современное состояние проблемы) // Образование и общество. - 2008. - N 1. - С. 106-109.
  20. Скобликова Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре // Искусство в школе. – 2007. - N 2. - С. 30-31.
  21. Сорокин Ю. П. Музеи и художественное воспитание // Искусство и образование. – 2199. - N 4. - С. 16-21.
  22. Спиридонова Е. Музейная педагогика в школе // Искусство в школе. – 2007. - N 1. - С. 49-51.
  23. Столяров Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: учебное пособие. – СПб. : [б. и.] , 2007. - 339 с.
    Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2321671-КХ
  24. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика : учеб. пособие для студентов пед. и гуманитар. вузов. - М. : Высшая школа , 2004. - 216 с.
    Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 79; Авторский знак С816; Инв. номер 2283853-ЕФ
  25. Тарханова Т. А. Музеи - неисчерпаемый национальный ресурс // Профессиональное образование. - 2008. - N 2. - С. 20-20.
  26. Фатеев А. В. Учитель в музее // Преподавание истории в школе. – 2007. - N 8. - С. 11-15.
  27. Художественный музей в образовательном процессе. – СПб. : Специальная литература , 2198. - 321 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2321606-КХ.
  28. Шевкунова Е. "Музей и дети": педагогический аспект региональной программы // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 4. - С. 59-65.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...