Выступление на тему: «Направление работы по формированию у обучающихся готовности к сдаче норм ГТО».
материал по физкультуре

Литвинов Алексей Борисович

Выступление на тему: «Направление работы по формированию у обучающихся готовности к сдаче норм ГТО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Направление работы по формированию у обучающихся готовности к сдаче норм ГТО».

Основными направлениями работы по формированию у обучающихся готовности к сдаче норм ГТО являются:

– формирование у учащихся устойчивого интереса к развитию

собственных физических и морально-волевых качеств, здоровому образу жизни, готовности к защите страны;

– модернизация учебной и внеучебной деятельности по развитию массовой

физической культуры в учебном заведении, формирующей потребность в

систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных

мероприятиях;

– совершенствование программно-методического обеспечения занятий

физической культурой; разработка методических пособий и рекомендаций по

внедрению самостоятельной подготовки к сдаче контрольных испытаний и норм ГТО;

– осуществление контроля над уровнем физической подготовки и

степенью владения практическими умениями физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности;

– создание эффективной системы взаимодействия с объектами

социального назначения (ДЮСШ, клубы, стадионы) и с родителями учащихся;

– подготовка общественных инструкторов из числа старшеклассников –

значкистов ГТО для занятий с заботящимися о своем здоровье и физической

форме детьми.

Главная задача учителя физической культуры - помочь школьнику в

объективной оценке своих сил, убедить в возможности улучшения собственного результата и способствовать тому, чтобы занятия физической культурой и стремление к физическому самосовершенствованию стали потребностью каждого.

В практике физического воспитания особую актуальность приобретают вопросы самостоятельной, осознанной физической активности учащихся. Чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы.

Учителю физической культуры нужно знать перечень того, чему и как надо учить своих подопечных, а это, скажем откровенно, очень непросто. Необходимо создать условия для освоения учащимися способов самостоятельной, физкультурно-оздоровительной деятельности через систему специальных теоретических сведений, направленных на комплексное развитие основных двигательных качеств, что является базовой основой к подготовке и успешной сдаче норм комплекса ГТО.

Система учебной работы над физкультурной самостоятельностью состоит

из 3х этапов:

1этап – формирование приёмов самостоятельного выполнения

двигательных действий (начальная школа, 1 – 4 классы). Девиз: «Учись у

учителя!»Цель работы – обучение учащихся приёмам усложнения заданий,

обеспечение осмысленных двигательных действий, стимулирование

самостоятельности. Прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий.

Это, во-первых, общеразвивающие упражнения они являются содержанием

утренней гимнастики, динамических пауз во время приготовления уроков, входят в содержание самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств.

Во-вторых, прочные навыки ходьбы и бега. С них начинается, ими и

заканчивается каждое самостоятельное занятие. Важно, чтобы учащиеся умели правильно ходить и бегать, изменять скорость и темп движения, длину шага, силу отталкивания в упражнениях, навыки и умения в упражнениях, связанных с висами и упорами (подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в упоре лежа).

Помогаем организовать место для занятий в школе и дома. Уже с начальной

школы учащиеся должны знать, как подготовить место для безопасного

выполнения физических упражнений. Знакомить детей с теорией следует на

каждом уроке, постоянно оперируя новыми словами. Только тогда изучаемые

понятия будут звучать в речи учащихся. Большое внимание следует уделить

темам: «Режим дня школьника», «Здоровый образ жизни», «Что такое физическая культура и почему ей нужно заниматься?», «ВСФК ГТО как средство физического совершенствования». Детям нужно давать творческие домашние задания: составить свой режим дня; назвать свои достижения при выполнении контрольных нормативов и будущие ориентиры в этих видах на следующий год с объяснением, каким образом они будут достигнуты…

В практической части учащиеся должны научиться составлять и выполнять

комплексы утренней гимнастики, комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки. Владеть правильной техникой выполнения всех контрольных испытаний комплекса ГТО.

2 этап – создание условий для проявления школьниками

самостоятельности (основная школа 5 – 9 классы). Девиз «Учись вместе с

учителем»

Цель – выявление слабых и сильных сторон подготовки каждого

учащегося, определение форм и методов организации учебно-познавательной

деятельности, обеспечивающей дифференциацию обучения.

В содержании сохраняется весь перечень упражнений согласно учебной

программе, объём двигательной активности не меняется. Все знания для обучения самостоятельным занятиям классифицируются по темам: основы обучения двигательным действиям; основы гигиены физического воспитания; основы развития физических качеств; основы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля; психологические основы физической культуры; профилактика травматизма. Все это существенно облегчит подготовку к комплексу ГТО. Сразу же возникает вопрос: а когда учить детей теоретическим знаниям? Старайтесь организовать процесс обучения так, чтобы вместо монолога учителя присутствовал бы диалог с детьми. Можно совмещать передачу теоретических знаний с выполнением соответствующих двигательных действий. Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям должна начинаться с четкого, немногословного инструктирования школьников о цели и задачах конкретных самостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями о системе самотренировок, привития необходимости технических и организационных навыков. Лист самооценки самостоятельности и успешности, когда учащийся сам ставит перед собой цель, каким он хочет стать и как меняется, позволит проследить за любыми даже небольшими продвижениями в его физическом развитии. В обязательном порядке каждый ученик должен строго соблюдать правила безопасности во время занятий. Другим важным моментом является выработка у ребят простейших приемов самоконтроля за реакцией своего

организма на нагрузку. Каждый ученик должен: знать, что исследование пульса является самым доступным методом изучения функции сердечно сосудистой системы; уметь измерять свой пульс несколькими способами (на запястье, у виска, на шее, ладонью к груди в области сердца).

3 этап – стимулирование активности и творческой самостоятельности

учащихся на уроках и во внеурочное время (средняя школа 10 – 11 классы).

Девиз «Учись быть учителем!»

Цель – Создать условия школьникам для физического совершенствования

и осознанного выбора вида своей учебной деятельности.

На этом этапе учащиеся умеют и имеют возможность проявить самостоятельность.

Основные задачи: комплексное развитие двигательных качеств;

овладение школьниками специальными теоретическими знаниями,

необходимыми для самостоятельных занятий физической культурой; развитие у учащихся физических качеств и двигательных умений,необходимых для сдачи контрольных нормативов комплекса ГТО.

Здесь уже ребятам предлагаются творческие задания для самостоятельной

работы. Из моего опыта предложить ряд тестов для определения уровня развития

двигательных качеств (дать пояснения); предложить удобный для наблюдений за своей физической подготовленностью и развитием дневник самоконтроля; составить комплекс упражнений для формирования своего телосложения, с учетом коррекции фигуры.

Очень важным ориентиром в организации повседневного образа жизни для

всех желающих выполнить нормы ГТО являются рекомендации к недельному

двигательному режиму, которые предусматривают минимальный объем

различных видов двигательной деятельности, необходимый для самостоятельной подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья. Рекомендации по недельному двигательному режиму включают утреннюю гимнастику, организованные занятия в спортивных кружках и секциях и самостоятельные занятия физкультурой, двигательную активность в процессе учебной деятельности.

Необходимо существенного увеличить объем спортивно-массовой работы

в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время путем дополнения

блока дополнительного образования образовательными программами спортивной направленности.

Творчески организованная внеурочная деятельность – важное звено для

формирования физкультурной самостоятельности в рамках подготовки к сдаче норм ГТО. Спортивно-оздоровительное направление внеклассных мероприятий в школе раскрывается в следующих формах: туристический слет,  соревнования по различным видам спорта, совместные спортивные праздники  «Фестиваль силы и грации» (с привлечением к судейству родителей), работа «Клуба Веселых Спортсменов» и т.д. Отличной

идеей будет проведение конкурса фоторепортажей «От значка ГТО – к

олимпийской медали». Участники в своих фоторепортажах должны отразить

события, происходящие в учебном заведении в рамках развития комплекса "Готов к труду и обороне". Необходимо показать в своих фото-подборках, как ребята из школы через подготовку и сдачу спортивных нормативов стремятся к лучшим результатам, победе над собой, над своими возможностями, как они нацелены на большую ПОБЕДУ в будущих Олимпиадах. Агитационный плакат «Сделай шаг к победе» (конкурс плакатов, стимулирующих учащихся к занятиям спортом и сдаче нормативов ГТО).

Что касается роли родителей в развитии физкультурной самостоятельности

школьников, особенно на ранних этапах, то учителю следует их подключать к этой работе как помощников единомышленников. Однако такой подход должен быть разумным, чтобы не произошло подмены самостоятельности ученика «самостоятельностью» его папы или мамы. Физкультура – удовольствие, а не тяжкий труд. Это простое правило должны знать все родители, мечтающие привлечь ребёнка к занятиям физкультурой. Трудно вызвать у детей желание к физическим упражнениям, если сами родители считают это дело скучной и неприятной «работой». Дети подражают родителям во всём, поэтому не стоит ждать от сына активности, если папа рассуждает о пользе физических  упражнений лёжа на диване, а мама прогулкам с сыном на свежем воздухе  предпочитает двухчасовое общение с подругами по телефону. Ребёнок должен видеть искреннюю заинтересованность родителей в этом вопросе, тогда подобное настроение передастся и ему. Если есть возможность, то можно заниматься подготовкой к сдаче норм комплекса ГТО в выходные дни вместе с родителями.

Они могут показать или подсказать что-то весьма полезное. В том числе

посоветовать, как правильно выполнять то или иное упражнение. Отличная идея пригласить на такие тренировки своих друзей. Вместе заниматься спортом веселее, тем более что настоящая дружба крепнет в общих делах.

Учащиеся в процессе физического воспитания в школе должны быть

ознакомлены со всем многообразием физкультурно-оздоровительных систем,

направленных на развитие физической подготовленности, комплексов

физических упражнений, видами физкультурной деятельности, с методикой

самостоятельной подготовки к сдаче норм ВФСК ГТО. Прекрасно, когда есть

возможность выбрать тот режим физических нагрузок, который оптимально

подходит вашему образу жизни, соответствует вашим предпочтениям и

состоянию здоровья - как бы то ни было, а упражнения должны быть в радость.

Здоровый образ жизни, спортивный азарт, самоутверждение – вот для чего

нужен комплекс ГТО. Эту мысль и нужно передавать нашим ученикам.

 

Список литературы:Пушкарева И. Н. Мотивация школьников к занятию физической культурой и спортом в процессе реализации комплекса ВФСК ГТО  / И.Н. Пушкарева // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 2. – С. 255-259         

Прокофьева Д.Д. Физкультурно – спортивный комплекс ГТО. Нормы ГТО и поиск новой идеологии в России / Д.Д. Прокофьева // Культура физическая и здоровье. 2016. № 2 (57). С. 17-19.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА. ТВОРЧЕСКИЙ  ОТЧЕТ  ЩЕРБАК Е.В. Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы...

Выступление на конференции "Психолого-педагогическое обеспечение формирования компетенций обучающихся на уроке".

Статья для выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования". В чем заключается компетентностный подход соврем...

Выступление на МО по теме " Деятельность учителя по формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков самооценки и потребности к труду"

В выступлении даны критерии деятельности учителя по формированию у обучающихся навыков самооценки и потребности к труду....

«От сдачи норм ГТО - к олимпийским вершинам. Формирование интереса у учащихся к сдаче норм ГТО»

Динамика жизни современного человека вынуждает его более ответственно относиться к своему физическому и психическому здоровью и совершенствованию. Ведь не для кого ни секрет, что здоровье человека явл...

Коррекционно-педагогическая работа по формированию социально-мотивационноц готовности детей к школе

Коррекционно-педагогическая работа по формированию социально-мотивационной готовности детей 6-7 лет...

3.3.2 Выступление на ШМО тема: «Система работы с двигательно-одаренными обучающимися». 2022 г.

Модернизация образования РФ - это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических инноваций. Последние продиктованы реалиями времени - стремительно развивающееся инф...

Выступление на педагогическом совете по теме «Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся»

Тема: « Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся с умственной отсталостью»...