Выступление на конференции "Психолого-педагогическое обеспечение формирования компетенций обучающихся на уроке".
статья на тему

Грохольская Ольга Васильевна

Статья для выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования". В чем заключается компетентностный подход современного образовательного процесса, каковы ключевые образовательные компетенции, роль современных образовательных технологий для обеспечения формирования компетенций на уроке. Все эти вопросы рассматриваются в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грохольская О.В., учитель

ГБОУ СОШ №510 Московского района

Санкт-Петербурга

Психолого-педагогическое обеспечение формирования

компетенций обучающихся на уроке

          Компетентностный подход усиливает практическую составляющую современного образовательного процесса. Развитие компетентности – процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Формирование ключевых компетенций обучающихся происходит в процессе их практической деятельности. Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию личности: это высокая самостоятельность, готовность решать жизненные проблемы, преодолевать трудности. Путь решения этих проблем лежит через развитие мотиваций учащихся. Современное общество требует от выпускников не только прочного багажа знаний, но и умения воспользоваться им, а затем самостоятельно пополнить его. В стратегии модернизации школьного образования это рассматривается как комплекс ключевых компетенций.

          Ключевыми образовательными компетенциями являются:

1.Учебно-познавательная компетенция – умение ставить цели и организовывать свою учебную деятельность, выдвигать гипотезы и работать со справочной литературой, уметь принимать решения и включаться в проектную деятельность.

2.Здоровьесберегающая компетенция – умение заботиться о своем здоровье и личной безопасности, владеть приемами оказания первой помощи, знать и применять правила личной гигиены.

3.Информационная компетенция – владение навыками работы с различными источниками информации, самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, ее сохранение и передача.

4.Коммуникативная компетенция – умение представить себя письменно и устно, заполнить анкету, выступить с докладом, вести диалог, владеть способами совместной деятельности в группе.

5.Социокультурная компетенция – владение знаниями и опытом социальных ролей, определение своего места и роли в мире, коллективе и семье.

6.Технологическая компетенция – овладение опытом трудовой деятельности через реализацию системы практических знаний.

          Для обеспечения формирования компетенций на уроке учителю следует постоянно искать пути повышения эффективности обучения, использовать разнообразные способы передачи знаний, нестандартные способы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. На уроке учителю следует применять современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, развивающее и личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, проектное обучение. Также следует совмещать образовательные технологии на одном уроке. Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Учитель может их использовать на различных этапах урока, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Важно использовать в своей работе различные нетрадиционные типы урока: уроки-путешествия, семинары, уроки-проекты, уроки-презентации и другие. Поскольку персональные компьютеры стали прочно входить в нашу повседневную жизнь, освоение компьютерных технологий происходит в школе для того, чтобы выпускник смог самореализоваться в жизни, а учитель вывел процесс преподавания своего предмета на более качественный уровень.

          Применение инновационных технологий на уроке позволяет научить обучающихся действовать не только в учебной, но и в иных сферах деятельности. Применять инновационные технологии – это значит искать пути эффективного взаимодействия педагога и ученика, создавать учебную ситуацию, при которой школьник вовлекается в учебную деятельность и начинает действовать. Это магия, перевоплощение, это формирование компетенций. Из множества существующих технологий приходится выбирать те, которые можно адаптировать на данных учеников. И тогда технология становится совокупностью психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательный средств.

          В своей работе я использую ряд педагогических технологий. Например, метод проектов позволяет воплотить какую-либо идею или план во внешнюю форму: изготовление наглядного пособия, создание рекламного буклета. Эта индивидуальная или групповая форма работы позволяет ученикам воплощать самые разнообразные идеи, мыслить коллективно, что приносит конкретные результаты. Исследовательское обучение дает возможность углубиться в суть вопроса и расширить круг знаний, например, создание виртуальной экскурсии за заданную тему. ИКТ на уроках применяется мной при изучении нового материала, контроле знаний (тестирование), при подготовке учениками презентаций. Практические занятия и лабораторные работы обеспечивают развитие творческой активности личности, развивают мышление и речь школьников, позволяют проверить их знания. Также на уроках я применяю групповые виды работ: соревнования пар, параллельная работа в группах по одной теме с последующей защитой результатов. Такая работа дает значительный положительный эффект, если в ходе ее проведения царит атмосфера доброжелательности и взаимного доверия.

          Любая компетенция формируется организацией работы учащихся в результате осознанной деятельности. Развитие ключевых компетенций на уроках является средством повышения грамотности школьников. Данная система работы по разным направлениям позволяет обеспечить психолого-педагогическое формирование компетенций обучающихся на уроке.  

Литература

1.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. – Педагогика №10, 2003.

2.Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. – Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр «Эйдос», 2002.

       

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование ИКТ-технологий как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики"

Работа была представлена на Областной научно-практической конференции  "Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся в условиях введения ...

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления."

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления"...

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроке информатики

Статья для конференции в КИНПО (ПК и ПП) СОО г. Курск 8 декабря 2011 года...

Формирование компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным практико-ориентированная направленность. Смысл современного образования сост...

Выступление по теме: Педагогическое обеспечение формирования предметных компетенций обучающихся на уроках английского языка

Выступление по теме: Педагогическое обеспечение формирования предметных компетенций обучающихся на уроках английского языка...