Выступление по теме: Педагогическое обеспечение формирования предметных компетенций обучающихся на уроках английского языка
материал по английскому языку

Перевезенцева Наталья Николаевна

Выступление по теме: Педагогическое обеспечение формирования предметных компетенций обучающихся на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перевезенцева Наталья Николаевна,

учитель английского языка

ГБОУ СОШ №382

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конференция ШКОЛА

Тема выступления:

«Педагогическое обеспечение формирования предметных компетенций обучающихся на уроке английского языка»

1.Введение.    Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,-  это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать  развивающий  потенциал  общего  среднего  образования.  Существует  такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

     Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

 Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых

компетенций современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ:

  • Личностные – ценностные ориентации, отражающие индивидуально- личностные позиции, мотивы образовательной социальные чувства, личностные качества;
  • Предметные – усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний;
  • Метапредметные – освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

         2. Формирование предметных компетенций на уроках английского языка.

     Целью обучения иностранным языкам в является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне т. е. для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (усвоение грамматики и лексики), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.

        Коммуникативная компетенция подразумевает следующий компонентный состав:

        1. Речевая компетенция – умения учащихся в говорении (диалогическая и монологическая речь, ролевая игра, обсуждение), аудировании (конспектирование, краткое изложение содержание текста, развитие языковой догадки), чтении (просмотровое, поисковое, ознакомительное, формулирование собственного мнения, понимание главной мысли текста) и письменной речи (заполнение бланков, составление описаний, дополнение недостающей информации).

        Целью этой компетенции является обучение пользованию языком, а не сообщение знаний о нём. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении.

    Для достижения поставленной цели при обучении английскому языку предусмотрено использование разнообразных средств обучения. Для развития речевой компетенции необходимо обязательное использование следующих средств обучения:

 а) учебник, который является основным средством обучения и содержит материал по обучению всем видам речевой деятельности;

б) книга для чтения, которая находится в распоряжении учащегося и помогает ему в овладении чтением на английском языке. Чтение дополнительных текстов на различную тематику, кроме всего прочего, дает возможность осуществлять практическую, воспитательную, образовательную и развивающую цели;

 в) учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы обучаемых, практических занятий, научно-исследовательской работы. Данные пособия могут полностью или частично разрабатываться преподавателями самих учебных заведений;

 г) аудио и видеозаписи при обучению английскому языку играют очень важную роль. Они дают возможность детям слышать подлинную речь на английском языке, являются образцом для подражания, что благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения понимать речь на слух;

 д) компьютерные программы и Интернет необходимы для обеспечения функциональной компьютерной грамотности учеников, а также для возможности самостоятельного или дистанционного обучения. Эти программы особенно эффективны для развития навыков письменной коммуникации.

2. Языковая компетенция – владение фонетической, лексической и грамматической сторонами речи.

Фонетическая зарядка – обязательный компонент, направленный на погружение в англоязычную среду. Это может быть работа со скороговоркой или просто определенным звукосочетанием на ряде языковых примеров. Зарядка такого рода настраивает учащихся и их артикуляционный аппарат на восприятие и воспроизведение английской речи, способствует снятию языкового барьера.

        При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.

        Для формирования лексических навыков рекомендуются следующие упражнения: 
1.угадывание (слов, игрушек, картинок, отгадывание загадок); 
2. рисование, лепка, аппликация, раскрашивание и называние того, что изображено, что слепили дети; 
3. физкультминутка (называние действий, выполнение действий и команд); 
4. игра на внимание/понимание (учитель называет лексическую единицу и показывает игрушку или картинку; дети повторяют хором только те слова, которые имеются на картинке); 
5. выбор слов/картинок по теме или по ситуации; 
6. соревнование; 
7. игра «лото» с картинками/домино и т.п. 

        Для наиболее эффективного развития языковой компетенции используют следующие средства обучения:

а) рабочая тетрадь, которая необходима для самостоятельной работы учащихся дома и позволяет им овладевать графикой и орфографией английского языка, усваивать лексический и грамматический материал в ходе выполнения заданий к каждому уроку;

б) таблицы, схемы, раздаточный материал, иллюстрации позволяют максимально индивидуализировать и активизировать процесс формирования и развития умений и навыков всех видов речевой деятельности, а также процесс накопления в памяти учащихся единиц языка и речи;

в) учебник;

г) аудиоматериал;

д) компьютерные программы, мультимедийное оборудование и Интернет

 3. Социокультурная компетенция - владение определенным набором социокультурных знаний о странах изучаемого языка и умений использовать их в процессе иноязычного общения, а также умение представлять свою страну и ее культуру.

Формированию социокультурной компетенции, способствуют пословицы и поговорки, загадки и скороговорки. Через изучение языкового материала учащиеся  знакомятся с культурой Англии, стараются воспитать в себе «терпимость» к чужой культуре, уважение к ней и осознать себя как носителя национальной культуры через призму других культур; а также развитию слухового восприятия, памяти, мышления.

        Для наиболее эффективного развития социокультурной компетенции вне языковой среды используют следующие средства обучения:

а) адаптированные книги - содержащие аутентичные материалы о существующих в действительности людях и взятые из жизни ситуации. Важным учебным умением, которое следует развивать у учащихся уже в начальной школе, является обильное чтение.

б) аудио и видеоматериалы, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка, являются своего рода культурными портретами страны.

в) Интернет,– очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся наряду с другими компьютерными технологиями,

г) пребывание в стране изучаемого языка - безусловно, самое эффективное средство развития социокультурной компетенции.[ 2 ]

        4. Компенсаторная. Говоря о компенсаторной компетенции, подразумевается ситуация, когда от учащегося требуется, чтобы он был способен решать поставленные коммуникативные задачи различной сложности с использованием ограниченных языковых средств, при условии, что развитие каждого вида речевой деятельности будет коммуникативно-достаточным. Что касается компенсаторной компетенции, то её формирование предполагает развитие способности и готовности преодолевать дефицит своих иноязычных знаний, навыков, а именно: 1) умение при незнании какого – нибудь слова заменить его синонимом или описанием понятия; 2) уметь переконструировать своё высказывание…., 3) уметь «не зацикливаться» на незнакомом; 4) уметь использовать мимику, жесты, заменяющие…. выражение эмоций; 5) уметь обратиться к партнёру с просьбой, например, повторить сказанное, объяснить значение непонятного слова.

        Все эти умения предполагают гибкое владение иностранным языком, которое необходимость формировать, опираясь на уже имеющийся опыт, поскольку речь идёт о втором иностранном языке. Именно эти умения и являются составляющими компенсаторной компетенции.

Данный вид компетенции развивается такими средствами как:

а) учебник;

б) Интернет;

в) пребывание в стране изучаемого языка.

   5. Учебно-познавательная компетенция – общие и специальные учебные умения, способы и приемы самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. Учащиеся выполняют проблемные задания, развивающие мышление: игры, головоломки, викторины.

         К средствам, развивающим учебно-познавательную компетенцию, относят следующие:

а) разнообразные словари (англо-русские, русско-английские, толковые), где ученик найдет объяснения слов, сочетания их с другими словами, примеры употребления. Это поможет для выполнения упражнений и удовлетворения любознательности учащихся, проявляющих повышенный интерес к языку, 
б) учебник;
в) книга для чтения;
г) учебные пособия;
д) компьютерные программы и Интернет.

 3. Вывод. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Необходимо также коллективное взаимодействие, при котором ученики активно общаются друг с другом во время учебного процесса, и успех одного зависит от успеха других.

     Необходимо упомянуть, что основной стратегией обучения иностранным языкам является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей.

        Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке современного учителя, способного работать на разных ступенях обучения с учетом их специфики. Безусловно, учителю необходимо знать и применять на практике не один метод обучения. Но залог успешного урока заключается не только в выборе технологии, важно вызвать интерес каждого ребенка к уроку, т.е. сформировать внутреннюю мотивацию учащихся.

      Представленные и применяемые во время урока методы формируют положительные мотивации, прививают интерес к изучению иностранного языка,  и дают возможность стать залогом успеха во всей учебной  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка»

Использование коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, происходящее в разных условиях, естественным образом корректирует отношение к тем или иным методологическим ориентирам. В условиях...

Презентация "Педагогические условия формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка"

В презентации рассматриваются вопросы формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка путем использования разнообразных обучающих структур

Методическая разработка, нацеленная на совершенствование образовательного процесса посредством системного внедрения в работу обучающимися эффективных педагогических технологий и методик, модернизации ...

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассмотрено влияние разнообразных современных педагогических технологий на становление личности обучающегося, владеющего ключевыми компетенциями, сформированными на уроках английск...

Роль регионального содержания в формировании социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка

Включение регионального содержания в процесс обучения иностранным языкам позволяет совершенствовать социокультурную компетенцию обучающихся, учить их адекватно представлять родную культуру средствами ...

Педагогический опыт "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения"

тема:Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения ...