Выступление на педагогическом совете по теме «Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся»
материал

 

Тема: « Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся с умственной отсталостью»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете 01.11.2022

Тема: « Направление работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся»

Взаимодействие классного руководителя и соц. педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Направления деятельности социального педагога:

  1. Диагностическое;

Формирует банк данных учащихся и семей, состоящих на всех видах учёта, мониторинг динамики успеваемости и посещаемости учащихся школы, анализ занятости во внеурочное время.

оказывает помощь в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;

  1. Консультативно-просветительское;

Консультировать  педагогов - предметников, классных руководителей, родителей  по вопросам социальной адаптации ребенка;

3. Профилактическое

-пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать формированию негативного отношения к социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании и т.п.;

-вести работу по  профилактике правонарушений и безнадзорности среди учащихся школы;

            -  выявление учащихся, склонных к правонарушениям либо совершивших их методом наблюдений и диагностик, по информации от сотрудников школы, по итогам заседаний Совета профилактики по профилактике правонарушений;

         - составление списков детей, состоящих на различных видах учета, контроль занятости, закрепление наставников, составление списков неблагополучных семей совместно с ОДН, предварительное обследование и работа с неблагополучными семьями;

             

         4. Профориентационное

 Ожидаемые результаты:

  • увеличение числа школьников, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни;
  • стабилизация, и в дальнейшем, снижение количества пропусков занятий по неуважительным причинам, снижение  количества правонарушений среди школьников.

Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:

  • своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);
  • принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;
  • взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;
  • получение какой-либо специальной информации или консультации.

Общие формы работы: совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как  отдельных учащихся, так и классов в целом; проведение  психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; совместное посещение семей; проведение совместных мероприятий.

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа с трудными детьми. Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с трудными детьми, соц. педагог проводит не только коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу. В нашей школе работа с этими детьми происходит следующим образом:  выявляются,   заносятся в банк данных, после неоднократного нарушения правил поведения и Устава школы ставятся на внутришкольный учет с последующим обследованием социальным педагогом и психологом при непосредственной помощи классного руководителя. При необходимости эти дети приглашаются вместе с родителями на заседания Совета профилактики правонарушений и неуспеваемости, с ними проводятся профилактические мероприятия  не только специалистами школы, но и инспектором ОДН. В этой деятельности,  сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха.

Профилактическая

  1. выявление учащихся, склонных к правонарушениям либо совершивших их методом наблюдений и диагностик, по информации от сотрудников школы, по итогам заседаний Штаба по профилактике правонарушений;
  2. составление списков детей, состоящих на различных видах учета, контроль занятости, закрепление наставников, составление списков неблагополучных семей совместно с ОДН, предварительное обследование и работа с неблагополучными семьями

Ребенка необходимо развивать и учить навыкам саморазвития, самопознания. самообучения. Для этого проводятся мониторинги, диагностики. Все «плюсы» и «минусы» находят свое отражение в психолого – педагогическом сопровождении.

Профилактическая работа с учащимися

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Для продуктивной работы с «трудными» детьми в школе организовано сотрудничество с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, в частности: ОДН, КДНи ЗП, центром психологической помощи семье и детям, КЦСОН. Ежегодно в начале учебного года школой составляет совместный план  работы с ОДН ОП№ 8 и запрос по  выявлению несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а так же находящихся в социально- опасном положении, не посещающих занятия в школе или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам. Социальным педагогом и инспектором ОДН проводятся профилактические групповые и индивидуальные беседы с целью оказания им помощи по формированию негативного отношения к различным асоциальным явлениям и осознанию действий,  поступках, которые могут стать причиной правонарушений  такие как: «Подросток и закон»,  «Ответственность и безответственность. Что за этими словами?», «Подросток и преступление», «Не знание закона не освобождает от ответственности», планируется проведение анкетирования «Интересы и досуг».

Воспитание трудолюбия, отношения к труду, жизни

С целью профориентации в школе работает служба сопровождения по трудоустройству выпускников

Направления и формы работы.

организую посещение учащимися дней открытых дверей в профессиональных учебных заведениях;

организую экскурсии учащихся в профессиональные учебные заведения,  встречи с представителями учебных заведений;

совместно со  школьным психологом провожу анкетирование учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

способствую  формированию у школьников адекватной самооценки;

совместно с психологом проводим лекции по профориентации с тестированием.

(9 – 11 классы)                                                                                                              

Провожу совместные классные часы по профориентации, принимаю участие в родительских собраниях, помощь учащимся при поступлении в профессиональные учебные заведения.  Также выявляю через Центр занятости сведения о том, какие профессии в городе востребованы, частично востребованы и не востребованы, профориентационные анкеты “Мир профессий”, “Моя профессия”.

Провожу беседы об уважительном отношении к труду технического персонала школы (о ношении сменной обуви, о поведении в местах общего пользования и т.д.)

Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного развития личности.

Социальным педагогом, педагогом-психологом, классными руководителями в школе проводится профориентационная работа путём проведения тематических классных часов по профориентации, организуем экскурсии, два года мы присутствовали на Дне открытых дверей в строительно-монтажном техникуме. Работа в данном направлении обеспечивает: умение самостоятельно делать свой выбор  и отвечать за этот выбор, профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности.

Формы работы: тестирование, наблюдение за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, часы знакомства с элементами тренинга, анализ конфликтных ситуаций, родительское собрание для учащихся и их родителей по теме: “Трудности перехода учащихся из школы в училище”, профориентационные часы “Мир профессий”, “Моя профессия”.

Способствуют развитию личностных компетенций учащихся ведущих к профессиональной и жизненной успешности.

Подростки, состоящие на ВШУ,  участвовали в  акции «Мы выбираем здоровье!», в начальных классах проводятся  беседы на тему: « Как вести себя в столовой», « Как вести себя на перемене» и т. д.

 На начало учебного года 2022-23г.  на ВШУ состояло 4 учащихся, сейчас на учёте состоят 2.  С учащимися регулярно проводятся профилактические индивидуальные беседы с целью оказания им помощи по формированию негативного отношения к различным асоциальным явлениям и осознанию действий,  поступках, которые могут стать причиной правонарушений  такие как: «Подросток и закон»,  «Ответственность и безответственность. Что за этими словами?», «Подросток и преступление», «Не знание закона не освобождает от ответственности», планируется проведение анкетирования »Интересы и досуг».

Первоначально выявляются учащиеся с трудностями в адаптации, отклонениями в поведении на основе наблюдения, результатов диагностики, бесед с педагогами. Социальным педагогом, педагогом-психологом разработаны факторы риска, по накопляемости которых данные учащиеся на заседании СС относятся к “группе риска”. После чего для каждого учащегося “группы риска” разрабатывается индивидуальный план работы с ним, в соответствии с которым организуется работа всех сотрудников СС, заводится индивидуальная карта, в которой фиксируется работа с данным учащимся, отслеживаются изменения в его развитии.

Формы работы: наблюдение за обучающимися, тестирование, заседание СС по уточнению списков учащихся “группы риска”, составление индивидуального плана работы с учащимися “группы риска”, индивидуальные коррекционные беседы, индивидуальные коррекционные занятия, профилактические беседы.

В результате работы с данными детьми наблюдается положительная динамика в направлении снижения агрессивности, повышения мотивации обучения, освоении правил социального поведения и взаимодействия с другими людьми.

Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного развития личности.

Направление «Семья».

Формирование основ нравственной культуры обучающихся осуществляется не только в условиях школы, но прежде в семье. Первые уроки нравственности дети получают именно в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком во всем образе жизни семьи, и даже ещё им не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Беседуя с родителями, часто слышишь «Ну почему он такой? Чего ему не хватает? Как его воспитывать?»  иногда хочется ответить, что очень многое зависит  от вас – родителей. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители-пример ему».

Основные направления работы с родителями.

-Духовно-образовательное;

-Воспитательно-оздоровительное;

-Культурно-познавательное;

-Нравственно-трудовое;

-Развитие творческих способностей уч-ся.

Формы работы с родителями:

-классные родительские собрания  (построить  на вопросах и пожеланиях родителей);

-индивидуальные консультации;

-посещение на дому;

-тематические консультации;

-анкетирование родителей;

-проведение совместных праздников, помощь родителей учителям в организации и проведении мероприятий;

-общешкольные родительские собрания;

-информационные стенды для родителей, выставки детских работ.

В марте 2022 года социальным педагогом и психологом был проведен мониторинг выявления основных нравственных ценностей среди старшеклассников

  1. Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего? Расположите в порядке снижения важности проблем:

- взаимоотношения в семье;

-здоровье;

- учёба;

-будущая карьера;

-любовь;

-воспитанность;

-взаимоотношения с одноклассниками;

-взаимоотношение с учителями;

- культурное отношение к женскому полу (мужскому полу) (нужное подчеркнуть);

-отношение к пожилым людям;

-открытость сердца радостям и горестям других людей;

-возможность заработка;

-проведение свободного времени;

-нормальное питание;

-покупка одежды и других вещей.

  1. Укажите 5 целей, которые Вы хотели бы достигнуть больше всего: слава, деньги, восхищение; достижения в  спорте, искусстве, музыке; привлекательная внешность, красивая одежда, ювелирные изделия; счастливая семья, хорошее образование; власть и положение; хорошая квартира,  хорошая работа; уверенность в себе, счастье и удовольствие; ум , самоуважение, талант; любовь со стороны семьи, уважение семьи, друзей, коллег; хорошее здоровье.
  2. Чему  жизненно важному учит Вас школа?
  3. Выразите своё отношение к гуманистическим ценностям
  4. Какими качествами должен обладать культурный человек?
  5. Считаете ли Вы себя воспитанным человеком?

Вообще, я была настроена на худшие результаты, наблюдая за поведением учащихся  в столовой, на перемене в коридоре, но хочу сказать, что дети отнеслись серьёзно к  мониторингу.  Они знают, что писать, как писать, как вести себя тоже знают, но не всегда ведут себя должным образом.

Анализируя работы детей, пришла к выводу, что на первое место дети ставят  важность проблемы  будущей карьеры,  деньги, возможность заработка, хорошая квартира,  здоровья, воспитанность, взаимоотношения в семье, любовь, проведение свободного времени и покупку одежды на последнем месте.

Из 5 целей, которых   хотелось бы им достичь в жизни больше  всего, являются: привлекательная внешность, хорошая работа, уверенность в себе, достижения в спорте, хорошее здоровье, счастливая семья.

В  3  вопросе учащиеся ответили, что школа их учит самостоятельности и уверенности в себе, уважению к людям, человеколюбию, дружбе.

Выражая своё отношение к гуманистическим ценностям, на первое место поставили совесть, счастье, милосердие, дружбу. Какими качествами должен обладать культурный человек? Написали добрым, воспитанным, не знаю, честным, справедливым.

На вопрос « Считаете ли вы себя воспитанным человеком», 11 учащихся из 47 ответили: «Не знаю».

 Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении учащимися вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру.

Нам есть над чем работать.

Проблемы:

  1. Работа по фактическому случаю;
  2. Отсутствие совместной детско-родительской деятельности (проекты, экскурсии).
  3. Отсутствия практических методов воздействия (тренинги. анкетирование)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Эффективность работы ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №4 г.Муром по реализации программы развития школы»

В данной работе представлен отчет работы ШМО классных руководителей за 2011-2012 учебный год.Данное выступление сопровождается презентацией, которая прилагается....

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»

В выступлении ставится задача рассмотреть  возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...

Выступление на педагогическом совете по теме "Виды работ на уроках химии"

Химия вокруг нас» – это часто встречающееся утверждение неточно. Химия не только вокруг нас, но и внутри нас....

Статья выступления на педагогическом совете по теме: "Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"

Это готовое выступление на педагогическом совете. Здесь раскрываются основные аспекты роли классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников. В статье приведены данные работы клас...

Презентация к статье выступления на педагогическом совете на тему:" Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников".

Данная презентация предназначена для сопровождения выступления на педагогическом совете на тему:"Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"...

Выступление на педагогическом совете с темой "Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе"

laquo;Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе»....