КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: Футбол и его значение в развитии физического качества быстроты у начинающих спортсменов
материал по физкультуре
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
Футбол и его значение в развитии физического качества быстроты у начинающих спортсменов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.61 КБ |
Предварительный просмотр:
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
Футбол и его значение в развитии физического качества быстроты у начинающих спортсменов
ПЛАН
Введение | 3 |
Глава I. Футбол – его значение для развития скоростных качеств | 7 |
1.1.Характеристика современного футбола | 7 |
Глава II. Основные формы проявления качества быстроты в футболе | 9 |
2.1. Значение быстроты в подготовке юных футболистов | 9 |
2.2. Задачи развитие скоростных способностей | 15 |
2.3. Физиологическая характеристика быстроты | 17 |
2.4. Техническая и тактическая подготовка при игре футбол | 24 |
Глава III. Основные методы и средства развития быстроты | 33 |
3.1. Методы развития быстроты | 33 |
3.2. Средства развития быстроты в футболе | 39 |
3.3. Комплекс упражнений для развития быстроты | 40 |
Заключение | 44 |
Литература | 47 |
Введение
Постоянно представлять футбол, видимо, нет необходимости. В него играют миллионы людей — и мужчин, и женщин во всех уголках мира. Собственно говоря, футбол и сам целый мир — со своими традициями, правилами, иерархией, своими законами развития, своими лидерами и аутсайдерами.
Футбол мало кого оставляет равнодушным. И его по праву называют спортом № 1. Миллионы людей гоняют мяч в свое удовольствие, миллиарды — с острейшим интересом следят за тем, что происходит на самой вершине футбольной пирамиды — на чемпионате или, как его официально называют, Кубке мира по футболу.
Футбол — разнообразен и многолик. Он может объединять и вызывать резкую неприязнь, создавать добрые отношения и противостояние, ввергать целые страны в состояние эйфории или шока, быть красивым и элегантным или корявым, добрым или злобным. Словом, это футбол, и каждый его воспринимает по-своему.
В современном обществе футбол — в центре внимания правительств, политиков, финансистов, бизнесменов. Нередко он имеет большой воспитательный эффект. Да, футбол стал важным социальным фактором жизни, с которым нельзя не считаться в нынешнем обществе. От воспитания и здоровья — до вопросов национальной политики — таков современный диапазон воздействия футбола. Футбол интернационален. Результат международного матча или турнира не зависит от национальных особенностей, политического строя, экономики, географии, религии и т.д. Мяч круглый, поле ровное для всех, и успех приходит к тем, у кого выше профессиональное мастерство, выше стремление к победе и кому сопутствует удача. В истории футбола можно найти немало случаев, когда команды «карликовых» стран доставляли большие неприятности футбольным грандам. И все-таки итог выступлений той или иной команды, прежде всего, зависит от ее класса, уровня ее профессионального мастерства. Профессиональные команды.
Игроки, тренеры — это элита, высшее футбольное общество со своими порядками и правилами. Попасть в этот высший футбольный «свет» очень нелегко, но еще труднее удержаться в нем долгое время. Можно оказаться среди профессионалов, но так и не стать им.
В нашей стране профессиональный футбол существует достаточно давно. За это время была создана отечественная школа, из которой вышли многие известные игроки и тренеры, сформировались сильные клубы и сборные команды. Но меняется мир, общественная жизнь, а вместе с этим происходят важные изменения, в жизни футбольной. Прежняя формула, сильные клубы — сильная сборная, ныне часто не срабатывает. Многое изменилось и в отечественном футболе. Теперь стабильность положения клуба во многом определяется его финансовыми возможностями, а класс игры его основной команды — подбором игроков, способных успешно решать как тактические задачи, стоящие перед каждой конкретной игрой, так и стратегические — на весь напряженный сезон. Отсюда возникают разнообразные проблемы, связанные с созданием и управлением профессиональной футбольной команды высокого класса.
Футбольный «рынок» достаточно богат и разнообразен. При комплектовании команды главные тренеры и тренеры-селекционеры, исходя из своих финансовых возможностей и планов на предстоящий сезон, могут выбрать на свой вкус игроков высшей, первой и второй лиг, выискивать юные, неизвестные дарования, наконец, приглашать зарубежных легионеров. Однако комплектование — это не решающий, а лишь начальный этап создания команды, способной решать высокие задачи. При формировании команды или хотя бы даже введении в нее новых игроков руководству клуба, его тренерскому штабу приходится столкнуться с целым рядом разноплановых проблем. [2, 19]
Прежде всего, речь идет об адаптации к условиям жизни в новом коллективе, создании в команде благоприятного микроклимата, налаживании не только игровых, но и человеческих контактов между футболистами, а также между игроками и тренерами. В основу учебно-тренировочного процесса должны быть положены не только чисто профессиональные взаимоотношения, но и забота о воспитании личности каждого из членов команды.
Это хорошо, что сейчас с главного тренера снимаются административные функции, однако его деятельность и без того многогранна. На нем лежит обеспечение учебно-тренировочного процесса, и оттого, насколько успешно он решает эту нелегкую задачу, зависит судьба команды. Анализ научно – методической литературы свидетельствует о недостаточно изученном материале этой темы, и мы постараемся ее рассмотреть более глобально.
Объект исследования: Процесс развитие физического качества быстроты у начинающих спортсменов.
Предмет исследования: Учебно-тренировочный процесс начинающих спортсменов.
Цель работы: Дать характеристику физического качества быстроты у начинающих спортсменов по анализу литературных источников.
Рабочая гипотеза: предполагается, что при включении в учебно-тренировочный процесс начинающих спортсменов футболистов специального разработанного комплекса мы можем повлиять на развитие физического качества – быстроты.
Задачи исследования:
- Раскрыть особенности развития физического качества быстроты.
- Дать характеристику методам развития быстроты.
- Ознакомить с технической и тактической подготовкой при игре в футбол и значение качества быстроты для их совершенствования.
- Разработать комплекс специальных упражнений для развития быстроты начинающих футболистов.
Глава I. Футбол – его значение для развития скоростных качеств
1.1. Характеристика современного футбола
Читая названия нашей темы у нас возникает множество вопросов: что такое игра, спортивные игры, футбол, физическое качество, быстрота, и я постараюсь их изложить.
Игра – это активная деятельность, в которой дети исполняют роль нападающего или защитника, и как отражение реальной жизни. Игра – определяет участие, как «делать дело ради самого дела».
Игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности свойственно человеку.
Спортивная игра включает несколько видов спорта – футбол, баскетбол, волейбол и др. Спортивные игры – это протекающие в рамках правил противоборства двух сторон, направленное на достижение преимущества, оцениваемого по количеству достижений обусловленной цели игры.
Футбол – это соревнование двух команд, каждая из которых стремиться овладеть мячом и провести его в ворота соперника и в тоже время защитить свои. [11, 27]
Физическое качество – это врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможно физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.
Быстрота – это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Футбол - одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр. Футболом в России занимается более 3 млн человек. Коллективный характер футбольной деятельности предопределяет проявление игроками своих лучших морально-волевых качеств: ответственности и дисциплинированности, уважения к партнерам и сопернику, взаимовыручки, смелости и решительности, настойчивости и инициативности.
Современный футбол являет собой яркое зрелище, в котором органично соединяются высокое исполнительское мастерство футболистов и бескомпромиссные «мужские» единоборства на каждом участке футбольного поля, физическое совершенство игроков и радость, горечь, боль у многих миллионов болельщиков.
Элементы футбола благодаря разнообразным проявлениям физических качеств тактического мышления часто используются в других видах спорта (и не только в игровых) как дополнительное средство подготовки.
Футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания.
В общеобразовательных школах, техникумах дети и подростки занимаются в секциях по футболу.
Подготовка квалифицированных футболистов проводится в секциях по футболу коллективов физической культуры, ДЮСШ, СДЮIIIOP, спортинтернатах.
Футбол как учебный предмет включен в программу физической культуры в высших учебных заведениях в виде факультативных занятий.
Футбол широко используется как основное средство физкультурно-оздоровительной работы в различных местах отдыха, парках, походах, на пляжах, в домах отдыха и санаториях, детских оздоровительных лагерях. [17, 38]
Глава II. Основные формы проявления качества быстроты в футболе
2.1. Значение быстроты в подготовке юных футболистов
Быстрота как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Основные формы проявления быстроты человека - время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты ("скоростных качеств") - быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют "резкостью"). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.
Быстрота - это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Возьмем такой пример. Человек ведет автомобиль, и перед ним неожиданно возникает препятствие, требующее немедленной остановки. В этой ситуации быстрота водителя проявляется в двух формах. Первая - быстрота двигательной реакции, выражающаяся временем, прошедшим с момента, когда человек увидел препятствие, до начала движения ногой к педали тормоза. Вторая - быстрота движения, то есть скорость, с которой правая стопа переместится с педали акселератора на педаль тормоза и нажмет ее. Между этими формами нет тесной взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время сравнительно медленной скоростью движений. И наоборот. Способность быстро выполнять движения ациклические и циклические, взрывные ускорения в них - одно из самых важнейших качеств спортсмена такого, как футболист.
Быстрота движения в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах, а в продолжительной работе от выносливости спортсмена.
Встречаются утверждения, что быстрота - качество врожденное, что нельзя, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере.
Быстрота имеет разные формы проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель. Например, быстроту реакции фехтовальщика в ответ на действие противника, быстроту движения со старта бегуна на короткие дистанции. Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений.
Одной из характеристик быстроты является частота движений. Быстрота проявляется в способности к частоте повторных движений; например, движений баскетболиста, ведущего мяч, движений бегуна на короткие дистанции. Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту можно развить ею. Наибольшая частота движений - пальцев и кисти в целом. Наиболее медленны по сравнению с движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах движения туловища. Быстрота частоты движений развивается весьма незначительно.
Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, естественно, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 сек. (удобней подсчитывать касания пола какой-нибудь ногой).
С целью превышения максимальной скорости и частоты движений можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку. Под музыкальное сопровождение с отчетливым ускоряющимся ритмом, рассчитанное на 15-30 сек. передвижения, гораздо легче проявить предельную быстроту и попытаться превысить ее. Так, в эксперименте бег на месте под ускорявшийся танцевальный ритм позволил спортсменам увеличить частоту движений на 5-8 %.
Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости.
Уровень развития быстроты, в конечном итоге, определяет успех в подавляющем большинстве видов спорта.
Быстрота определяется:
а) путем измерения скорости движения в ответ на определенный сигнал реакциометрами различной конструкции;
б) по количеству движений за установленное время незагруженной конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;
в) по времени преодоления установленного короткого расстояния (например, бега на 20, 30 м);
г) по скорости выполнения однократного движения в сложном действии, Воспитание быстроты движений, повышение скорости выполнения целостных двигательных актов тесно связаны с повышением функциональных возможностей организма спортсмена, обусловливающих скоростные характеристики в различных формах двигательной деятельности. В методике воспитания быстроты существует два направления: целостное воспитание быстроты в определенном движении и аналитическое совершенствование отдельных факторов, обуславливающих максимальную скорость движения.
Для воспитания способности выполнять движения более быстро, для повышения достигнутого уровня скорости можно рекомендовать разные пути. Первый из них - повторное выполнение движения или действия с сознательным и весьма сильным стремлением сделать их с рекордной быстротой. Такой путь требует чрезвычайной концентрации психических возможностей спортсмена и огромной волевой вспышки. Эффективному выполнению подобных упражнений помогает использование ускорения. Например, в беге с ускорением (обычно на 60-80 м) спортсмен постепенно наращивает скорость и доводит ее до максимальной. В ускорениях бегун пытается с разгона перейти установившийся предел и хотя бы на небольшом расстоянии достичь еще большей скорости. Новые, более быстрые, движения, которые он сумеет сделать, и будут вызывать соответствующие перестроения в организме. Такие ускорения будут действенны только в том случае, если их повторять многократно. Однако проводить такие занятия можно не более 1-2 раза в неделю из-за опасности перетренировки.
Другой путь сходен с первым, только стремление более быстро выполнить действие имеет конкретную, предметную цель (например, прыжок в длину через рейку, положенную близко к отметке рекордного результата).
Эффективен и третий путь, когда для воспитания способности проявлять волевые усилия, направленные на "мгновенное" движение, применяются время от времени скоростные упражнения в затрудненных условиях и сразу же в обычных условиях.
Развитие такого качества, как быстрота зависит от лабильности нервно-мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности в суставах, согласованности деятельности мышц-антагонистов при максимально частом чередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения техническими приемами. [20, 21]
Наиболее успешно быстрота развивается в 10-12-летнем возрасте. Поскольку быстрота движений зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно. Как известно, чем меньше внешнее сопротивление движениям, тем они быстрее. Уменьшить вес снаряда, установленный правилами соревнований, нельзя. Также невозможно уменьшить вес тела без вреда для здоровья. Но можно увеличить силу. Возросшая сила позволит спортсмену легче преодолевать внешнее сопротивление, а значит, и быстрее выполнять движения.
Повысить уровень быстроты движений за счет силы мышц можно прежде всего посредством улучшения способности проявлять очень большие мышечные усилия. Только эта способность и совершенная нервно-мышечная координация позволяют спортсмену выполнять мощные движения, проявлять взрывные усилия. Без этого невозможны достижения, например в легкой атлетике (барьерный бег, прыжки, метание и др.) Для выполнения движений, увеличивающих силу соответствующих групп мышц должны быть использованы, главным образом, упражнения, сходные по своей структуре с техникой избранного вида спорта. Например, для развития быстроты у бегунов - бег по наклонной дорожке вверх, поднимание груза, положенного на бедро и др. Особенность силовой подготовки, имеющей целью развитие быстроты, состоит также в том, что при этом используются динамические упражнения, т.е. упражнения с малым и средним весом, выполняемые с большой скоростью и амплитудой, упражнения баллистического характера (метания, выпрыгивания с отягощением). Эти упражнения должны сочетаться с такими, которые обеспечивают развитие общей и максимальной силы. Используя упражнения с отягощениями, направленные в основном на развитие силы, нельзя забывать о быстроте их выполнения, иначе может снизиться быстрота движения.
Большое значение также имеет подвижность в суставах и способность мышц-антагонистов к растягиванию. Если продуктивно использовать эластичные свойства мышц, то быстрота движений повышается. Мышца предварительно оптимально растянутая сокращается быстрее и с большей силой. Поэтому необходимо обращать особое внимание на улучшение эластичности мышц. Для этого следует выполнять специальные упражнения на растягивание расслабленных и напряженных мышц. Частота ациклических и циклических движений во многом определяется техникой. Это касается не только кинематической структуры движений, но и динамической.
При овладении техникой быстрых движений нужно научиться расслаблять мышцы-антагонисты, не вовлеченные в данный момент в активную работу, научиться бегать, прыгать с максимальной отдачей всех сил, но в то же время свободно, без излишнего напряжения. В достижении этого особо важную роль играет упрочение двигательного навыка, для чего необходимо многократно повторять упражнения в течение длительного времени. Но повторения должны выполняться с интенсивностью 0,8 - 0,9 от максимальной, чтобы не вызывать излишних мышечных напряжений. Важное значение для воспитания быстроты и повышения скорости движений имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений. Те из них, которые выполняются с максимальной интенсивностью, являются сильно действующим средством, вызывающим быстрое утомление. Это же относится и к упражнениям, направленным на повышение скорости движений. Поэтому упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, должны применяться часто, но в относительно небольшом объеме. Длительность интервалов отдыха обусловлена степенью возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, связанных с ликвидацией кислородного долга. Тренировочную работу для развития быстроты следует заканчивать, как только субъективные ощущения спортсмена или показания секундомера скажут об уменьшении установленной или максимальной быстроты.
Отдых между повторными выполнениями тренировочных упражнений должен обеспечить готовность повторить ту же работу, не снижая быстроты. При длительных интервалах отдыха быстрота движений снижается. Видимо, это объясняется изменением состояния центральной нервной системы, уменьшением возбудимости нервных клеток коры головного мозга, а также снижением температуры тела, повышающейся во время разминки и предыдущей работы. Продолжительность отдыха зависит от вида упражнений, состояния спортсмена, его подготовленности, условий тренировки. Обычно интервал отдыха определяется субъективно по моменту готовности к выполнению упражнения.
Упражнения, требующие значительной быстроты при интенсивности, не достигающей предельной, выполнять лучше чаще. Нагрузка в любом занятии должна быть такой, чтобы к следующему занятию спортсмен полностью отдохнул.
Таким образом, для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения:
- развивающие быстроту ответной реакции;
- способствующие возможно более быстрому выполнению движений;
- облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения.
Выполняют их в максимально быстром темпе. Для этого используются повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости и увеличением амплитуды движения до максимальной. Очень полезны упражнения в облегченных условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и т.п. [1, 29]
2.2. Задачи развитие скоростных способностей
Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
Вторая задача - максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный, спорт и др.).
Третья задача совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).
Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.
В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности. [4, 79]
2.3. Физиологическая характеристика быстроты
Многолетняя тренировка юных футболистов в настоящее время начинается с 7-8-и лет и заканчивается в 17-18 лет. За это время в развитии организма детей и юношей происходят огромные изменения, и поэтому в обучении нельзя не учитывать возрастные особенности созревания.
В теории физического воспитания принято выделять возраст 7-10 лет, который совпадает с периодом начального обучения (младший школьный), возраст 11-15 лет, совпадающий с этапом углубленной тренировки (средний или подростковый школьный), а также возраст 16-18 лет, совпадающий с этапом спортивного совершенствования (старший или юношеский).
Для периода младшего школьного возраста характерно плавное развитие функциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. Продолжается окостенение скелета, хотя кости еще достаточно мягкие и легко поддаются искривлению. Позвоночник отличается большой гибкостью, формируется шейная и грудная кривизна. Связочный аппарат обладает высокой эластичностью. Мышцы развиваются неравномерно - вначале крупные туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, позднее мелкие мышцы. В этот период прирост силы мышц верхних конечностей интенсивнее, чем нижних. Способность дифференцировать мышечные усилия, как и способность к расслаблению мышц, развиты слабо.
Работа сердца еще не совершенна, кругооборот крови составляет 16 с. Удовлетворение потребности организма в кислороде в покое требует более
напряженной работы сердца (86-90 уд/мин). Во время занятий спортом сердечно-сосудистая система работает с очень большим напряжением, так как на каждый удар пульса приходится меньше кислорода, чем у взрослых.
Однако артерии детей более эластичны, капилляры широки, вены узки, поэтому процесс окисления идет активнее и период восстановления более короток.
С 7 до 10-ти лет улучшается работа дыхательной системы. Частота дыхания уряжается с 23 раз у семилетних до 19 раз у одиннадцатилетних. Возрастает дыхательный объем, жизненная емкость легких увеличивается с 7 до 10-ти лет с 1400 до 2100 мл.
Несовершенство механизмов потребления, транспорта и утилизации кислорода является лимитирующим фактором адаптации детей этого возраста к длительной мышечной работе. У детей 7-10-ти лет наблюдается повышенная возбудимость, быстрая смена желаний и эмоций, кратковременность активного внимания.
В возрасте от 11 до 15-ти лет продолжается развитие всех органов и систем. На это время приходится период полового созревания, начинающийся примерно в 12 лет. В связи с этим происходит бурная перестройка работы всех органов и систем. Значительно увеличивается рост и вес тела. В среднем в год прирост роста тела составляет 6-8 см, прирост массы 4-5 кг, окружности грудной клетки 2-5 см. В связи с развитием мышечной массы растет и сила, причем максимум прироста силы наблюдается на год позже наибольшего увеличения прироста массы тела.
Идут процессы формирования скелета, устанавливается постоянная кривизна позвоночника, мышечно-сухожильный аппарат приближается ко взрослому. Совершенствуется работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем. ЧСС к 14-ти годам в покое достигает 70-78 уд/мин, а жизненная емкость легких 3000 мл.
В возрасте 16-18 лет показатели работы систем организма юношей приближаются к аналогичным показателям у взрослых.
ЧСС в этот период в покое составляет в среднем 65-68 уд/мин. В 16-18 лет нередко встречается так называемое "юношеское сердце", отличающееся от обычного большей лабильностью и отзывчивостью на внешние воздействия. В 17-18 лет довольно часто отмечается увеличение левого или обоих желудочков сердца. Величина глубины дыхания к 18-ти годам приближается к уровню взрослых, жизненная емкость легких достигает 4000 мл. К этому времени завершается окостенение позвоночника, заканчивается формирование всей стопы. В 16-17 лет подвижность позвоночника в плечевом и тазобедренном суставах снижается.
Таким образом, можно отметить, что формирование организма в детском и юношеском возрасте проходит неравномерно. Имеются периоды ускоренного и замедленного развития отдельных органов и систем. В связи с этим анатомо-физиологические особенности созревания детского организма должны учитываться в процессе обучения не только юных спортсменов, но и детей, студентов, если они хотят достичь каких-либо результатов в такой спортивной игре, как футбол. [2, 88]
Тренировочные нагрузки, которые получают юные спортсмены, отражаются на ходе биологического развития детей и юношей, внося в него определенные изменения. Сравнительный анализ школьников и футболистов по ряду морфологических признаков, который был проведен в ходе многолетних исследований Савостьяновой Е.Б. со школьниками и футболистами 10-14-ти лет, показал следующее.
Длина и вес тела во всех названных возрастах больше у футболистов, причем наибольшие различия наблюдаются в 10 и в 14 лет. У футболистов в отличие от школьников увеличение длины тела происходит неравномерно: в 10-11 лет наблюдается самый маленький прирост, в 11-12 лет начинается бурный рост, а в 13-14 лет они по темпам роста опережают школьников.
У школьников наблюдаются практически равномерные приросты длины ноги во всех возрастах от 10 до 14-ти лет. Прирост длины ноги у футболистов повторяет картину прироста длины тела: торможение в 10-11 лет, скачкообразное увеличение в 11-12 лет, а затем еще более выраженный скачок в 13-14 лет. Длина ноги во всех возрастах больше у футболистов.
Что касается дины бедра и длины голени, то следует отметить, что интенсивность приростов сегментов нижней конечности у футболистов ниже во всех возрастах, за исключением 14-ти лет для роста бедра.
Направленный характер двигательной деятельности футболистов сказывается и на развитии компонентов массы тела на бедре и голени. Обхват бедра у футболистов в сравнении со школьниками во всех возрастах на 1см больше, а обхват голени на 1см меньше.
Футболисты на год позже школьников (в 12 лет) вступают в период полового созревания, причем до 14-ти лет процессы созревания проходят у них менее активно в сравнении со школьниками. Опережение футболистов по степени зрелости в 14 лет совпадает с ростовым скачком наиболее нагружаемых в тренировках отделов опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, сравнительный анализ футболистов и школьников 10-14-ти лет показал, что у футболистов:
1. наблюдаются два ростовых скачка - в 11-12 лет и в 13-14 лет;
2. рост длины тела происходит за счет длины ноги, рост которой также проходит скачкообразно;
3. к 14-ти годам становится более короткая голень и туловище;
4. спортивные нагрузки в большей степени ускоряют темпы прироста бедра, увеличивая к 14-ти годам массивность колена и развитие мышечного компонента на бедре;
5. во всех возрастах превосходят школьников по длине тела и его массе, длине ноги и бедра, обхвату голени и бедра;
6. на один год позже школьников вступают в период полового созревания - в 12 лет, но в 14 лет опережают школьников по степени зрелости.
Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки может быть успешным только при тщательном учете возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, особенностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков, а также специфики избранного вида спорта.
В настоящее время не подвергается сомнению положение о том, что для достижения высоких спортивных результатов основы двигательной деятельности и функциональной подготовки необходимо заложить своевременно в детском возрасте. Поэтому не случаен интерес специалистов разных отраслей знаний к всестороннему исследованию процессов, происходящих в человеческом организме.
Проведено значительное количество разнообразных исследований, позволяющих рассмотреть анатомо-физиологические, биохимические, психологические и другие процессы, на основе которых проанализированы возрастные особенности физического развития детей и юношей, и особенности формирования двигательных навыков в разных видах спорта.
В ряде исследований со школьниками разного возраста рассматривались естественные темпы физического развития при изучении таких движений как бег, прыжки, метания и другие. Установлено, что темпы естественного прироста физических качеств на разных возрастных этапах неодинаковы.
Коробков А.В. в результате проведенных исследований установил, что у школьников в возрасте от 10 до 12-ти лет увеличиваются темпы нарастания скорости мышечного сокращения. Рост скорости бега в первые 4-5 секунд проходит на протяжении от 8 до 15-ти лет и существенно с возрастом не изменяется, длительность поддержания скорости увеличивается только до 13-ти лет.
Фарфель B.C. на основании многолетних исследований пришел к выводу, что особенно интенсивный рост показателей быстроты движений происходит до 13-14-ти лет. А скорость и произвольная частота движений, а также способность поддерживать ее в максимальном темпе к 15-ти годам достигает значений, близких к максимальным.
Букреева Д.П. изучала воздействие изменения максимальной частоты движений, совершаемых с минимальной амплитудой. По ее данным темп движений с 7 до 16-ти лет возрастает в 1,5 раза, но происходит это неравномерно. Общий естественный прирост скорости от 13 до 18-ти лет равен у мальчиков 22%.
Максимальный рост силы происходит в период с 13 до 14-ти лет. Затем темпы роста относительной силы снижаются.
В последние годы в некоторых работах приводятся данные изучения скоростно-силовых качеств, на основании которых установлено, что прирост темпов и улучшение показателей начинается с 12-ти лет. После 15-ти лет темпы прироста скоростно-силовых качеств значительно снижаются.
Изучению выносливости "уделено достаточно внимания в работах многих исследователей, и имеющиеся данные позволяют судить о происходящих процессах с учетом изменения возраста.
Прокудин Б.Ф. в экспериментах со школьниками в возрасте от 8 до 17-ти лет проследил неравномерность развития специальной выносливости в беге. Оказалось, что на фоне замедленного роста тела в длину в 11-12 лет происходит увеличение темпов прироста выносливости, и к 13-ти годам она достигает значительного развития, после чего прирост ее замедляется. В 16 лет происходит западение темпов естественного развития этого качества, а затем вновь происходит некоторое увеличение.
После проведенных исследований Гужаловский А.А. выделил периоды, отличающиеся явно неодинаковыми темпами изменения рассматриваемых показателей физического развития школьников. Выделены периоды "максимальных темпов прогресса" двигательных возможностей, где прирост наблюдавшихся показателей развития физических качеств более
чем в два раза превышал среднюю расчетную величину их прироста, периоды "субмаксимальных темпов прогресса", где прирост показателей превышал в 1,5-2 раза, периоды "умеренно высоких темпов прогресса", где величина прироста превышала среднюю не более, чем в 1,5 раза, а также периоды "замедленного развития", когда изменение показателей было менее значительно, чем средняя расчетная величина. В основе всех разновидностей проявления быстроты лежит подвижность нервных процессов.
Латентное время реакции (время от появления сигнала до начала ответного действия) складывается из нескольких звеньев и зависит от скорости протекания нервных процессов в каждом из них: возникновение возбуждения в рецепторе — передача возбуждения по центробежным нервным путям в центральную нервную систему — «осмысление» полученного сигнала и выработка ответного сигнала в центральной нервной системе — передача сигнала по центростремительным нервным путям к мышце — возбуждение мышцы и выполнение ответного действия. [2, 124]
Латентное время реакции на зрительный сигнал у нетренированных людей обычно колеблется в пределах от 0,20 до 0,35 сек. У спортсменов оно значительно короче (0,10—0,20 сек.). Латентное время реакции на звуковой сигнал у некоторых известных спринтеров настолько коротко (0,05—0,07 сек.), что зрителям и даже судьям нередко их старт кажется фальстартом, как это часто случалось с экс рекордсменом мира А. Хари (ФРГ).
Максимальная частота движений (темп) также зависит от скорости протекания нервных процессов, и в частности от того, насколько быстро в нервных центрах вырабатываются команды к напряжению и расслаблению мышц. Установлено, что легче всего скоростные качества развиваются у юных спортсменов. При этом наиболее благоприятным периодом для мальчиков считается возраст 14—16 лет, а для девочек— 11 —14 лет. С физиологической точки зрения это объясняется тем, что детям такого возраста свойственна большая подвижность нервных процессов в коре головного мозга. Данную особенность, безусловно, необходимо постоянно учитывать во всех видах спорта, и главным образом в тех, где возможно достижение высоких результатов в юном возрасте (плавание, прыжки в воду, гимнастика и др.). Следует отметить, что все разновидности проявления быстроты весьма мало взаимозависимы, т. е. быстрота реакции совсем не обязательно предполагает быстроту движений и наоборот. [1, 78]
2.4. Техническая и тактическая подготовка при игре футбол
Техника футбола представляет собой совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели.
Технические приемы - это средства ведения игры. От того насколько полно владеет футболист всем многообразием этих средств как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения конкретных тактических задач в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии игроков команды соперника, а часто и при прогрессирующем утомлении, во многом зависит возможность достижения высоких спортивных результатов.
Искусное владение техникой - неотъемлемая часть всесторонней подготовки и гармоничного развития футболистов.
К критериям технического мастерства футболистов можно отнести следующие количественные и качественные показатели:
1. Объем и разносторонность, т.е. общее количество используемых в игре технических приемов и их широкое сочетание.
2. Эффективность, характеризуемую рациональным и безошибочным применением технических приемов, что обеспечивает оптимальное решение игровых задач.
3. Надежность, определяемую постоянством выполнения технических приемов с высокой степенью эффективности.
Техника футбола за более чем столетнюю историю развития претерпела определенные изменения. Диалектическое противоречие между защитой и нападением, разработка прогрессивных тактических систем являются основным фактором появления, использования и совершенствования новых средств ведения игры. Кроме того, на критерии оценки техники оказывают влияние постоянное повышение уровня подготовленности футболистов, а в некоторых случаях и изменения в правилах игры.
Основные направления эволюции техники сводятся к следующему: появились новые технические способы и разновидности (резаные удары, остановки с переводами, отбор мяча в подкате); существенно сократилось применение нерациональных приемов и способов (удары боковой частью головы, остановки мяча без переводов); повысился коэффициент использования удара внешней частью подъема, остановок мяча средней частью подъема, бедром и грудью, бросков мяча руками (техника вратаря); расширился круг обманных движений (финтов).
Технические приемы в современном футболе характеризуются целесообразной с точки зрения биомеханики специализированной системой одновременных и последовательных движений, направленных на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил. К внешним силам, действующим на тело футболиста, относятся: сила тяжести собственной массы, сила реакции опоры, сопротивление среды и внешних тел (мяч, противник). Внутренними силами являются; активные и пассивные силы опорно-мигательного аппарата (сила тяги мышц, вязкость мышц и связок, сопротивление костей и т.д.), а также реактивные силы, возникающие в процессе взаимодействия частей тела, в том числе и сила инерции.
Отдельный технический прием рассматривается как целостное движение. В то же время системно-структурный анализ дает возможность выделить и части технического приема, элементы во времени, которые называются фазами. В самом общем виде различают подготовительную, основную (рабочую) и завершающую фазы. Они имеют четко выраженные границы и отличаются одна от другой как целевой направленностью, так и определенными характеристиками движений.
Целью подготовительной фазы является создание наиболее выгодных условий для реализации смысловой задачи в основной фазе. Это достигается за счет целесообразного исходного положения создания необходимой инерции, использования предварительного растяжения мышц и т.д.
Основная фаза направлена на решение двигательной задачи данного технического приема, способа.
В завершающей фазе футболист стремится занять устойчивое исходное положение, необходимое для дальнейших действий. При анализе техники раскрываются общие требования к личным характеристикам, рассматривается стандарт, образец, на который нужно ориентироваться при построении системы движений. Однако техника у большинства футболистов имеет индивидуальный характер, на который влияют две особенности телосложение и функциональные возможности. К особенностям формы и строения тела относятся рост, длина и пропорции звеньев тела, величина массы тела и их распределение (моменты инерции). Сила, ловкость, быстрота, выносливость и другие качества, характеризующие функциональные возможности организма, оказывают определенное влияние на двигательную структуру.
Индивидуальная техника только в деталях отличается от образцовой стандартной техники, но в целом соответствует основным ее требованиям, которые сохраняются при их реализации в тренировочных и игровых условиях. Следует отметить, что соотношение меры стандартизации и индивидуализации подвижно. С ростом спортивного мастерства все больше сказывается влияние индивидуальных особенностей и возможностей, которые часто носят устойчивый характер и называются стилем. Стилевые особенности в футболе свойственны не только отдельным игрокам, но и командам, странам, регионам.
С точки зрения психологии отдельный технический прием рассматривается как двигательный навык, как автоматизированный произвольный способ управления системой движений. Чем совершеннее мастерство, тем больше деталей техники выполняется, автоматизировано, механически. Однако в сложных вариативны условиях соревновательной деятельности, при наличии постоянных сбивающих помех эффективное и надежное применение технических приемов невозможно без отчетливых двигательных ощущений, представлений, целенаправленного наблюдения за ходом игровых действий и их результатом, волевых усилий на достижение цели, осознанного восприятия ведущих, основных фаз системы движения.
Техника влияет на все разделы подготовки футболистов. Между техникой, с одной стороны, и развитием двигательных качеств, морфофункциональными и психологическими особенностями футболистов - с другой, существует органическая взаимосвязь. Чем выше уровень развития физических качеств в оптимальном их отношении, тем больше возможностей для совершенного овладения техникой и ее реализации. И наоборот, чем выше техническое мастерство, тем лучше реализуются физические и другие качества.
В процессе соревновательной деятельности футболисту необходимо быстро и правильно оценивать постоянно меняющуюся обстановку, создавать выгодную ситуацию и реагировать эффективными действиями соответственно тактической обстановке.
Поэтому техника тесно связана с тактикой, зависит от последней и влияет на ее развитие.
Требованиями сегодняшнего дня применительно к технике футбола являются быстрота и надежность, простота и эффективность.
Классификация техники футбола - это распределение технических приемов на группы по общим (или сходным) специфическим признакам.
По специфике игровой деятельности в технике выделяются два крупных раздела: техника полевого игрока и техника вратаря. Каждый раздел включает в себя подразделы; техника передвижения и техника владения мячом. Подразделы состоят из конкретных технических приемов, которые выполняются различными способами. Приемы и способы техники передвижений используются как полевыми игроками, так и вратарем. Отдельные приемы и способы имеют свои разновидности. Сохраняя общим, основной механизм действия, разновидности отличаются деталями. Условия выполнения различных приемов, способов и разновидностей делают технику футбола еще более многообразной. [8, 97]
Систематизация материала помогает лучше ориентироваться в приемах, способах, разновидностях, правильно анализировать их, успешно решать задачи обучения и совершенствования.
Характеристика техники футбола начинается с техники передвижения, которая является общим подразделом для полевого игрока 11 вратаря. Одним из основополагающих факторов подготовки футболистов является изучение и совершенствование технической подготовки. Упор на “технику” позволяет игрокам во время матча в меньшей степени акцентировать внимание на мяче, его обработке и сохранении, что предоставляет больше времени на разработку комбинаций, оценку ситуации на поле, определение стратегии игры. В этой связи значительную часть тренировочного времени необходимо выделить на техническую подготовку, причем следует различать подготовку “чистых” полевых игроков и вратарей. Вратарь обязан, помимо своих непосредственных, “профессиональных”, навыков владеть всеми техническими приемами полевых игроков, ибо нередки случаи, когда “страж ворот” покидал пределы штрафной площади и действовал в качестве защитника, теряя при этом свою прерогативу на игру руками. В то же время несколько полевых игроков, независимо от амплуа, должны иметь достаточно хорошо развитые вратарские качества, чтобы при необходимости заменить голкипера (например, когда вратарь удаляется с поля, а лимит замен исчерпан, или в случае травмы “первого номера”). Следовательно, при рассмотрении технической подготовки будем иметь в виду эту немаловажную деталь.
Итак, техника полевых игроков. Ее можно разделить на простейшую и более сложную. Простейшая необходима каждому футболисту просто для игры в футбол. Ее основными элементами являются ведение мяча, прием, обводка, дриблинг (ведение с обманными движениями и обводкой), подача и удар.
Ведение
Мяч запускается и ведется игроком на все возрастающей скорости.
То же, но скорость возрастает не от раза к разу, а в процессе ведения.
То же, с “переменой ног”, т.е. четные касания, производятся правой ногой, а нечетные - левой (или наоборот).
Ни в одном из упражнений нельзя допускать отрыва мяча от игрока более чем на полтора метра и замедления скорости ведения.
Прием
Прием “низом”. Мяч запускается в сторону стоящего на месте игрока. Задача - принять и обработать мяч одним касанием, при этом остановив его.
То же, но принимающий игрок движется с достаточной скоростью. Его задача при этом либо остановить мяч, либо продолжить движение, применяя приемы ведения (пас “на ход”).
Прием “верхом ”. То же, что и в первых двух моментах, но мяч запускается на уровне головы игрока.
Обводка
Обводка на скорости. Показать противнику, что в твои намерения входит уход в одну сторону, а после обманного движения уйти в другую.
“Обводка Гарринчи”. Пробросить мяч между ног стоящего противник и быстро оббежать его. Очень опасный прием, т.к. велик риск потери мяча или травмы.
Дриблинг
Дриблинг на скорости - Ведение мяча на высокой скорости с частой попеременной сменой ведущих ног.
Дриблинг с препятствиями - проведение мяча между установленными отметками.
Удар
Отработка удара внутренней стороной стопы - “щечкой! - наиболее точного и сильного удара.
Переброс мяча через “ стенку” - применяется при исполнении штрафных и свободных ударов.
Навесные удары - удар - “парашют”, Силовой навес (с направленным действием), “сухой лист”.
Выполнение одиннадцатиметровых ударов - “на силу” - простой удар в заранее определенную бьющим точку ворот с силой, достаточной для того, чтобы вратарь не смог поймать или отразить мяч и “на исполнение” - удар наносится в сторону, противоположную той, куда бросается вратарь. Требует хорошей нервной выдержки, как у бьющего, так и у вратаря.
Удары на точность попадания. Для этого требуется особым образом расчерченная стена, на которой изображены контуры ворот и зоны, за попадание в которые начисляются очки. Удары производятся с различных точек, побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков.
Тактика является основным содержанием деятельности футболистов во время игры и важнейшим фактором, который при примерно равных показателях физической, технической и морально-волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.
Успех может принести только гибкая тактика. Каждая команда Должна стремиться играть, используя разнообразные тактические планы, иначе она вряд ли сумеет добиться больших побед в соревнованиях.
Поскольку футбольный матч состоит из многократных переходов от атаки к обороне и наоборот, совершенно очевидно, что атакующие и оборонительные действия каждой команды должны быть организованными.
Под тактикой следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над соперником, т.е. взаимодействие футболистов команды по определенному плану, позволяющему успешно вести борьбу с соперником.
Умение правильно решать задачи нейтрализации соперника и успешно использовать свои возможности в атаке и в обороне характеризует тактическую зрелость команды в целом.
Какие бы тактические установки на матч ни делал тренер, они осуществляются действиями отдельных футболистов. Вот почему индивидуального тактического мастерства немыслимо проведение четких групповых и командных тактических действий, которые придают игре стройность и слаженность.
В футбольной игре тактика и техника тесно взаимосвязаны. Решая кому и какую сделать передачу, применить ли обводку для обыгрывания соперника или использовать партнера, когда целесообразно взять на себя инициативу игры, игрок использует свое тактическое мышление. А осуществляя после принятого решения само действие, он показывает свое техническое мастерство. Следовательно, техника является средством претворения в действие тактических замыслов игрока, инструментом тактики и подчиняется ей. Вполне понятно, что только отличная техническая подготовка позволяет применять разнообразные тактические действия, т. е. техника служит основой тактического мастерства.
Тактика игры непрерывно совершенствуется в результате постоянной борьбы нападения и защиты. Именно эта борьба - главная движущая сила развития тактики футбола. Футбол, как и любая другая игра, не терпит бессистемности. Это поняли еще семьдесят лет назад, когда появилась первая игровая схема. До тех пор никакой системы не было, каждый игрок шел к чужим воротам, единственной целью его было забить мяч, а о защите собственных ворот должен был думать лишь вратарь. Условно ту тактику можно описать формулой 1+10 , где 1 - это вратарь, а 10 -остальные полевые игроки. Естественно, что кроме хаоса на поле эта схема ни к чему хорошему не приводила, и вскоре появляется первая по-настоящему серьезная схема игры, названная “дубльве”, из-за внешнего сходства с начертанием латинской буквы W . Два защитника, три хавбека и пять нападающих, по-прежнему определяли стиль игры как атакующий. Эта схема применялась вплоть до 1958 года, когда на чемпионате мира в Швеции сборная Бразилии под руководством Винсенте Феолы не внедрила новую “бразильскую ” систему 4+2+4.
Два полузащитника оттянулись чуть назад, а один форвард, перешедший в середину поля, обеспечивал численный перевес, как в атаке, так и в обороне, поскольку и там, и там, у команды был теперь численный перевес.
Не успели еще многие команды перейти на 4+2+4, как уже через четыре года, на чемпионате мира в Чили, та же сборная Бразилии, во главе с временно заменившим Феолу Айморе Моррейрой, применила новую схему 4+3+3.
Один нападающий оттянулся в полузащиту, обеспечив ей еще большую мобильность и гибкость. Оборона бразильцев стала поистине непроходимой, а шестеро атакующих игроков сводили на нет все преимущества “старой” системы. Это позволило бразильцам стать двукратными чемпионами мира.
До сих пор многие команды, исповедующие атакующий футбол, используют эту схему, а через 8 лет после ее появления голландце, во главе с легендарными Ринусом Михелсом и Йоханом Круиффом превратили 4+3+3 в грознейшее оружие под названием “тотальный футбол”.
С годами шло развитие оборонительного футбола, главной цель которого было “не пропустить”. Естественно, столь атакующая схема никак не подходила сторонникам бурно развивавшегося “катеначчо” - оборонительной игры. Следствием этого стала появившаяся в начале восьмидесятых и наиболее распространенная сейчас схема 4+4+2.
Таким образом, выбор тактических действий в футболе напрямую зависит от предпочитаемой тренером стратегии - оборонительной или наступательной. В первом случае можно использовать 4+4+2, персональную опеку наиболее опасных игроков соперника, “катеначчо”, во втором - 4+3+3, прессинг у чужих ворот, высокие скорости. Естественно, что для успешных атакующих действий все игроки должны обладать высоким мастерством и отменной физической подготовкой. [14, 79]
Глава III. Основные методы и средства развития быстроты
3.1. Методы развития быстроты
Основными методами воспитания скоростных способностей являются:
1. методы строго регламентированного упражнения;
2. соревновательный метод;
3. игровой метод;
4. повторный метод.
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя:
а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;
б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
При использовании метода вариативного упражнения чередуют
движения с высокой интенсивностью (в течение 4—5 с) и движения с
меньшей интенсивностью вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (эстафеты, гандикапы - уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».
Специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Дело в том, что относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений.
Воспитание быстроты простой двигательной реакции
В настоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое значение. Основной метод при развитии быстроты реакции метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.
Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.).
Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).
Добиться значительного сокращения времени простой реакции трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10 - 0,15 с.
Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий. Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект.
Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения, тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).
В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.
Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.
Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5—6с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.
В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота АТФ и креатинфосфат КТФ);
6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
7) способности к координации движений при скоростной работе;
8) биологического ритма жизнедеятельности организма;
9) возраста и пола;
10) скоростных природных способностей человека.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:
1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
2) передачи возбуждения в центральную нервную систему;
3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0—10%.
Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60— 88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий. [18, 33]
3.2. Средства развития быстроты в футболе
Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы.
1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:
а) быстроту реакции;
б) скорость выполнения отдельных движений;
в) улучшение частоты движений;
г) улучшение стартовой скорости;
д) скоростную выносливость;
е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).
3. Упражнения сопряженного воздействия:
а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);
б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).
В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.
Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон, за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.
Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером. [14, 147]
3.3. Комплекс упражнений для развития быстроты
Понятие упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Слово физическое отражает характер совершаемой работы внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Физические упражнения – это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания сформированы и организованы по его закономерностям.
Специальные упражнения – это упражнения направленные на формирования специальных качеств конкретного вида деятельности, которые представляет собой специализированный вид физического воспитания.
Вот примерный перечень упражнений, способствующих повышению скоростных качеств
1. Повторный бег с предельной скоростью на различные отрезки (20—150 м) по прямой, по повороту, с низкого и высокого старта, с места и с хода. Особое внимание следует уделять развитию стартовой скорости. Для выработки максимальной скорости хорошо бегать под уклон.
2. Бег с переменной скоростью (с ускорениями по 20—30 м) на различные дистанции (800—1500 м).
3. Бег прыжками, семенящий, с высоким подниманием бедер (хорошо бегать в гору).
4. Бег с переменой направления.
5. Эстафетный бег (на отрезках до 100 м).
6. Прыжки в длину.
7. Бег с мячом по прямой (от центра поля до ворот и от ворот до ворот), по кругу (по окружности центрального круга), с обводкой стоек и ударом по воротам — все на время.
8. В прыжке вверх выполнить хлопок руками перед грудью и за спиной.
9. В прыжке вверх выполнить двойное касание ногой о ногу.
10. Из и. п. лежа на спине на расстоянии 1—3 м от стены (ногами к ней) по сигналу встать и добежать до стены.
11. Из и. п. лежа на спине, на гимнастическом мате по сигналу выполнить кувырок назад, прыжок вверх, при сесть и принять положение упора лежа.
12. Стоя (на полу лежит набивной мяч), по сигналу взять мяч и выполнить бросок из-за головы.
Варианты:
а) мяч положен сзади пяток;
б) мяч положен впереди на некотором расстоянии.
13. Стоя, бросить мяч вверх на высоту 1 — 1,5 м, по вернуться на 360° и поймать его.
14.Из и. п. лежа (набивной мяч зажат между ступня ми) по сигналу взять мяч, встать, бросить его из-за головы.
15. Лежа, бросить набивной мяч толчком от груди вверх, встать и поймать его.
16. В прыжке поймать мяч, брошенный партнером, и до приземления бросить его обратно.
17. Стоя (гимнастическая палка вертикально одним концом на полу, другим — в руке), отпустить палку и подхватить, наклоняясь вперед.
18. Стоя (гимнастическая палка горизонтально перед грудью), отпустить палку и поймать ее на уровне бедер (с наклоном вперед, с приседанием, с хлопком руками).
19. Стоя (гимнастическая палка горизонтально над головой), с наклоном назад отпустить палку и поймать, повернувшись на 180°.
20. Стоя на расстоянии 1,5—2 м от партнера (гимнастическая палка вертикально одним концом на полу, другим в руке), отпустить свою палку и схватить палку партнера.
21. Стоя лицом к партнеру на расстоянии 1,5—2 м от него, палку держать вертикально за нижний конец в вытянутой руке. По сигналу отпустить свою палку и пой мать палку партнера.
22. В ходьбе по кругу — на неожиданный резкий, короткий сигнал тренера (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание и т. п. Упражнение целесообразно проводить в форме соревнования: после каждого сигнала из игры выбывает спортсмен, выполнивший упражнение последним.
23. Стоя, по ожидаемому сигналу, тренера выполнить прыжок вверх из исходного положения «низкий старт».
24. Упражнение также проводится в форме соревнования, определяются победители в парах, затем они соревнуются между собой, и так до выявления быстрейшего.
25. По ожидаемому сигналу тренера выполнить простой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча. Упражнение проводится в форме соревнования, как и упражнения 1, 2.
26. Во время игры в футбол, по неожиданному, но специально оговоренному и заранее продемонстрированному сигналу тренера принять положение упора лежа. Упражнение проводится в форме соревнований. После каждого сигнала из игры выходит спортсмен, выполнивший упражнение последним.
Физическая подготовка футболистов должна быть круглогодичной, разносторонней и строиться с учетом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками. Тренировка футболистов органически объединяет общую и специальную физическую подготовку (ОФП и СФП).
ОФП призвана повышать функциональные возможности организма. Она насыщена разнохарактерными упражнениями, как правило, комплексно развивающими силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость спортсменов.
СФП направлена на развитие качеств, способностей, необходимых футболисту для эффективного решения специфических двигательных задач.
Рассмотрим средства ОФП и СФП футболистов
Примерные упражнения для развития быстроты:
Упражнения ОФП:
Стартовые ускорения из различных исходных положений, «семенящий» бег, повторный бег с места и с ходу (по 30—40 м, быстро), бег под уклон.
Быстрые приседания, подскоки, скачки на одной ноге.
Встречные эстафеты, подвижные игры типа «Пятнашки».
Бег вверх и вниз по ступенькам лестницы.
Упражнения СФП:
Стартовые ускорения, повторный и переменный бег с мячом.
Вратарь встает лицом к стенке (щиту) на расстоянии 2—3 м от него.
Партнер из-за спины вратаря посылает мяч в щит (рукой, ногой). Вратарь ловит или отбивает отскочивший мяч.
Подвижные игры типа «Пятнашки», «Охотники и утки», но игра ведется футбольным мячом (ногами). [10, 17]
Заключение
В изложенной выше нашей работе мы внесли историческую справку развития футбола в России, как зарождался этот вид спорта, что предстояло ему преодолеть и пройти до наших дней.
Дали краткую характеристику игровой и соревновательной деятельности футболистов, рассказали об физиологических и психологических особенностях деятельности футболистов.
Как в любом виде спорта, так и в футболе большую роль играет техника и тактика. Раскрыли их общее понятия и классификацию.
Познакомили с упражнениями для развития физического качества быстроты футболиста. Привели пример тренировки футболиста на развитие общефизической и специальной подготовки.
Игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности свойственно человеку.
Футбол – это соревнование двух команд, каждая из которых стремиться овладеть мячом и провести его в ворота соперника и в тоже время защитить свои.
Физическое качество – это врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможно физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.
Быстрота – это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
В настоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое значение. Основной метод при развитии быстроты реакции метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.
Техника футбола представляет собой совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели.
Технические приемы - это средства ведения игры. От того насколько полно владеет футболист всем многообразием этих средств как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения конкретных тактических задач в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии игроков команды соперника, а часто и при прогрессирующем утомлении, во многом зависит возможность достижения высоких спортивных результатов.
Техника полевых игроков. Ее можно разделить на простейшую и более сложную. Простейшая необходима каждому футболисту просто для игры в футбол. Ее основными элементами являются ведение мяча, прием, обводка, дриблинг (ведение с обманными движениями и обводкой), подача и удар.
Физические упражнения – это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания сформированы и организованы по его закономерностям.
Специальные упражнения – это упражнения направленные на формирования специальных качеств конкретного вида деятельности, которые представляет собой специализированный вид физического воспитания.
Физическая подготовка футболистов должна быть круглогодичной, разносторонней и строиться с учетом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками. Тренировка футболистов органически объединяет общую и специальную физическую подготовку (ОФП и СФП).
ОФП призвана повышать функциональные возможности организма. Она насыщена разнохарактерными упражнениями, как правило, комплексно развивающими силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость спортсменов.
СФП направлена на развитие качеств, способностей, необходимых футболисту для эффективного решения специфических двигательных задач.
Литература
1. Футбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ в специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (учебно-тренировочные группы). Под редакцией Ю.Д. Железняка - М:2002.- С.29, 78.
2. Футбол. Учебник для вузов физической культуры./ Под ред. Ю.М. Портнова. - Москва, 2003. – С. 19, 88, 124.
3. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М: физкультура и спорт, 2002.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2003.- С. 79.
5. Губа В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов. - Смоленск, 2003.
6. Губа В.П., Татаринов Я.С. и др. Контроль за физическими качествами. - Смоленск, 2004.
7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М: физкультура и спорт, 2004.
8. Колосков В.М. Футбол: теория, практика. - Мн.: Полымя, 2003.- С. 97.
9. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьников. - М: Просвещение, 2003.
10. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. - М: физкультура и спорт, 2003.- С. 17.
11. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М: физкультура и спорт, 2004. – С. 27.
12. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
13. Спортивные игры: правила, тактика, техника / Серия «Высшее профессиональное образование». – Ростов Н/Д.: Изд-во «Феникс», 2004.
14. Филин В.Г. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М: физкультура и спорт, 2004.- С. 79, 147.
15. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М: физкультура и спорт, 2001.
16. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
17. Чаров С.М. Футбол в школе. – «Академия», 2004. – С. 38.
18.Черемисин В.Г. Начальная подготовка футболиста. – Малаховка, 2001.- С. 33.
19. Щмаков Н.Н. Юному футболисту.- «Феникс», 2001.
20. Юрченко С.А. Футбол в будущем. М. Просвещения, 2001.- С. 21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по теме "Применение творческих проектов как средство развития познавательной активности на уроках иностранного языка".
Курсовая работа посвящена теме использования метода проектов. Данная тема очень важна на современном этапе, так как проектная деятельность основана на развитие самомтоятельности учащихся, гибкой орган...

План- конспект открытого урока «Развитие основных физических качеств ( быстроты, силы и прыгучести)».
Тема: Развитие физических качеств: быстроты, силы, прыгучести. Задачи:1. Обучение техники скоростного бега. 2. Развит...

«Развитие физических качеств начинающих волейболистов средствами подвижных игр и игровых упражнений»
Конспект урока по физической культуре для 6 класса в разделе спортивные подвижные игры по ФГОС. Цель урока: создать условия для развития ловкости и координации через совершенствование техники передач ...

"Развитие физического качества быстроты на уроке по баскетболу в 5 классах"
Методические рекомендации для учителей физической культуры по развитию физического качества быстрота. В работе дано описание качества быстроты, средств и методов, с помощью которых можно развивать дан...
методическая разработка на тему:" «Система дополнительной общефизической подготовки для развития физических качеств учащихся»
В работе представлен комплекс упражнений направленный на развитие физических качест внедренных в учебный процесс....

Методические рекомендации по развитию физических качеств, необходимых в процессе подготовки спортсменов-танцоров на этапе углубленной специализации.
В работе предлагается одна из методик развития физических качеств танцоров-спортменов, использующая разработанный комплекс тренировочных упражнений....
Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»
Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»...