МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ФГОС
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье раскрываются особенности организации уроков физической культуры по лыжной подготовке с детьми школьного возраста. Так же приведены данные о различных методикахучебных занятий по лыжной подготовке в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ФГОС
Аннотация. В статье раскрываются особенности организации уроков физической культуры по лыжной подготовке с детьми школьного возраста. Так же приведены данные о различных методиках учебных занятий по лыжной подготовке в школе.
Ключевые слова Федеральный государственный образовательный стандарт, лыжная подготовка, дыхательные упражнения, общая выносливость, комплексы специально-подготовительных упражнений, физическая подготовленность.
Актуальность исследования состоит в сравнении основных методик развития физической подготовленности школьников на уроках физической культуры по лыжной подготовке, а также выявление наиболее эффективных направлений, описанных в современных научно-методических исследованиях.
Цель работы- проанализировать программы по лыжной подготовке на уроках физической культуры в школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, а так же выявить основные направления педагогических исследований в методике преподавания.
В результате исследования выявлено, что в школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с первого по одиннадцатый класс. Большая часть уроков по физической культуре в зимний период отводится ей.
Школьная программа направлена на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Данный стандарт содержит требования к результатам, структуре и условиям освоения всех видов программ образования.
В Государственном образовательном стандарте по физическому воспитанию говорится о том, что лыжная подготовка является одним из основных разделов программы формирования физической культуры личности. В настоящее время раздел программы по лыжной подготовке предусматривает как усвоение учащимися технических навыков, таких как ступающий и скользящий шаг - 1, 2, 3 классы, попеременный двухшажный ход - 4, 5 классы, одновременный двухшажный ход - 6 класс, одновременный одношажный ход (основной и скоростной варианты) - 7, 8 классы, одновременный бесшажный ход - 5, 6 классы, попеременный четырёхшажный ход - 9 класс, переходы с одного классического хода на другой - 9, 10, 11 классы. В 8 классе программой предусмотрены и коньковые ходы. Государственная программа содержит и овладение способами передвижения в подъемам в 1-7,10 классах и спусками в 1-4, 7 классах, поворотами в 1, 3-8 классах и торможениями в 4-6, 8 классах, преодоление бугров и впадин - 7 класс, контруклонов - 9 класс, препятствий - 10 класс, так и выполнение временных нормативных требований: лыжные прогулки - 1 класс, прохождение дистанций на время 1 км - 2-5 классы, 2 км - 6-7 классы, 3 км - 8- 9,10-11 (девушки) классы, 5 км -10-11 (юноши) классы, без учета времени 2 км - 2-5 классы, 3 км - 6-7 классы, 5 км - 8-9, 10 классы (девушки), 10 км - 10-11 классы (юноши). В 11 классе изучается и тактика прохождения дистанции - обгон и финиширование.
Качество обучения технике передвижения на лыжах и реализация школьной программы по лыжной подготовке определяются не только методическими особенностями, но и условиями организации проведения занятий. Программой выдвигаются очень важные требования к проведению уроков, которые имеют самое прямое отношение к урокам лыжной подготовки, учитывая особые условия их организации и проведения:
1. На уроке должна быть обеспечена высокая моторная плотность. Необходимо сократить до оптимальной величины время, отводимое на показ и объяснение.
2. Высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует повышению ее качества.
3. Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсивности нагрузку, на уроке лыжной подготовки, в соответствие с полом, возрастом и подготовленностью школьников.
От класса к классу учебные нормативы повышают требования к физической подготовленности учащихся за счет удлинения дистанций и сокращения времени их прохождения. Во 2-5 классах дистанция для девочек и мальчиков- 1 км, в 6-8 классах- 2 км, в 8-9 классах- 3 км, в 10-11 классах у девочек- 3 км, у юношей- 5 км.
Несмотря на то, что происходит постоянное совершенствование школьных программ, все изменения, которые в них вносятся, базируются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах; из этого вытекает не только содержание учебного материала по лыжной подготовке, но и последовательность изучения способов передвижения на лыжах от 1-11-го класса.
Основная направленность на уроках лыжной подготовки заключается в постепенном увеличение длины проходимой дистанции: от 1 км в первом классе до 12 км в одиннадцатом классе у юношей, и до 5 км у девочек.
Какая же первоочередная задача стоит перед учителем физической культуры на уроках лыжной подготовки?
В.Н. Платов и Н.С. Негода утверждают, что особое внимание нужно уделить планированию. Цикловой вариант распределения учебного материала не позволяет в достаточной мере реализовать потенциал лыжной подготовки. Организация занятий по лыжной подготовке на протяжении всего снежного периода года окажет большее влияние на технические умения и физические качества учащихся. Следующий момент затрагивает распределение учебного материала по классам. Так по программе коньковый ход изучается только в 8 классе, хотя целесообразно было бы познакомить с ним учащихся уже в начальной школе. Рост популярности лыжного спорта, превалирование коньковых ходов в лыжных гонках юных спортсменов, которым очень хочется познакомится с высокой скоростью бега по дистанции и ощутить вкус первых побед, заставляет более трезво взглянуть на начальное и последующее обучение технике коньковых ходов. Наблюдения авторов говорят о том, что учащиеся младших классов на соревнованиях свободным стилем используют преимущественно коньковые ходы.
Авторы в своей статье затрагивают и такой вопрос как методики развития физических качеств. Адаптивные возможности современных школьников для защиты систем и функций организма от различных неблагоприятных факторов, воздействующих со стороны внешней и внутренней среды очень низкие. Поэтому нагрузки на уроках лыжной подготовки должны быть соизмеримыми. Как правило, отрицательная реакция организма от нагрузки проявляется уже после занятий. Компетентность учителя состоит в том, что он должен адекватно оценивать нагрузку и вовремя её прекратить. У детей в возрасте от 11 до 14 лет основным средством развития выносливости будет общая физическая подготовка. До 12-13 лет передвижение на лыжах с целью развития выносливости должно быть в аэробном, умеренном режиме, нет никакого смысла заставлять детей бежать на лыжах быстрее, чем они могут. Только с 15 лет рекомендуется добавлять передвижение в зоне большой мощности.
В своих исследованиях авторы статьи приходят к следующим выводам:
1. Уроки лыжной подготовки в школе логично проводить не циклом, а чередовать их с другими разделами программы по физической культуре на протяжении всего снежного периода.
2. Освоение лыжных ходов в доминирующей степени зависит от объёма передвижения, а не от количества указаний учителя и подводящих упражнений. Целостный метод обучения является основным. Учителю достаточно индивидуально корректировать выполнение учащимися элементов техники.
3. Учащиеся 11-12 летнего возраста без трудностей осваивают передвижение коньковым ходом на равнинных участках трассы и под уклон.
Затруднение вызывает передвижение этим ходом в подъём. По этой причине
при приеме контрольных нормативов рекомендуется применять классический стиль передвижения.
4. Для развития физических качеств у младших школьников наиболее эффективно повторное прохождение учебно-тренировочных кругов в умеренном темпе. Этому можно посвятить всю основную часть урока.
Продолжает тему повышения уровня физической подготовленности А.В. Швецов в статье «Методика обучения и совершенствования техники передвижения на лыжах у школьников средних классов». Автором предложены разработанные и внедренные им в учебный процесс комплексы общеразвивающих, имитационных, подводящих и специально-подготовительных упражнений для развития и совершенствования основных физических и двигательных качеств, необходимых при передвижении на лыжах. Разработанные комплексы упражнений применялись на уроках физкультуры в течение бесснежного периода, то есть в 1, 2 и 4-ю четверти и постепенно усложнялись по мере их усвоения. В результате проведенного педагогического эксперимента было выявлено, что применение в течение всего учебного года комплексов специально-подготовительных упражнений, направленных на обучение, углубленное разучивание и совершенствование техники передвижения на лыжах у школьников 5-7 классов.
При примерно одинаковом уровне физической подготовленности и физического развития преимущество на лыжне имеют технически более подготовленные учащиеся. Автор утверждает, что применение специально-подготовительных упражнений в течение всего учебного года повышает эффективность учебной работы на уроках физической культуры у школьников средних классов.
Столь пристальное внимание специалистов к развитию выносливости может быть объяснено многими причинами и, в первую очередь, тем, что достижение высокого ее уровня в школьном возрасте обусловливает расширение функциональных возможностей жизненно важных физиологических систем: дыхания, кровообращения, энергообмена; оказывает содействие совершенствованию и закреплению адаптационных свойств растущего организма.
Так у Новожиловой Ю.С. и Ивановой К.П. в статье «Организационно-методическое обеспечение уроков по лыжной подготовке у учащихся младших классов» говорится о том, что организационно-методическое обеспечение уроков по лыжной подготовке, будет способствовать повышению показателей общей выносливости и общей работоспособности у учащихся младших классов на уроках лыжной подготовки. Воспитание выносливости в данном исследовании осуществлялось посредством игр и игровых упражнений. Использовались игровые упражнения и игры, такие как, «Кто быстрее на лыжах?», «Кто быстрее до флажка?», «Кто первый?», «Салки» (с палками и без), «Кто дальше?», «Пустое место», «Пятнашки на лыжах», «Быстрый лыжник», «Не задень», «За мной», «Пробеги – и не задень!» (ворота из палок). В результате исследования, была выявлена положительная динамика в исследуемых показателях общей выносливости в тестах бег на лыжах 2 км, индекс выносливости, коэффициент выносливости, запас скорости, 6 – минутный бег.
И.А. Ивко, А.В. Бульба в своей статье «Применение дыхательных упражнений на занятиях по лыжной подготовке» описал методику внедрения особого комплекса дыхательных упражнений, направленных на развитие общей выносливости у учащихся.
Результаты корреляционного анализа изучаемых показателей внешнего дыхания и общей выносливости позволили авторам сделать вывод, что применение дополнительных средств, направленных на развитие дыхательной мускулатуры в процессе развития общей выносливости повысит эффективность этого процесса. Полученные результаты были положены в основу составления комплекса дыхательных упражнений, применение которых на занятиях по лыжной подготовке позволит наиболее доступно и эффективно развивать выносливость у детей 13-14 лет. Разработанный комплекс направлен на: обучение правильному ритму дыхания и возможности использования дыхательных упражнений со специальными упражнениями лыжников, совершенствование дыхательных механизмов в процессе передвижения на лыжах, развитие дыхательной мускулатуры; укрепление и сохранение здоровья занимающихся детей.
Заключение. В результате проведённого анализа различных методик по лыжной подготовке на уроках физической культуры, выявлено что, наиболее эффективными являются методики, направленные на обучение и совершенствование техники передвижения на лыжах, с постепенным увеличением длины проходимой дистанции, и включающие игры и игровые упражнения. Совокупность нескольких исследованных методик позволяет наиболее эффективно повышать уровень физической подготовленности не только по лыжной подготовке, но и повысить уровень общей физической подготовленности учащихся.
Список литературы:
- Водневская, Г.В.- Лыжная подготовка и туризм как средство воспитания подростков.- В сборнике: XV Бушелевские чтения сборник материалов научно-практической конференции. 2016.
- Зарипов, Р.Р.- Зачем нужны лыжи в школе и в чем их польза? В сборнике: Психология и педагогика в системе современного образования сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018.
- Лях, В.И., Зданевич, А.А.-Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов/ – М.: Просвещение, с.
- Луньков С.М. Начальное обучение коньковому ходу,- Физическая культура в школе. -2013. -№ 8. – 60 с.
- Русакова, А.С., Дронина, О.А.- В сборнике: Проблемы и перспективы формирования здорового образа жизни в информационном обществе. Материалы международной научно-практической конференции. 2016.
- Швецов, А.В. Методика обучения и совершенствования техники передвижения на лыжах у школьников средних классов.- Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на XII городской научно-практической конференции "Современный урок географии. Речевая культура как условие реализации требований ФГОС", 2012г.
Хочу представить вашему вниманию краткую информацию об опыте своей работы с «особыми детьми».О школе Наш центр образования относиться к образовательным учреждениям, где учатся те, кого выставили...
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.В условиях реализации программы ФГОС.
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.В условиях реализации программы ФГОС....

Применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО
применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО на уроках физики...

Современные образовательныетехнологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС
Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельностиТехнология (в переводе с греческого языка techne – искусство, мастерство)Поэтому каждый урок должен быть построен...

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования.
Статья имеет практическую значимость для учителей общеобразовательных учреждений, а также педагогических работников СПО и ВУЗов....

методическая разработка«Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС»
Эпиграфом к своей работе я взяла слова английского поэта Ричарда ОлдингтонаНичему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки. Современный ...

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»
В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...